Цель: исследование теоретико-методологических оснований культурно-компетентностных стратегий географического, экологического, геоэкологического образования и методики их реализации в образовательную практику.
Задачи:
- Активизировать исследовательскую деятельность в области науки и образования, связанных с разработкой теоретико-методологических оснований проблем взаимодействия человека и окружающей среды на различных территориальных рангах и формированием культуры природопользования.
- Способствовать созданию трансдисциплинарных учебных курсов по проблематике геоэкологии и геоэкологического образования для различных звеньев образования, их теоретико- методологическое, программное, учебно-методическое сопровождение.
- Создать условия для расширения сетевого взаимодействия в области геоэкологии и геоэкологического образования.
Основные результаты научной деятельности школы:
- Создана «Концепция использования ИКТ в образовании для устойчивого развития региона» с учетом отечественного и зарубежного опыта. Разработаны задания и проведена олимпиада для школьников Нижегородской области «Устойчивое развитие региона». Проведен мастер-класс и серия семинаров для учителей Нижегородской области и студентов НГПУ по теме научно-исследовательского проекта с целью формирования методической компетентности учителей в области использования ИКТ на уроках экологической направленности.
- Созданы и реализованы в школах Нижегородской области три информационно-коммуникативных электронных учебника экологической направленности: «Мыслить глобально, действовать локально», «Моя родина - Россия», «Край, в котором я живу» (Нижегородская область).
В рамках государственного контракта с Минэкологией Нижегородской области о проведении курсов повышения квалификации учителей, преподающих курсы экологической направленности, была разработана авторская инновационная программа «Образование в интересах устойчивого развития (УР) в современном мире», организованы и проведены курсы повышения квалификации учителей школ Нижегородской области, преподающих дисциплины экологической направленности. Содержание курсов предполагало ознакомление учителей с:
- приоритетной ролью образования для обеспечения устойчивого социоприродного развития региона;
- современными методологическими, научными, методическими основаниями экологического образования в интересах УР;
- зарубежным и отечественным инновационным опытом в области методики экологического образования в интересах устойчивого развития в урочной и внеурочной работе.
Во время курсов были организованы круглые столы, в работе которых приняли активное участие и выступили с мультимедийными презентациями слушатели курсов.
Разработаны концептуальные основы формирования культуры природопользования, которые докладывались на Научном совете по экологическому образованию при Президиуме РАО, получили высокую оценку, были опубликованы в рамках коллективной монографии. Инновационным результатом содержания проекта является разработка авторской интерпретации когерентности видов и ядер интеграции научного геоэкологического знания со стилевыми установками мышления и ценностными ориентациями. Предложены и обоснованы морфоструктурная и функциональная виды интеграции, обеспечивающие комплексное формирование культуры природопользования.
Разработаны и внедрены в практику школьного и высшего педагогического образования учебные курсы и практикумы, реализующие разработанную теорию и методологию геоэкологии и геоэкологического образования, формирования культуры природопользования:
- учебные курсы и практикумы для учащихся основной и средней школы: «Культурный ландшафт: формирование и уход», «Ландшафты моего города», «Жизнедеятельность в городском ландшафте», « «Лес и человек», «Геоэкология окружающей среды»;
- учебные курсы магистерской программы «Геоэкологическое образование» и «Рациональное природопользование»;
- содержание курсов «Введение в проблемы геоэкологического образования» и «Использование ИКТ в геоэкологическом образовании» дополнено разделом «Культура природопользования».
В рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки» в секции РГО «РГО - инновационная площадка для диалога науки, образования и власти в интересах устойчивого развития территорий» принимают активное участие в организации и проведении конференции «Устойчивое развитие регионов: географический аспект».
Проведение на базе муниципального Ресурсного центра по распространению педагогического опыта при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по географии на базе МБОУ СОШ "Средняя школа № 17» городского округа г. Дзержинска Нижегородской области методических семинаров с учителями г. Дзержинска и Володарского района.
Разработан план совместной деятельности по организации и научно-методическому сопровождению экспериментальной работы по теме: «Формирование культуры природопользования школьников в условиях урбанизированных территорий» и реализуется работа на экспериментальной площадке на базе МБОУ «Средняя школа № 17» г. Дзержинска и ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина.
В рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки» члены научной школы принимают активное участие в организации и проведении конференции «Устойчивое развитие регионов: географический аспект» в рамках секции РГО «РГО - инновационная площадка для диалога науки, образования и власти в интересах устойчивого развития территорий»; руководят и участвуют в обсуждении научно-педагогических проблем в секции - «Геоэкологическое образование в школе и в вузе»).
2019-2023 гг.
Грантовая деятельность
- Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте (Российский фонд фундаментальных исследований, 2019-2021, рук. Демидова Н.Н.)
Организация и проведение научных мероприятий
- Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Географическая наука в школе и в вузе сквозь призму современности» (2019)
- Международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» (2019)
- Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Географическая наука в школе и в вузе сквозь призму современности», посвященную памяти академика Никиты Николаевича Моисеева (2020)
- Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Географическая наука в школе и в вузе сквозь призму современности» (2021)
- Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Географическая наука в школе и в вузе сквозь призму современности» (2022)
- Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Географическая наука в школе и в вузе сквозь призму современности» (2023)
Перечень основных публикаций
- Актуальные проблемы общего географического образования / И.И.Баринова, Н.Ф. Винокурова, А.А.Лобжанидзе, В.В.Николина,В.Д.Сухоруков/ Отв.ред. ак. В.М. Котляков, проф.А.А.Лобжанидзе.- Серия: Вопросы географии.-М.: Медиа- ПРЕСС,2022. 320 c.
- Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Педагогическое сопровождение самостоятельной экологической деятельности в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 23-26
- Введение в географию/Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф., Юртаев А.А., Глебова О.В., Соткина С.А., Пухова А.Г.Сер. Бакалавриат. Москва: Издательство «КноРус», 2023. 186 с.
- Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Культурно-экологическая образовательная среда региона: стратегические подходы и принципы формирования//В сборнике: Экопсихологические исследования - 5. Сборник научных статей участников 8-й Российской конференции по экологической психологии. 2018. С. 364-374.
- Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. От экологизации географии к геоэкологическому образованию в интересах устойчивого развития: теория, методология и инновационная практика в регионе/В книге: Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. "Научные школы академии" Под общей редакцией С.В. Алексеева, ак.А.Н. Захлебного. Санкт-Петербург, 2018. С. 149-157.
- Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.В. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития//Образование и наука. 2018. № 5 (134). С. 25.
- Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Ефимова О.Е., Краева Ю.Р. Формирование эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в городском ландшафте как социокультурный фактор преодоления экологических рисков//В сборнике: Сахаровские чтения 2019 года: экологические проблемы XXI века. Материалы 19-й международной научной конференции. В трех частях. Под общей редакцией: С. А. Маскевича, С. С. Позняка. Минск, 2019. С. 68-71.
- Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н.Образовательные аспекты становления культуры устойчивого развития / В книге: Философ, эколог, поэт по жизни: Эдуард Владимирович Гирусов: монография. Москва: Издательство Икар, 2021. С.141-156.
- Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теория и образовательная практика//Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 96-99.
- Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование: педагогическая инновация для устойчивого будущего //Сборник основных докладов XXVIII Моисеевских чтений – Международной научно-практической конференции «Моисеев Н.Н. о России в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения»: в 2-х частях. Российская академия наук, ФГП МГУ имени М.В.Ломоносова, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Международный независимый эколого-политологический университет./ под общ. ред. ак. М.Ч.Залиханова, ак.Ю.Г.Евтушенко; ред. и сост. проф. Н.Ф.Винокурова, проф .С.А. Степанов, доц.Н.В.Мартилова. Москва-Нижний Новгород, Мининский университет, 2021. С. 135-142.
- Винокурова Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы//Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 4. С. 65-74.
- Винокурова Н.Ф, Лощилова А.А. Трансдисциплинарный потенциал культурного ландшафта и его реализация в экологическом воспитании //Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 2 (38). С. 3-17.
- Винокурова Н.Ф., Коршунов М.Ю. Геоэкологическое воспитание школьников: особенности, основные содержательные линии реализации//Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 96-99.
- Демидова Н.Н., Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В., Лощилова А.А. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: Коллективная монография. Н.Новгород: ООО «Кириллица»; ООО «Благовест», 2019. – 220 с.
- Лощилова А.А. Интегральный подход к отбору и структурированию содержания ландшафтного воспитания//Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 229-233.
- Камерилова Г.С., Картавых М.А. Аргументация как необходимый компонент универсальных учебных действий в географическом образовании обучающихся//География в школе. 2020. № 4. С. 32-37
- Камерилова Г.С., Картавых М.А. Развитие коммуникативно-речевой деятельности у обучающихся на уроках географии//География в школе. 2021. № 4. С. 20-25.
- Кривдина И.Ю., Аракчеева О.В., Замкова О.А. Кейсы как средство интерактивного обучения географии//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (149). С. 39-43.
- Кривдина И.Ю., Мартилова Н.В. Конкурс педагогического мастерства учителей географии как инструмент персонифицированного профессионального развития: опыт Мининского университета//Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-3. С. 103-105.
- Концепция и системно-структурная педагогическая модель развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте: коллективная монография / Н.Н. Демидова, Н.Ф.Винокурова, А.В.Зулхарнаева, А.А.Лощилова ; под ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Гладкова О.В., 2020. – 142 с.
- Моисеев Н.Н. о России в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения: Сборник основных докладов XXVIII Моисеевских чтений – Международной научно-практической конференции; в 2-х частях. Российская академия наук, ФГП МГУ имени М.В.Ломоносова, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Международный независимый эколого-политологический университет/ Под общ. ред. ак. М.Ч.Залиханова, Ю.Г.Евтушенко; ред. и сост. проф. Н.Ф.Винокурова, проф .С.А. Степанов, доц.Н.В.Мартилова. Москва-Нижний Новгород, Мининский университет, 2021.-Ч.1- 340с; Ч.2- 320 с.
- Николина В.В. Формирование у учащихся экологических ценностей в контексте идей устойчивого развития: теория и практика//В книге: Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития. Монография. Сер. "Научные школы академии" Под общей редакцией С.В. Алексеева, ак.А.Н. Захлебного. Санкт-Петербург, 2018. С. 113-120.
- Николина В.В. Географические ценности как фундамент географической культуры личности//География и экология в школе XXI века. 2023. № 2. С. 53-56.
- Vinokurova N.F., Zulkharnaeva A.V., Krivdina I.Y., Martilova N.V., Badin M.M., Shemanayev V.A.Formation of ecological values of sustainable development in upper secondary school students in geography training//Espacios. 2018. Т. 39. № 30.
- Loshchilova A.A., Vinokurova N.F., Zulkharnaeva A.V., Krivdina I.Y., Martilova N.V., Nikolina V.V. The development of environmental responsibility among students in the 5th - 7th grades by means of eco-humanistic-oriented educational environment of the children's geo-eco club//International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 11. С. 1975-1990.
- Vinokurova N., Loshchilova A., Demidova N., Zulkharnaeva A.Formation of schoolchildren eco-oriented life when studying a cultural landscape//В сборнике:
- European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, 2020. С. 967-981.
- Demidova N.N., Loshchilova A.A., Vinokurova N.F., Zulkharnaeva A.V., Martilova N.V.Pedagogical model for the development of a sustainable lifestyle of a student in a cultural landscape//Política e Gestão Educacional. 2021. Т. 25. № 3. С. 2291.
.