Фролов Анатолий Аркадьевич
Руководитель научной школы:
Доктор педагогических наук, профессор, научный консультант исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» НГПУ им. К. Минина.

Цель: разработка идей и опыта Антона Семеновича Макаренко, его педагогики с учетом современных достижений международного макаренковедения и перспективных направлений развития отечественной педагогики и школы.

Задачи:

  • разработка наследия А.С. Макаренко как воспитательной концепции педагогики;
  • освоение и разработка наследия А.С. Макаренко в отечественной и зарубежной педагогике и школе;
  • анализ современного состояния педагогической теории и образовательной практики в аспекте воспитания.

Направления деятельности:

  • Методология макаренковедения
  • Отечественная историография педагогического наследия А.С. Макаренко.
  • Педагогизация детско-взрослого производства
  • Освоение и разработка наследия А.С. Макаренко как воспитательной концепции педагогики
  • Освоение и разработка наследия А.С. Макаренко в отечественной и зарубежной педагогике и школе.
  • Исследование современного состояния педагогической теории и образовательной практики в аспекте воспитания.

Основные результаты научной деятельности школы:

  • Основным проектом научной школы является подготовка Нового издания трудов А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории, практике воспитания. Части 1-9, 2007-2017 гг. За последние пять лет опубликована 4 Части данного издания. Новое издание уникально, имеет специфические особенности. Материалы даются в строгой хронологической последовательности (от первой части до последней). Нет разделения материалов «по жанрам». В общем потоке представлены многообразные авторские материалы А.С. Макаренко: лекции, статьи, выступления, литературные рецензии и отзывы, деловые и личные письма, художественно-педагогические произведения, различные подготовительные материалы, конспекты, записи и пр. Все написанное и сделанное им предлагается к восприятию в общем «потоке жизни», в процессе противоречивого развития. Издание претендует на полноту представления известных исследователям к настоящему времени произведений, различных авторских материалов А.С. Макаренко, документов о его деятельности. Среди них много ранее неизвестных и малоизвестных.
    Особую научность ценность составляют комментарии, которые отражают результаты отечественных и зарубежных макаренковедческих исследований, проведенных за последние 50 лет. Новое издание включает учебно-методический материал, позволяющий с учетом историко-педагогического опыта по-новому ставить и решать современные проблемы воспитания детей и молодежи. Издание снабжено Именным указателем лиц, причастных к социально-педагогической и литературной деятельности А. С. Макаренко в 1920-1939 гг.
    По результатам открытого публичного конкурса работ на соискание премий Правительства Российской Федерации 2017 года в области образования научному коллективу исследовательской лаборатории Мининского университета «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» присуждена премия Правительства Российской Федерации 2017 года в области образования (Распоряжение правительства РФ от 9 августа 2017 г. № 1706-р). Звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования» присвоено трем сотрудникам этой лаборатории: Фролову Анатолию Аркадьевичу, Аксёнову Сергею Ивановичу, Илалтдиновой Елене Юрьевне за цикл трудов "А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания". Данный цикл трудов отражает многолетнюю исследовательскую работу по обобщению и критическому анализу результатов освоения, разработки, теоретического и практического использования макаренковского наследия в СССР, России и других странах в период с 1939 г. по настоящее время.
  • Илалтдинова Е.Ю. разработала «Модель историографического исследования истории освоения и разработки педагогического наследия» (Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 20125 ИНИПИ РАО ОФЭРНиО21 мая 2014 г.). Опубликовала монографическое иследование «Отечественная история освоения и разработки наследия А.С. Макаренко: 1975-2013 гг.: ( Н.Новгород: Мининский университет, 2014. – 149 с.). В 2015 г. Е.Ю. Илалтдинова успешно защитила докторскую диссертацию на тему: Отечественная историография педагогического наследия А.С. Макаренко (1939-2013 гг.). В настоящее время под ее научным руководством два аспиранта пишут кандидатские диссертации по макаренковедению и воспитательной проблематике.
  • А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов, В.Н. Неживенко осуществляют выпуск серии методологических изданий: «Наследие А.С. Макаренко: современная разработка и перспективы (в аспекте методологии)». Опубликованы: в 2015 г.: «Джон Дьюи и Антон Макаренко – две вершины социальной педагогики XX века»; «Ицхак Адизес и Антон Макаренко: развитие – основа успеха организации»; «Израильский кибуц и трудовая колония им. М.Горького: общие черты в исторической параллели»: в 2016 г.: «Р.Семлер и А. Макаренко: свободный труд – основа новой жизни и всестороннего развития человека»; «Педагогика А.С. Макаренко в успехах советского спорта 1948 – 1980-х годов».
  • Коллективом научной школы были проведены научные мероприятия: 2013 - Международная научно-практическая конференция «Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)». Конференция была приуроченная к 125-летию со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Мероприятие прошло при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. В конференции приняли участие более 100 специалистов педагогики, работников образования из 20 городов и районов Российской Федерации, из 5 зарубежных стран. Конференция организована при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-06-14002). 2014 – Международный симпозиум «Современное макаренковедение: история, состояние, перспективы». В симпозиуме приняли участие ученые и специалисты-практики из Японии, Германии, Норвегии, России и других стран мира.
    Коллектив научной школы ежегодно участвует в макаренковедческих педагогических научных конференциях международного, федерального и регионального уровней в Москве, Волгограде, Красноярске и др.
    Результаты исследований публикуются в центральных российских научных журналах, рецензируемых ВАК РФ: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Психолого-педагогический поиск» и др. Также опубликовано несколько статей в научных журналах мира, индексируемых в базе данных WebofScience/Scopus.

Грантовая деятельность

Деятельность научной школы поддерживается научными грантами Российского гуманитарного научного фонда:

  • Международный симпозиум «Современное макаренковедение: история, состояние, перспективы» (РГНФ, 2014 г., руководитель: Илалтдинова Е.Ю.)
  • Международная научно-практическая конференция «Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)» (РГНФ, 2013 г., руководитель: Илалтдинова Е.Ю.)

Хоздоговорная деятельность на выполнение НИР

  • Разработка навигатора моделирования индивидуального образовательного маршрута детей (2016 г.)
  • Исследование эффективности форм организации учебной работы слушателей курсов переподготовки арбитражных управляющих в условиях экстерна (2015 г.)

Объекты интеллектуальной собственности

По результатам работы научной школы было зарегистрировано 6 объектов интеллектуальной собственности, в том числе 5 электронных ресурсов в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО), 1 свидетельство Нижегородского научно-информационного центра о депонировании и регистрации объекта авторского права:

  • Илалтдинова Е.Ю., Федоров А.А., Лебедева И.В., Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Фролова С.В., Быстрицкая Э.В., Слепенкова Е.А., Повшедная Ф.В. Электронный научно-образовательный сервис «Педагогическая карта мира» (23191, ОФЭРНиО, 17.10.2017)
  • Иванова С.С., Быстрицкая Е.В., Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Фролова С.В. Концепция создания инновационного эколого-оздоровительного кластера «Этно-Олимп» (20949, ОФЭРНиО, 08.06.2015 г.)
  • Аксенов С.И., Быстрицкая Е..В., Арифуллина Р.У., Белова Е.А., Занозин Д.А., Иванова С.И., Киселева Е.С., Потравко Ж.А. «Концепция создания инновационного экскурсионно-просветительского и эколого-оздоровительного областного кластера «Имение С.М. Рукавишникова» (20638, ОФЭРНиО, 10.12.2014 г.)
  • Илалтдинова Е.Ю. Модель историографического исследования истории освоения и разработки педагогического наследия (20125, ОФЭРНиО, 21.05.2014 г.)
  • Быстрицкая Е.В., Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Занозин Д.А. Свидетельство о депонировании и регистрации объекта авторского права – художественное произведение «Содержание экскурсионно-просветительской программы для младших школьников» (011699, Нижегородский научно-информационный центр, 03.04.2014 г.)
  • Аксенов С.И., Быстрицкая Е.В., Арифулина Р.У., Белова Е.А., Занозин Д.А., Иванова С.И., Киселева Е.С. Свидетельство о регистрации электронного ресурса «Концепция создания полиэтнического детско-молодежного адаптационного центра «ЭТНОГЛУБус.РФ» (19971, ОФЭРНиО, 03.03.2014 г.)

Подготовка кадров высшей квалификации

По результатам работы научной школы подготовлено 7 докторов и более 15 кандидатов наук.

Организация научных мероприятий

В рамках работы школы было организовано 5 научных и научно – образовательных мероприятий. К основным из них относятся:

  • Международный симпозиум «Современное макаренковедение: история, состояние, перспективы»(2014)
  • Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей. Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества (ежегодная)

Публикационная активность

По результатам работы научной школы было опубликовано 6 монографий, свыше 10 учебников и учебно – методических пособий, свыше 60 статей в журналах, включенных в РИНЦ, в том числе более 54 статей ВАК, а также более 2 в международных базах данных WoS и 5 в Scopus.