2016 06 27 17 35 11 4727 vinokurova
Руководитель научной школы:
Доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник в сфере образования Российской Федерации, Лауреат Премии Нижнего Новгорода в области экологии, Лауреат Премии Нижегородской области в области охраны окружающей среды им. В.В.Найденко, член Научного Совета по экологическому образованию при Президиуме РАО, член комиссии РАН по  изучению научного наследия академика Н.Н.Моисеева

Цель: исследование теоретико-методологических оснований культурно-компетентностных стратегий географического, экологического,  геоэкологического образования и методики их реализации в образовательную практику.

Задачи:

  • Активизировать исследовательскую деятельность в области науки и образования, связанных с разработкой теоретико-методологических оснований проблем взаимодействия человека и окружающей среды на различных территориальных рангах и формированием культуры природопользования.
  • Способствовать созданию трансдисциплинарных учебных курсов по проблематике геоэкологии и геоэкологического образования для различных звеньев образования, их теоретико- методологическое, программное, учебно-методическое сопровождение.
  • Создать условия для расширения сетевого взаимодействия в области геоэкологии и геоэкологического образования.

Основные результаты научной деятельности школы:

  • Создана «Концепция использования ИКТ в образовании для устойчивого развития региона» с учетом отечественного и зарубежного опыта. Разработаны задания и проведена олимпиада для школьников Нижегородской области «Устойчивое развитие региона». Проведен мастер-класс и серия семинаров для учителей Нижегородской области и студентов НГПУ по теме научно-исследовательского проекта с целью формирования методической компетентности учителей в области использования ИКТ на уроках экологической направленности.
  • Созданы и реализованы в школах Нижегородской области три информационно-коммуникативных электронных учебника экологической направленности: «Мыслить глобально, действовать локально», «Моя родина - Россия», «Край, в котором я живу» (Нижегородская область).

В рамках государственного контракта с Минэкологией Нижегородской области о проведении курсов повышения квалификации учителей, преподающих курсы экологической направленности, была разработана авторская инновационная программа «Образование в интересах устойчивого развития (УР) в современном мире», организованы и проведены курсы повышения квалификации учителей школ Нижегородской области, преподающих дисциплины экологической направленности. Содержание курсов предполагало ознакомление учителей с:

  • приоритетной ролью образования для обеспечения устойчивого социоприродного развития региона;
  • современными методологическими, научными, методическими основаниями экологического образования в интересах УР;
  • зарубежным и отечественным инновационным опытом в области методики экологического образования в интересах устойчивого развития в урочной и внеурочной работе.

Во время курсов были организованы круглые столы, в работе которых приняли активное участие и выступили с мультимедийными презентациями слушатели курсов.

Разработаны концептуальные основы формирования культуры природопользования, которые докладывались на Научном совете по экологическому образованию при Президиуме РАО, получили высокую оценку, были опубликованы в рамках коллективной монографии. Инновационным результатом содержания проекта является разработка авторской интерпретации когерентности видов и ядер интеграции научного геоэкологического знания со стилевыми установками мышления и ценностными ориентациями. Предложены и обоснованы морфоструктурная и функциональная виды интеграции, обеспечивающие комплексное формирование культуры природопользования.

Разработаны и внедрены в практику школьного и высшего педагогического образования учебные курсы и практикумы, реализующие разработанную теорию и методологию геоэкологии и геоэкологического образования, формирования культуры природопользования:

  • учебные курсы и практикумы для учащихся основной и средней школы: «Культурный ландшафт: формирование и уход», «Ландшафты моего города», «Жизнедеятельность в городском ландшафте», « «Лес и человек», «Геоэкология окружающей среды»;
  • учебные курсы магистерской программы «Геоэкологическое образование» и «Рациональное природопользование»;
  • содержание курсов «Введение в проблемы геоэкологического образования» и «Использование ИКТ в геоэкологическом образовании» дополнено разделом «Культура природопользования».

В рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки» в секции РГО «РГО - инновационная площадка для диалога науки, образования и власти в интересах устойчивого развития территорий» принимают активное участие в организации и проведении конференции «Устойчивое развитие регионов: географический аспект».

Проведение на базе муниципального Ресурсного центра по распространению педагогического опыта при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по географии на базе МБОУ СОШ "Средняя школа № 17» городского округа г. Дзержинска Нижегородской области методических семинаров с учителями г. Дзержинска и Володарского района.

Разработан план совместной деятельности по организации и научно-методическому сопровождению экспериментальной работы по теме: «Формирование культуры природопользования школьников в условиях урбанизированных территорий» и реализуется работа на экспериментальной площадке на базе МБОУ «Средняя школа № 17» г. Дзержинска и ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина.

В рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки» члены научной школы принимают активное участие в организации и проведении конференции «Устойчивое развитие регионов: географический аспект» в рамках секции РГО «РГО - инновационная площадка для диалога науки, образования и власти в интересах устойчивого развития территорий»; руководят и участвуют в обсуждении научно-педагогических проблем в секции - «Геоэкологическое образование в школе и в вузе»).

Грантовая деятельность

Деятельность научной школы поддерживается научными грантами Министерства образования и науки РФ, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда:

  • Государственный контракт №819587 на оказание услуг по организации и проведению Международной научно-практической конференции на экологическую тематику «Экологическое образование для устойчивого развития – 2018» (Минэкологии Ниж.обл., 2017 г., руководитель: Демидова Н.Н.)
  • Проект организации XI Семинара молодых ученых вузов, объединяемых Межвузовским научно-координационным советом по проблеме эрозионных, русловых и устьевых процессов (РФФИ, 2016 г., руководитель: Соткина С.А.)
  • Исследование теоретико-методологических оснований формирования культуры природопользования средствами проектно-модульного обучения (Минобрнауки, 2014-2016 гг., руководитель: Винокурова Н.Ф.)
  • Теория и методология исследований экодизайна урбанизированной среды мегаполиса: научно-образовательный дискурс (Минобрнауки, 2014-2016 гг., руководитель: Демидова Н.Н.)
  • Конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» (РГНФ, 2015 г., руководитель: Демидова Н.Н.)
  • Технология инвентаризации и пространственного анализа туристско-рекреационных ресурсов Нижегородской области на основе ландшафтного подхода с применением геоинформационных систем (РГНФ – Нижегородская обл., 2014 г., руководитель: Асташин А.Е.)
  • Исследование теоретико-методологических оснований формирования культурно-экологической образовательной среды региона (Минобрнауки, 2012-2014гг., руководитель: Винокурова Н.Ф.)

Хоздоговорная деятельность на выполнение НИР

  • Плавучий университет Волжского бассейна-2017 (2017 г.)
  • Родники Павловско-Богородского правобережья (2016 г.)
  • Плавучий университет Волжского бассейна-2016 (2016 г.)

Объекты интеллектуальной собственности

По результатам работы научной школы было зарегистрировано 5 объектов интеллектуальной собственности, в том числе 1 свидетельство РОСПАТЕНТа о регистрации базы данных, 4 электронных ресурса в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО):

  • Асташин А.Е., Бадьин М.М., Мартилова Н.В., Винокурова Н.Ф., Февралева Н.И. Свидетельство о государственной регистрации базы данных «Туристско-рекреационные ресурсы ландшафтных районов Нижегородской области» (2016620302, РОСПАТЕНТ, 02.03.2016 г.)
  • Смирнова О.В., Пияшова С.Н. Учебное пособие «Природное и культурное наследие России» (21315, ОФЭРНиО, 02.11.2015 г.)
  • Камерилова Г.С., Матвеева А.В., Демидова Н.Н. Монография «Формирование экологической компетентности при изучении живой природы урбанизированных территорий» (21062, ОФЭРНиО, 09.07.2015 г.)
  • области» (2016620302, РОСПАТЕНТ, 02.03.2016 г.)
  • Камерилова Г.С., Демидова Н.Н. Учебное пособие «Основы экологического дизайна урбанизированной среды» (21063, ОФЭРНиО, 09.07.2015 г.)
  • Асташин А.Е., Бадьин М.М. Геоинформационная база данных «Полезные ископаемые мира» (20276, ОФЭРНиО, 09.07.2014 г.)

Подготовка кадров высшей квалификации

По результатам работы научной школы подготовлено более 9 кандидатов наук и 1 доктор

Организация научных мероприятий

В рамках работы школы были организованы научные мероприятия:

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Орфановские чтения -2017»
  • 10-я межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Географическая наука в школе и в вузе сквозь призму современности»

Публикационная активность

По результатам работы научной школы было опубликовано более 10 монографий, 25 учебников и учебно – методических пособий, свыше 60 статей в журналах, включенных в РИНЦ, в том числе более 54 статей ВАК, а также более 5 в международных базах данных WoS и Scopus.