Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина претендует на статус университета как высшего учебного заведения, которое:

  • реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);
  • осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
  • выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
  • является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Общественная аккредитации и государственная аккредитация в 2013 году призвана подтвердить статус нашего образовательного учреждения как университета.

Научно-исследовательская деятельность представляет собой важнейшее направление деятельности Университета как отражающая сущность университета как такового, так и в плане установления соответствия уровня, типа и вида государственного образовательного учреждения.

Обычно при определении основных направлений работы Университета в области научных исследований руководствуются государственным заказом, который может быть оформлен как в виде плановых государственных заданий, так и в непрямой форме в виде основных положений документов государственного уровня. Например, такого рода «запросы» к науке были сформулированы в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы» и других.

  • Отмечается, что основные «вызовы», на которые должна ответить современная Российская наука, связаны с недостаточной результативностью фундаментальных и прикладных исследований;
  • ограниченным интересом бизнеса к результатам научных исследований и разработок;
  • поколенческим разрывом в науке, обусловленный ослаблением поддержки научной сферы в 1990-х годах и уходом из нее молодёжи, неконкурентными условиями для работы в России ведущих учёных;
  • слабостью интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научное пространство;
  • обветшанием материальной базы научных исследований и разработок.

Эти дефициты в полной мере присущи и организации научной деятельности в нашем Университете.

Несмотря на то, что в прошедшем 2012 г. по многим видам научной деятельности можно отметить положительные тенденции роста ряда показателей, содержание и темпы развития научной деятельности не в полной мере соответствуют потенциалу нашего образовательного учреждения.

В этом сообщении будут представлены основные результативные показатели деятельности университета в области научной работы, некоторые аналитические заключения о тех ограничениях, которые присущи этой работе, а также возможные направления развития научно-исследовательской деятельности в нашем вузе. Основные единицы анализа научно-исследовательской работы Университета следующие:

  1. Подготовка научных кадров высшей квалификации и деятельность диссертационных советов;
  2. Деятельность аспирантуры и докторантуры;
  3. Конференции;
  4. Издательская деятельность;
  5. Патентная и лицензионная деятельность;
  6. Грантовая политика и инициативные научные исследования;
  7. Научная работа студентов;
  8. Финансирование научных исследований.

1 Подготовка научных кадров высшей квалификации и деятельность диссертационных советов.

В 2012 г. работа диссертационных советов университета характеризовалась нестабильностью. Несмотря на это в 4 действовавших диссертационных советах защищены 5 докторских и 23 кандидатских диссертаций (2 и 44 диссертаций соответственно в 2011г.).

Интенсивность работы этих советов неравномерна. Например, в диссертационном Совете по психологии (Д 212.164.02 пред. — проф. Т. М. Сорокина) защищено 20 кандидатских и 3 докторских, в то время как в Совете по педагогике (в Д 212.164.04 пред. — Н. Ф. Винокурова) защищена 1 кандидатская и 1 докторская, в Совете по педагогике (в Д 212.164.01 пред. — Л. В. Загрекова) защищена 1 докторская, в Совете по философии (в Д 212.164.03 пред. — Л. Е. Шапошников) защищены 2 кандидатские диссертации.

В отчетном году сотрудниками университета защищено 6 докторских и 14 кандидатских диссертаций (3 и 17 соответственно в 2011г.)

Анализ распределения штатных докторов и кандидатов наук по возрасту свидетельствует о сохранении проблемы возрастного состава докторов наук в предпенсионной и пенсионной возрастных группах. В НГПУ им. К. Минина по- прежнему, доминируют доктора наук старшей возрастной группы. Молодых докторов наук крайне мало. Более оптимистичная ситуация сложилась к 2012г. с распределением по возрасту кандидатов наук. Увеличение количества кандидатов наук в возрастной группе 30–39 лет дает основание предполагать, что начинает развиваться потенциал, способный защитить докторские диссертации в возрасте до 50 лет.


2 Деятельность аспирантуры и докторантуры.

По состоянию на 31 декабря 2012 года в аспирантуре обучается 245 человек (311 человек в 2011г.). Показатель качества (защиты аспирантов в установленные сроки) год от года не стабилен. В 2012 году аспирантуру НГПУ им. К. Минина закончили 97 человек, из них только 9 с защитой диссертации, таким образом эффективность работы аспирантуры в 2012г. составила 9,3% (в 2011 году ≈ 15%). На эффективность работы аспирантуры влияют многие причины, в том числе и периоды реорганизации диссертационных советов. Вместе с тем, на эффективность в большей степени влияет ответственность руководителей за подготовку аспирантов к защите.

Ежегодно в докторантуру НГПУ им. К. Минина поступает 1 человек. По состоянию на 31 декабря 2012 года в докторантуре по специальности 19.00.10 «Коррекционная психология» обучаются 3 докторанта.

Все выпускники докторантуры за последние пять лет (с 2007 по 2011 годы) защитили докторские диссертации.


3 Конференции

В 2012 году было проведено 16 научно-практических конференций, из них 12 международных, 2 всероссийских, 1 межрегиональная, 1 региональная. Обращает на себя внимание неравномерность распределения конференций в зависимости от статуса. Проведение некоторых из них стало уже традицией, хорошим брендом нашего университета например, Рождественские православные философские чтения, «Проблемы языковой картины мира на современном этапе», «Русско-зарубежные литературные связи» и ряд других. Грамотно решают организационные и программные вопросы многие факультета, например, факультет математики, информатики и физики. Вместе с тем, анализ кафедральных отчетов по научной деятельности , консультации с деканами факультетов показали, что не всегда конференции отвечают необходимым требованиями проведения этих научных мероприятий. Программы конференций, информационные письма, сборники материалов часто не соответствуют заявленному уровню, не имеют выраженной актуальности

На 2013 год запланировано порядка 20 конференций. В настоящее время на данный момент идет уточнение их статуса и подготовка регламента проведения конференций.


4 Издательская деятельность.

Результаты научной деятельности традиционно представлены в монографиях, тематических сборниках научных трудов, сборниках материалов конференций, научных журналах.

За отчетный год издано 63 монографий (из них 8 в зарубежных издательствах), 23 сборников научных трудов и материалов конференций. В списке журналов, рекомендованных ВАК 211.

По изданию монографий в 2012г. в зарубежных издательствах по сравнению с 2011г. (из них 3 монографии в зарубежных издательствах) наметилась положительная тенденция повышения данного вида научной деятельности. Снижение общего количества изданных монографий с 85 в 2011г. до 63 в 2012г. является следствием пересмотра приоритетов публикаций результатов научной деятельности в высокорейтинговых российских, входящих в систему РИНЦ, и зарубежных, входящих международные базы цитирования: WOS, SCOPUS и др.

Издательская деятельность сотрудников университета остается на достаточно высоком уровне. Положительным фактом является увеличение публикационной активности сотрудников университета в зарубежных изданиях и в изданиях, рекомендованных ВАК.

Необходимо активизировать деятельность сотрудников университета по публикациям в высокорейтинговых научных журналах.

В 2012г. «Вестник Мининского университета» зарегистрирован в Роскомнадзоре в формате сетевого издания. Журнал создан для публикации оригинальных научных сообщений, статей и обзоров по фундаментальным и прикладным проблемам психолого-педагогических гуманитарных, общественных, естественных, физико-математических и технических наук.

Вестник будет издаваться в электронной форме с периодичностью четыре номера в год, материалы которых будут размещаться на сайте журнала.

В дальнейшем будет проводиться работа по включению сетевого издания «Вестник Мининского университета» в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии.


5 Патентная и лицензионная деятельность.

В течение 2012 г. сотрудниками подано 2 заявки на регистрацию объектов интеллектуальной собственности — одного изобретения и одного электронного ресурса. На имя университета получен 1 патент на изобретение и 1 свидетельство о регистрации электронного ресурса.

Поставлено на баланс нематериальных активов 3 изобретения. Лицензионных соглашений по использованию патентов университет не имеет. Всего университет имеет 18 патентов на изобретения (из которых 15 патентов поддерживаются в силе) и 1 свидетельство о регистрации электронного ресурса. Программа стратегического развития НГПУ им. К. Минина «Создание федерального инновационного профессионально-педагогического и социально-гуманитарного университета для обеспечения регионального развития и построения экономики знаний в Российской Федерации» в качестве одной из стратегических целей предусматривает обеспечение финансовой устойчивости университета, формирование финансовых ресурсов для инновационного развития. Среди способов увеличения доходов упоминается и такой, как продажа патентов и интеллектуальной собственности.


6 Грантовая политика и инициативные научные исследования

В 2012 г. в университете было создано новое подразделение — центр обеспечения грантовой политики и инициативных научных исследований, что позволило осуществлять подготовку и подачу заявок на получение грантов более централизовано и эффективно. В результате возросло число заявок, поданных в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» — в 2012 г. их было подано 8, причем две из них были очень близки к победе в конкурсе. Всего по итогам 2012 г. сотрудниками университета было подано через вуз 32 заявки на гранты в различные фонды.

В 2012 г. университетом на выполнение 39 научных проектов было привлечено 18543,6 тыс. руб. (в 2011г. — 42 проекта на сумму 14202,3 тыс. руб.). Доходы от научной деятельности в общем доходе университета в 2012 году составили 4,3%. Динамика привлечения доходов на научные исследования в целом сохраняет положительную тенденцию.


7 Научная работа студентов.

Научно-исследовательская работа студентов координируется Советом по НИРС.

В университете в 2012 году были организованы 34 студенческих научных конференций и семинаров, 16 конкурсов на лучшую студенческую НИР. На научных конференциях различного ранга студентами было сделано 588 докладов, в том числе 64 доклада были сделаны на международных, всероссийских и региональных конференциях.

234 студенческие работы были поданы на разные конкурсы на лучшую научно-исследовательскую работу, по итогам которых получено 212 различных наград (дипломы, грамоты, премии).

Опубликовано студентами 460 научных работ, в том числе 413 — без соавторов. 2 статьи (в соавт.) опубликованы в журналах из списка ВАК («Приволжский научный журнал», «Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии»), 1 (в соавт.) — в журнале Entomologist,s Gazette (Великобритания), по 1 статье (в соавт.) — в материалах международных конференций, проходивших в Могилеве, Киеве, Минске. Вышел сборник публикаций студентов «Неофит — 9».

Принято участие во Всероссийских студенческих олимпиадах: по профессиональной педагогике (г. Екатеринбург), по высшей математике и по элементарной математике (г. Екатеринбург), по экономике (г. Ярославль), по сопротивлению материалов (г. Саранск), всероссийской юридической олимпиаде (г. Н. Новгород), в Internet-олимпиадах по информатике, по математике. По итогам участия в олимпиадах получены почетные грамоты и дипломы.

В отчетном году удалось изменить показатель привлечения студентов к научной работе с оплатой труда. Если в 2011 году это значение было 1 человек, то в 2012г. — 13 человек.

Доля числа студентов-очников, вовлеченных в различные формы научной работы на уровне участия в творческих коллективах кафедр, научных публикациях, докладов на конференциях, участия в конкурсах, олимпиадах составила 55% (в 2011г. — 46%).

Поделиться