Курсы по русскому языку в Центре открытого образования Республики Индия
Проект реализуется Фондом поддержки гуманитарных наук «Моя история», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина») при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации».
Программы курсов разработаны в рамках договора №45/ЦОО-2024 от 28.05.2024 г. с Фондом поддержки гуманитарных наук «Моя история» с целью реализации проекта по обеспечению организации работы комплексной сети Центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку за рубежом.
О проекте
- Е. М. Дзюба, д.филол.н., профессор кафедры русской и зарубежной филологии;
- Ю. А. Маринина, к. филол.н., доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной филологии;
- Т. Н. Шевелева, к.филол.н., зав. кафедрой русского языка как иностранного;
- А. Л. Латухина, к.филол.н., доцент русской и зарубежной филологии;
- Н. Е. Петрова, д.филол.н., профессор кафедры русского языка и культуры речи;
- Г. С. Самойлова, к.филол.н., профессор кафедры русского языка и культуры речи;
- А.Д. Комышкова, к.филол.н., доцент кафедры русского языка и культуры речи;
- М.В. Аксенова, к.филол.н., доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации;
- Н.М. Ильченко, д.филол.н, профессор кафедры русской и зарубежной филологии.
- доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и культуры речи Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
- руководитель выпускных квалификационных работ студентов бакалавриата по профилю «Русский язык и литература» и магистратуры по профилю подготовки «Преподавание русского языка как иностранного»; научный руководитель работ аспирантов/ докторантов («Языкознание»).
Сфера научных интересов: коммуникативно-прагматические функции грамматических форм в тексте, переходные и синкретичные явления в морфологии русского языка, коммуникативные стратегии и тактики в медиатекстах.
Аннотация курса:
Целью курса является получение углубленных знаний о семантике грамматических форм, их коммуникативно-прагматических функциях, национальной специфике некоторых способов выражения речевых действий. Важной задачей курса является совершенствование навыков употребления и интерпретации грамматических форм, морфологических и синтаксических, в текстах разных стилей, в том числе разговорных и художественных. Основные темы курса:
- специфика грамматического значения, связь грамматического и лексического значения слова в русском языке;
- структурные и смысловые функции падежных форм: формы с субъектным значением, родительный прямого объекта, контекстная омонимия родительного субъекта и объекта, винительный одушевленного и неодушевленного предмета, полисемия творительного падежа; факторы формирования семантики падежной формы в высказывании;
- специфика семантико-синтаксических свойств отрицательных местоимений (на примере местоимений-существительных);
- грамматические способы интенсификации признака
- вид глагола и модальная окраска предложения;
- коммуникативно-прагматические функции форм наклонения глагола;
- функциональная синонимия активных и пассивных конструкций;
- функциональная синонимия полупредикативных и предикативных конструкций;
- прагматика вопросительно-отрицательных предложений и предложений с двойным отрицанием;
- семантика и прагматика односоставных предложений (номинативные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные);
Длительность курса:
Курс рассчитан на 72 часа (58 часов аудиторной работы и 14 часов самостоятельной работы), ориентирован на студентов, аспирантов, магистрантов, владеющих русским языком на уровнях В2 (выше среднего), С1 (продвинутый).
Форма проведения занятий – очная.
Освоение данного курса поможет углубить лингвистическую и коммуникативную компетенцию в области русского языка, расширит представление о русском менталитете и особенностях национального речевого поведения, поможет совершенствованию навыков правильной интерпретации текстов. Слушатели курса получат соответствующий сертификат.
- кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
- специалист в области теории и истории языка, руководитель ВКР иностранных студентов и магистерских диссертаций студентов, обучающихся по направлению «Преподавание русского языка как иностранного».
Сфера научных интересов: социолингвистика, старославянский язык, история русского языка, преподавание русского языка как иностранного. Участник конференций, автор публикаций по теме преподавание РКИ, в том числе индексированных в базах Scopus и WoS.
Аннотация курса:
Курс «Русская ментальность в языке и речи» посвящен анализу концептосферы русского языка. Рассматриваются основные теоретические понятия курса: этнолингвистика, русская ментальность, русский языковой менталитет, проблемы отражения в современном русском языке процессов его истории, свидетельствующих о традициях, духовных ценностях, взаимодействии русского языка с иными индоевропейскими языками. Особое внимание уделяется взаимодействию русского языка с древними литературными языками – старославянским языком, древнерусским языком, санскритом. Будут рассмотрены истоки формирования национального характера русского народа в связи с формированием его духовного мира, национальная специфика русской лексики, содержание концептов «счастье», «лень», «стыд и совесть», «упорство и упрямство» и других по данным истории языка, фольклора русского народа и современной языковой системы.
Курс состоит из двух разделов:
- в первом разделе представлены понятия и связанные с ними общие вопросы языкового родства: семья, род, родина;
- второй раздел посвящен анализу содержания значимых концептов русского языка и русской культуры.
Курс ориентирован на общекультурную подготовку и расширение лингвокультурологического кругозора обучаемых, формирование их коммуникативной компетентности.
Длительность курса
72 часа (58 ч. аудиторных занятий, 14 ч. самостоятельной работы).
Форма проведения – очная.
- кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
- специалист в области методики преподавания русского языка как иностранного
- руководитель выпускных квалификационных работ по профилю подготовки «Русский язык как иностранный», магистерских диссертаций по профилю подготовки «Преподавание русского языка как иностранного»;
- преподаватель программ переподготовка и руководитель мастер-классов по методике преподавания РКИ в университетах Республики Узбекистан (г. Бухара), Республики Киргизия (г. Баткен), курсов повышения квалификации для преподавателей РКИ в Республике Польша (г. Люблин).
Область научных интересов: теория и практика анализа текста на занятиях РКИ, проектирование образовательных программ, использование информационных технологий в обучении РКИ.
Аннотация курса:
Свободное владение языком невозможно без понимания мышления носителя. Изучение метафоры позволяет не только обогатить словарный запас инофона, но и демонстрирует то, как видит мир носитель изучаемого языка. Владение навыками работы с метафорой позволит слушателям курса чувствовать себя более уверенно в различных коммуникативных ситуациях. Кроме того, изучение метафоры углубляет культурный опыт инофона.
Данный курс построен таким образом, что слушатели смогут не просто научиться отличать метафоры от прямых значений слов, но и развить в себе навыки самостоятельной работы с метафорой. Материал подобран с целью заинтересовать обучающихся путем демонстрации интересных образов и ментальных связей.
Цель программы – формирование и развитие навыков работы с русской метафорой посредством знакомства с некоторыми русскими образами и анализа ментальных связей, которые образуются между значениями этих образов.
Задачи курса:
- Формирование и развитие навыков работы с метафорой;
- Знакомство с популярными в языке русскими образами из тематических групп «Еда», «Погода» и «Животные»;
- Формирование интереса к самостоятельной работе с русской метафорой.
- Овладение культурой общения, развитие языковой и коммуникативной компетенций, то есть овладение системой языка, правилами его функционирования и правилами коммуникации;
- Совершенствование навыков восприятия на слух и зрительно различных текстов на русском языке.
Разделы курса:
Раздел 1. Языковая метафора. Способы семантизации метафоры в иноязычной аудитории.
Раздел 2. Узуальные метафоры. Виды метафор по тематическому признаку: пищевая метафора, погодная метафора, зоонимическая метафора и др.
Раздел 3. Окказиональная (индивидуально-авторская) метафора как средство художественной выразительности.
Длительность курса:
Продолжительность курса – 72 часа (58 аудиторных часа, 14 часов самостоятельной работы).
Форма проведения – очная.
Данный курс рассчитан на слушателей, владеющих русским языком на уровне В1.
- кандидат филологических наук, доцент;
- преподаватель дисциплин «Шедевры мировой литературы», «Выразительное чтение», «Методика научного исследования» в иностранной аудитории студентов Мининского университета. Руководитель выпускных квалификационных работ иностранных студентов бакалавриата по направлению «Русский язык как иностранный» и магистратуры по направлению «Преподавание русского языка как иностранного»;
- разработчик и преподаватель международных образовательных проектов Мининского университета «Лица русского Зарубежья: лица, судьбы, книги» (Летняя школа для студентов, магистрантов, аспирантов из России и Польши, 2019 год); «В поисках разгадки национального русского кода: образовательные маршруты» (2020 г.); «Мобильный университет образования на русском языке (бакалавриат, магистратура, постдипломное сопровождение)» (с 2021 г.); «Филологический марафон» (2022 г.), «Филологический класс» (2023 г.);
- участник конференций, автор публикаций по проблемам преподавания русского языка как иностранного и филологических дисциплин в иностранной аудитории.
Аннотация курса
Курс «Путешествие по России с русскими писателями» предполагает знакомство с культурными традициями, пространством, городами и реками России, представленными в литературе путешествий и художественных произведениях русских писателей. На лекциях и практических занятиях обучающиеся знакомятся с историей России, культурой страны, совершенствуют навыки чтения и анализа художественного текста.
Образы Москвы и Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Владимира, Казани, Новгорода и других русских городов рассмотрены на материале произведений В. Короленко, М. Горького, И Шмелева, Б. Зайцева. Чтение и анализ текстов сопровождается аудиовизуальным рядом, представляющим образы городов на материале живописи и художественных фильмов.
На занятиях используются цифровые технологии: онлайн-карты для выстраивания путешествия, онлайн-экскурсии по городам.
Структура курса
Тема 1. Образ Москвы в художественных произведениях
Лекция (6 ч)
Практические занятия (6 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Тема 2. История и роль Петербурга в произведениях русских писателей
Лекция (2 ч)
Практические занятия (8 ч)
Самостоятельная работа (4 ч)
Тема 3.Русская провинция в живописи и литературе
Лекция (6 ч)
Практические занятия (8 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Тема 4. Образ Волги в истории и культуре России
Лекция (6 ч)
Практические занятия (6 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Тема 5. Нижний Новгород в историческом и современном представлении русских путешественников
Лекция (4 ч)
Практические занятия (6 ч)
Самостоятельная работа (4 ч)
Целевая аудитория
Студенты бакалавриата / магистратуры, изучающие русский язык; сертификационный уровень А2-В1.
Длительность курса
72 часа (58 ч. аудиторных занятий, 14 ч. самостоятельной работы).
Форма проведения – очная.
По итогам освоения курса слушатель познакомится с культурой и историей России, старинными и наиболее значимыми городами, традициями русского народа. На занятиях предусмотрена работа по развитию и совершенствованию всех навыков речевой деятельности, а использование интерактивной формы знакомства с материалами позволит поддержать интерес к изучению русского языка.
- кандидат филологических наук, доцент;
- преподаватель дисциплин «Русский язык и культура речи», «Лингвистика текста», «История русского литературного языка» в Мининском университете. Преподавала дисциплины «Деловой русский язык», «Филологический анализ текста» в иностранной аудитории студентов Мининского университета (Китай, Узбекистан, Туркмения). Руководитель ВКР иностранных студентов и магистерских диссертаций студентов, обучающихся по направлению «Преподавание русского языка как иностранного»;
- участник программы Академической мобильности «Erasmus+» (Вильнюсский университет, Литва, 2017 г.); Разработчик и преподаватель международных образовательных проектов Мининского университета «Мост над Волгой» (Летняя школа РКИ, 2017 год); «В поисках разгадки национального русского кода: образовательные маршруты» (2020 г.); «Мобильный университет образования на русском языке (бакалавриат, магистратура, постдипломное сопровождение)» (с 2021 г.); «Филологический марафон» (2022 г.), «Филологический класс» (2023 г.);
- участник конференций, автор публикаций по проблемам преподавания русского языка как иностранного и филологических дисциплин в иностранной аудитории.
Аннотация курса
Курс «Стратегии вежливости в русскоязычной культуре» предполагает знакомство с с принципами, методами и приемами вежливого общения на русском языке. На практических занятиях-тренингах совершенствовать навыки говорения, письма в рамках профессионального общения на русском языке как иностранном, знакомство с принципами вежливого общения на русском языке, развивать навыки межкультурной коммуникации на русском языке, в том числе в сети Интернет.
Структура курса
Тема 1. Культура делового общения и межкультурная коммуникация
Лекция (4 ч)
Практические занятия (4 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Тема 2. Теория вежливости: реализация принципа уважения к собеседнику
Лекция (4 ч)
Практические занятия (8 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Тема 3.Конфликтная коммуникация и проблема речевой агрессии
Лекция (4 ч)
Практические занятия (10 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Тема 4. Коммуникативное смягчение
Лекция (2 ч)
Практические занятия (4 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Тема 5. Речевой этикет
Лекция (2 ч)
Практические занятия (6 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Тема 6. Общение в интернете
Лекция (4 ч)
Практические занятия (6 ч)
Самостоятельная работа (2 ч)
Целевая аудитория
Студенты бакалавриата/ магистратуры, изучающие русский язык, в том числе на педагогических профилях (преподавание русского языка как иностранного); сертификационный уровень В1-В2.
Длительность курса
72 часа (20 ч лекций, 38 ч практических занятий, 14 ч самостоятельной работы).
Форма проведения – очная.
Результаты
По итогам освоения курса слушатель будет готов оценивать интенции высказываний на русском языке, определять степень соблюдения принципа уважения к собеседнику, распознавать случаи речевой агрессии; сможет составлять высказывания с учетом реализации принципа уважения к собеседнику; соблюдать этикетные нормы делового и светского общения на русском языке.
- к.филол.н., доцент, зав. кафедрой русского языка как иностранного Мининского университета;
- руководитель образовательных программ бакалавриата «Русский язык как иностранный» и магистратуры «Русский язык как иностранный в цифровой среде»;
- руководитель дипломных работ бакалавриата по профилям подготовки «Русский язык как иностранный», «Русский язык и Литература» и магистерских диссертаций по профилю подготовки «Преподавание русского языка как иностранного», «Русский язык как иностранный в цифровой среде».
Сфера интересов: РКИ в онлайн-среде, цифровая лингводидактика, аудио и видеоматериалы в изучении РКИ, межкультурная коммуникация, лингвострановедение.
Преподаваемые дисциплины: «Практический курс русского языка», «Практикум по подготовке к международному экзамену», «Методология научного исследования», «Страноведение России», «История зарубежной литературы».
Аннотация – курс «Такая разная Россия» сформирует сведения о стране, языке, национальной культуре, нации, русском национальном характере, межкультурной коммуникации; научит формировать собственные учебные материалы по курсу (в том числе в электронных сервисах и размещать их на цифровых платформах); сформирует практические навыки и умения в сфере аудирования, говорения, чтения и письма посредством страноведческого и регионального материала; создаст условия для овладения методикой работы с информацией культурологического характера и навыками ее нахождения в различных источниках; будет способствовать формированию уважения и любви к русской культуре, духовному наследию России, культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.
Примерное содержание:
Модуль 1. Общие сведения о РФ.
- Территория, границы. Символы России. Природа и климатические особенности.
- Российская система образования.
Модуль 2. Русские традиции и обычаи
2.1. Культура и быт русского народа.
2.2. Русская праздничная культура.
Модуль 3. Такие разные русские. Отражение русского национального характера в литературе и кинематографе.
3.1. Парадоксы русского менталитета.
3.2. Русские в зеркале русской литературы и русского кинематографа.
Целевая аудитория - школьники средних и старших классов, абитуриенты, студенты вузов, а также преподаватели школ, высших учебных заведений и все, кому интересен русский язык.
Уровень владения языком - у обучающихся, владеющих им на уровне А2, у преподавателей, владеющих им на уровне от В1 и выше.
Длительность курса:
72 часа (58 ч. аудиторных занятий; 14 ч. самостоятельной работы).
Форма проведения – очная.
В результате изучения курса слушатели получат общие сведения о Российской Федерации, ее символах, климате, системе образования, главных городах, включая Нижний Новгород; познакомятся с русскими традициями и обычаями, культурой и бытом русского народа, его обычаями и суевериями; узнают о государственных (Новый год, Рождество, Международный женский день, День России, День народного единства, День победы) и языческих и христианских праздниках (Рождественские и пасхальные традиции, Масленица), а также о парадоксах русского менталитета, доминантных чертах русского коммуникативного поведения. Каждую тему сопровождает представление текстового, аудио- и видеоматериала и работа с ним.
По окончании курсов каждый слушатель получит сертификат участника.
Регистрация на курсы проекта
Программа мероприятий
Просветительское мероприятие «Друзья мои, прекрасен наш союз!»:
конкурс чтецов, посвященных творчеству А.С. Пушкина
Целью конкурса является популяризация творчества А.С. Пушкина в Индии, привлечение внимания индийских студентов, магистрантов и аспирантов к творческому наследию поэта.
Задачи конкурса:
- повысить интерес к изучению творчества А.С. Пушкина;
- способствовать формированию интереса и мотивации к изучению русского языка, культуре России;
- популяризировать русскую культуру и литературу;
- расширить читательский кругозор и способствовать развитию читательской культуры;
- воспитывать литературный и художественный вкус;
- содействовать развитию творческого и интеллектуального потенциала участников.
Мероприятие проводится очно на базе ЦОО Министерства просвещения Российской Федерации в Республике Индия.
Конкурс ориентирован на студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих русский язык как иностранный.
Номинации конкурса:
- «Мой Пушкин». Сольное исполнение стихотворений или прозаических отрывков из произведений А.С. Пушкина.
- А.С. Пушкин на языках народов Индии. Чтение стихотворения на родном языке.
- «Слово о Пушкине». Чтение стихотворений, посвященных А.С. Пушкину.
Научно-методическое мероприятие
«Мастер-класс “Работа с виммельбухами на занятиях по РКИ”»
Мастер-класс “Работа с виммельбухами на занятиях по РКИ” научит концентрировать внимание, тренировать память (зрительную, образную), прослеживать закономерности и находить причинно-следственные связи; создаст условия для стимулирования воображения и развития фантазии (и не только детей), обогатит словарный запас, разовьет усидчивость, пространственное, визуальное, логическое и творческое мышление, познакомит с окружающим миром, будет способствовать развитию критического мышления, навыкам говорения, письма, аудирования; поможет создать на уроках по русскому языку как иностранному реальные ситуации речевого общения.
Примерное содержание:
- История возникновения и становления жанра виммельбуха.
- Жанровая специфика. Классификация виммельбухов.
- Жанр виммельбуха за рубежом и в России.
- Творчество Али Митгуша и П.Б.Багина.
- Виммельбухи по мотивам русского фольклора и художественной литературы.
- Методика работы с виммельбухом.
- Комплекс заданий в зависимости от уровня владения языком и коммуникативной задачи.
Целевая аудитория - студенты вузов, а также преподаватели школ, высших учебных заведений и все, кому интересен русский язык.
Уровень владения языком – от А1.
В результате изучения курса слушатели получат общие сведения о жанре виммельбуха; познакомятся с основными представителями, работающими в данном жанре; сформируют и разовьют знания о грамматике, лексике, фонетике русского языка; научатся отрабатывать конструкции, которые реализуют интенции предположения, согласия/несогласия, аргументации мнения, строить высказывания разной коммуникативной направленности, работать над интонированием предложений, совершенствовать навыки работы с разными типами текста; научатся составлять классические и творческие задания в технике виммельбуха.