Проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания университета при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2023 году
Аннотация проекта |
Цель проекта: Изучение новых биосовместимых и биорезорбируемых полиэфиров для медицины, в проекте объектами исследования являются лактид и полимер на его основе, а также каталитические и инициирующие системы, позволяющие осуществить их синтез. Результаты:
Эффекты исследования: Показано, что синтез полимеров протекает с умеренной скоростью, с образованием узкодисперсных полимеров. Физико-механические свойства гибридных сополимеров занимают промежуточное положение между искомыми гомополимерами (полилактид и полистирол). Исследована цитотоксичность полилактида, получемого с использованием различных катализаторов. Установлено отсутствие цитотоксичности и наличие небольшого стимулирующего эффекта на рост клеток в сравнении с контрольным опытом. |
Аннотация проекта |
Цель проекта: разработать адаптивную систему воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации. Результаты: 1.Разработаны теоретико-методологические ориентиры формирования культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России для проектирования адаптивной системы воспитательной деятельности. 2.Проведен сравнительный анализ результатов анкетирование молодежи на территории России (7 регионов) и новых регионов России по состоянию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи. 3.Разработана адаптивная система воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области), основанная на традиционных национальных российских ценностях. 4.Разработаны механизмы реализации адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области). 5.Разработан диагностики-аналитический инструментарий эффективности системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области). 6.Разработаны методические рекомендации по реализации адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области). |
Аннотация проекта |
Цель проекта: Изучение возможностей национально-регионального компонента, а также ценностно-смыслового поля урбанистического пространства г. Нижнего Новгорода в формировании концепции лингвокультурной адаптации инофонов. Результаты: 1) Сформировано представление о ценностно-смысловом поле нижегородского урбанистического пространства в условиях функционирования современной лингвокультуры. 2) Актуализированы в научно-исследовательском и научно-методическом аспектах проекта современные методологические и методически установки к реализации задач лингвокультурной адаптации инофона: - коммуникативно-прагматический, семиотический аспект овладения лингвокультурой; - введение в область деятельности по линовокультрной адаптации результатов исследований в сфере лингвосенсорики); - включение в сферу учебной и внеучебной деятельности инофона представлений о концептосфере русского языка, представляющей когнитивный (содержание нравственных концептов) и мотивационно-прагматический уровень (стереотипные сценарии, фреймы). 3) Сформировано представление о ключевых текстах культуры, репрезентирующих нижегородское урбанистическое пространство в его историческое и современной проекциях («волжский текст», музейный текст, сакральные топосы нижегородской земли; рекламный текст, эргонимы; аксиологические проекции торговых и культурных локаций города, сенсорика национально-культурного ландшафта города). 4) Процессы лингвокультурной и социокультурной адаптации, овладение линвокультурной компетенцией рассмотрены сквозь призму использования в практике преподавания русского языка как иностранного инструментов сквозных технологий. Представлены разработки занятий с использованием сквозных технологий (чат-бот; аудиогид, виртуальная карта) в иностранной аудитории, которые прошли апробацию на различных уровнях владения русским языком как иностранным, в учебной и внеучебной деятельности. 5) Результаты научно-исследовательской части проекта представлены в коллективной монографии «Городской текст русской словесности в аспекте исследований социо- и лингвокультурной адаптации инофонов» (г. Нижний Новгород, 2023). 6) Практикоориентированная часть исследования представлена в учебно-методическом пособии «Мой любимый город»; представлен комплекс методического сопровождения по лингвокультурной адаптации инофона, включающий в себя: - разработки занятий с опорой на национально-региональный компонент; - научно-методическое осмысление экскурсионной работы с инофонами и образцы |
Аннотация проекта |
Цель проекта: Разработка методологии и технологии проектирования ситуаций развития комплекса базовых способностей продуктивного мышления и действия обучающихся в образовательных процессах на разных уровнях образования на основе интеграции социально- гуманитарного и научно-технологического знания – «педагогической инженерии». Результаты: 1) выявлены и обоснованы методологические и концептуальные предпосылки разработки методологии проектирования новой образовательной технологии «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления»; 2) разработан методологический профиль новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия»; 3) построена и апробирована на базе общеобразовательных организаций Нижегородской области типология образовательных антропопрактик педагогической инженерии, включающая антропопрактики гуманитарной, социальной, исследовательской, технологической инженерии; 4) выявлен и описан механизм внедрения образовательных антропопрактик педагогической инженерии - научно-образовательная коллаборация; 5) сконструирована проектно-организационная программа сопровождения управленческих команд образовательных организаций, внедряющих образовательные антропопрактики педагогической инженерии включающая экспертный портфель; методический пакет; дидактический портфель для обучения управленческих команд; директ – папка диагностические материалы; экспертный кейс и др. Практическая значимость результатов определяется возможностями создания на их основе комплексного научно-методического обеспечения проектирования дисциплин и модулей основных образовательных программ и дополнительных общеразвивающих образовательных программ в соответствии с методологическим профилем новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия», в том числе на базе высокотехнологичной среды (межфакультетский техно-парк универсальных педагогических компетенций и педагогический кванториум), а так-же дополнительных профессиональных программ в соответствии с методологическим профилем новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия»; организации новых типов инновационных площадок (площадок внедрения), построенных на основе методологии сетевого проектирования; конструирования модели базовой школы образовательно – технологического консорциума (вуз (организация ДППО) +общеобразовательная организация +высокотехнологичная компания +) как ядра создания непрерывной системы опережающего инженерного образования. Эффекты проекта: Разработана методология проектирования новой образовательной технологии «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления», разработан методологический профиль новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия», построена и апробирована на базе общеобразовательных организаций Нижегородской области типология образовательных антропопрактик педагогической инженерии, сконструирована проектно-организационная программа сопровождения управленческих команд образовательных организаций |
Ректор
Аннотация проекта |
Цель проекта: Теоретическое обоснование и практическая разработка единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля, основанной на использовании высокотехнологичной инфраструктуры формирования универсальных педагогических компетенций (УПК). Результаты: Ключевой результат научного исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели научно-методического сопровождения учителей технологического профиля, апробированной в условиях непрерывного педагогического образования. Данный базовый результат декомпозируется в три группы результатов: 1) результаты, фиксирующие методологию проектирования единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля: разработана и представлена проектно-сетевая методология создания единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля; 2) практические результаты, связанные с применением методик «4К» и методик оценки надпрофессиональных компетенций будущих педагогов технологического профиля и формирования soft skills в рамках использования сквозных технологий в условиях непрерывного образования; предложена экспериментальная методика центра компетенций университета выявления эффективности разработанной модели 3) научно-организационные результаты, направленные на создание условий научно-методического сопровождения учителей технологического профиля на основе анализа педагогического опыта школ: осуществлен проблемно-ориентированных анализ и создана типология проблемного поля практико-ориентированного исследования для оказания поддержки и ликвидации дефицитов в профессиональной деятельности учителей технологического профиля. |
Аннотация проекта |
Цель проекта: Оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на повышение компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах их развития, воспитания, обучения и социализации; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов. Актуальность:
Результаты:
|
Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством науки и высшего образования РФ в 2023 году
Аннотация проекта |
Фестиваль — это комплексный проект, направленный на продвижение достижений отечественной науки и российских ученых, с целью привлечения внимания к работе ученых, демонстрации результатов научно-исследовательской деятельности, которые способствуют развитию общества и повышению качества и уровня жизни людей. Содействие профессиональному и личностному самоопределению детей и молодежи. Современные форматы Фестиваля позволили создать условия – «окно возможностей» – для выявления в 12 регионах России талантливой молодежи. Цель проекта: Продвижение достижений отечественной науки и российских ученых в области естественных, компьютерных и точных наук с целью привлечения внимания к работе ученых, демонстрации результатов научно-исследовательской деятельности, которые способствуют развитию общества и повышению качества и уровня жизни людей. Содействие профессиональному и личностному самоопределению детей и молодежи. Результаты: 1. Сформирована программа Фестиваля, включающая в себя 2 очных мероприятия и 2 онлайн-мероприятия с более чем 300 интенсивами (базовая площадка) и более 100 интенсивов 12 площадок вузов-партнеров. |
Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством просвещения РФ в 2023 году
Аннотация проекта |
Цель проекта: актуализация интереса к русской культуре, языку, литературе, а также образованию на русском языке в условиях формирования благоприятной среды для развития коммуникации и дальнейшего межкультурного диалога в профессиональных сообществах, проявляющих интерес к русскому языку, ценностным ориентациям русской культуры. Актуальность: Продвижение идеи межкультурного диалога его участников на русском языке призван актуализировать интерес к изучению русского языка и распространению практики коммуникации на русском языке в социальной, собственно профессиональной, культурной сферах в Республике Индия. Результаты: Результатом реализации проекта стало открытие и функционирование на долгосрочной основе Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку Министерства Просвещения Российской Федерации на базе Университета Чаудхари Чаран Сингха (г. Мейрут, Республика Индия). Целевая аудитория проекта для проведения Курсов на русском языке: Преподаватели, студенты, магистранты учебных заведений Республики Индия, ведущих преподавание на русском языке, в том числе осуществляющих преподавание русского языка как иностранного, профессионально интересующиеся русской культурой, языком, литературой. Всего на программах курсов прошли обучение 490 человек, приняли участие в мероприятиях проекта 93 человека. |
Проекты, выполняемые в рамках гранта Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) в 2023 году
Аннотация проекта |
Цель проекта: Популяризация российской науки и технологий в России; укрепление и расширение русского языкового и образовательного пространства за рубежом, привлечение талантливых выпускников к обучению на программах бакалавриата в российских вузах. Развитие личностных качеств, обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предметам математика, физика и компьютерные науки, формирование осознанного понимания значимости естественнонаучных знаний в различных сферах профессиональной деятельности. Результаты:
Эффекты проекта: Разработана и апробирована программа российской недели математики, физики и компьютерных наук в Республике Сербия для обучающихся разного уровня владения русским языком и предметными компетенциями. |
Научно-исследовательские проекты, выполняемые при поддержке грантов Российского научного фонда в 2023-2024 г.
Аннотация проекта |
Цель проекта: Создать условия для проведения научного исследования по проблеме моделирования и реализации метапрофессионального подхода к оценке и развитию инклюзивного потенциала семьи ребенка с РАС как эффективный ответ российского общества на вызовы различных социальных институтов. Актуальность: Наличие структурированных показателей, критериев и индикаторов инклюзивного потенциала семьи, а также технологическая модель мониторинга ресурсных состояний позволит в значительной степени оптимизировать процесс индивидуализации сопровождения детей с РАС и повысить эффективность родителей во взаимодействии с образовательными и иными организациями. Результаты:
Общественная значимость планируемых результатов проекта заключается:
|
Аннотация проекта |
Цель проекта: Исследовать своеобразие духовно-нравственного и художественного потенциала творчества русского писателя первой волны русской литературной эмиграции В.А.Никифорова-Волгина в контексте прозы русского Зарубежья. Актуальность: Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью введения творчества В.А.Никифорова-Волгина в обозначенный выше контекст литературы русской эмиграции, выявляющий духовно-нравственные традиции национального самосознания в многообразных аспектах, недостаточной изученностью данной научной проблемы. Результаты:
|
Проекты, выполняемые при поддержке Благотворительного фонда поддержки социальных инициатив и оказания адресной помощи «ВТБ-Страна» в 2023-2024 г.
Аннотация проекта |
Цель проекта: Создание условий для повышения профессиональной компетентности работников специального и инклюзивного образования в области решения профессиональных педагогических задач, связанных с организацией обучения детей с ОВЗ. Актуальность:
Результаты:
|
Проекты, выполняемые при поддержке Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я-профессионал» в 2023-2024 гг.
Аннотация проекта |
Цель проекта: Реализация мероприятий, направленных на организацию и проведение Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» в 2023-2024 учебном году Актуальность: В ходе выполнения заданий выявляются как знания области профессиональной деятельности, владение базовой терминологией, так и сформированность профессиональных компетенций. Таким образом проверяется готовность студента к выполнению профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации в качестве воспитателя. Результаты:
Заключительный этап включал в себя 2 тура: по результатам Олимпиады были выявлены 31 дипломант, из них 5 медалистов. География медалистов: Нижний Тагил (золото), Москва (серебро), Казань (серебро), Оренбург (бронза) и Нижний Новгород (бронза). 1 тур заключительного этапа проходил онлайн на площадках вуза-организатора и вузов-соорганизаторов. 2 тур проходил очно на площадке вуза-организатора, на базе ресурсного центра по дошкольному образованию, что позволило организовать и провести полномасштабный профессиональный контекст среди участников с использованием современного игрового оборудования. |