300x250 G

Цель фестиваля

Фестивали науки помогают искать ответы, исследовать и открывать этот мир! Фестивали науки рассчитаны на самую широкую аудиторию. Цель проведения – понятным и доступным языком рассказывать обществу, что такое наука, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку. Это знакомство с успехами науки, информация из первых рук о том, что происходит на переднем крае исследований. 

Вот почему, в частности, фестиваль науки в нашей стране выбрал красноречивый девиз – «Прикоснись к науке!».

 

Из истории

Первый в России Фестиваль науки был проведен в МГУ в 2006 году по инициативе ректора, академика В.А. Садовничего. Мероприятия за три дня посетило более 20 тысяч человек. Успех первого Фестиваля науки убедил в необходимости проведения подобных мероприятий ежегодно. В 2007 году при поддержке правительства Москвы Фестиваль науки стал общегородским мероприятием. В 2011 году Фестиваль науки получил статус Всероссийского и с тех пор проводится под эгидой Министерства науки и высшего образования РФ. 

Формат проведения

В рамках Фестиваля проводятся научно-популярные мероприятия: научные мастер-классы и увлекательные лекции ведущих ученых, выставки научных достижений, научные семинары,  круглые столы, интерактивные квесты и экскурсии – рассчитанные на широкую аудиторию, не имеющую ограничения по возрасту.

Участие во всех мероприятиях бесплатное.  Вход на Фестиваль свободный для всех желающих.

Фестиваль науки 2018 в Москве 

Конкурсная программа фестиваля науки 2018

Всероссийский фестиваль науки НАУКА 0+ в Мининском университете «Педагогическая наука: перезагрузка»

1 и 2 ноября 2018 года

 

Программа фестиваля включала:

  • Торжественный концерт-открытие
  • Научно-популярные мероприятия на базе Лабораторного комплекса
  • Лекторий
  • Дни научного кино

1 ноября состоялся торжественный концерт-открытие Всероссийского фестиваля науки Наука 0+ «Педагогическая наука: перезагрузка», организованного на базе Мининского университета при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Концертная программа включала презентацию научно-исследовательской и образовательной деятельности шести факультетов Мининского университета.  

  • студенты факультета педагогики и психологии рассказали о том, как им удается обобщать опыт великих ученых в психолого-педагогической области и успешно использовать его в своей научной и профессиональной деятельности; 
  • представители факультета управления и социально-технических сервисов наглядно продемонстрировали, как научная деятельность во время обучения на факультете позволяет не только стать профессионалом, но и подготовиться к решению жизненно важных проблем;
  • в презентации факультета гуманитарных наук были показаны возможности использования междисциплинарного подхода на стыке истории, философии, литературоведения и лингвистики при анализе художественных произведений; 
  • студенты факультета естественных, математических и компьютерных наук погрузили в тайны научных исследований в области математики и информатики, физики и химии, биологии и физиологии, географии и экологии;
  • представители факультета физической культуры и спорта показали, что важно не только тренироваться, но и проводить диагностику состояния здоровья спортсменов во время их тренировочного процесса при подготовке к соревнованиям;
  • студенты дизайна, изящных искусств и медиа-технологий рассказали о творческих достижениях в области дизайна, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, продюсерства и музыки. 

После концерта 1 ноября и 2 ноября в рамках проекта «Лабораторный комплекс Мининского университета: территория без границ» на базе 14 научно-образовательных центров, научно-исследовательских лабораторий и лабораторных комплексов, 2 ресурсных центров, зоологического музея и обсерватории прошли 20 научно-популярных мероприятий: мастер-классы, тренинги, экскурсии, интерактивные семинары, лабораторные практикумы, научные дискуссии, квесты, интеллектуальные игры и лекторий. 

    В результате участия в проекте «Лабораторный комплекс Мининского университета: территория без границ» школьники:
  • познакомились с навыками лабораторной оценки качества и экологической безопасности окружающей среды (Мастер-класс « Занимательная экологическая лаборатория»);
  • поработали над генерацией проектных идей по развитию детских и молодежных инициатив, направленных на развитие культуры инклюзии и построение «Общества равных возможностей» (Проектная лаборатория «Границы человеческих возможностей»);
  • в игровом пространстве ощутили воздействие здоровьесберегающих технологий на собственное развитие (Урок-тренинг «Психическое здоровье – мифы и реальность»);
  • раскрыли загадки картин Винсента Ван Гога, приняли участие в экспериментах «Голливудская кровь», «Волшебные краски», увидели «Фараоновы змеи», «Вулкан на столе», «Огненную метель» и другие яркие опыты (Лабораторный практикум «Академия научных развлечений»);
  • узнали о возможностях применения современных аппаратно-программных комплексов для диагностики состояния здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом (Мастер-класс «Лаборатория полифункциональной диагностики здоровья»);
  • научились по-польски произносить времена года, цвета, знакомиться с новыми друзьями, попробовали перевести стихи известного польского поэта Болеслава Лесьмяна о зиме, поучаствовали в создании польских национальных узоров (Мастер-класс Проект «Мост над Волгой»);
  • провели мини-исследование фронтовых писем и лично пообщались с ветераном боевых действий (Интерактивный семинар «Память о войне в ХХ веке»);
  • поставили опыты по получению из молочной кислоты и очистке лактида, широко используемого в быту и медицине (Экскурсия «От молекул к материалам»);
  • провели химический анализ проб родниковой воды в окрестностях пл. Минина (Геоквест «Геоинформационный анализ качества подземных вод нагорной части Н. Новгорода»);
  • посетили обсерваторию и понаблюдали за звездами с помощью телескопа (Мастер-класс «Современный планетарий: Экскурсия по звездному небу»);
  • приняли участие в интеллектуальной игре, подготовленной активистами научного студенческого общества «Роза ветров» (Интеллектуальная игра «Гранит науки»);
  • узнали о сакральных местах современных русских язычников (Интерактивная презентация «Священные пространства русских язычников XXI века: опыт 3D презентации»);
  • обсудили влияние коллектива на современного человека в контексте идей А.С. Макаренко и современных ученых (Дискуссия «Что может дать коллектив современному человеку?»);
  • познакомились с основами генетики, кариологии и фенетики популяций (Квест LAB «ДНК-расследование»), с исследованиями по разработке технологий клонального микроразмножения в условиях in vitro (Мастер-класс «MICROклон»), научились определять насекомых разных групп из коллекции Зоологического музея (Квест LAB «PROнасекомых»);
  • узнали о возможностях участия в проекте «Территория возможностей», включающем такие программы, как «Туризм как способ познания себя и мира», «Управление собой и другими», «Финансовое просвещение», «3D-моделирование» и многие другие (Мастер-класс Проект «Территория возможностей»);
  • научились изготавливать оригинальные и красивые изделия путем валяния шерсти (Мастер-класс «Стильные аксессуары и украшения»).

2 ноября в рамках Дней научного кино (ФАНК) состоялся кинопоказ фильма Юлии Киселевой «Могз. Вторая Вселенная». Во время просмотра студенты представили себя участниками «зефирного эксперимента», узнали о том, что такое синестезия и прозопагнозия, каковы возможности применения гипноза, зачем создавать и как использовать нейроинтерфейсы. 

После кинопоказа состоялась дискуссия «Мы управляем мозгом или мозг управляет нами?», в которой приняли участие эксперты-преподаватели:

  • Киселева Надежда Юрьевна, биолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экологического образования и рационального природопользования,
  • Вершинина Анна Юрьевна, педагог-психолог, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования,
  • Ястребова Евгения Дмитриевна, лингвист, преподаватель кафедры иноязычной профессиональной коммуникации.

В процессе дискуссии студенты и преподаватели не только поделились впечатлениями о фильме, обсудили заявленные в нем идеи, но и узнали от экспертов дополнительные интересные факты об особенностях работы мозга – одного из самых уникальных механизмов во Вселенной.

Всего в Фестивале науки в Мининском университете приняли участие более 300 школьников, а также более 400 студентов и 50 научных и научно-педагогических сотрудников Мининского университета.

Фестиваль стал прекрасной возможностью прикоснуться к науке, узнать о ней из первых уст и даже попробовать себя в роли ученого, поучаствовать в многочисленных мастер-классах, квестах и интеллектуальных играх. На память организаторы и участники фестиваля получили благодарственные письма, сертификаты и сувенирную продукцию Всероссийского фестиваля науки НАУКА 0+. 

А если вы пропустили это масштабное мероприятие, смотрите видео, подготовленное специально для вас студенческим телевидением Мининского университета.

 

В течение трех дней - 28, 31 октября и 1 ноября – школьники, учащиеся техникумов и колледжей, а также студенты Мининского университета принимали участие в научно-популярных мероприятиях, организованных на базе лабораторного комплекса и других структурных подразделений вуза.

28 октября состоялась интеллектуальная игра для школьников 6-7 классов «Лингвистический Олимп», цель которой стимулирование интереса к изучению русского языка, воспитание ценностного отношения к языку как важнейшему компоненту национальной культуры, формирование исторического сознания и патриотизма подрастающего поколения. В ходе игры школьники продемонстрировали хорошие знания, как в области русского языка, так и в области русской истории, но главное – смекалку, оригинальность мышления, взаимопомощь.

Основные мероприятия Фестиваля проходили 31 октября и 1 ноября. Так как в 2019 году Всероссийский Фестиваль науки посвящен Периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева, то большая часть мероприятий была химической направленности.

31 октября гости Фестиваля приняли участие в научно-популярной дискуссии «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева: вчера, сегодня и завтра», на которой обсудили историю открытия Периодического закона, вопросы эволюции Периодической системы химических элементов: от первоначальных вариантов до современных таблиц и раскрыли роль открытия Периодического закона для развития современной науки и техники. 

На лабораторном практикуме «Химические технологии во благо окружающей природной среды» участники Фестиваля побывали в роли архитекторов будущего, которым было поручено сконструировать исследовательскую базу на другой планете, смоделировать комплекс, который будет функционировать как земная биосфера и определить факторы, влияющие на ее стабильность. Также гости Фестиваля познакомились с экологическими проблемами водных ресурсов и провели эксперимент, моделирующий технологию очистки загрязненных сточных вод от различных экотоксикантов. 

Другие мероприятия, которые посетили участники Фестиваля в этот день: квесты «Мир профессий» и «Узнай себя», мастер-классы «Что может дать коллектив современному человеку?» и «О польском языке за 90 минут», лекцию-презентацию, посвященную сохранению исторической памяти о Второй мировой войне.

1 ноября Всероссийский Фестиваль Науки продолжил свою работу. В этот день были проведены четыре мероприятия:

  • мастер-класс «Первые шаги в мире оптики», на котором были продемонстрированы эксперименты по оптике: получение радуги, доказательство сложности белого света, принцип работы телескопа, а также объяснены белизна облаков, окрашивание неба в голубой цвет и многие другие явления;
  • экскурсия в научно-образовательный центр «Химия молекул и материалов» Мининского университета, где участники Фестиваля познакомились с методами получения и применения металлокомплексных катализаторов в химическом синтезе, увидели современное химическое оборудование для синтеза химических соединений и проведения физико-химического анализа;
  • практикум по биохимии, на котором гости Фестиваля смогли побыть в роли химиков-исследователей, проведя химические реакции, доказывающие наличие биоорганических соединений в различных природных объектах;
  • мастер-класс «Академия научных развлечений» - заключительное мероприятие химической части Всероссийского Фестиваля Науки 0+, показавшее, что химия не только серьезная и важная область научных знаний, но и очень красивая и увлекательная.  

Все организаторы мероприятий Фестиваля науки получили благодарственные письма, учителя, школьники и студенты – сертификаты об участии в Фестивале и памятную сувенирную продукцию.  

 

С 22 по 26 ноября 2021 года в Мининском университете проходили мероприятия в рамках Всероссийского Фестиваля науки НАУКА 0+ - крупнейшего просветительского проекта в области популяризации науки в мире.

На базе Мининского университета научно-педагогическими работниками было организовано и проведено 53 мероприятия, участниками которых стали школьники, учащиеся колледжей и техникумов, студенты.

 

Формы проведения мероприятий были самые разнообразные: 

  • Экскурсии по «Школам мира»; по звездному небу; в зоологический музей; в научно-образовательный центр «Химия молекул и материалов», на которых участники совершили интерактивное путешествие по уникальным школам мира, погрузились в атмосферу педагогического дизайна, проследили творческий путь создания школы от идеи и концепции до практической реализации; узнали, как развивались методы астрономических исследований, какие наблюдательные инструменты используют современные астрономы; окунулись в мир дикой природы на примере экспозиции «животные смешанного леса», познакомились с удивительными фактами о животных, в том числе с редкими исчезающими видами, посетили гордость музейной зоны - витрину с тропическими птицами; познакомились с особенностями проведения химических исследований по направлениям «Синтез и изучение строения и реакционной способности координационных соединений», «Разработка методов получения ценных органических веществ из молочной кислоты», «Контролируемый синтез полимеров». 

 

  • Научно-популярные лекции по русскому языку «1000 лет русской графики», «Мифы о языке: как распознать неправду», «Происхождение языка: теория (не)вероятности?», задачами которых было: познакомить участников с обстоятельствами появления славянской азбуки и деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, описать реформу русской графики Петра 1 и установить её роль в идеологическом, культурном, политическом, общегосударственном аспектах; познакомить участников с актуальными высказываниями о русском языке, показать логические ошибки в псевдонаучных рассуждениях, в ходе выполнения заданий показать верную логику; познакомить учеников с существующими теориями о происхождении языка, осуществить критический анализ концепций случайного возникновения человека и языка, познакомить участников с особенностями коммуникации человекообразных обезьян и влиянием человека на их интеллектуальное развитие, а также стимулировать познавательный интерес к вопросам вербальной коммуникации как уникальной способности человека, к вопросам истории русского языка в целом. 

 

  • На лекции «Органические молекулы в действии» участники узнали много нового о поверхностно-активных веществах, с которыми они встречаются каждых день, сформировали представление о многообразии и сложности органических соединений и важном месте их в нашей жизни. 

 

  • Целью лекции «Умный город (Smart City)» стало обзорное знакомство с возможностями искусственного интеллекта для обеспечения городской безопасности, использующего технологии и учитывающие потребности человека. 

 

  • Виртуальная лекция «Занимательная микробиология: как приучить микроба для полезных дел» ставила целью популяризацию микробиологии как науки и ознакомление школьников с ролью мира микроорганизмов в окружающей среде и для человека». 

 

  • На лекции «Мифы, фейки, вбросы и манипуляции в современной культуре: выявляем и противодействуем» состоялось знакомство слушателей с некоторыми мифами и способами манипулирования сознанием в интернет-пространстве. Задачами лекции стало формирование критического мышления, навыков противодействия манипуляциям, фейковой информации, дезинформации; формирование навыков анализа информационного источника. 

 

Также на лекциях участники узнали об истории зарождения финансового дела, истории развития страхового дела. 

 

  • Научно-популярная дискуссия «Массовое и элитарное в искусстве», задачами которой были: раскрыть суть категорий «элитарное» и «массовое» в культуре и искусстве, их эволюцию в истории искусства; прояснить, как эти категории существуют и взаимодействуют в современной художественной культуре. 

 

  • Интерактивный квест «Полевой дневник биолога "По следам мелких млекопитающих Нижегородской области"» познакомил участников со спецификой группы «Мелкие млекопитающие», с видовым составом мелких млекопитающих Нижегородской области, со значением мелких млекопитающих в природе. Участники разгадывали вопросы квеста и составляли полевой дневник биолога. 

 

  • При участии партнеров из польских университетов был организован и проведен квиз «Vivat academia», задачей которого стало в игровой форме познакомить участников с историей известных российских и европейских университетов, студенческими традициями, которые сложились в этих учебных заведениях; основателями и выпускниками данных вузов; художественными произведениями, кинематографом, отразившими определенные моменты их существования. 

 

  • Мастер-классы: «Технологии гражданской науки в исследовательской деятельности школьников и студентов», целью которого было познакомить участников с возможностями применения технологий гражданской науки в собственной исследовательской деятельности; по общей и неорганической химии - интерактивное занятие по решению экспериментальных химических задач по общей и неорганической химии; «Химия вокруг нас»», на котором участники отвечали на вопросы и решали познавательные задачи по истории химии и свойств химических элементов. 

 

  • Лабораторные практикум «Микрохимический анализ золы и его применение», где участники наблюдали за проведением опыта по микрохимическому анализу золы, узнали, какие реактивы необходимы для анализа, разобрали уравнения химических реакций кристаллизации и познакомились с процессом кристаллизации. 

 

  • Круглый стол «Наука в технологиях настоящего и будущего», на котором решались задачи: представление современной науки как престижной области для профессионального самоопределения молодых людей; представление и обсуждение современных технологий: цифровые, биотехнологии, нанотехнологии, технологии современных производств и др.; обсуждение будущего современной науки в технологической сфере; расширение границ участников в формировании научной картины мира, развитие интереса к познанию мира. 

 

В этих, а также в других мероприятиях, проведенных на базе Мининского университета, приняли участие школьники из более чем 50 школ Нижнего Новгорода и области; учащиеся колледжей и техникумов, студенты Мининского университета. А также ученики школ города Курска и Курской области. 

Ряд мероприятий были проведены на базе школ Нижнего Новгорода. 

Гости и организаторы мероприятий получили памятную сувенирную продукцию с символикой Фестиваля науки НАУКА+, а также сертификаты участников и благодарности. 

В 2022 году в Мининском университете мероприятия в рамках Всероссийского Фестиваля науки НАУКА0+ – одного из крупнейших просветительских проектов в области популяризации науки – проходили с 24 по 28 октября. Всего в мероприятиях приняли участие более 1200 учащихся школ, техникумов и колледжей Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Участникам были предложены мероприятия самых разнообразных форм: от интерактивных лекций до лабораторных практикумов, мастер-классов и экскурсий.

 

 Уже ставшая традиционной экскурсия в зоологический музей «Удивительный мир животных» позволила участникам познакомиться с обширной коллекцией экспонатов животного мира: от типичных обитателей умеренных широт на примере экспозиции «животные смешанного леса», до экзотических экземпляров, выставленных на витрине с тропическими птицами, а также узнать множество новых фактов о животном мире.

Лекция «О левитации» дала ответ на вопрос «Можно ли висеть над землей без опоры?», а также показала, что законы физики работают в самых различных ситуациях. В рамках мероприятия были раскрыты особенности познания природы через эксперимент, а участники смогли проследить исторический путь превращения «легенды» в сложную задачу, которая связывает между собой законы механики и электродинамики.

Мастер-классы «Погружение в виртуальную реальность» и «Образовательная робототехника» на базе Кванториума и ТУПК Мининского университета познакомили учеников с понятиями виртуальной, дополненной, смешанной реальности, а также с основами схемотехники. Участники смоги поработать с VR-оборудованием и специализированными приложениями, а также своими руками собрать модели робототехнических систем с возможностью их программирования и последующего запуска.

Интерактивные лекции и практикумы естественнонаучной тематики «Микрохимический анализ золы и его применение», «Анализ ДНК с помощью полимеразной цепной реакции», «Органические молекулы в действии: Химические волокна», «Как нагреться и охладиться с помощью химической реакции», «Радиация: мифы и реальность» дали возможность ученикам понаблюдать за протеканием химических реакций при проведении лабораторных опытов, а также узнать много нового о химических волокнах, которые ежедневно находятся вокруг нас. Лекция «О чем поет соловей и ещё немного о биоакустике» показала учащимся сложную структуру, стоящую за красотой соловьиной песни, а практикум «Ракообразные в объективе микроскопа» познакомил школьников с особенностями современных методов исследования морфологии.

Дидактические игры «Колесо истории», «Что мы знаем о Петре I?», «Нижегородская отчина»: по материалам лирического дневника Ю.А. Адрианова», «Что? Где? Когда? За страницами школьного учебника» и «Решение экспериментальных задач по химии», «Знатоки естествознания» помогли углубить знания участников по соответствующим тематикам, повысить интерес к изучению отдельных предметов и в непринужденной игровой форме расширить кругозор школьников за счет разнообразия форм заданий и их наполнения.

Интерактивные лекции и мастер-классы по психологии «Психология – это наука или жизнь?», «О долге, дружбе и любви или психология отношений современной молодёжи», «Познай  себя», «Путь к себе. Путь к цели», «Я и мой мир или школьникам о психологии», «Мир психологии и дефектологии», «Общение и дружба: как строить границы», «"Я" глазами других», «Профилактика буллинга и кибербуллинга в детской и подростковой среде», «Эмоциональные качели: как быть и что делать?» позволили участникам не только познакомиться с различными аспектами психологии как науки, но и ответить на вопросы о самоидентификации и познании окружающих, о взаимоотношениях между людьми, а также получить множество советов по интересующим участников темам.

На мастер-классе «Бесконечное пространство космоса в живописи» участники пополнили знания об объектах солнечной системы, познакомились с работами художников на тему космоса, создали рисунки с изображением различных планет и звёзд, установив, тем самым, связь между творчеством и наукой.

 

 

В этих и других мероприятиях, проведенных преподавателями Мининского университета в рамках Всероссийского Фестиваля науки НАУКА 0+, приняли участие учащиеся 57 образовательных организаций Нижнего Новгорода и области.

Участники и организаторы мероприятий получили памятную сувенирную продукцию с символикой Фестиваля науки НАУКА 0+, а также сертификаты и благодарности.