Научный руководитель
Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии НГПУ им. К. Минина.

Цель: решение актуальной научно-прикладной проблемы, внедрение результатов исследования в практику специального и инклюзивного образования, систему подготовки бакалавров и магистров.

Задачи:

  • расширение спектра исследований научной проблемы, повышение качества представленных в печати научных результатов;
  • подготовка новых научных кадров;
  • включение ресурса профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов в инновационную деятельность образовательных учреждений, работающих в режиме экспериментальных площадок;
  • внедрение в систему подготовки бакалавров и магистров новых технологий проектирования основных образовательных программ высшего дефектологического образования и реализация образовательных модулей и банка новых образовательных продуктов.

Направления деятельности:

  • закономерности социализации лиц с ОВЗ;
  • психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования;
  • современные технологии и формы оптимизации и развития высшего дефектологического образования.

Результаты научной деятельности школы (по направлениям):

Исследованы закономерности социально-личностного и коммуникативного развития лиц с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с нарушением зрения, речи (Дмитриева Е.Е., Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А., Конева И.А., Карпушкина Н.В., Ольхина Е.А., Жулина Е.В., Двуреченская О.Н., Уромова С.Е.). Результаты исследования внедрены в деятельность экспериментальных площадок, отражены в публикациях.
В рамках научной школы разработаны и внедрены в деятельность образовательных учреждений следующие технологии:

  • технология коммуникативного развития и формирования социальной компетентности у детей с задержкой психического развития, с речевыми нарушениями, у умственно отсталых детей, детей с нарушением зрения (Дмитриева Е.Е., Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А., Ольхина Е.А., Двуреченская О.Н.);
  • инновационные логопедические технологии для работы с детьми с нарушением речи (Медведева Е.А.), с детьми с интеллектуальными нарушениями (С.Н. Каштанова);
  • технологии речевого и коммуникативного развития детей с задержкой речевого развития на этапе раннего детства (Е.В. Жулина);
  • технология развития у детей с задержкой развития саморегуляции в познавательной деятельности (Кисова В.В.);
  • технологии формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (С.Н. Каштанова, С.Е. Уромова, Л.С. Чеснокова), с нарушениями зрениями (Е.А. Ольхина);
  • технологии оптимизации адаптивных возможностей детей с задержкой психического развития при переходе к школьному обучению, развития социального и эмоционального интеллекта (Е.Е. Дмитриева);
  • технологии коммуникативного развития детей аутистического спектра расстройств (Е.Е. Дмитриева).

В рамках реализации психолого-педагогического поддержки лиц с ОВЗ работает научно-практический клуб студентов «Пеликановский спецназ» (научный руководитель доц. Кудрявцев В.А.). Ежегодно преподавателями кафедры проводятся круглые столы по актуальным проблемам специального и инклюзивного образования для студентов и представителей педагогического сообщества (С.Н. Каштанова), семинары по проблеме использования ресурсосберегающих технологий в специальном и инклюзивном образовании (Е.В. Медведева).
Сотрудники кафедры (зав. каф. Каштанова, доцент Кудрявцев В.А., доцент Медведева Е.Ю., доцент Ольхина Е.А., доцент Карпушкина Н.В. и старший преподаватель Двуреченская О.Н.) на протяжении 2016-2017 года принимали участие в реализации Государственного контракта на выполнение работ "Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов. Госзаказ Министерства РФ " 2016-01-04-05-020-Ф-35.001. В 2016 и 2017 году была проведена апробация форм мониторинга в 822 вуза РФ. Получена очевидная статистика о состоянии системы инклюзивного высшего образования в РФ и определены основные точки роста в отдельных федеральных округах и отдельных вузах.

Грантовая деятельность

Деятельность научной школы поддерживается научными грантами Министерства образования и науки РФ:

  • Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов (Минобрнауки, 2016 г., руководитель: Каштанова С.Н.)
  • Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия (Минобрнауки, 2014-2015 гг., руководитель: Каштанова С.Н.)

Хоздоговорная деятельность на выполнение НИР

  • Разработка и апробация экспериментальной модели коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в русле концепции множественного интеллекта (2017 г.)
  • Способы и средства повышения мотивации к изучению английского языка (2017 г.)
  • Использование музыки в обучении дошкольников иностранному языку (2017 г.)
  • Разработка экспериментальной модели развития речемыслительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе ознакомления с неживой природой (2017 г.)
  • Разработка и апробация экспериментальной модели формирования зрительной культуры слабовидящих детей старшего дошкольного возраста (2017 г.)
  • Разработка и апробация экспериментальной программы диагностики навыков безопасного поведения детей с ОВЗ дошкольного возраста (2017 г.)
  • Диагностика развития эмоционально-волевой и личностной сфер младших дошкольников (2017 г.)
  • Разработка и апробация экспериментальной модели сопровождения ребенка со сложными нарушениями в развитии в условиях дошкольной образовательной организации (2016 г.)
  • Развитие мотивации к изучению иностранного языка у дошкольников средствами музыкального воздействия (2016 г.)
  • Диагностика развития познавательной сферы младших дошкольников (2016 г.)
  • Разработка и апробация экспериментальной модели консультативного центра в условиях дошкольной образовательной организации (2015 г.)
  • Система ранней диагностико-консультативной помощи в условиях ДОУ (2015 г.)

Объекты интеллектуальной собственности

По результатам работы научной школы было зарегистрировано 7 свидетельств Нижегородского научно-информационного центра о депонировании и регистрации объекта авторского права:

  • Каштанова С.Н. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Методические рекомендации «Клиника интеллектуальных нарушений» (011750, Нижегородский научно-информационный центр, 02.09.2014 г.)
  • Кудрявцев В.А. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Прикладной модуль программы профилактики профессионального личностного выгорания «Неопрометеизм или «В каждой избушке – свои погремушки!» (011734, Нижегородский научно-информационный центр, 11.06.2014 г.)
  • Жулина Е.В. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Монография «Содержательно-организационные основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи» (011733, Нижегородский научно-информационный центр, 11.06.2014 г.)
  • Дмитриева Е.Е. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Монография «Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» (011731, Нижегородский научно-информационный цент, 09.06.2014 г.)
  • Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Методические рекомендации «Основы сурдопедагогики. Основы тифлопедагогики» (011730, Нижегородский научно-информационный центр, 09.06.2014 г.)
  • Карпушкина Н.В. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Учебно-методическое пособие «Арт-терапевтические методы в практической психологии» (011728, Нижегородский научно-информационный центр, 09.06.2014 г.)
  • Кисова В.В., Конева И.А. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – Учебно-методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья» (011723, Нижегородский научно-информационный центр, 04.06.2014 г.)

Научными коллективами школы заключено 3 лицензионных договора на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Подготовка кадров высшей квалификации

По результатам работы научной школы подготовлено 3 доктора и более 2 кандидатов наук.

Организация научных мероприятий

В рамках работы школы было организовано 5 научных и научно – образовательных мероприятий. К основным из них относятся:

  • Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (2017)

Публикационная активность

По результатам работы научной школы было опубликовано 10 монографий, свыше 10 учебников и учебно – методических пособий, свыше 183 статей в журналах, включенных в РИНЦ, в том числе более 130 статей ВАК, а также более 5 в международных базах данных WoS и Scopus.