Мининский университет предоставляет возможность обучающимся, их родителям (законным представителям, а также педагогическим работникам получения психолого-педагогического консультирования в рамках полномочий Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов (далее – РУМЦ). Для получения консультации можно обратиться по телефону: 8 800 550 61 15 или оставить онлайн – заявку, перейдя по ссылке: https://rumc.mininuniver.ru/consult . Для оказания психологических консультаций по вопросам инклюзивного образования в Мининском университете введена должность психолога. Работа психолога с обучающимися, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ), в образовательных организациях заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и студентов-инвалидов, поддержке и укреплении их психического здоровья.
Организация коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися, логопедической помощи обучающимся осуществляется в рамках адаптированной образовательной программы, разрабатываемой выпускающей кафедрой по заявлению студента: https://www.mininuniver.ru/scientific/inklyuzivnoe-obrazovanie/uchebno-metodicheskie-materialy . По запросу обучающихся, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья, высококвалифицированные преподаватели кафедры «Специальной педагогики и психологии» под руководством заведующей кафедрой, кандидата психологических наук, доцента Светланы Николаевны Каштановой реализуют индивидуальные коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, оказывают логопедическую помощь обучающимся. На кафедре работают специалисты высокого уровня, профессионалы, имеющие большой практический опыт и научный потенциал (https://www.mininuniver.ru/training/psychology-pedagogy/special ). Научно-практическая деятельность кафедры отражает последние достижения специальной (дефектологической) науки и практики, обеспечивая актуальный отклик на потребности образовательных учреждений в высококвалифицированных специалистах по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Научно-теоретическое направление кафедры – комплексное исследование отклонений в развитии, разработка и внедрение коррекционно-развивающих, реабилитационных и педагогических технологий – представлено в деятельности штатных сотрудников кафедры
В Мининском университете действуют программы оказания помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью:
1.Реализация адаптированных образовательных программ
Разработка и реализация адаптированных образовательных программ высшего образования (далее – АОПВО) в Университете осуществляется в соответствии с Положением о разработке АОПВО и Методическими рекомендациями по реализации АОПВО, утвержденными решением Ученого совета Университета от 24.04.2016 (протокол № 8), которые ориентированы на решение следующих задач:
АОПВО Университета представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ по направлению подготовки (специальности) высшего образования, разрабатывается на основе соответствующего ФГОС ВО по направлению подготовки, требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Для реализация АОПВО в Университете созданы специальные условия, которые включают в себя как общие условия для всех обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, так и специфические условия для конкретных категорий лиц с различными нарушениями здоровья и обеспечивают реализацию их особых образовательных потребностей.
Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование:
В случае если содержание дисциплины (модуля) предполагает выполнения определенных специфических действий и представляет собой проблему или действие, невыполнимое для обучающихся, испытывающих трудности с передвижением или речью, то преподаватели данных дисциплин (модулей) учитывают эти особенности и предлагают обучающимся инвалидам и обучающимся с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала.
Для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания модулей, для дополнительных индивидуальных консультаций и занятий с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ в Университете могут привлекаться тьюторы (в том числе обучающиеся старших курсов, хорошо знающие предмет).
Мининский университет реализует две АОПВО уровня бакалавриата и магистратуры по следующим направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. АОПВО созданы для обучающихся с инвалидностью по основным видам нозологий: с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Наличие адаптированных учебно-методических материалов
Обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим Университет обеспечивает их печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и другие учебно-методические материалы) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
1) для лиц с нарушениями зрения:
2) для лиц с нарушениями слуха:
3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
4) для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
Данный перечень дополняется и конкретизируется исходя из потребностей конкретного обучающегося с инвалидностью или ОВЗ.
Для освоения образовательной программы обучающимся инвалидам и обучающимся с ОВЗ Университетом предоставляются также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при необходимости).
3. Наличие специальных средств обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов | В рамках проекта "Доступная среда" по внедрению и апробации дистанционных технологий в образовательный процесс при поддержке Cisco в систему Moodle переведены в электронные ресурсы дидактические материалы и учебные пособия. |
Наличие специальных технических средств обучения | Звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата |
Оснащение аудиторий для проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий | Спортивное оборудование, адаптированное для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, специализированными тренажерами. |
Возможность предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь | В штатном расписании предусмотрены соответствующие ставки (специалист по спец.техническим и программным средствам обучения). |
Возможность предоставления услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков | В штатном расписании предусмотрены соответствующие ставки (сурдопедагог, сурдопереводчик, тифлопедагог). |
Возможность проведения групповых и индивидуальных занятий | Созданы условия для проведения групповых и индивидуальных занятий для лиц с ОВЗ |
Внеучебная воспитательная деятельность и молодежная политика являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В Мининском гуниверситете организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у студентов социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и профессиональной культуры.
Внеучебная деятельность в Мининском университете организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с нормативно развивающимися сверстниками. Каждый студент университета может выступать инициатором создания студенческого объединения (далее – СО), либо быть его участником. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу. В настоящее время в вузе функционируют 42 СО по десяти приоритетным направлениям молодежной политики Российской Федерации: наука и инновации, профессиональные компетенции, культура и творчество, студенческий спорт и ЗОЖ, волонтерство и социальное проектирование, историко-патриотическое воспитание, межкультурный диалог, студенческие информационные ресурсы, социальные стандарты и права студентов.
С 2016 года Мининский университет оказывает финансовую поддержку студенческих проектов в рамках ежегодной обучающей лидерской студенческой смены «СОдействие». Студенты-инвалиды, а также студенты с ограниченными возможностями здоровья успешно реализуют социальные проекты в условиях включенности в деятельность студенческих объединений. В 2016 году вузом были поддержаны и профинансированы 12 студенческих проектов, среди которых проект Зайцевой Анны «Расширяя границы», направленный на расширение информационного поля о людях с ОВЗ и инвалидностью, проект Шутовой Юлии «Рука помощи», предполагающий оказание помощи социально-реабилитационному центру «Солнышко», проект Курылевой Анны «Кино не для всех, но для каждого», представляющий собой цикл тематических кинолекториев «о людях с особыми потребностями». В реализации данных проектов приняли участие не менее 400 студентов Мининского университета, среди которых 8 имеют ограничения возможностей здоровья различной нозологии.
Специальные технические средства обучения для лиц с нарушением зрения и слабовидящих
Наименование оборудования | Описание оборудования | |
Персональный компьютер | МК персональному компьютеру или ноутбуку подсоединяется видеоувеличитель, дисплей Брайля. На персональный компьютер устанавливается программа экранного доступа, с помощью которой информация на мониторе увеличивается, озвучивается, а также появляется возможность ввода информации с помощью дисплея Брайля | |
Видеоувеличитель электронный ручной | Электронный ручной видеоувеличитель предназначен для чтения слабовидящими людьми с остротой зрения до 0,005% печатных текстов на экране телевизионного монитора. Может подключаться к видеовходу любого стандартного телевизора или к компьютер | |
Дисплей Брайля | Дисплей оснащен сорококлеточной брайлевской строкой и клавишами для брайлевского ввода. Представляет собой многофункциональное устройство со встроенной функцией блокнота и беспроводной технологией Bluetooth для преобразования текста с Вашего компьютера, планшета или смартфона в шрифт Брайля. Позволяет людям с нарушением зрения читать информацию с помощью брайлевских символов. | |
Программа экранного доступа | Программа экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода и вывода текста посредства шрифта Брайля | |
Видеоувеличитель переносной | Сверхгибкое решение кронштейна камеры позволяет вращать ее вертикально и горизонтально. При этом с любого расстояния, возможно, получать четкие изображения. Увеличение: от 4 до 40 крат на мониторе 17``. Оптический зум: 10х. Фокусировка: Автофокус и ручная настройка фокуса. Различные цветовые комбинации: 10 вариантов переднего плана и фона. Вес: 1,1 кг. Высота в разложенном виде: 39 см. | |
Видеоувеличитель портативный | Ролик в основания, который помогает без особых усилий передвигать устройство по тексту вертикально. Функция «Перемещай и читай» помогает читать ровно по строке. Колесико увеличения для плавной регулировки кратности увеличения. Возможность выделения областей чтения с помощью регулируемых горизонтальных линий. Большой 3,3 – дюймовый дисплей с возможностью регулировать уровень яркости. Удобная тактильная кнопка для открытия и закрытия Traveller HD. | |
Портативный тифлофлешплеер | Портативное персональное устройство для прослушивания аудиокниг в специальном защитном формате специализированных библиотек РФ. Функции: прослушивание аудиокниг, прослушивание музыки, радио, диктофон, часы, будильник, таймер, соединение с сетью Интернет, калькулятор, компас, ежедневник, возможность записи с внешнего источник | |
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля | Принтер служит для создания печатных материалов со шрифтом Брайля. Скорость печати: до 25 знаков в секунду. Режим печати: односторонняя печать. Высота точек Брайля: 3 настраиваемые высоты. Разрешение при тактильной печати: 17 точек на дюйм. Высота точек тактильной графики: различная для представления цветов. Подача бумаги: непрерывная автоматическая подача, подача по одному листу. |
Специальные технические средства обучения для лиц с нарушением слуха и слабослышащих
Наименование оборудования | Описание оборудования | |
Радиокласс (FM-система) | Уровень шума в классе и расстояние между учителем и учеником теперь не имеют значение. Если ребенок использует FM-систему во время занятия, родители могут быть уверены в том, что он не пропустит важную информацию из объяснения преподавателя. FM-система – необходимый помощник при проведении занятий по развитию речи с детьми. Студент с нарушенным слухом слышит речь учителя без искажений, белее четко и доступно для восприятия. Встроенный в FM-приемник микрофон помогает студенту слышать собственную речь, исправлять ошибки произношения. | |
Информационные индукционные системы для слабослышащих | Стационарные и портативные устройства, которые позволяют пользователям слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов лучше слышать в условиях окружающего шума и реверберации. Индукционные системы информационные также служат для передачи голоса или иного аудиосигнала с микрофона непосредственно в слуховые аппараты или кохлеарные импланты учащихся:
| |
Дисплей Брайля | Дисплей оснащен сорококлеточной брайлевской строкой и клавишами для брайлевского ввода. Представляет собой многофункциональное устройство со встроенной функцией блокнота и беспроводной технологией Bluetooth для преобразования текста с Вашего компьютера, планшета или смартфона в шрифт Брайля. Позволяет людям с нарушением зрения читать информацию с помощью брайлевских символов. | |
Слухоречевой тренажер Соло | Предназначен для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, отработки ритмико-интонационной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими различную степень потери слуха. |
Специальные технические средства обучения для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП
Наименование оборудования | Описание оборудования | |
Клавиатура, адаптированная с крупными кнопками + пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводная | МК Устройство предназначено для ввода числовой и текстовой информации и для управления компьютером. | |
Джойстик компьютерный адаптированный, беспроводной | Компьютерный джойстик полностью заменяет компьютерную мышь для удобства работы людей с нарушением моторики. Предназначен для управления курсором вместо компьютерной мыши. В комплекте поставляются 3 насадки — шар, рычаг и ручка. На верхней части джойстика расположены кнопки, соответствующие правой и левой кнопкам обычной компьютерной мыши. На джойстике располагается кнопка питания и световой индикатор, показывающий переключение режимов вкл./выкл. | |
Выносная компьютерная кнопка, беспроводная | Кнопка беспроводная диаметром имеет низкий профиль для удобства расположения руки, нажатие при минимальном усилии руки, имеет дополнительный наклон в передне-заднем направлении. Кнопка предназначена для людей с ОВЗ. Изготовлена из высокопрочной пластмассы. Имеет возможность подключения к джойстикам, роллерам и клавиатуре с помощью ресивера для беспроводной связи. | |
Ресивер для беспроводной связи | Устройство обеспечивает беспроводное подключение устройств (клавиатура, джойстик, выносная кнопка) к компьютеру. Радиус действия: не менее 10 м. Обеспечение одновременного подключения не менее 4-х устройств. | |
Стол адаптированный | Стол рабочий для детей и взрослых с двигательными нарушениями, регулируемый по высоте. Имеет металлический каркас из плоскоовальной трубы. Крышка стола размером 1000*600 мм, имеет радиусный вырез шириной 600 мм. Глубина радиусного выреза 100 мм, что позволяет сидящему за столом свободно доставать предметы расположенные на противоположном крае стола. |
Главный принцип архитектурной доступности ВУЗа – это равенство и удобство для всех студентов и сотрудников, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В Мининском университете созданы все условия для реализации инклюзивного образования. В учебном корпусе № 7 (ул. Челюскинцев, 9) организована безбарьерная архитектурная среда (доступность прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри здания, наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения, системы оповещения и сигнализации). Учебный процесс осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий в сочетании с традиционными формами. Для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривается возможность обучения по индивидуальному графику по адаптированным образовательным программам, включая сдачу экзаменов и зачетов в дистанционной форме. В частности специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья представлены ниже:
Обеспечение доступа в здание | Лестница с поручнями, имеется пандус, расширен проем входной двери. |
Доступность путей перемещения внутри здания | Система противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами; информационное табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией; лестница с поручнями, пандус. |
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с ОВЗ | Туалетные кабины доступны для маломобильных студентов, установлены откидные опорные поручни, штанги, поворотные и откидные сидения. |
Возможность предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь | В штатном расписании предусмотрены соответствующие ставки (специалист по спец.техническим и программным средствам обучения). |
Возможность предоставления услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков | В штатном расписании предусмотрены соответствующие ставки (сурдопедагог, сурдопереводчик, тифлопедагог). |
При возникновении трудностей с передвижением по территории университета имеется возможность воспользоваться услугами сотрудника по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наименование оборудования | Описание оборудования | |
Автономно-мобильное подъемно-транспортное средство для перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам (лестничный подъемник) | Мобильный лестничный электрический подъемник гусеничного типа на аккумуляторных обеспечивает возможность удобного подъема посетителей на их собственных инвалидных колясках по лестница и порогам. Устройство компактно, легко в эксплуатации, не требует обучения персонала. Устройством может управлять человек без особых физических данных. Инвалидная коляска быстро крепится к устройству на специальных крепежах. Устройство максимально безопасно – опирается на несколько ступеней, имеет строенную защиту от наклонов, неожиданного разряда батареи. | |
Звуковой маяк ПАРУС с беспроводной антивандальной кнопкой активации | Предназначен для воспроизведения аудиосообщений с целью:
Надписи выполнены выпуклым шрифтом Брайля. Благодаря большой зоне нажатия и подтверждению вызова звуковым и световым сигналом подходит для использования всеми категориями людей с ОВЗ. | |
Знак «Парковка для инвалидов» | Оборудование предназначено для обозначения парковочного места для инвалида. Включает в себя дорожные знаки | |
Индикатор безопасности наклейка «желтый круг» | Предназначен как информационный знак, индикатор безопасности – Осторожно препятствие! («желтые круг»). Устанавливается на стеклянные двери. | |
Информационное табло для размещения на входе в учреждение (с плоско-выпуклым шрифтами и текстом, дублированным шрифтом Брайля) | Предназначен для информирования слабовидящих и незрячих посетителей, а также другие группы МНГ о названии учреждения. Все тексты выполнены плоско-выпуклым шрифтами. Благодаря дублированию шрифтом Брайля информативен для незрячих посетителей. | |
Информационно-коммуникационная панель | Индукционная система со встроенным сенсорным экраном и ПО для обмена текстовыми сообщениями с другим планшетом – т.н. функция «текстофон». Система предназначена для помощи в коммуникации и получении информации людям с нарушенной функцией слуха, а также с коммуникационными проблемами.
| |
Информационно-тактильный высококонтрастный знак «Название кабинета» | Табличка с надписями, дублированными рельефным шрифтом Брайля. Предназначены для информирования инвалидов по зрению о названии кабинетов | |
Информационный терминал со встроенной информационной индукционный петлей | Информационный сенсорный терминал (напольный компьютер с сенсорным экраном) со специальным программным обеспечением людей с ограниченными возможностями здоровья. Встроенная информационная индукционная система для слабовидящих. Комплекс встроенных видеокамер для общения глухих посетителей на жестовом языке с оператором диспетчерских служб. Автоматическая система голосового озвучивания текстовой информации. Системна сенсорного управления. Возможность удалённого управления через сеть Интернет информационным наполнением терминала и с возможностью обмена текстовыми сообщениями между терминалом и планшетами или компьютером сотрудников учреждения в комплекте с сенсорным планшетом сотрудников учреждения в комплекте с сенсорным планшетом и специальным программным обеспечением для него для удаленного обмена текстовыми сообщениями с терминалом. | |
Кнопка универсальная с широкой зоной нажатия, с звуковыми и световым сигналом подтверждения нажатия, антивандальным корпусов, текстом, дублированным шрифтом Брайля | Кнопка предназначена для передачи сигнала вызова помощи на приемник. Сигнал передается беспроводным образом. Заряда батарейки хватает на несколько лет использования.
| |
Комплект информационных рельефных знаков для людей с ограниченными возможностями здоровья | Предназначены для информирования людей с ОВЗ о наличии значимых возможностей, путей передвижения, наличие препятствий и пр. | |
Контрастные полосы на ступени | Стандарты оснащения учреждения в рамках комплекса мероприятий по формированию доступности требует нанесение на первую и последнюю ступень лестниц контрастных желтых полос для обозначения габаритов лестницы | |
Мнемосхема | Представляет собой тактильную схему движения по зданию или прилегающей территории учреждения с перечнем объектов, указанием их местоположения, выполненных плосковыпуклым шрифтом и дублированным шрифтом Брайля. Позволяет незрячим и слабовидящим посетителям ориентироваться в пространстве. | |
Противоскользящее покрытие типа «антикаблук» для размещения на входе в учреждение | Люди с инвалидностью имеют повышенный риск травмирования на скользких поверхностях. Входные группы каждого учреждения должны быть оснащены специальными средствами, предотвращающими такие риски. Тип плетения – антикаблук – необходим для предотвращения попадания женских каблуков в пустоты покрытия. | |
Тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях | Пути движения слабовидящих и незрячих людей внутри и снаружи помещений оснащаются специальной тактильной плиткой, рисунок которой показывает либо направление движения (направляющие полосы), либо наличие препятствий на пути движения (специальные рельефные точки) | |
Система информационная для слабослышащих персональная | Предназначена для передачи аудиоинформации пользователям слуховых аппаратов и слуховой систем в условиях повышенного уровня окружающего шума или при наличии преграды между собеседниками, в общественных местах. Переносные системы предназначены для размещения в зонах приема посетителей, позволяют ситуационно переносить системы с места на место. Прослушивание аудиоинформации человеком с нарушенным слухом производится через слуховой аппарат в режиме индукционной катушки «Т». Переносная система преобразует акустический сигнал (речь оператора) или электрический аудиосигнал (сигнал громкой связи) в электромагнитный, который принимается индукционной катушкой слухового аппарата. | |
Оборудование санитарной комнаты | ||
Поручень для раковины с антибактериальным покрытием | Предназначен для осуществления возможности пользования раковиной людьми с нарушением функций опорно-двигательного аппарата | |
Поручень напольно-настенный с антибактериальным покрытием | Предназначен для осуществления возможности опоры при пересаживании человека с инвалидной коляски на унитаз, а также пользования унитазом людьми с другими нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | |
Специальная адаптированная раковина | Раковина медицинская для инвалидов предназначена для людей с ОВЗ, удобное углубление позволит ближе расположиться перед умывальником, чтобы была возможность достать смеситель и другие ванные принадлежности. | |
Специальное адаптированное поворотное зеркало с длинной ручкой для регулирования уровня наклона | Зеркало поворачивается в разных плоскостях, позволяет инвалидам настроить оптимальный для себя угол наклона. Поворот в разных плоскостях осуществляется специальной выносной ручкой | |
Специальный адаптированный смеситель с длинной ручкой для открывания воды и регулирования температуры воды | Смеситель со специальной ручкой позволяет им пользоваться людям с нарушенной функцией кистей рук. | |
Специальный адаптированный унитаз с повышенной высотой сиденья и увеличенной базой | Увеличенная база сиденья и увеличенная высота расположенная сиденья значительно облегчает возможность пользования унитазом людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе людям на инвалидных колясках |
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (пункт 26 статьи 2) понятие средства обучения и воспитания включает: «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
Средства обучения и воспитания ― обязательные элементы оснащения образовательного процесса. НГПУ им.К. Минина располагает необходимым составом таких средств. Информация о наличии средств обучения и воспитания и их приспособленности для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья представлена ниже.
Приборы, инструменты, инвентарь и специализированное оборудование
В целях обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в соответствие с их потребностями и возможностями, для организации учебного процесса предусмотрено использование приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования.
Оснащение для организации обучения студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:
Оснащение для организации обучения студентов с нарушением слуха:
Оснащение для организации обучения студентов с нарушением зрения:
Учебно-наглядные пособия, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: наглядно-дидактические материалы, презентации, стенды, плакаты, учебные фильмы по темам лекций читаемых дисциплин и др.
Компьютеры и информационно-телекоммуникационные сети, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: персональные компьютеры для студентов, ноутбуки для учебных занятий, корпоративная сеть Университета.
Аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: проекторы, экраны, веб-камеры, фото- и видеоаппаратура.
Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: печатная учебная литература и учебно-методические пособия, методические рекомендации по дисциплинам для обучающихся, аудиофайлы по дисциплинам, электронные курсы в системе дистанционного образования Moodle, электронные учебники и методические пособия в электронной библиотеке.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим Университет обеспечивает их учебно – методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
1. для лиц с нарушениями зрения:
2. для лиц с нарушениями слуха:
3. для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Информация о средствах воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Внеучебная воспитательная деятельность и молодежная политика являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В Мининском гуниверситете организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у студентов социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и профессиональной культуры.
Внеучебная деятельность в Мининском университете организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с нормативно развивающимися сверстниками. Каждый студент университета может выступать инициатором создания студенческого объединения (далее – СО), либо быть его участником. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу. В настоящее время в вузе функционируют 42 СО по десяти приоритетным направлениям молодежной политики Российской Федерации: наука и инновации, профессиональные компетенции, культура и творчество, студенческий спорт и ЗОЖ, волонтерство и социальное проектирование, историко-патриотическое воспитание, межкультурный диалог, студенческие информационные ресурсы, социальные стандарты и права студентов.
С 2016 года Мининский университет оказывает финансовую поддержку студенческих проектов в рамках ежегодной обучающей лидерской студенческой смены «СОдействие». Студенты-инвалиды, а также студенты с ограниченными возможностями здоровья успешно реализуют социальные проекты в условиях включенности в деятельность студенческих объединений. В 2016 году вузом были поддержаны и профинансированы 12 студенческих проектов, среди которых проект Зайцевой Анны «Расширяя границы», направленный на расширение информационного поля о людях с ОВЗ и инвалидностью, проект Шутовой Юлии «Рука помощи», предполагающий оказание помощи социально-реабилитационному центру «Солнышко», проект Курылевой Анны «Кино не для всех, но для каждого», представляющий собой цикл тематических кинолекториев «о людях с особыми потребностями». В реализации данных проектов приняли участие не менее 400 студентов Мининского университета, среди которых 8 имеют ограничения возможностей здоровья различной нозологии.
Организация волонтерской деятельности
В университете ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедрена форма: волонтерское движение студенчества.
Одним из социально значимых направлений волонтерского движения обучающихся Мининского университета является помощь в социализации и адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождение инклюзивного образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях толерантной социокультурной среды вуза. В настоящее время в Мининском университете существуют следующие студенческие объединения волонтерской направленности: «Пеликановский спецназ»; «Волонтеры Мининского»; «Поколение Добра», реализующие проекты, направленные на социальное сопровождение инклюзивного образования обучающихся. Среди данных проектов можно отметить направленные на студентов Мининского университета, имеющих инвалидность и ОВЗ, а также проекты, направленные на работу с такими категориями граждан в Нижнем Новгороде и Нижегородской области (воспитанники детских домов; коррекционных школ; ветераны боевых действий и т.д.).
Координация работы волонтеров Мининского университета осуществляется отделом по сетевому сотрудничеству и социальному партнерству Мининского университета. Отдел тесно взаимодействует с общественными добровольческими организациями, профкомом студентов, спортивным клубом, спортивно-оздоровительным лагерем «Веселый берег», деканами и заместителями деканов, кураторами академических групп. В настоящее время ведется работа по созданию на базе Мининского университета волонтерского центра Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
Волонтерский корпус Мининского университета начал формироваться в 2010 году и на сегодняшний день насчитывает более 250 студентов.
В актовых залах университета со стационарными местами предусмотрены 5% мест для людей на креслах-колясках от общего количества посадочных мест, имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование, имеется 5% мест для лиц с недостатками зрения от общего количества посадочных мест, оборудованных портативными видеоувеличителями.
Созданный в Мининском университете дизайн образовательной среды дает равные возможности для всех студентов осваивать образовательные программы, заниматься научной деятельностью и активно участвовать в социальной деятельности университета.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский кабинет | Медицинский кабинет | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Советский р-н, ул. Бекетова, д.6 |
Трудовой договор № 412с от 09.11.21 г. Мед кабинет |
1 | 0 | 33,3 | 0 |
понедельник - четверг с 11 до 15 час. |
нет |
Медицинское сопровождение в Мининском университете направлено на сохранение и укрепление здоровья студентов с инвалидностью, развитие их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
С этой целью в вузе созданы оптимальные условия для организации медицинского сопровождения, которое носит медицинско-оздоровительный характер.
Для оказания первой медицинской помощи организован стационарный пункт пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации. В функции медицинского пункта также входит диагностика физического состояния обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
С целью обеспечения врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе, организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими). Университет заключил договор о сотрудничестве с Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства (ФБУЗ ПОМЦ ФМБА) России.
С целью пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации, осуществления практической и научно-исследовательской деятельности по основам психологического консультирования Университет заключил договор о сотрудничестве с общественной организацией «Медицинская ассоциация Нижегородской области», совместно с которой регулярно проводятся лекции и тренинги, направленные на борьбу с табакокурением, употреблением алкоголя и наркотиков.
Функционирует студенческий спортивно-оздоровительный лагерь «Веселый берег».
Доступ обучающимся, в т.ч. инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья университета к электронному библиотечному каталогу библиотеки университета осуществляется без процедуры регистрации, режим доступа: http://www.mininuniver.ru/about/library.
Право неограниченного доступа к электронно-библиотечным системам, например - «Университетская библиотека онлайн», получают все обучающиеся, в т.ч. инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья со всех компьютеров университета согласно условиям договоров.
Доступ обучающимся, в т.ч. инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья университета к официальной, справочной, учебной и другой информации на официальном сайте университета, режим доступа: http://www.mininuniver.ru/, осуществляется без процедуры регистрации.
Доступ обучающимся, в т.ч. инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья университета к информации, размещенной в социальной сети университета, режим доступа: http://vk.com/public35525391, https://www.facebook.com/mininuniver, осуществляется без процедуры регистрации через личную учетную запись пользователя.
Доступ всем обучающимся университета на информационный портал университета (блогосфера) осуществляется без процедуры регистрации, режим доступа: http://blogmininuniver.wordpress.com/.
Доступ обучающимся, в т.ч. инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья, университета на сервис корпоративной электронной почты обучающихся @st.mininuniver.ru предоставляется с использованием регистрационных данных согласно Положению о корпоративной почте обучающихся с главной страницы ЭИОС университета, режим доступа: http://ya.mininuniver.ru/, по ссылке на иконку @mail.ru или с образовательного портала «Электронное обучение», режим доступа: http://ya.mininuniver.ru/sdo, по ссылке "Корпоративная почта Mail.ru".
Доступ обучающимся, в т.ч. инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья, университета на сервис корпоративной электронной почты обучающихся @std.mininuniver.ruпредоставляется с использованием регистрационных данных согласно Положению о корпоративной почте обучающихся с главной страницы ЭИОС университета, режим доступа: http://ya.mininuniver.ru/sdo, по ссылке на иконку Яндекс или с образовательного портала «Электронное обучение», режим доступа: http://ya.mininuniver.ru/sdo, по ссылке "Корпоративная почта Яндекс".
Доступ обучающимся, в т.ч. инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья, университета к закрытым электронным образовательным ресурсам предоставляется с использованием регистрационных данных с портала «Электронное обучение» по ссылке "Система Moodle", режим доступа: http://ya.mininuniver.ru/. Форма предоставления доступа – веб-интерфейс. Запись обучающегося на электронный курс в LMS Moodle осуществляется преподавателем университета. Доступ к персонализированной части веб-сервисов ЭИОС университета, режим доступа: http://ya.mininuniver.ru/, предоставляется всем обучающимся, в т.ч. инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья, университета через процесс авторизации в личном кабинете с использованием регистрационных данных согласно Положению об ЭИОС Мининского университета.
Предоставление доступа осуществляется администраторами отдела развития электронного обучения через регистрацию пользователей в единой базе данных с формированием единой учетной записи пользователя (логина и пароля). Выдача регистрационных данных (логина и пароля) производится администратором отдела развития электронного обучения университета.
Доступ обучающимся, в т.ч. инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья, университета к открытым электронным образовательным ресурсам предоставляется с образовательного портала «Электронное обучение», режим доступа: http://ya.mininuniver.ru/sdo, по ссылкам, указанным в разделе "Открытые ресурсы", через саморегистрацию. Форма предоставления доступа – веб-интерфейс
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека | Библиотека | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул. Ульянова, д. 1 | 20 | 0 | 838,8 | 0 |
Понедельник-пятница с 9.00 до 17.00, суббота с 9.00 до 15.00. |
приспособлено |
||
2 | Библиотека | Библиотека | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, ул. Челюскинцев, д. 9 | 50 | 50 | 461,4 | 461,4 |
Понедельник-пятница с 9.00 до 17.00, суббота с 9.00 до 15.00. |
Приспособлено |
||
3 | Библиотека | Библиотека | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, пл. Минина и Пожарского, д.7 | 20 | 0 | 300,0 | 0 |
Не приспособлено |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Столовая | Столовая | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Советский р-н, пр-т Гагарина, д. 6 |
Договор аренды №624 питание Гаг.6 |
22 | 0 | 65,8 | 0 |
не приспособлено |
||
2 | Столовая | Столовая | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул. Ульянова, д. 1 |
договор аренды №608 от 20.05.22 Питание Ульянова, 1 |
120 | 120 | 214,1 | 0 |
Понедельник-пятница с 8.00 до 16.30 |
частично приспособлено |
|
3 | Столовая | Столовая | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, пл. Минина и Пожарского, д. 7 |
договор аренды №610 от 20.06.22 Питание пл. Мин.7 |
63 | 63 | 67,8 | 0 |
Понедельник-пятница с 8.00 до 18.00, суббота с 8.00 до 14.00. |
частично приспособлено |
|
4 | Буфет | Буфет | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Канавинский р-н, ул. Луначарского, д. 23 |
договор аренды № 607 от 20.05.22 Буфет Лунач.23 |
24 | 24 | 33,3 | 0 |
Понедельник-пятница с 8.00 до 17.00 |
частично приспособлено |
|
5 | Столовая | Столовая | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, ул. Челюскинцев, д. 9 |
договор аренды №609 от 20.06.22 Питание Чел.9 |
87 | 87 | 150,9 | 150,9 |
Понедельник-пятница с 8.00 до 17.00 |
приспособлено |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Гимнастический зал | Гимнастический зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, пл. Минина и Пожарского, д. 7А | 30 | 30 | 151,2 | 151,2 |
Приспособлено |
|||
2 | Тренажерный зал | Тренажерный зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, ул. Челюскинцев, д. 9 | 10 | 10 | 44,5 | 44,5 |
Понедельник-суббота с 8.30 до 21.30. |
Приспособлено |
||
3 | Спортивный зал | Спортивный зал | Нижегородская область, Нижегородский р-н, г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 38 | 10 | 10 | 49,2 | 0 |
Понедельник, вторник, четверг, суббота с 8.30 до 20.00, среда, пятница с 8.30 до 21.30. |
частично приспособлено |
||
4 | Тренажерный зал | Тренажерный зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул. Пискунова, д. 38 | 12 | 12 | 68,9 | 0 |
Понедельник, вторник, четверг, суббота с 8.30 до 20.00, среда, пятница с 8.30 до 21.30. |
частично приспособлено |
||
5 | Спортивный зал | Спортивный зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул. Пискунова, д. 38 | 15 | 15 | 66,9 | 0 |
Понедельник, вторник, четверг, суббота с 8.30 до 20.00, среда, пятница с 8.30 до 21.30. |
частично приспособлено |
||
6 | Спортивный зал | Спортивный зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул. Пискунова, д. 38 | 50 | 50 | 339,1 | 0 |
Понедельник, вторник, четверг, суббота с 8.30 до 20.00, среда, пятница с 8.30 до 21.30. |
частично приспособлено |
||
7 | Тренажерный зал | Тренажерный зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, пл. Минина и Пожарского, д.7А | 15 | 15 | 152,2 | 152,2 |
Понедельник с 8.30 до 13.30 час., среда с 10.10 до 15.10 час. |
Приспособлено |
||
8 | Манеж легкоатлетический | Манеж легкоатлетический | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, пл. Минина и Пожарского, д. 7А | 60 | 60 | 839,3 | 839,3 |
Понедельник с 10.10 до 15.10 час., вторник с 10.10 до 15.10 час., среда с 10.10 до 13.30 час., четверг с 12.00 до 13.30 час. |
Приспособлено |
||
9 | Тренажерный зал | Тренажерный зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, пл. Минина и Пожарского, д. 7А | 5 | 5 | 28,7 | 28,7 |
Понедельник с 8.30 до 18.40 час., вторник с 8.30 до 22.00 час., среда с 15.30 до 17.00 час., четверг с 8.30 до 22.00 час., пятница с 15.30 до 18.40 час. |
Приспособлено |
||
10 | Спортивный зал | Спортивный зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский р-н, пл. Минина и Пожарского, д. 7А | 50 | 50 | 620,3 | 620,3 |
Понедельник с 8.30 до 17.00 час., вторник с 10.10 до 20.20 час., среда с 8.30 до 13.30 час., четверг с 8.30 до 18.40 час., пятница с 8.30 до 20.20 час., суббота с 10.10 до 15.10 час. |
Приспособлено |
||
11 | ЛФК | ЛФК | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, ул. Челюскинцев, д. 9 | 20 | 20 | 93,5 | 93,5 |
Понедельник - суббота с 8.30 до 20.20. |
Приспособлено |
||
12 | Спортивный зал | Спортивный зал | Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Автозаводский р-н, ул. Челюскинцев, д. 9 | 70 | 70 | 616,6 | 616,6 |
Понедельник-суббота с 8.30 до 21.30. |
Приспособлено |
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
3 1 |
Нет Нет |
Общая площадь (кв.м.) | 14737,6 | Нет |
Жилая площадь (кв.м.) | 8315,7 | Нет |
Количество жилых помещений:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
483 2 |
Нет Нет |
Количество мест:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
1342 6 |
Нет Нет |
Обеспеченность 100% мягкими и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам | да | - |
Наличие питания (включая буфеты, столовые) | нет | - |
В общежитиях установлены на входе таблички, выполненные шрифтом Брайля, на входе оборудована дежурная кнопка круглосуточного вызова помощи