Для образовательного сообщества SxSWedu — это одновременно ежегодная выставка достижений, светский раут и место, где можно, наконец, встретиться и поговорить. Ниже будут представлены впечатления по поводу четырех насыщенных дней, проведенных на конференции в городе Остин, штат Техас.

Сначала несколько цифр, чтобы стал понятен размах мероприятия.

Конференция SxSWedu проводится уже в шестой раз, и с каждым годом всё масштабней. В начале марта небольшой техасский город наводнился учителями, предпринимателями, разработчиками, исследователями, чиновниками и журналистами. У каждого из более чем 4000 тысяч участников висел бейдж на красной ленточке — ожидая зеленого света на каком-нибудь перекрестке, ты вдруг обнаруживал, что кругом одни «свои».

Больше всего бейджей выдали приехавшим из разных уголков США — 3770. Из Канады было 48 человек, из Соединенного королевства — 33, из Японии — 32, из Бразилии — 23, из Мексики — 21, из Китая — 17, а всего в конференции участвовали коллеги из 35 стран. Больше всего было участников, которые классифицировали себя при регистрации как представители бизнеса в области образования (945 человек). 722 человека представляли некоммерческие организации. Присутствовали 558 учителей школ и 130 научно-педагогических работников вузов, Представителей администраций школ было 463, а представителей административного персонала высшей школы — 320. Более сотни человек представляли правительственные структуры, было 33 журналиста, в том числе двое из России (портал Edutainme).

Мероприятий оказалось 565 (!), и проходили они в трех огромных многуровневых конференц-центрах, стихийно продолжаясь в окрестных барах и ресторанах. Некоторые бары были специально полностью выкуплены спонсорами под встречи участников. Каждый день был заполнен под завязку с 8 утра до 11 вечера. На встречах собиралось по 100–200 человек, на пленарке было несколько тысяч человек. Такой размах впечатляет даже подготовленного соотечественника. Но больше поражает опыт американских коллег в применении образовательных технологий и масштаб проблем, которые они поднимают. Опыт этот, надо сказать, пусть пока и не грандиозный, явно больше, чем где-либо еще, и уже поддается анализу.

Распределение мероприятий по направлениям сессий.

  1. Искусство: 23
  2. Оценка: 11
  3. Познавательный процесс: 16
  4. Непрерывное образование: 24
  5. Анализ данных: 18
  6. Раннее обучение: 12
  7. Образовательное равенство: 58
  8. Предпринимательство: 51
  9. Игровое обучение: 18
  10. Внедрение: 39
  11. Образовательные стратегии: 87
  12. Лидерство: 158
  13. Образовательное пространство: 29
  14. Социальное эмоциональное обучение: 11
  15. Особые потребности — 10

Распределение мероприятий по формату работы.

  1. Автограф-сессия и книжный магазин: 38
  2. Фильм: 30
  3. Изменения на ближайшие 15 лет (Future 15): 55
  4. Отраслевая тусовка: 18
  5. Пленарная сессия: 3
  6. Митапы: 16
  7. Программа наставничества: 106
  8. Панельная дискуссия: 140
  9. Игровая площадка, включая мастер-классы и выступления (Playground): 68
  10. Политический форум: 15
  11. Решение проблем: (Problem Solver): 9
  12. Специальные мероприятия: 18
  13. Саммит: 27
  14. Мастер-класс: 50
  15. Выступления в рамках выставки: 10
  16. Краткие спич-презентации: 2
  17. Переговоры в холле (lounge): 15
  18. Деловой завтрак (Morning Mixer): 3

На конференции использовались следующие основные 10 форм работы:

  1. Нетворкинг и митапы дали возможность неформального знакомства в креативной форме с коллегами, увлеченными преподаванием и обучением.
    Нетворкинг — это профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать и бизнес-вопросы (пример: находить клиентов, нанимать лучших сотрудников, привлекать инвесторов). При этом, в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь.
    Митап — встреча специалистов в неформальной обстановке для обсуждения какой-либо темы или ряда тем.
  2. «Экспо» — бесплатная однодневная выставка, предназначенная для вдохновления учащихся с т. з. достижения своих образовательных и профессиональных целей.
  3. «Отраслевая тусовка» (комплексное понятие: специальным образом организованное пространство и серия мероприятий), которая давала возможность участия в беседах на тему развития системы образования.
  4. Кинозал, который предлагал документальные фильмы и интервью, фокусирующиеся на всех аспектах сферы образования.
    Сессии и семинары составляли основную часть программы, часто наполнялись содержанием самими участниками по методу краудсорсинга.
  5. Политический форум выдвигал на первый план дискуссии, сфокусированные на государственной политике в области школьного и высшего образования.
  6. В конкурсе кратких спичей-презентаций в стиле «питч» участвовали стартапы (компании на ранних стадиях развития), а выступления оценивались экспертами отрасли. Руководителем жюри и ведущим был Гай Кавасаки.
    Гай Кавасаки (Guy Kawasaki, 61 год) — один из первых работников компании Apple Computer, ответственный за маркетинг компьютера Macintosh в 1984 году. Он известен тем, что перенёс концепцию «евангелизма» в высокотехнологичный бизнес, фокусируясь на создании слоя пользователей — горячих приверженцев бренда. На текущий момент термин используется повсеместно в IT.
  7. Игровая площадка позволила участникам в непринужденной обстановке изучать технологии и погрузиться в творческую образовательную среду.
  8. Докладчики пленарных сессий и рекомендуемые организаторами мероприятия дали возможность послушать видных экспертов по самым актуальным вопросам в сфере образования.
  9. Программа наставничества позволила участникам встретиться один на один с методистами, педагогами-теоретиками и другими инсайдерами в сфере образования.
  10. Спецмероприятия способствовали укреплению связей и сотрудничества с другими участниками конференции. Обычно проходили вечером в окрестных барах, однако уже после четырёх дня можно было зайти «подзарядиться» и поболтать с коллегами в специальном зале с бесплатным баром.

На схеме представлена эволюция тем, на которых фокусировались предыдущие конференции.

Sxema trendov v onlajn obrazovanii

На конференции 2016 года было предостаточно возможностей познакомиться с последними достижениями образовательных технологий. Каждый мог найти для себя что-то интересное: будь то инструменты управления образовательным процессом для учителя; решения для составления и наполнения учебных планов цифрового гражданина или проекты в области спутниковой связи из сферы STEM (математика, инженерия, естественные науки, технологии = МИНТ).

Девять компонентов цифрового гражданства: доступ к цифровым технологиям; электронная коммерция; цифровая коммуникация; цифровая грамотность; цифровой этикет; цифровое право; цифровые права и обязанности; цифровое здоровье; информационная безопасность.

Несколько примеров с сессий по технологиям в образовании (EdTech)


McGraw-Hill Education

Компания «МакГро-Хилл Эдукейшн» (McGraw-Hill Education) представила своё исследование, состоящее из 20 университетских кейсов, которые использовали её электронную цифровую платформу (ЭЦП) под названием «Коннект» (Connect) в течение последних двух лет.

«Коннект» представляет из себя цифровую обучающую среду, которая включает в себя учебные задания, выставление оценок и электронное содержание курсов. Интегральными частями продукта являются адаптивная читалка «СмартБук» (SmartBook), учебные ресурсы, система составления отчётов, сводная панель аналитических данных в визуальном формате, а также система мобильного доступа по более чем 90 учебным дисциплинам. С 2009 года Коннект был использован более чем 5 млн. студентов и преподавателей. За это время через систему было сформировано почти 100 млн. учебных заданий. В системе насчитывается примерно 680 курсов по более чем 90 дисциплинам учебных планов.
По данным компании, при использовании ЭЦП процент ретенции (когда студент в конце семестра появляется на экзамене) вырос с 70,1% до 89,9%, средний балл на экзаменах вырос с 71% до 80,1%, процент успешно сдавших экзамены и зачёты вырос с 72,5% до 85,2%, процент сдающих на «отлично» и «хорошо» вырос на 15%, а время на выполнение административных задач преподавателями снизилось на 72%. Один из кейсов рассказывает о примере использования «Коннект» в преподавании педагогики (Университет штата Техас Остин Пиэй).

Компания также усиленно рекламировала заключённое недавно партнёрское соглашение с компанией «Новейшн» (Knovation), в результате которого была осуществлена интеграция библиотеки свободных контролируемых образовательных ресурсов для пользователей системы «Энгрейд» (Engrade), а также новые цифры, впервые в прошлом году показавшие превосходящие объемы продаж своих цифровых продуктов в сфере высшего образования по сравнению с бумажными ресурсами.


Ardusat

Пока серьезные люди обсуждали образование будущего в цифрах, на игровой площадке его уже можно было потрогать руками. Значительная часть конференции была посвящена обучению на практике: в дело пошли 3D-принтеры, роботы и другие привлекательные атрибуты STEM (наука, техника, инженерия, математика).

Один из самых интересных, по мнению участников конференции, инструментов в сфере МИНТ в 2016 году стал «Ардусат» (Ardusat) позволяет школьникам и учителям отслеживать спутники в реальном времени и проводить на них эксперименты. Компания поставляет 9 разных сенсоров для уроков в классе, позволяющих делать 20 разных видов замеров. Изучив эти сенсоры в классе и зарегистрировавшись на портале, можно поставить различные типы экспериментов на реальных спутниках в космосе с помощью закупленных наборов оборудования или используя чужое оборудование, уже запущенное в космос.


Kickboard

Руководитель компании «Кикборд» (Kickboard) Джен Медбери была раньше школьным учителем. Вместе с другими учипримателями (teacherpreneurs), такими, как Дэн Кэррол (Clever) и Джон Руф (ScribeSense) она вела панельную дискуссию на тему того, как стимулирование учителей разрабатывать собственные продуктовые решения даёт в результате более эффективные инновации в сфере технологий в образовании.

«Кикборд», провайдер решений в области управления образовательным процессом, подвёл итоги широкого независимого исследования в области школьной культуры и эмоционального климата, в котором приняли участие 2500 преподавателей и администраторов. 93% участников согласились с тем, что «поведенческие проблемы мешают процессу обучения», 92% уточнили, что «коррекция процесса обучения преподавателем не приводит к успеху, если не решать сопутствующие поведенческие проблемы», и только 24% сообщили, что у них в школе действуют эффективные программы для решения подобных проблем.


Alma

На конференции выступал руководитель компании «Алма» (Alma) Эндрю Герман. Алма — это система, позволяющая учителям, родителямЮ директорам школ и руководителям РОНО отслеживать прогресс класса и целой школы относительно образовательных событий, включая облегченное заполнение электронных ведомостей и другой отчётности. Растущую популярность сервиса д-р Герман объяснил тем, что платформа предоставляет прозрачный доступ к происходящему в школе или в районе через визуализацию данных и подсказки для «правильных людей в правильное время и правильным образом». Во-вторых, отметил он, дизайн системы сконструирован с целью облегчить переход от традиционных образовательных моделей к более прогрессивным, таким, как обучение на базей компетенций.


Smithsonian Institution

Смитсо?новский институт (англ. Smithsonian Institution) — научно-исследовательский и образовательный институт в США и принадлежащий ему комплекс музеев. Основан 10 августа 1846 года актом Конгресса США. Официально считается государственным учреждением, финансируется правительством США, частными жертвователями, а также за счёт издательской и коммерческой деятельности (в основном, выпуск развивающих и обучающих игр, программ, видеоматериалов, продажа сувениров). Большинство учреждений находится в Вашингтоне.

Включает в себя 19 музеев, 9 исследовательских центров и зоопарк. Комплекс содержит огромное количество экспонатов, от классического искусства до артефактов естественных наук. Соответственно, существует большой спрос на свободный доступ к коллекциям, и эти занимается соответствующий центр цифрового обучения и доступа. Новый проект Центра называется «Учебная лаборатория» (Learning Lab), сейчас работает в бета-режиме. На конференции выступал главный специалист в области цифровой стратегии Даррен Миллиган, который описал платформу как серьёзное улучшение системы поиска коллекций Смитсоновского института, в цифровом каталоге которого уже имеется полтора миллиона объектов, включая фото, видео, планы уроков, журнальные статьи, посты в блогосфере и т. д. В дополнение к каталогу, имеется целый набор инструментов, который позволяет пользователям агрегировать эти объекты в свои персональные каталоги (доступные также и другим учителям) для использования на уроке. К объектам можно прикреплять аннотации и задания с оценками. Публичный запуск планируется в этом году на конференции ISTE в Денвере.


GoEnnounce

Академическая социальная сеть GoEnnounce позволяет школьникам и студентам сообщать о своих академических и цифровых успехах своим подписчикам, а в партнёрстве с компанией ESSDACK у пользователей появляется возможность стать более полноценными цифровыми гражданами. Многие школьные администраторы высказывали опасения относительно того, что школьники слишком поздно узнают, что в онлайне делать позволительно, а что нет. Цифровое портфолио позволяет школьникам более привлекательно выглядеть в глазах приёмной комиссии университета.


Ideaphora

Также на стадии бета находится платформа Идеафора (Ideaphora). Инструмент помогает учащимся создавать карты знаний (картосхемы) в мире цифрового контента для демонстрации изученных концепций, причём ключевые концепты деконструируются в автоматическом режиме, после чего элементы можно перетаскивать на свои собственные карты. В этом учебном году студенты уже создали 250 тысяч собственных картосхем.


Brainly

Польский стартап «Брейнли» получил широкое распространение за прошлый год. Помимо открытия филиала в Нью-Йорке, эта социальная сеть для обучения с помощью других участников насчитывает 60 миллионов уникальных посетителей ежемесячно, на 40 миллионов больше, чем в прошлом году в тот же период. Два миллиона приходят с адресов, зарегистрированных в США.

Примерно 77% из пары тысяч, опрошенных Брейнли школьников, заявили, что их учебные результаты улучшились в связи с использованием сервиса. Руководитель направления стратегии и администрирования Кэти Саган уточнила, что компания фокусируется на понимании особенностей процесса обучения школьников и обеспечении контента высокого качества, насчитав более 40 миллионов вопросов, на которые были получены ответы. Сейчас стартап подписал соглашения о партнёрстве с несколькими университетами США.

На конференции и фестивале SXSWedu в пятый раз прошел конкурс образовательных стартапов.

В 2014 году конкурс стартапов выиграл проект Robotslab, который помогает детям объяснять понятия из школьного курса через поведение роботов. Несколько секций отвели под движение DIY («сделай сам»), велось много разговоров и о тренингах когнитивных и метакогнитивных способностей, дизайн-мышлении. Нужно отметить, что в этой области многие практики и вовсе офлайновые, а первые электронные сервисы только-только начали появляться. Участники разнокалиберных проектов делились опытом.

Среди десяти финалистов в 2016 году лучшим оказался проект ELSA — мобильное приложение, умеющее распознавать речь и давать рекомендации. Создатели ставят перед собой масштабные цели: помочь 1,5 миллиардам людей улучшить произношение, причем с наименьшими затратами.

Приложение позволяет освоить фразы из множества областей, включая знакомства, путешествия и бизнес. Как уверяют авторы проекта, даже 20 минут занятий в неделю помогут улучшить произношение на 40% за месяц.

Конкурс стартапов SXSWedu, поддерживаемый Фондом Биллы и Мелинды Гейтсов, призван поддержать образовательные проекты на ранней стадии развития. В этом году в десятку попали инициативы, связанные с изучением иностранных языков, высшим образованием, поддержкой иностранных студентов и др. Помимо ELSA, лучшими стали платформа для поддержки абитуриентов Admit.me и сервис повышения грамотности Words Liive.

Множество идей относительно привлечения детей в естественнонаучную тему прозвучало в докладе Аи Бдеир, создательницы конструктора littleBits. Бдеир рассказала о том, как делать материалы для изобретательских проектов более доступными. В видеозаписи выступления можно увидеть немало примеров детских инженерных проектов, каждый из которых можно повторить самостоятельно.

На днях команда littleBits представила новый набор STEAM, позволяющий создавать проекты на грани технологий и искусства. К комплекту из 19 частей, включающих датчики света и температуры, можно добавить еще полсотни аксессуаров: USB-адаптер, колесики, крепления и другие интересные штуки. В прошлом году компания littleBits, специализирующаяся на наборах для обучения программированию и работе с электроникой, привлекла 44,2 миллиона долларов.

AltSchool — удивительная школа, где в классах учатся дети разного возраста, работа над проектами чередуется с занятиями по индивидуальному плану, а в центре всегда стоят интересы ребенка. Теперь инновационные наработки могут стать всеобщим достоянием. На конференции SXSWedu стало известно, что AltSchool готова поделиться ресурсами и программным обеспечением со школами-партнерами. А их может открыть каждый: учитель, директор или даже родитель, готовый создать небольшое учебное заведение на 50–100 человек (или изменить модель уже существующей школы).
Для участия в проекте нужно заполнить заявку на сайте AltSchool Open. Помимо доступа к образовательным сервисам и ресурсы AltSchool, школы получат поддержку от экспертов и инженеров. На этом этапе команда Altschool планирует завести до шести партнеров.

Летом 2015 года экспериментальная школа Altschool получила 100 миллионов долларов от фонда Марка Цукерберга и Присциллы Чан. Инвестиции позволят построить новые школы по проверенной модели или обучить заинтересованных преподавателей из других учебных заведений. Макс Вентилла, сооснователь школы, надеется, что за ближайшие годы удастся увеличить количество школ Altschool до двадцати.

Что общего у Эдгара По и рэпера? Оказывается, многое, как считает Гилберт Перкинс, артист, участник конференции SxSWedu и автор удивительной учебной программы Words Liive. Ее могут адаптировать и применить преподаватели старших классов — команда Перкинса оказывает всем поддержку. Для того чтобы объяснить ключевые темы и художественные приемы поэзии и прозы, в обучении используется рэп и хип-хоп. Как обнаружилось, современные речитативные повествования корнями уходят в традицию эпических античных поэм.

Любопытным наблюдением было наличие некоторого скептицизма среди участников относительно эффекта использования технологий, который они высказывали в кулуарах.

Многие отмечали, что пока не материализовались обещанные улучшения, которые технологии должны были привнести в сферу высшего образования путём увеличения возможностей доступа, снижения расходов и улучшения качества образования. Технологические стартапы больше преуспели в рекламе своих продуктов и сервисов, нежели в том, как они прислушиваются к ожиданиям членов академического сообщества. Слишком много разговоров об эффективности и снижении расходов, и слишком мало говорится о поддержке преподавателей технологиями и технологическими компаниями.

Обсуждалась тема принятия и использования в работе научно-педагогическими работниками образовательных технологий. Для успеха этого процесса им необходимо участвовать в мероприятиях в качестве представителей целостной академической культуры вуза.

На конференции распространялся спецвыпуск газеты «Кроникл ов Хайер Эдукейшн» с приложением о трендах 2016 года относительно академической среды в высшем образовании США.

  1. Новая волна атак на свободу слова, часто исходящая от студентов. Студенты также протестуют против враждебного климата в кампусах, создаются группы активистов, которые отслеживают речь представителей академического сообщества на предмет «некорректных» высказываний.
  2. Университеты борются с сексуальным насилием, создавая новые правила, определяющие нормы корпоративной культуры в кампусе (например, что такое взаимное согласие или важность вмешательства для профилактики сексуального насилия).
  3. Все чаще используются индикаторы для измерения производительности НПР. У вузов появляются новые инструменты для оценки профессуры и университеты не боятся их использовать. Преподаватели критикуют эти инструменты за показ неполной и неточной картины их работы.
  4. Руководству вузов приходится быстро реагировать на события, которые могут быстро обрасти последствиями и выйти из-под контроля. В эру социальных сетей, когда руководство вуза больше не может контролировать распространение информации, способность адекватно и быстро реагировать становится критическим навыком.
  5. Ширящиеся атаки на самоуправление в вузах. Руководящие комитеты часто игнорируют мнение НПР, предпринимая односторонние шаги, например, назначая ректорами людей со стороны. Комитетам (в нашей терминологии это может быть ректорат) приходися реагировать на проблемы с бюджетом, политические изменения и жалобы на дороговизну и недостаточную ценность диплома.
  6. Аутсорсинг сервисов, являющихся ключевыми для миссии вуза. Если раньше на аутсорсинг (управление с помощью сторонних организаций) отдавались такие сервисы, как вузовские книжные лавки и кафетерии, то теперь мы видим, как это касается ключевых академических сервисов: консультирование и даже преподавание.
  7. Участившиеся проверки академических исследований. Влияние грантов корпораций и неприкрытое жульничество подорвали авторитет научных исследований. Некоторые отрасли испытывают кризис из-за скандалов с подтасовкой данных и невозможностью повторить результаты исследований.
  8. Движение за видоизменение приложения к диплому. Некоторые вузы стали добавлять новые виды информации в приложения к диплому с целью более полного отображения того, чему студент научился и какие задания выполнял в ходе обучения. Расширенный документ в цифровом виде может привести к появлению «квантифицированного студента» (студент, более озабоченный количеством информации в приложении к диплому, нежели качеством). С другой стороны, такой новый документ являет собой мощную систему индикаторов, позволяющую вузам отслеживать прогресс выпускников.
  9. Возрастающий спрос на дизайнеров курсов (instructional designer). В связи с распространением онлайн-обучения и новых технологий работы в аудитории все больше требуется людей, которые могут создавать курсы, которые могут преподаваться другими людьми.
  10. Всё больше возлагается надежд на маркетинг вузов с целью увеличить количество и качество абитуриентов и создать сильный бренд организации. Золотое правило: познай своих студентов и пойми, каким образом лучше удовлетворить их потребности.

В интервью с заместителем проректора Техасского университета в Остине профессором Филом Лонгом мы уточнили некоторые моменты относительно того, как организовано обучение в их вузе. UT использует 67 сотен разных технологических инструментов для оптимизации процесса обучения. Вуз участвует в электронной системе взаимопомощи LearnTrials, которая предоставляет доступ к консультационной поддержке со стороны опытных преподавателей и администраторов. С помощью LearnTrials можно провести аудит электронной цифровой среды вуза и получить советы по оптимизации. База данных LearnTrials содержит более 3500 программ и инструментов. В университете есть своя команда программистов, которая создает и свои собственные инструменты, т. н. courselets. Основной принцип обучения — перевёрнутый урок. Университет занимает 28 место по рейтингам в мире и первое место в штате Техас. Пропорция студентов к преподавателям: 17 к 1. Количество выпускников: 485 тысяч. 16 центров трудоустройства

Система образования в вузе основана на использовании LMS Canvas от компании Instructure. Платформа Canvas предназначена для учебных заведений — школ, колледжей, университетов и др. учреждений, она позволяет им разместить каталог собственных онлайн-курсов и организовать регистрацию, прием оплаты и само обучение через единую точку входа.

В США существует общественная организация, объединяющая активистов вузов — University Innovation Fellows. Они устраивают конференции, тренинги, предоставляют доступ к программе менторства, а также набору инструментов с целью сделать студентов членами команд изменений в вузах. Организация объединяет на данный момент 607 человек в 140 вузах страны. Базовый вуз — Стэнфордский университет. Для участников конференции команда провела курс по креативному мышлению (design thinking).

В качестве одного из примеров нам был продемонстрирован инструмент под названием The Landscape Canvas (Ландшафтная карта), разработанный активистами организации. Она позволяет студентам классифицировать программы, курсы, инфраструктуру и другие ресурсы, как в кампусе, так и за его пределами, существующие для поддержки экосистемы инноваций и предпринимательства.

Мы также побывали на мастер-классе по реорганизации школьного класса. Сначала нам продемонстрировали результаты научного исследования, показавшего, что физические условия обучения детей, включая свет, цвет, дизайн мебели и прочие параметры могут составлять до 16% с точки зрения влияния на процесс обучения.

Следующие видеоролики от компании Office Depot показывают нам примеры использования современной мебели и технологий в школьном классе.

Кроме американских инноваций, были представлены разработки японского рынка образовательных технологий. Приложение Kocri под iOS позволяет проецировать на школьную доску изображения со смартфона педагога, избавляя преподавателя от необходимости нанесения чертежей и записей на доску вручную. Кроме этого, система позволяет сэкономить деньги школы, колледжа или вуза, избавляя от необходимости покупки дорогостоящих интерактивных досок.

Поделиться