Руководитель научной школы:
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии НГПУ им. К. Минина.

Цель: изучение категории традиции как одной из наиболее приоритетных в науке о литературе в новых концептуальных парадигмах.

Задачи:

  • изучение генезиса отечественного литературного процесса в аспекте традиции, что позволяет обнаружить наиболее жизнестойкие тенденции в его развитии, выявить те сущностные основы, которые придают литературному процессу органическую целостность и внутренне единство в масштабе «большого времени» (М.Бахтин);
  • постижение закономерностей развития литературного процесса России через исследование онтологических и аксиологических составляющих в художественном творчестве.

Направления деятельности:

  • осмысление категории традиции в формате «диалога-полемики» с канонами предшествующих эпох;
  • изучение категории традиции в литературном процессе в русле исторической поэтики, с позиции выявления непреходящих духовно-эстетических ценностей в национальном художественном наследии;
  • исследование типологии отечественного художественного сознания (категория типа художественного сознания позволяет наиболее емко охарактеризовать все многообразие существовавших и складывающихся художественно-эстетических моделей в их индивидуально-авторском и типологическом наполнении);
  • выявление роли традиции в исследовании аксиологии славянских культур;
  • исследование функционирования традиций в общем процессе русско-зарубежных связей;
  • разработка проблематики, связанной с православно-христианской основой национального художественного сознания.

Результаты научной деятельности школы

Научная школа вносит свой вклад в современное осмысление категории «художественное сознание» в аспекте исторической поэтики и его типологического наполнения в русской литературе XVIII- XX веков. Художественное сознание в аспекте его типологического осмысления представляется на современном этапе развития истории и теории литературы наиболее значимой литературоведческой категорией, позволяющий вести всесторонний углубленный анализ многоаспектных явлений отечечественного литературного процесса, их эволюции и взаимодействия. Устоявшиеся в исследовательской практике способы описания литературного процесса - литературное направление, течение, школа, а также апелляция при анализе к одной из универсальных категорий литературного процесса (жанр – М.М.Бахтин; стиль ­– Д. С. Лихачев) – в современных условиях уже не дают возможности максимально объективно оценить специфику развития, динамические характеристики и типологическое многообразие литературного процесса. Изучение типологии «большого литературного времени», а также частных, индивидуально-авторских воплощений является задачей современного литературоведения, в решение которой вносят вклад работы представителей научной школы.

  • Разработана концепция неореализма в русской литературе ХХ века. Учебное пособие «Неореализм в русской прозе ХХ века» (авторы В.Т.Захарова, Т.П.Комышкова, 2008, 2012, НГПУ), получило положительную рецензию в Реферативном журнале ИНИОН РАН.
  • Разработана концепция культурного феномена «Нижегородский текст русской словесности» как развивающейся онтологической категории.
  • Разработаны концептуальные методологические подходы к изучению эмигрантологии в русле подходов Комиссии по эмигрантологии при Европейском комитете славистов.
  • С позиций современной гуманитаристики разрабатывается методология исследования механизмов формирования ценностных ориентиров славянских культур молодыми учеными.
  • Актуализируется проблематика, представляющая магистральные пути исследования русской литературы: изучение методологии литературоведческих исследований, осмысление проблемы взаимосвязи русской литературы и русской философии, исследование теоретических проблем на конкретно-литературном материале; анализ аспектов онтологической поэтики. В научной работе школы это находит свое убедительное отражение.
  • Важной составляющей является и педагогическая направленность литературоведческой подготовки. Выполняемые в рамках школы исследования полностью ориентированы на потребности практики вузовского образования в новых, динамично меняющихся условиях; они используются или могут быть использованы в различных формах обучения по новым стандартам высшей педагогической школы. К примеру, изучение актуальных проблем русской литературы студентами МРКИ (апробированы авторские программы в работе Международной Летней школы «Мост над Волгой»). Несомненна практическая значимость проводимой работы для средних учебных заведений различного уровня.

Грантовая деятельность

Деятельность научной школы поддерживается научными грантами Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, фонда «Русский мир»:

  • VI Международная научная конференция «Нижегородский текст русской словесности» (РФФИ (РГНФ), 2017 г., руководитель: Захарова В.Т.
  • Проведение Летней школы «Мост над Волгой» (Русский мир, 2017 г., руководитель: Дзюба Е.М.)
  • V международная научная конференция «Нижегородский текст русской словесности» (РГНФ, 2015 г., руководитель: Захарова В.Т.)

Хоздоговорная деятельность на выполнение НИР

  • Рецепция немецкой литературы в России второй пол. XIX-начала XX вв.: теория и практика в условиях учебного заведения с углубленным изучением немецкого языка (2017 г.)
  • Разработка фонда оценочных средств для проведения всероссийской олимпиады школьников в 2017-18 учебном году (2017 г.)
  • Методология и методика школьной компаративистики в условиях учебного заведения с углубленным изучением немецкого языка (2016 г.)

Объекты интеллектуальной собственности

По результатам работы научной школы было зарегистрировано 2 свидетельства Нижегородского научно-информационного центра о депонировании и регистрации объекта авторского права:

  • Захарова В.Т. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Научная статья «Проблема лиризации русской прозы XX века в ракурсе трудов В.А. Грехнева и Д.Е. Максимова» (011746, Нижегородский научно-информационный центр, 24.07.2014 г.)
  • Дзюба Е.М. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Научная статья «Образ России в творчестве М.Д. Чулкова» (011745, Нижегородский научно-информационный центр, 24.07.2014 г.)

Научными коллективами школы заключен 1 лицензионный договор на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Подготовка кадров высшей квалификации

По результатам работы научной школы подготовлено более 10 кандидатов наук.

Организация научных мероприятий

В рамках работы школы было организовано более 12 научных и научно – образовательных мероприятий. К основным из них относятся:

  • II научно-практическая всероссийская конференция молодых ученых «GENIUS LOCI: Образ Крыма в творчестве русских и зарубежных писателей» (2016)
  • II Международная научная конференция молодых исследователей «Аксиология славянской культуры"» (ежегодная)
  • VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Русско-зарубежные литературные связи» (ежегодная)
  • VI Международная научная конференция «Нижегородский текст русской словесности» (ежегодная)
  • GENIUS LOCI: Образы Востока в творчестве русских и зарубежных писателей (2017)

Публикационная активность

По результатам работы научной школы было опубликовано более 17 монографий, 20 учебников и учебно – методических пособий, свыше 260 статей в журналах и сборниках, включенных в РИНЦ, в том числе более 140 статей ВАК, а также более 35 в международных базах данных WoS и Scopus.