18 октября в главном корпусе Мининского университета прошло заседание Экспертного совета Федерального учебно-методического объединения по образованию и педагогическим наукам. Члены совета обсудили разработанную модель по целевому обучению студентов педагогических направлений и их контрактному трудоустройству. Председательствует в совете ректор НГПУ им. К. Минина Александр Федоров. Среди членов совета руководители педагогических вузов страны, включая Ульяновский, Уральский, Ярославский, Сыктывкарский и др., а также представители министерств образования российских регионов.
Существующая на данный момент модель целевого обучения доказала свою неэффективность. Сегодня студенты, обучающиеся за счет города или государства по целевому договору, окончив вуз, крайне редко трудоустраиваются у заказчика и отрабатывают положенный срок. По сути, сейчас это просто возможность получить бесплатное образование. Более того, за нарушение договора к выпускнику вуза сейчас не предусмотрено норм ответственности. Этим вопросам было посвящено селекторное совещание под председательством премьер-министра страны в подмосковных Горках 14 октября. Ректор Мининского университета Александр Федоров совместно с Министром образования и науки О.Ю. Васильевой представил отчет о текущей ситуации с разработкой и запуском новой программы целевой подготовки для педагогов. Программа была одобрена Д.А. Медведевым, было дано поручение о ее внедрении.
Помимо обозначенной проблемы Мининский университет по поручению Минобрнауки России провел мониторинга деятельности педагогических вузов и выявил следующие особенности:
• В последние годы наблюдается приток молодых специалистов в школы, однако они не закрепляются в профессии - спустя 2-3 года 35-40% уходят.
• Педагоги зрелого профессионального возраста 35-45 лет также уходят из школы, следовательно, открытым остается вопрос с удержанием специалистов в профессии.

Разумеется, регионы должны разрабатывать меры материального стимулирования, но А. Федоров убежден, что это не единственные необходимые шаги:
«Я убежден, что крайне важно внедрить идею, поддержанную на заседании премьер-министра, - идею так называемой короткой карьерной линии. Мы должны создать для молодого специалиста условия, чтобы он стремительно развивался профессионально, в том числе обучился в магистратуре, и получил первую (высшую) категорию через 5-7 лет, а не 10-17, как это сейчас. К тому же, необходимо начать развивать то, чем пока никто не занимается - постдипломное сопровождение выпускников, в том числе помощь в составлении «карты профессионального развития» в перспективе на 5-7 лет после окончания вуза».
Модель предполагает, что целевой договор заключается не с первого года обучения, как это происходит сейчас, а с 3го. Предварительно после второго года обучения студенты будут сдавать комплексный экзамен готовности к педагогической деятельности, с лучшими из которых и будут заключаться договоры. При этом ректор подчеркнул, что подобный экзамен ни в коем случае не должен стать аналогом ЕГЭ, а должен включать как оценку знаний, так и творческую часть. Более того, студенты, начиная с первого курса, должны один раз в неделю посещать школы - проект, получивший в Мининском название «клинические практики». По результатам комплексного экзамена студенты будут распределены на 3 потока: прикладной бакалавриат (успешно сдавшие студенты, с которыми заключается целевой договор), научная магистратура или свободное трудоустройство. Первый эксперимент по сдаче подобного экзамена состоится в летнюю сессию 2017 года в 4 университетах страны.

«У нас в Свердловской области есть город Верхняя Салда. Одна школа сделала конкретный заказ на то количество и качество педагогов, которое им нужно получить через 4 года. Это непростая задача, но решается она успешно. Уверена, такой принцип и должен быть положен в основу новой модели целевого обучения».
Разработанная модель апробируется среди членов экспертного совета, в который, как отмечалось, входят российские педагогические вузы, а также Департамент образования Москвы. В 2016-2017 учебном году таких регионов 4 - Нижегородская область, Алтайский край, Свердловская и Ульяновская области, в следующем году - 17.