28 сентября 

Сегодня в Мининском университете стартовал полуфинал Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель географии»

Организаторами конкурса являются Нижегородское региональное отделение ВОО «Русское географическое общество» и Фонд «Устойчивое развитие Нижегородской области» при поддержке Министерства образования, науки  молодёжной политики Нижегородской области, НГПУ им.К.Минина и Ассоциации учителей географии Нижегородской области.  

В рамках полуфинала учителя географии из 15 субъектов Российской Федерации представят экспертной комиссии урок и внеурочное мероприятие.

В условиях действующих ограничений конкурсные мероприятия транслируются участниками в формате видеоконференции Zoom и оцениваются экспертами дистанционно.

В первый конкурсный день с приветственным словом к участникам обратился член жюри - доктор педагогических наук, председатель Российской ассоциации учителей географии Александр Лобжанидзе.  

Открыла первый конкурсный день учитель географии гимназии им. академика Н.Г. Басова при Воронежском государственном университете Татьяна Стефаненко. Она представила урок-обобщение по разделу «Зарубежная Европа» в курсе социально-экономической географии мира, 10-11 классы. Урок прошёл в форме игры «Коммуникативный бой» и представлял суд над Европой, где учащиеся выступили в роли обвинителей, адвокатов и присяжных заседателей.

Второй урок конкурсного дня представила учитель географии лицея №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы Янина Царегородцева – «Атмосферное давление вокруг нас», 6 класс. Урок изучения нового материала носил ярко выраженный практикоориентированный характер, ключевым этапом его стал лабораторный практикум, где каждая пара учащихся, выполняя своё задание, включилась в самостоятельную исследовательскую деятельность. 

Жюри оценивало презентацию проекта урока, его предметное содержание, организационную культуру педагога. 

Особое внимание экспертов обращалось на педагогические и методические основы организации урока и профессионально-личностные качества конкурсантов. Важным завершающим моментом  конкурсного мероприятия «Урок» стали ответы конкурсантов на вопросы экспертов.

По итогам первого конкурсного дня комиссия отметила разнообразие подходов к организации и проведению уроков географии конкурсантами, владение современными педагогическими технологиями и высокую коммуникативную культуру педагогов.

 

29 сентября 

В начале второго конкурсного дня с приветствием к участникам и членам экспертной комиссии обратилась и.о. ректора Мининского университета Елена Илалтдинова. В своём выступлении она отметила, что важность педагогического труда и профессиональной коммуникации сложно переоценить. И Мининский университет гордится тем, что именно на его базе в рамках Конкурса создана эта уникальная площадка для обмена опытом между педагогами из разных регионов России, для общения с экспертным сообществом, для объединения усилий учёных и учителей для совершенствования географического образования в стране и повышения престижа профессии учителя. Елена Илалтдинова выразила надежду на то, что при поддержке Русского географического общества и Министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Всероссийский конкурс учителей географии на базе Мининского университета станет ежегодным.

Второй конкурсный день открыл урок учителя географии Пивкинской СОШ (с.Пивкино Курганской области) Вячеслава Пиняева. В основу его урока изучения нового материала «Особенности рельефа России» (8 класс) была положена групповая работа, организованная на всех этапах учебного занятия. Кокурсант продемонстрировал реализацию технологии развития критического мышления через чтение и письмо в сочетании с развитием коммуникативных умений школьников. 

Светлана Хабибрахманова, учитель географии Заинской СОШ№4 (г. Заинск, Республика Татарстан), организовала перепись населения класса в рамках своего урока обобщения «Состав и население России» (9 класс). На примере своих семей учащиеся на занятии рассмотрели национальный и религиозный состав республики, изучили половозрастную структуру населения своего региона, типы и состав домохозяйств. Важной составляющей урока стала практическая работа по обработке и интерпретации самостоятельно собранных статистических данных. 

Завершала конкурсный день учитель географии Доскинской школы (с.Доскино, Нижегородская область), выпускница магистратуры Мининского университета  Светлана Николаева. Урок открытия нового знания на тему «Мировой океан» (6 класс) был построен на комплексном использовании информационно-коммуникационных и проектной технологий. Работа школьников по знакомству с составом и структурой Мирового океана, его экологическими проблемами была организована в парах и малых группах. По итогам урока учащиеся продолжили формирование авторской книги для родителей «Мировой океан».

Второй конкурсный день продемонстрировал высокий профессионализм учителей не только в проведении уроков географии, но и в теоретико-методологической подготовке и умении проанализировать свою деятельность.

30 сентября 

В рамках открытия нового конкурсного дня к участникам обратилась директор центра географии и картографии корпорации «Российский учебник», заместитель главного редактора журнала «География в школе» Лора Царева. В своем приветствии она отметила мировоззренческое значение географии и важность географического образования для воспитания подрастающего поколения. Особую роль в этом процессе приобретает обмен опытом современными педагогами, который реализуется и в рамках профессиональных конкурсов, и на страницах тематического теоретического и научно-методического журнала «География в школе». 

Первым представил свой урок Виталий Куманев - учитель географии средней школы №11 г.Саранск (Республика Мордовия). Изучение нового материала по теме «Страны мира» в 7 классе он организовал в форме эвристической беседы. Активный темп работы, заданный педагогом с первых минут урока, поддержали и ученики, эффективно работая с настенной картой, атласами, контурными картами, учебником. Итоговая диагностика позволила учащимся не только продемонстрировать предметные знания, полученные на уроках, но и проявить смекалку и использовать личный опыт ребят.

Второй урок конкурсного дня, представленный Викторией Минаевой, заместителем директора и учителем географии школы №12 г.Энгельс (Саратовская область), был посвящён весьма острой на сегодняшний день проблеме – непризнанным и частично признанным государствам. Учащиеся на актуальных примерах сегодняшнего дня познакомились с типологией непризнанных государств, их географией, историей создания. В рамках группового обсуждения школьники попытались определить причины, по которым самопровозглашённые государства не получают признания мирового сообщества. 

По окончании конкурсного дня члены экспертной комиссии подвели промежуточные итоги полуфинала. Напомним, что 5 финалистов конкурса будут названы 7 октября.

1 октября

Первый конкурсный урок представила Наталья Гуменюк - учитель географии средней школы №2 сельского поселения «Село Хурба» Хабаровского края. Урок проводился с использованием цифровых  инструментов Центра образования «Точка роста». В ходе урока изучения нового материала «Топливно-энергетический комплекс. Газовая промышленность России» учитель продемонстрировала реализацию интерактивных методов обучения. Школьники увлеченно включались в различные виды деятельности – обсуждение проблемных заданий  в малых группах, поиск и анализ информации в разных источниках - картах, статистических данных, текстах, диаграммах. В контекст урока удачно вписалось знакомство с профессиями и учебными заведениями газовой отрасли региона. Профориентационная беседа вызвала живой интерес учащихся.

Второй урок транслировался из Черлакского района Омской области. Учитель Оксана Мартыненко провела урок географии в 6 классе на тему «Мировой океан и его части». Создание эмоционального фона на основе музыкальных и художественных  произведений способствовало формированию ярких образов океана, морей, заливов и проливов у шестиклассников. Методическую основу урока составляли учебные ситуации, способствующие раскрытию потенциала каждого ребенка. Реализация педагогом  разнообразных методов и приемов работы с текстом способствовала повышению эффективности усвоения учебного содержания школьниками. 

Третий урок прошел в немецкой гимназии  Кировского района г. Екатеринбург. Учитель географии Наталья Ершова дала необычный интегрированный урок в форме катрографо-лингвистического практикума. Тема урока «Изменение границ и геополитических событий в истории отношений Россия – Германия». Сопряжение географии с историей осуществлялось педагогом средствами визуализации, раскрывающими хронологию изменения границ территорий двух стан. Учитывая специфику гимназии и этнический состав класса, урок носил билингвальный характер и включал работу школьников с географическими текстами на русском и немецком языках. Интересной находкой учителя стали минипроекты учащихся «Фотонаблюдения в городской среде».

2 октября - завершающий день представления участниками конкурсного испытания «Урок». С 3 октября эксперты перейдут к оценке внеурочных мероприятий конкурсантов.

2 октября

2 октября 2020 г. завершились представления уроков участниками  в рамках полуфинала Всероссийского конкурса «Лучший учитель географии». 

Урок учителя географии школы №4 г.Туймазы (Республика Башкортостан) Игоря Данилко открыл конкурсный день. Изучение новой темы «География сегодня: современные географические исследования» было организовано в форме интерактивной лекции. Беседа о значении географии в жизни современного общества иллюстрировалась видеорядом из учебных и научно-популярных фильмов, выпусков новостей. Особое внимание было уделено роли Русского географического общества в новейших географических исследованиях в России и мире.

Завершающий урок полуфинала представила Светлана Аникиева – учитель географии школы №43 города Мурманска. Тема урока – «Электроэнергетика России. Топливно-энергетический комплекс» вызвала живой интерес учащихся. Ребята активно включились в обсуждение проблемы современной энергетики, работали в малых группах. В рамках профориентации учитель познакомила школьников с учебными заведениями топливно-энергетического комплекса в регионе. На этапе закрепления и подведения итогов занятия учащиеся заполнили ментальные карты, систематизировав в них содержание новой темы. 

6 октября пройдёт итоговое заседание экспертной комиссии, на котором будут определены 5 финалистов Конкурса.

 

Поделиться