zaharova
Руководитель научной школы:
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии НГПУ им. К. Минина.

Цель: изучение категории традиции как одной из наиболее приоритетных в науке о литературе в новых концептуальных парадигмах.

Задачи:

  • изучение генезиса отечественного литературного процесса в аспекте традиции, что позволяет обнаружить наиболее жизнестойкие тенденции в его развитии, выявить те сущностные основы, которые придают литературному процессу органическую целостность и внутренне единство в масштабе «большого времени» (М.Бахтин);
  • постижение закономерностей развития литературного процесса России через исследование онтологических и аксиологических составляющих в художественном творчестве.

Направления деятельности:

  • осмысление категории традиции в формате «диалога-полемики» с канонами предшествующих эпох;
  • изучение категории традиции в литературном процессе в русле исторической поэтики, с позиции выявления непреходящих духовно-эстетических ценностей в национальном художественном наследии;
  • исследование типологии отечественного художественного сознания (категория типа художественного сознания позволяет наиболее емко охарактеризовать все многообразие существовавших и складывающихся художественно-эстетических моделей в их индивидуально-авторском и типологическом наполнении);
  • выявление роли традиции в исследовании аксиологии славянских культур;
  • исследование функционирования традиций в общем процессе русско-зарубежных связей;
  • разработка проблематики, связанной с православно-христианской основой национального художественного сознания.

Результаты научной деятельности школы

Научная школа вносит свой вклад в современное осмысление категории «художественное сознание» в аспекте исторической поэтики и его типологического наполнения в русской литературе XVIII- XX веков. Художественное сознание в аспекте его типологического осмысления представляется на современном этапе развития истории и теории литературы наиболее значимой литературоведческой категорией, позволяющий вести всесторонний углубленный анализ многоаспектных явлений отечественного литературного процесса, их эволюции и взаимодействия. Устоявшиеся в исследовательской практике способы описания литературного процесса – литературное направление, течение, школа, а также апелляция при анализе к одной из универсальных категорий литературного процесса (жанр – М.М.Бахтин; стиль ¬– Д. С. Лихачев) – в современных условиях уже не дают возможности максимально объективно оценить специфику развития, динамические характеристики и типологическое многообразие литературного процесса. Изучение типологии «большого литературного времени», а также частных, индивидуально-авторских воплощений является задачей современного литературоведения, в решение которой вносят вклад работы представителей научной школы.

В рамках деятельности научной школы разработана концепция культурного феномена «Нижегородский текст русской словесности» как развивающейся онтологической категории; разработаны концептуальные методологические подходы к изучению эмигрантологии в русле подходов Комиссии по эмигрантологии при Европейском комитете славистов. 

С позиций современной гуманитаристики разрабатывается методология исследования механизмов формирования ценностных ориентиров славянских культур молодыми учеными.

Актуализируется проблематика, представляющая магистральные пути исследования русской литературы: изучение методологии литературоведческих исследований, осмысление проблемы взаимосвязи русской литературы и русской философии, исследование теоретических проблем на конкретно-литературном материале; анализ аспектов онтологической поэтики. В научной работе школы это находит свое убедительное отражение.

Важной составляющей является и педагогическая направленность литературоведческой подготовки. Выполняемые в рамках школы исследования полностью ориентированы на потребности практики вузовского образования в новых, динамично меняющихся условиях; они используются или могут быть использованы в различных формах обучения по новым стандартам высшей педагогической школы. Несомненна практическая значимость проводимой работы для средних учебных заведений различного уровня.

2019-2023 гг.

Грантовая деятельность

  • Проведение Летней школы «Литература русского Зарубежья: лица, судьбы, книги» (Фонд  «Российско-польский центр диалога и согласия», 2019, рук. Захарова В.Т.).
  • Организация и проведение международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности как художественное постижение национальной ментальности» (Российский фонд фундаментальных исследований РФФИ, 2019, рук. Захарова В.Т.)
  • Подготовка обзорной научной статьи «Ценностные векторы развития отечественной словесности в фокусе исследований Нижегородского текста русской словесности» (Российский фонд фундаментальных исследований, 2020-2021, рук. Захарова В.Т.).
  • Духовно-нравственное и художественное своеобразие прозы В.А.Никифорова-Волгина (в контексте литературы русского Зарубежья) (Российский научный фонд, 2023, рук. Захарова В.Т.)

Подготовка кадров высшей квалификации 

  • Аксенова М.В. Свое» и «чужое» в картине мира Н.И. Греча (по книге «Путевые письма из Англии, Германии и Франции») (кандидатская диссертация, 2020, н/рук. Ильченко Н.М.)
  • Мельникова Г.Т. Повести Н.Ф. Павлова 1830-х годов в историко-культурном и литературном контексте (кандидатская диссертация, 2022, н/рук. Ильченко Н.М.)

Организация и проведение научных мероприятий 

  • VII международная конференция «Нижегородский текст русской словесности как художественное отражение национальной ментальности» (2019)
  • Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Аксиология славянской культуры» (2019)
  • Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «GENIUS LOCI: Нижегородский край в судьбе и творчестве русских и зарубежных писателей» (2019)
  • Региональная научно-практическая конференция молодых исследователей «GENIUS LOCI: Образы Италии в судьбе и творчестве русских и зарубежных писателей» в дистанционном формате» (2020)
  • Международная научно-практическая конференция «Русско-зарубежные литературные связи» (2020)
  • Международная научная конференция «Нижегородский текст русской словесности: художественное постижение национальной ментальности» (2021)
  • Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей «GENIUS LOCI: Образы Германии в судьбе и творчестве русских и зарубежных писателей» (2021)
  • Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «GENIUS LOCI: Образы Поволжья в судьбе и творчестве русских и зарубежных писателей» (2022)
  • Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей «GENIUS LOCI: Образы старинных русских городов в судьбе и творчестве русских и зарубежных писателей» (2023)

Монографии и учебные пособия 

  • Захарова В.Т. Универсалии в русской литературе ХХ века (Серебряный век и русское Зарубежье): монография. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. 184с.
  • Русско-зарубежные литературные связи: коллективная монография / Н.М.Ильченко, А.Л.Латухина, Ю.А.Маринина. Н.Новгород: Мининский университет. 2021. 399 с.
  • Нижегородский текст русской словесности: художественное постижение национальной ментальности: коллективная монография / В.Т.Захарова. Н.Новгород: Мининский университет. 2021. 406 с.
  • Захарова В.Т. Малая проза Надежды Городецкой: своеобразие жанровой поэтики / В книге: Другие берега русской литературы и культуры: идеи, поэтика, контексты: коллективная монография. Вроцлав - Краков, 2021. С. 311-320.
  • Литературоведение в Нижегородском педагогическом: жизнь традиции: учебное пособие / Е.М. Дзюба, В.Т. Захарова. Н.Новгород: Мининский университет, 2021. 192 с.
  • Захарова В.Т. Русская литература в контексте отечественной религиозно-философской мысли (Серебряный век и русское Зарубежье): монография. Н.Новгород: Мининский университет, 2023. 116с.