Итоги научно-исследовательской работы университета за 2019 год и задачи на 2020 год

Научно-исследовательская деятельность в НГПУ им. К.Минина осуществляется через: 

  • деятельность научных школ, НОЦ, НИЛ; 
  • выполнение фундаментальных, прикладных научных исследований и разработок; 
  • патентно-лицензионную деятельность; 
  • проведение научных конференций; 
  • деятельность диссертационных советов; 
  • научно-исследовательскую работу студентов и молодых ученых;
  • публикационную активность.

Деятельность научных школ, НОЦ, НИЛ

Важнейшей формой подготовки ученых и развития науки в университете являются научные школы. 

Главная черта научных школ НГПУ им. К.Минина - пропаганда достижений региональной и отраслевой науки, создание информационной базы для изучения истории отдельных научных дисциплин и сохранение для последующих поколений образов, выдающихся ученых, входящих в мировую и национальную элиту.

На базе университета в 2019 году вели свою деятельность 14 научных школ, 3 научно-образовательных центра и 5 научно-исследовательских лабораторий. 

Один из научно-образовательных центорв - «Аксиология славянской культуры» - вошел в штатную структуру вуза в 2019 году. Основные научные направления работы центра: исследование Нижегородского текста русской словесности как художественного выражения национальной ментальности, формирование ценностных ориентаций и их отражение в художественном сознании русских писателей, изучение литературы русского Зарубежья в аспекте типологии художественного сознания, геопоэтический аспект исследования национальных текстов славянской культуры и т.д.

В 2019 году появились предпосылки для создания в 2020 году научно-образовательных центров  по психологии и педагогике, а также научной лаборатории по физике. 

Перечень научных школ:

  • Научная школа «Методология педагогики: наследие А.С.Макаренко и современность» (рук. – д.пед.н., профессор  А.А.Фролов).

Основные направления работы школы: методология макаренковедения; отечественная историография педагогического наследия А.С.Макаренко; освоение и разработка наследия А.С.Макаренко в отечественной и зарубежной педагогике и школе; исследование современного состояния педагогической теории и образовательной практики в аспекте воспитания.

По направлению школы создана НИЛ «Воспитательная педагогика А.С.Макаренко» (рук. – д.пед.н., доцент Е.Ю.Илалтдинова). 

  • Научная школа «Проблемы социализации детей и подростков в условиях онто – и дизонтогнеза» (рук. – д.психол.н., профессор Е.Е.Дмитриева).

Основные направления работы школы: закономерности социализации лиц с ОВЗ; психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования; современные технологии и формы оптимизации и развития высшего дефектологического образования.

  • Научная школа «Научные основы информатизации образовательного процесса в вузе и школе» (рук. – д.пед.н., профессор Э.К.Самерханова).

Направление деятельности школы - разработка новых образовательных моделей, в которых информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. 

  • Научная школа «Проектирование образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования» (рук. – д.пед.н., профессор С.М.Маркова).

Основные задачи, которые ставятся перед коллективом научной школы, и успешно решаются, - это разработка теоретических основ проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования; исследование образовательной системы как объекта проектирования; разработка модели образовательной системы в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования; разработка алгоритма проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования; разработка проектного управления образовательными системами.

  • Научная школа «Методологические основы развития профессионализма будущего педагога» (рук. – д.пед.н., профессор Ф.В.Повшедная). 

Цель работы научного коллектива: профессиональное развитие и саморазвитие будущего педагога в процессе учебно-познавательной, научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности в условиях педагогического вуза.

  • Научная школа «Технологии создания оптимизирующей детско-молодежной среды в поликультурном пространстве» (рук. – д.пед.н., профессор Е.В.Быстрицкая).

Цель работы научной школы: обеспечение эффективного освоения и развития лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области междисциплинарной интеграции научных представлений о детско-молодежной среде в поликультурном пространстве с позиций оптимизации структуры личности на основе современных гуманитарных подходов к образовательному процессу.

  • Научная школа «Перспективные технологии управления предприятиями» (рук. – д.эконом.н., профессор В.П.Кузнецов).

Цель работы: формирование механизма управления предприятиями машиностроения. 

  • Научная школа «Культурно-компетентностные стратегии географического, экологического и геоэкологического образования» (рук. – д.пед.н., профессор Н.Ф.Винокурова).

Цель работы научной школы: исследование теоретико-методологических оснований проблем взаимодействия человека и окружающей среды на различных территориальных рангах и формирование культуры природопользования как ключевого фактора становления территорий устойчивого развития.

  • Научная школа «Феномен новых религиозных движений на примере русского и европейского неоязыческого дискурсов» (рук. – к.ист.н., доцент Р.В.Шиженский). 

Основные направления работы школы: комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества: подготовка методического комплекса по изучению феномена русского неоязычества; разработка модели получения данных о распространенности языческих организаций в России и странах Европы, сбор и анализ данных о мировоззренческих особенностях адептов современного язычества; религиозные воззрения народов Волго-Уральского региона в исторической ретроспективе: подготовка методического комплекса по изучению традиционных религий народов Поволжья, разработка модели получения данных о распространенности носителей традиционных религий финно-угорских этносов Волго-Уральского региона, анализ данных о мировоззренческих особенностях адептов современного язычества финно-угров.

По направлению школы создана НИЛ «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» (рук. Р.В.Шиженский).

  • Научная школа «Традиции в русской литературе» (рук. – д.филол.н., профессор В.Т.Захарова).

Основные направления работы школы: изучение категории традиции в литературном процессе в русле исторической поэтики; исследование типологии отечественного художественного сознания; выявление роли традиции в исследовании аксиологии славянских культур; исследование функционирования традиций в общем процессе русско-зарубежных связей; разработка проблематики, связанной с православно-христианской основой национального художественного сознания.

В 2019 году по направлению деятельности школы создан НОЦ «Аксиология славянской культуры».

  • Научная школа «Философия религии и история философии» (рук. – д.философ.н., профессор Л.Е.Шапошников).

Научная школа призвана обеспечить высококвалифицированными кадрами преподавателей по направлению «Философия и теология». 

  • Научная школа «Синтез, реакционная способность и применение металлоорганических соединений» (рук. – д.хим.н., профессор И.Л.Федюшкин). 

Направление деятельности школы: синтез и изучение строения и реакционной способности координационных соединений; получение новых типов органических производных металлов, обладающих уникальной реакционной способностью по отношению к органическим соединениям.

По направлению деятельности школы создан НОЦ «Химия молекул и материалов»  (рук. – И.Л.Федюшкин). 

  • Научная школа «Природа магнитосферно-ионосферных возмущений в периоды высокоэнергетических событий, обусловленных солнечной активностью» (рук. – д.физ.-мат.н., профессор Н.А.Бархатов).

Направление деятельности школы: природа магнитосферно-ионосферных возмущений в периоды повышенной солнечной активности; мониторинг и прогноз негативных последствий гелиогеофизической активности для технических средств коммуникаций

По направлению работы школы создана НИЛ «Физика солнечно-земных связей» (рук. – Н.А.Бархатов).

  • Научная школа «Беспозвоночные и позвоночные животные как биоиндикаторы состояния почвенных и наземных экосистем» (рук. – д.биол.н., профессор А.И.Дмитриев).

Цель работы: использование современных методов в научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности обучающихся для подготовки квалифицированных специалистов в области биологических наук.

Коллективами научно-образовательных центров в 2019 году реализовано 7 научно-исследовательских проектов, в том числе 4 - финансируемых из внешних источников, на общую сумму 2,1 млн.руб. Опубликовано 10 статей в журналах ВАК, 1 статья в журналах Web of Science, 2 - в журналах Scopus. Получен 1 патент.

Коллективами научно-исследовательских лабораторий реализовано 6 проектов, в том числе 2  - финансируемых из внешних источников, на общую сумму 0,7 млн.рублей. Опубликовано 33 статьи в журналах ВАК, 12 – в журналах Web of Science, 9 - в журналах Scopus.

Выполнение фундаментальных, прикладных научных исследований и разработок 

В 2019 году финансирование научных исследований и разработок в университете осуществлялось за счет средств министерств (Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ), фондов поддержки научной деятельности (Российский фонд фундаментальных исследований), субъектов федерации, местных бюджетов (Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Н.Новгорода), зарубежных источников (Аньхойский государственный педагогический университет, Хуайнаньский государственный педагогический университет, Шаньдунский политехнический университет), российских хозяйствующих субъектов, собственных средств университета и других российских источников (Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия», ВОО «Русское географическое общество» и др.). 

Впервые в 2019 году в Мининском университете велась работа в рамках реализации Национальных проектов. Так, выполнялись проекты: 1) в рамках реализации мероприятия по проведению подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование»; 2) в рамках реализации мероприятия «Наличие у организаций регулярно обновляемых версий официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на иностранных языках, ориентированных на запросы иностранных абитуриентов и студентов» федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование»; 3) в рамках реализации мероприятий «Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей» федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование»; 4) в рамках реализации мероприятия «Проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». В рамках этого проекта была организована Зимняя школа «Шаг в будущее – инструментарий современного мира».

При поддержке Фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» была организована российско-польская Летняя школа «Литература русского Зарубежья: лица, судьбы, книги» с целью укрепления международного научного сотрудничества между студентами, магистрантами, аспирантами, чьи научные интересы связаны с исследованием актуальных проблем развития русской литературы, прежде всего  феномена литературы русского Зарубежья.  

По сравнению с 2018 годом, в 2019 году увеличилось количество и объем финансирования работ и услуг, выполнявшихся в рамках Государственных и федеральных целевых программ;  количество и объем финансирования проектов, поддержанных РФФИ;  финансирование работ и услуг за счет средств субъектов федерации, местных бюджетов;  финансирование  работ и услуг из собственных средств вуза; количество и объем  финансирования работ и услуг из средств иных российских внебюджетных источников; количество и объем финансирования работ и услуг из зарубежных источников.

Появились новые источники финансирования – Министерство просвещения РФ, Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия», АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800» (Нижний Новгород). Немного уменьшилось финансирование за счет средств хозяйствующих субъектов. 

Патентно-лицензионная деятельность 

В настоящее время университет имеет 20 действующих патентов, из которых  поддерживается в силе 15 патентов, в том числе полученный в 2019 году в партнерстве с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Институт металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева» Российской академии наук патент № 2695998 «Способ каталитического синтеза лактида в присутствии неорганических добавок», авторы Федюшкин И.Л., Москалев М.В., Разборов Д.А., Егиазарян Т.А.

В 2019 году университетом было получено 8 свидетельств о государственной регистрации баз данных в РОСПАТЕНТе (также подано еще 2 заявки на государственную регистрацию баз данных) (в 2018 – зарегистрировано 9 баз в РОСПАТЕНТе, в 2017 году – зарегистрировано 6 баз данных РОСПАТЕНТа), а также получено 3 свидетельства о регистрации электронных ресурсов науки и образования в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО) (в 2018 г. - 14 свидетельств ОФЭРНиО). Зарегистрировано 1 ноу-хау (в 2018 г. – тоже 1 ноу-хау).

В рамках лицензионной деятельности в НГПУ им.К.Минина заключено 51 лицензионное соглашение на использование интеллектуальных разработок на сумму  840 тыс.рублей (в 2018 г. заключено 40 лицензионных соглашений на использование интеллектуальных разработок на сумму 580 тыс.рублей, в 2017 году – заключено 28 лицензионных соглашений на использование интеллектуальных разработок на сумму  470 тыс.рублей, в 2016 году - 19 лицензионных договоров на общую сумму 320 тыс.рублей). 

Таким образом, наблюдается рост доходов от коммерциализации интеллектуальной собственности.

Проведение научных конференций 

В 2019 году на базе НГПУ им.К.Минина были проведены 23 научно-практические конференции, в том числе 9 международных, в которых принимали участие представители 14 стран мира – Германии, Франции, Китая, Польши, Чехии, Италии, США, Украины, Беларуси и др. Среди них конференции: «Промышленное развитие России: проблемы, перспективы», «Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков», «XXI век с позиций современной науки: интеллектуальный, цифровой, инновационный» (сбоник трудов индексируется в базе данных Scopus), «Нижегородский текст русской словесности как художественное постижение национальной ментальности» (поддержана Российским фондом фундаментальных исследований), «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» (поддержана Министерством экологии и природных ресуорсов Нижегородской области) и т.д. 

14 конференций Всероссийского и регионального уровней, в которых принимали участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Курска,  Кирова, Самары, Воронежа и других городов России: «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем», «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры», «Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования», «Субъектно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании», «Орфановские чтения», «Инновационная деятельность в образовании», «Культура, образование и искусство: традиции и инновации» и др. 

В 2019 году научно-педагогические работники вуза принимали активное участие в конференциях, проводимых на базе других вузов: всего сотрудниками университета было представлено 248 докладов на 175 конференциях (в том числе на 106 международных).

В 2019 году Мининский университет активно участвовал в крупнейших выставках новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Так, работники Мининского университета приняли участие:

  • в  выставке научно-промышленного и инновационного потенциала «Будущее России» (Нижний Новгород), на которой были представлены 5 стендов: «Профилизация общего образования», «Организация безбарьерной образовательной среды», «Успех каждого ребенка», «Электронные сервисы Мининского университета», сервис «Региональный кадровый конструктор»; 
  • в выставке на Московском международном салоне образования. Мининский университет представил на выставке проекты: сервисы  «Педагогическая карта мира» и «Страна профессионалов». 

Впервые Мининский университет принял участие в ежегодной национальной выставке «Вузпромэкспо-2019» в Москве, представив свои разработки в области педагогики: сервисы  «Страна профессионалов» и «Мир профессионалов»,  портал «Инклюзивное образование.рф», Электронный день открытых дверей. 

Деятельность диссертационных советов 

Одна из ключевых задач развития научно-исследовательской работы в университете связана с подготовкой кадров, развитием образовательной и научной деятельности. Достижение данной цели невозможно без высокого профессионального (в том числе научного) потенциала сотрудников факультетов университета, его обновления и развития. В настоящее время в университете в общей численности преподавателей вуза  77% -  доктора и кандидаты наук. 

Повышению численности работников высшей квалификации способствует деятельность Диссертационных советов.

В 2019 году на базе НГПУ им. К. Минина действовало два Диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук - по философским и филологическим наукам.

Всего защищено диссертаций в Советах НГПУ им.К.Минина –  22, из них 1 докторская и 2 - кандидатские диссертации в совете по философии, 2 докторские и 17 кандидатских диссертаций - в совете по филологии.

Сотрудниками университета в 2019 году были защищены 2 кандидатские диссертации по экономическим наукам.

Научно-исследовательская работа студентов и молодых ученых

В 2019 году на базе НГПУ им.К.Минина для студентов были организованы: 28 конкурсов на лучшую НИР студентов (из них 10 –междунароных, Всероссийских и региональных), 30 студенческих научных конференций, семинаров и круглых столов  (из них 10 – междунароных и  Всероссийских), 15 олимпиад (из них 2 – Всероссийских, 1 - региональная). 

Также студенты участвовали в научных мероприятиях на базе других вузов.

По итогам участия в конкурсах на лучшую НИР и олимпиадах студентами Мининского университета получено 438 наград.

 В 2019 году студентами НГПУ им. К. Минина было сделано 808 докладов на научно-практических конференциях и семинарах различной тематики. Из них 225 докладов – на международных, Всероссийских и региональных конференциях (Нижний Новгород, Оренбург, Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Севастополь, Казань, Кисловодск, Ярославль, Минск).

Количество студенческих научных публикаций – 1301, в том числе 133 выполнено без соавторов, 3 публикации - вышедшие за рубежом. Большое количество работ опубликовано в материалах конференций разного уровня, проходивших не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Арзамасе, Владимире, Архангельске, Кисловодске, Ярославле  и др.

Вышел сборник материалов научно-практической конференции студентов и магистрантов НГПУ им. К. Минина «Неофит» (выпуск 16), куда вошла 71 публикация студентов и магистрантов всех факультетов. С 2017 года «Неофит» является рецензируемым журналом, включенным в национальную информационно-аналитическую систему (РИНЦ).

По итогам конкурсов грантов студенческий историко-краеведческий проект «Печерская сторона» был поддержан АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800» (Нижний Новгород). 

В 2019 году четвертый год подряд для студентов Мининского университета действовал Научно-образовательный Лекторий, охватывающий основные научные направления вуза, к участию в котором приглашаются известные ученые России и зарубежья. По сравнению с предыдущими годами, в 2019 году увеличилось количество ученых-лекторов - 42 человека (в 2018 - 24, в 2017 – 13,  в 2016 - 11). 

В рамках Фестиваля актуального научного кино (ФАНК), организованного при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, на базе Мининского университета прошли Дни научного кино.

Состоялось 16 кинопоказов новейших полнометражных документальных фильмов о науке со всего мира. Зрителям было представлено 10 фильмов, рассказывающих о новейших исследованиях в разных областях научного знания: «Клонирование: 2.0», «Великий северный путь», «Почему мы креативны?», «Искусственный разум. Маршрут в будущее», «Изобретая будущее», «Привет, робот!», «Медведи Камчатки. Начало жизни», «(Бес)почвенное богатство», «Вы доверяете этому компьютеру?», «Самое неизведанное».

Новой формой организации Дней научного кино в 2019 году стало привлечение к кинопоказам не только студентов, но и школьников общеобразовательных учреждений города Нижнего Новгорода.

Всего в кинопоказах приняли участие более 560 школьников, студентов и преподавателей  Мининского университета.  

По итогам проведения Дней научного кино команда Мининского университета отмечена благодарственным письмом организаторов ФАНКа. 

На базе Мининского университета прошли мероприятия в рамках Всероссийкого Фестиваля науки 0+.

В 2019 году Фестиваль был посвящен Периодической таблице химических элементов Д.И.Менделеева, поэтому большая часть мероприятий была химической направленности.  

В рамках Фестиваля на базе научно-образовательных центров, научно-исследовательских лабораторий и лабораторных комплексов было проведено 12 научно-популярных мероприятий: мастер-классы, тренинги, экскурсии, интерактивные семинары, лабораторные практикумы, научные дискуссии, квесты, интеллектуальные игры, в которых приняли участие более 300 школьников, учащихся колледжей и научно-педагогических работников Мининского университета.

Все организаторы мероприятий Фестиваля науки получили благодарственные письма, учителя, школьники и студенты – сертификаты об участии в Фестивале и памятную сувенирную продукцию.  

Публикационная активность

Публикационная активность представлена количеством опубликованных монографий, учебных и учебно-методических пособий, сборников научных трудов, научных статей.

Всего в 2019 году научно-педагогическими работниками НГПУ им.К.Минина опубликовано: 80 публикаций в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science; 127 публикаций в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus; 681 статья в российских научных журналах, включенных в пречень ВАК; 2856 публикаций в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); 16 монографий; 97 учебников и учебных пособий; 207 методических рекомендаций;  35 сборников статей по материалам научно-практических конференций и научных трудов.

НГПУ им.К.Минина является учредителем 3 научных журналов, в том числе 2 – электронных. 

Научный журнал «Вестник Мининского университета» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (ВАК) по педагогике, психологии и философии.

Планы развития научных направлений

1. Реализация проектов в рамках национального проекта «Образование»  (2019 -2024 гг.).

2. Развитие фундаментальной и прикладной науки:

  • Модернизация научно-исследовательских структур университета в соответствии со стратегическим планом развития (создание НОЦ по психологии и педагогике, НИЛ по физике).
  • Формирование портфеля исследовательских проектов НОЦ/НИЦ в соответствии с задачами нацпроекта «Образование».

3. Реализация проекта «Научный PR 2.0»:

  • История личного успеха.
  • Представление достижений научных коллективов на региональном,  федеральном и международном уровне.

4. Реализация проекта «Точка кипения», открывающего вузу возможность участвовать в определении направлений развития образования в регионе и стране и стать одной из площадок реализации программ Автономной некоммерческой организации «Университет НТИ 20.35», предложив сотрудничество в форматах:

  • создания онлайн-курсов;
  • проведения очных мероприятий;
  • разработки систем оценки качества образования;
  • тестирования новых образовательных программ и курсов и др.