Итоги научно-исследовательской работы университета за 2020 год и задачи на 2021 год

Научно-исследовательская деятельность в НГПУ им. К.Минина осуществляется через: 

  • деятельность научных школ, НОЦ, НИЛ; 
  • выполнение фундаментальных, прикладных научных исследований и разработок; 
  • патентно-лицензионную деятельность; 
  • проведение научных конференций; 
  • деятельность диссертационных советов; 
  • научно-исследовательскую работу студентов и молодых ученых;
  • публикационную активность.

Деятельность научных школ, НОЦ, НИЛ

Важнейшей формой подготовки ученых и развития науки в университете являются научные школы. Главная черта научных школ НГПУ им. К.Минина - пропаганда достижений региональной и отраслевой науки, создание информационной базы для изучения истории отдельных научных дисциплин и сохранение для последующих поколений образов выдающихся ученых, входящих в мировую и национальную элиту.

На базе университета в 2020 году вели свою деятельность 13 научных школ:

  1. Научная школа «Методология педагогики: наследие А.С.Макаренко и современность» (рук. – д.пед.н., профессор  А.А.Фролов).

Основные направления работы школы: методология макаренковедения; отечественная историография педагогического наследия А.С.Макаренко; освоение и разработка наследия А.С.Макаренко в отечественной и зарубежной педагогике и школе; исследование современного состояния педагогической теории и образовательной практики в аспекте воспитания.

По направлению школы создана НИЛ «Воспитательная педагогика А.С.Макаренко» (рук. – д.пед.н., доцент Е.Ю.Илалтдинова). 

В 2020 году коллектив научной школы принял участие в организации и проведении Макаренковского форума (в партнерстве с российской и международной Макаренковскими ассоциациями, АНО «Издательский дом «Народное образование»).

Также в 2020 году коллектив научной школы принял участие в реализации проекта Минпросвещения РФ «Культура и образование России» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

  1. Научная школа «Проблемы социализации детей и подростков в условиях онто – и дизонтогнеза» (рук. – д.психол.н., профессор Е.Е.Дмитриева).

Основные направления работы школы: закономерности социализации лиц с ОВЗ; психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования; современные технологии и формы оптимизации и развития высшего дефектологического образования.

С 2017 года коллектив научной школы участвует в реализации проекта в рамках государственного задания Минобрнауки РФ по обеспечению деятельности ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов.

  1. Научная школа «Научные основы информатизации образовательного процесса в вузе и школе» (рук. – д.пед.н., профессор Э.К.Самерханова).

Направление деятельности школы - разработка новых образовательных моделей, в которых информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. 

Ежегодно коллектив научной школы в рамках своей деятельности организует проведение крупных научных конференций: международная научная конференция «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства», Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Цифровая педагогика в системе современного образования».  

В 2020 году коллектив научной школы принимал участие в выполнении работы по проекту Минпросвещения РФ «Проведение Зимней школы по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий «Шаг в будущее – инструментарий современного мира» в рамках национальной программы  «Цифровая экономика», федерального проект «Кадры для цифровой экономики».

  1. Научная школа «Проектирование образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования» (рук. – д.пед.н., профессор С.М.Маркова).

Основные задачи, которые ставятся перед коллективом научной школы, и успешно решаются, - это разработка теоретических основ проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования; исследование образовательной системы как объекта проектирования; разработка модели образовательной системы в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования; разработка алгоритма проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования; разработка проектного управления образовательными системами.

Ежегодно коллектив научной школы организует проведение Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем».

  1. Научная школа «Методологические основы развития профессионализма будущего педагога» (рук. – д.пед.н., профессор Ф.В.Повшедная). 

Цель работы научного коллектива: профессиональное развитие и саморазвитие будущего педагога в процессе учебно-познавательной, научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности в условиях педагогического вуза.

Коллектив научной школы активно участвует в перспективных проектах Мининского университета: «Электронный научно-образовательный сервис “Педагогическая карта мира”» и «Педагог будущего».

  1. Научная школа «Технологии создания оптимизирующей детско-молодежной среды в поликультурном пространстве» (рук. – д.пед.н., профессор Е.В.Быстрицкая).

Цель работы научной школы: обеспечение эффективного освоения и развития лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области междисциплинарной интеграции научных представлений о детско-молодежной среде в поликультурном пространстве с позиций оптимизации структуры личности на основе современных гуманитарных подходов к образовательному процессу.

Ежегодно в рамках деятельности научной школы проводится Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества».

  1. Научная школа «Перспективные технологии управления предприятиями» (рук. – д.эконом.н., профессор В.П.Кузнецов).

Цель работы: формирование механизма управления предприятиями машиностроения. 

Ежегодно коллектив научной школы участвует в организации и проведении международной научно-практической конференции «Промышленное развитие России: проблемы, перспективы» и международной студенческой научно-практической конференции «Экономическое развитие России: тенденции, перспективы».

В 2020 году коллектив научной школы участвовал в организации и проведении международной конференции «Новая парадигма социально-экономического развития в эпоху интеллектуальных машин», сборник трудов которой индексируется в Scopus.

  1. Научная школа «Культурно-компетентностные стратегии географического, экологического и геоэкологического образования» (рук. – д.пед.н., профессор Н.Ф.Винокурова).

Цель работы: исследование теоретико-методологических оснований проблем взаимодействия человека и окружающей среды на различных территориальных рангах и формирование культуры природопользования как ключевого фактора становления территорий устойчивого развития.

В 2020 году коллектив научной школы выполнял работу по проекту РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте».

Также в 2020 году коллективом научной школы совместно с Комиссией РАН по изучению научного наследия академика Н.Н. Моисеева были организованы ХХVIII Моисеевские чтения «Моисеев Н.Н. о России в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения». На базе университета прошла межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Географическая наука в школе и в вузе сквозь призму современности», посвященная памяти академика Н..Н.Моисеева, на которой были организованы: работа секции «Педагогические практики по формированию эколого-ориентированного мировоззрения в свете научного наследия Н.Н.Моисеева», круглый стол «Педагогические проблемы формирования нового мировоззрения современной молодежи в свете научного наследия Н.Н.Моисеева» и конкурс исследовательских проектов студентов «Педагогическое наследие Н.Н.Моисеева: методология и образовательная практика».

  1. Научная школа «Традиции в русской литературе» (рук. – д.филол.н., профессор В.Т.Захарова).

Основные направления работы школы: изучение категории традиции в литературном процессе в русле исторической поэтики; исследование типологии отечественного художественного сознания; выявление роли традиции в исследовании аксиологии славянских культур; исследование функционирования традиций в общем процессе русско-зарубежных связей; разработка проблематики, связанной с православно-христианской основой национального художественного сознания.

По направлению деятельности школы создан НОЦ «Аксиология славянской культуры».

В 2020 году проект руководителя научной школы по подготовке обзорной научной статьи «Ценностные векторы развития отечественной словесности в фокусе исследований Нижегородского текста русской словесности» был поддержан РФФИ. Фондом «Российско-польский центр диалога и согласия» были выделены средства на проведение Летней школы.

Также в 2020 году коллектив научной школы участвовал в работе по проекту Минпросвещения РФ «Организация курсов открытого образования на русском языке или по изучению русского языка как иностранного» в рамках ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управление системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

  1. Научная школа «Философия религии и история философии» (рук. – д.философ.н., профессор Л.Е.Шапошников).

Научная школа призвана обеспечить высококвалифицированными кадрами преподавателей по направлению «Философия и теология». 

Ежегодно коллектив научной школы организует и проводит Рождественские православно-философские чтения. В 2020 году темой очередных Рождественских православно-философских чтения стала тема «Нижегородские религиозные мыслители в контексте эпохи».

Руководитель научной школы в 2020 году был награжден Юбилейной медалью  Русской Православной Церкви «50 лет автономии Японской Православной Церкви 1970-2020»

  1. Научная школа «Синтез, реакционная способность и применение металлоорганических соединений» (рук. – д.хим.н., профессор И.Л.Федюшкин). 

Направление деятельности школы: синтез и изучение строения и реакционной способности координационных соединений; получение новых типов органических производных металлов, обладающих уникальной реакционной способностью по отношению к органическим соединениям.

По направлению деятельности школы создан НОЦ «Химия молекул и материалов»  (рук. – И.Л.Федюшкин). 

В 2020 году коллектив научной школы выполнял работу по проекту «Биосовместимые полимерные материалы для медицинского применения», одобренному  Российской академией наук и включенному в Госзадание Минобрнауки РФ. А также по 2 проектам, поддержанным РФФИ.

  1. Научная школа «Природа магнитосферно-ионосферных возмущений в периоды высокоэнергетических событий, обусловленных солнечной активностью» (рук. – д.физ.-мат.н., профессор Н.А.Бархатов).

Направление деятельности школы: природа магнитосферно-ионосферных возмущений в периоды повышенной солнечной активности; мониторинг и прогноз негативных последствий гелиогеофизической активности для технических средств коммуникаций

В 2020 году представители коллектива научной школы стали Лауреатами Макариевской премии по естественным наукам 2020 года в номинации «Научные исследования в области естественных и точных наук, имеющие высокое общественное и гражданское значение».

  1. Научная школа «Беспозвоночные и позвоночные животные как биоиндикаторы состояния почвенных и наземных экосистем» (рук. – д.биол.н., профессор А.И.Дмитриев).

Цель работы: использование современных методов в научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности обучающихся для подготовки квалифицированных специалистов в области биологических наук.

В рамках деятельности научной школы проводится традиционная международная научно-практическая конференция «Зоологические исследования регионов России и сопредельных территорий»

Элементами инновационной инфраструктуры университета, способствующими интеграции науки и образования, являются научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры. Научные структуры представляют собой объединение преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов для реализации научных проектов.

Координация деятельности научных структур осуществляется на принципах проектного управления, то есть через программу с четко сформулированными целями, этапами реализации и соответствующими им контрольными индикаторами (количество публикаций, количество зарегистрированных ОИС, количество докладов на конференциях и пр.). В 2020 году в университете была внедрена система рейтинговой оценки результатов деятельности научных сотрудников. 

В 2020 году в Мининском университете действовали 5 научно-образовательных центров и 6 научно-исследовательских лабораторий, в том числе 3 НОЦ и 4 НИЛ вошли в штатную структуру вуза в 2020 году. А именно: НИЦ современной педагогики, НОЦ практической психологии, НОЦ по изучению и охране биологического разнообразия, НИЛ географии, географического и геоэкологического образования, НИЛ физико-математического моделирования, НИЛ «Трансформация духовной культуры в современном мире», НИЛ «Мультилингвизм и социум».

В 2020 году появились предпосылки для создания в 2021 году НИЛ «Нейропедагогические исследования и когнитивные технологии».

noc1

niokr

Выполнение фундаментальных, прикладных научных исследований и разработок

В 2020 г. объем финансирования работ и услуг составил 124485,1 тыс. руб.  

Финансирование проектов осуществлялось из средств Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, фондов поддержки научной деятельности (Российский фонд фундаментальных исследований), бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов (Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г.Н.Новгорода, ГАУ Нижегородской области «Центр спортивной педагогики», Администрация города Нижнего Новгорода), хозяйствующих субъектов (в том числе АНО «Институт дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», ЧОУ религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) «Нижегородская православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского»), собственных средств вуза и других российских организаций.

Из средств базовой части государственного задания на выполнение научно-исследовательской работы Министерством науки и высшего образования РФ в 2020 году финансировался 1 проект. Из средств Российского фонда фундаментальных исследований финансировалось 5 проектов. Один проект финансировался Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области в рамках программы софинансирования Российским фондом фундаментальных исследований и субъектом РФ. 131 договор был заключен на выполнение научно-исследовательских работ. Выполнялась работа в рамках федеральных проектов «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика»; «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», а также в рамках ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управление системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

По сравнению с 2019 годом, в 2020 году увеличилось:

1) объем финансирования проектов в рамках Государственного задания;

2) количество проектов, поддержанных РФФИ;

3) объем финансирования работ и услуг за счет средств субъектов федерации, местных бюджетов; 

4) объем финансирования работ и услуг из средств хозяйствующих субъектов;

5) объем финансирования работ и услуг из средств иных внебюджетных российских источников.

Патентно-лицензионная деятельность 

Программа стратегического развития НГПУ им. К.Минина «Создание федерального инновационного профессионально-педагогического и социально-гуманитарного университета для обеспечения регионального развития и построения экономики знаний в Российской Федерации» в качестве одной из целей предусматривает обеспечение финансовой устойчивости университета, формирование финансовых ресурсов для инновационного развития. Среди способов увеличения доходов упоминается и такой, как увеличение доходов от продажи патентов и иной интеллектуальной собственности. 

В настоящее время университет имеет 20 действующих патентов, из которых  поддерживаются в силе 15 патентов, в том числе, полученный в 2019 году в партнерстве с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Институт металлоорганической химии им. Г.А.Разуваева» РАН № 2695998 «Способ каталитического синтеза лактида в присутствии неорганических добавок», авторы Федюшкин И.Л., Москалев М.В., Разборов Д.А., Егиазарян Т.А.

В 2020 году университетом было получено 10 свидетельств о государственной регистрации баз данных в РОСПАТЕНТе, а также зарегистрировано 1 ноу-хау (Методика «Способ получения лактида из молочной кислоты в присутствии каталитических количеств бикарбоната натрия и лактата магния») (в 2019 – зарегистрировано 8 баз данных в РОСПАТЕНТе).

В рамках лицензионной деятельности в НГПУ им.К.Минина заключено 68 лицензионных соглашений на использование интеллектуальных разработок на сумму 1470 тыс. рублей (в 2019 г. заключено 51 лицензионное соглашение на использование интеллектуальных разработок на сумму 840 тыс.рублей). Таким образом, наблюдается стабильный рост доходов от коммерциализации интеллектуальной собственности университета.

Проведение научных конференций 

В 2020 году на базе НГПУ им.К.Минина было проведено 26 научно-практических конференций, в том числе 10 международных, в т.ч.: «Новая парадигма социально-экономического развития в эпоху интеллектуальных машин» (Scopus), «Adjustments and Supports by Tertiary Institutions Amid Coronavirus» совместно с Гонконгским университетом образования и Балтийским федеральным университетом им.И.Канта, Макаренковский форум (в партнерстве с российской и международной Макаренковскими ассоциациями), «Образование на русском языке: проблемы, поиска, перспективы» (в рамках проекта Минпросвещения РФ), 16 Всероссийских и региональных.

conf

Совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом была организована XIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования «Доказательный подход в сфере образования». 

Совместно с Комиссией РАН по изучению научного наследия академика Н.Н. Моисеева организованы ХХVIII Моисеевские чтения «Моисеев Н.Н. о России в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения». 

Совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области - 25 Нижегородская сессия молодых ученых.  На базе Мининского университета была организована работа секция «Педагогика и психология».

В 2020 году НПР университета участвовали в более 100 научных мероприятиях на базе других вузов, в том числе: II Международный научно-образовательный Форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» (Ростов-на-Дону); Международная онлайн-конференция EdCrunch on Demand - 2020. Новые технологии в образовании (Москва);  Международная летняя школа по русской литературе «Русская литература: история, текстология, источниковедение (Санкт-Петербург). 22-ой Международный научно-промышленный форум «Великие реки» (экологическая, гидрометеорологическая, энергетическая безопасность) / ICEF-2020 (г.Нижний Новгород); Всероссийский научно-общественный Форум "Экологический Форсайт" и 2-ая Всероссийская научно-практическая конференция "Экологический мониторинг опасных промышленных объектов: современные достижения, перспективы и обеспечение экологической безопасности населения" (г. Саратов.); Международная научная конференция "Великие имена русской эмиграции" (г.Олыштын, Польша.); Всероссийская конференция "Ментальное здоровье - интеграция подходов" (г.Нижний Новгород) и др. 

Деятельность диссертационных советов 

Одна из ключевых задач развития научно-исследовательской работы в университете связана с подготовкой кадров, развитием образовательной и научной деятельности. Достижение данной цели невозможно без высокого профессионального (в том числе научного) потенциала сотрудников факультетов университета, его обновления и развития. 

Повышению численности работников высшей квалификации способствует деятельность Диссертационных советов.

В 2020 году на базе НГПУ им. К. Минина действовало 2 совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук:

- на основании приказа Минобрнауки России от 23 июля 2014 года №471/нк Диссертационный совет Д 212.164.03 (председатель совета – Л.Е.Шапошников, ученый секретарь – И.И.Сулима) с правом защиты кандидатских и докторских диссертаций по одной отрасли науки (философия) и по двум специальностям научных работников: 09.00.03 - История философии; 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры. 

- на основании приказа от 4 февраля 2016 года № 65/нк объединенный Диссертационный совет Д 999.061.03 на базе ННГУ им. Н.И.Лобачевского, НГПУ им. К. Минина, МГУ им. Н.П. Огарева (председатель совета – Л.В. Рацибурская, ученый секретарь – И.С. Юхнова) с правом защиты кандидатских и докторских диссертаций по одной отрасли науки (филология) и по трем специальностям научных работников: 10.01.01 - Русская литература; 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литература стран Западной Европы и Северной Америки); 10.02.01 - Русский язык.

Всего защищено диссертаций в Советах НГПУ им.К.Минина  –  12. 

В том числе: 

в Д 212.164.03 – 1 (1 кандидатская диссертация);

в Д 999.061.03 – 11 (10 кандидатских диссертаций, 1 докторская диссертация).

Защитили кандидатские диссертации в советах НГПУ аспиранты и соискатели НГПУ – 2 (Д 212.164.03 – 1, Д 999.061.03 -1). 

Научно-педагогическими работниками университета в 2020 году были защищены 3 кандидатские диссертации: 

Филологические науки (10.01.01 - Русская литература) - Аксенова М.В. «Свое» и «чужое» в картине мира Н.И. Греча (по книге «Путевые письма из Англии, Германии и Франции»)» (Д 999.061.03 на базе ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»)

Педагогические науки (13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)) - Бойко М.В. «Методика формирования иноязычной коммуникативной успешности на занятиях по иностранному языку у студентов непрофильных вузов») (Д 212.261.05 на базе ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»)

Философские науки (09.00.13 - Философская антропология, философия культуры) - Козлова Т.А. «Развитие философской антропологии в современных условиях (на примере реализации методологической функции философской антропологии в философии.

Научно-исследовательская работа студентов и молодых ученых

Еще одной ключевой задачей развития научно-исследовательской деятельности в университете является вовлечение в научную деятельность студентов вуза. 

stud events

Конкурсы

В 2020 году НГПУ им. К. Минина был базовым университетом по двенадцати направлениям областного конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов: «Психолого-педагогические науки», «Физическое воспитание и спорт», «Исторические науки, архивоведение», «Географические науки», «Технические науки в школе (технология)», «Культурология», «Страхование», «Туризм и сфера услуг», «Лингвистика», «Профессиональное образование», «Филологические науки» и «Специальное и инклюзивное образование».

Также студенты университета приняли участие в направлениях областного конкурса научных работ на базе других вузов: Информационные технологии и прикладное программное обеспечение, Автомобильный транспорт, Математические науки, Экономические науки, Биологические науки, Философские науки.

145 работ от 182 студентов были поданы на разные секции областного конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу, по итогам конкурса получено 174 награды (155 дипломов и 19 благодарностей).

Помимо областного конкурса на базе Мининского университета было организовано 9 международных, Всероссийских и региональных конкурсов. Общее количество работ, поданных на конкурсы - 123. Количество полученных дипломов – 145.

Также студенты НГПУ им. К. Минина приняли участие во внешних конкурсах. Общее количество работ, поданных на конкурсы - 45. Количество полученных дипломов – 40.

stud conf

Олимпиады

На базе НГПУ им.К.Минина были организованы 2 Всероссийские студенческие олимпиады: «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА» и «Я-профессионал» и 1 городская студенческая олимпиада по мировой экономике и международным экономическим отношениям.

Также студенты Мининского университета приняли участие во внешних олимпиадах: 6 Всероссийских и 1 межвузовской.

Студенческие научные публикации:

Количество студенческих научных публикаций – 1403, в том числе 146 выполнено без соавторов, 4 публикации изданы за рубежом.

Большое количество работ опубликовано в материалах конференций разного уровня, проходивших не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Саратове, Пензе  и др.

Вышел сборник материалов научно-практической конференции студентов и магистрантов НГПУ им. К. Минина «Неофит» (выпуск 17), куда вошла 51 публикация студентов и магистрантов всех факультетов. С 2017 года «Неофит» является рецензируемым журналом, включенным в национальную информационно-аналитическую систему (РИНЦ).

Научные конференции и семинары

В 2020 году студентами НГПУ им. К. Минина было сделано 322 доклада на научно-практических конференциях и семинарах различной тематики. Из них 195 докладов – на международных, Всероссийских и региональных конференциях (Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва, Тюмень, Минск, Саратов, Пенза, Шуя, Чебоксары, Ростов-на-Дону, Астрахань и др.)

На базе НГПУ им. К.Минина за отчетный период было проведено 12 научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, из них 8 – международных, Всероссийских и региональных.

Студенческие проекты, поддержанные по итогам конкурсов

Историко-краеведческий проект «Печерская сторона», поддержанный АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800» (Нижний Новгород). 

«Хранители прошлого. Летописцы настоящего»» поддержанный АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800» (Нижний Новгород) 

«Школа ораторского мастерства», поддержанный Федеральным агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)

Научно-популярные и просветительские мероприятия 

  1. Открытая лабораторная 

8 февраля в День российской науки в Мининском университете прошла научно-популярная акция «Открытая лабораторная». 

Участники акции ответили на 26 вопросов по физике, астрономии, биологии, медицине, генетике. 

После подведения итогов «Открытой лабораторной» ее участники были награждены памятными подарками. 

  1. Дни научного кино

В 2020 г. на базе НГПУ им. К. Минина в рамках Фестиваля актуального научного кино (ФАНК), организованного при поддержке Министерства образования и науки РФ, прошли Дни научного кино.

В рамках Дней научного кино состоялись кинопоказы новейших полнометражных документальных фильмов о науке со всего мира.

Было организовано 2 кинопоказа:

1 кинопоказ – «Гонка на вымирание» в Точке кипения Мининского университета

2 онлайн кинопоказ «Страсти по частицам»

В кинопоказах приняли участие около 40 студентов и преподавателей Мининского университета.

  1. Фестиваль науки НАУКА 0+

В 2020 году мероприятия в рамках Всероссийского Фестиваля науки НАУКА 0+ состоялись 26-30 октября 2020г. в онлайн формате. Всего было организовано 28 мероприятий, в которых приняли участие около 400 человек: школьники из более, чем 50 школ Нижнего Новгорода и области, а также учащиеся техникумов и колледжей. Одно из мероприятий – интеллектуальная игра «Занимательное славяноведение» состоялось при участии представителей Польши. 

Все организаторы мероприятий Фестиваля науки получили благодарственные письма, учителя, школьники и студенты – сертификаты об участии в Фестивале.  

  1. С целью повышения уровня научно-преподавательского состава университета, качества реализуемых образовательных и исследовательских программ в университете реализуется программа «Приглашенный профессор». Тематика программы отражает новейшие достижения в области российской и зарубежной науки, соответствует мировым и отечественным стратегиям развития науки и приоритетным направлениям деятельности Мининского университета.

В 2020 году была организована работа с 3 лекторами, в т.ч. 1 – из респ. Беларусь. Всего было организовано 5 лекций, в т.ч. 3 в онлайн-формате.

Публикационная активность

perspektiva

Публикационная активность представлена количеством опубликованных монографий, учебных и учебно-методических пособий, сборников научных трудов, научных статей.

Всего в 2020 году научно-педагогическими работниками НГПУ им.К.Минина опубликовано: 113 статей в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science; 193 публикации в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus; 1022 статьи в российских научных журналах, включенных в пречень ВАК; 3452 публикации в изданиях, включенных в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); 22 монографии; 52 учебника и учебных пособия; 28 сборников статей по материалам научно-практических конференций и научных трудов.

НГПУ им.К.Минина является учредителем 3 научных журналов, в том числе 2 – электронных. 

Научный журнал «Вестник Мининского университета» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (ВАК) по педагогике, психологии и философии.

Задачи на 2021 год

  1. Привлечение финансирования на выполнение научных исследований (Государственное задание – 4 проекта, проект «Психолого-педагогическое сопровождение позитивного родительства» в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», 5 проектов РФФИ, проведение Летней школы «Нижегородский контекст: лица, судьбы, книги – 2020» (Российско-Польский Центр диалога и согласия))
  2. Развитие фундаментальной и прикладной науки (реализация проектов: «Ментальное здоровье», «Детский сад Мининского университета», «Предпринимательский хакатон в образовании», «Мобильный университет образования на русском языке (совместно с партнерами из Молдовы и Польши)», «Геоэкологическая оценка ландшафтов региона как инструмент поддержки принятия управленческих решений»)
  3. Популяризация педагогики как науки (Программа «Приглашенный профессор», проект «Научное кино в университете», проведение Фестиваля «Прикоснись к науке», проект «Академия блогеров», проведение открытых лекций «НауПоп: нескучно о науке»)
  4. Организация масштабных научных мероприятий (проведение международной научно-практической конференции, приуроченной к 110-летию вуза)