Проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания университета при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2023 году

Федюшкин Игорь Леонидович
руководитель
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научно-образовательным центром «Химия молекул и материалов»
Аннотация проекта

Цель проекта: Изучение новых биосовместимых и биорезорбируемых полиэфиров для медицины, в проекте объектами исследования являются лактид и полимер на его основе, а также каталитические и инициирующие системы, позволяющие осуществить их синтез.

Результаты:

  1. Предложен ряд оригинальных катализаторов на основе карбоксилатов щелочных металлов и редкоземельных элементов, позволяющих проводить контролируемый синтез полилактида в расплаве. Достоинствами разработанных катализаторов является доступность, высокая эффективность, устойчивость по отношению к кислороду и влаге воздуха.
  2. Установлены кинетические закономерности процесса полимеризации, изучен механизм инициирования полимеризации, рассмотрены особенности изменения молекулярно-массовых характеристик в процессе синтеза.
  3. Предложена лабораторная технология синтеза полилактида. Разработан способ гибридной сополимеризации полилактида и стирола с применением каталитической системы ацетата натрия/2,5-дигидроксибензохинон-1,4.
  4. Показано, что синтез полимеров протекает с умеренной скоростью, с образованием узкодисперсных полимеров. Физико-механические свойства гибридных сополимеров занимают промежуточное положение между искомыми гомополимерами (полилактид и полистирол). Исследована цитотоксичность полилактида, получемого с использованием различных катализаторов.
  5. Установлено отсутствие цитотоксичности и наличие небольшого стимулирующего эффекта на рост клеток в сравнении с контрольным опытом.

Эффекты исследования: Показано, что синтез полимеров протекает с умеренной скоростью, с образованием узкодисперсных полимеров. Физико-механические свойства гибридных сополимеров занимают промежуточное положение между искомыми гомополимерами (полилактид и полистирол). Исследована цитотоксичность полилактида, получемого с использованием различных катализаторов. Установлено отсутствие цитотоксичности и наличие небольшого стимулирующего эффекта на рост клеток в сравнении с контрольным опытом.

Николина Вера Викторовна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Аннотация проекта

Цель проекта: разработать адаптивную систему воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации.

Результаты:

1.Разработаны теоретико-методологические ориентиры формирования культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России для проектирования адаптивной системы воспитательной деятельности.

2.Проведен сравнительный анализ результатов анкетирование молодежи на территории России (7 регионов) и новых регионов России по состоянию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи.

3.Разработана адаптивная система воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области), основанная на традиционных национальных российских ценностях.

4.Разработаны механизмы реализации адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области).

5.Разработан диагностики-аналитический инструментарий эффективности системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области).

6.Разработаны методические рекомендации по реализации адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области).

Дзюба Елена Марковна
руководитель
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта

Цель проекта: Изучение возможностей национально-регионального компонента, а также ценностно-смыслового поля урбанистического пространства г. Нижнего Новгорода в формировании концепции лингвокультурной адаптации инофонов.

Результаты:

1) Сформировано представление о ценностно-смысловом поле нижегородского урбанистического пространства в условиях функционирования современной лингвокультуры.

2) Актуализированы в научно-исследовательском и научно-методическом аспектах проекта современные методологические и методически установки к реализации задач лингвокультурной адаптации инофона:

- коммуникативно-прагматический, семиотический аспект овладения лингвокультурой;

- введение в область деятельности по линовокультрной адаптации результатов исследований в сфере лингвосенсорики);

- включение в сферу учебной и внеучебной деятельности инофона представлений о концептосфере русского языка, представляющей когнитивный (содержание нравственных концептов) и мотивационно-прагматический уровень (стереотипные сценарии, фреймы).

3) Сформировано представление о ключевых текстах культуры, репрезентирующих нижегородское урбанистическое пространство в его историческое и современной проекциях («волжский текст», музейный текст, сакральные топосы нижегородской земли; рекламный текст, эргонимы; аксиологические проекции торговых и культурных локаций города, сенсорика национально-культурного ландшафта города).

4) Процессы лингвокультурной и социокультурной адаптации, овладение линвокультурной компетенцией рассмотрены сквозь призму использования в практике преподавания русского языка как иностранного инструментов сквозных технологий.

Представлены разработки занятий с использованием сквозных технологий (чат-бот; аудиогид, виртуальная карта) в иностранной аудитории, которые прошли апробацию на различных уровнях владения русским языком как иностранным, в учебной и внеучебной деятельности.

5) Результаты научно-исследовательской части проекта представлены в коллективной монографии «Городской текст русской словесности в аспекте исследований социо- и лингвокультурной адаптации инофонов» (г. Нижний Новгород, 2023).

6) Практикоориентированная часть исследования представлена в учебно-методическом пособии «Мой любимый город»; представлен комплекс методического сопровождения по лингвокультурной адаптации инофона, включающий в себя:

- разработки занятий с опорой на национально-региональный компонент;

- научно-методическое осмысление экскурсионной работы с инофонами и образцы

Игнатьева Галина Александровна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры андрагогики и управления развитием
Аннотация проекта

Цель проекта: Разработка методологии и технологии проектирования ситуаций развития комплекса базовых способностей продуктивного мышления и действия обучающихся в образовательных процессах на разных уровнях образования на основе интеграции социально- гуманитарного и научно-технологического знания – «педагогической инженерии».

Результаты:

1) выявлены и обоснованы методологические и концептуальные предпосылки разработки методологии проектирования новой образовательной технологии «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления»;

2) разработан методологический профиль новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия»;

3) построена и апробирована на базе общеобразовательных организаций Нижегородской области типология образовательных антропопрактик педагогической инженерии, включающая антропопрактики гуманитарной, социальной, исследовательской, технологической инженерии; 4) выявлен и описан механизм внедрения образовательных антропопрактик педагогической инженерии - научно-образовательная коллаборация;

5) сконструирована проектно-организационная программа сопровождения управленческих команд образовательных организаций, внедряющих образовательные антропопрактики педагогической инженерии включающая экспертный портфель; методический пакет; дидактический портфель для обучения управленческих команд; директ – папка диагностические материалы; экспертный кейс и др.

Практическая значимость результатов определяется возможностями создания на их основе комплексного научно-методического обеспечения проектирования дисциплин и модулей основных образовательных программ и дополнительных общеразвивающих образовательных программ в соответствии с методологическим профилем новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия», в том числе на базе высокотехнологичной среды (межфакультетский техно-парк универсальных педагогических компетенций и педагогический кванториум), а так-же дополнительных профессиональных программ в соответствии с методологическим профилем новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия»; организации новых типов инновационных площадок (площадок внедрения), построенных на основе методологии сетевого проектирования; конструирования модели базовой школы образовательно – технологического консорциума (вуз (организация ДППО) +общеобразовательная организация +высокотехнологичная компания +) как ядра создания непрерывной системы опережающего инженерного образования.

Эффекты проекта: Разработана методология проектирования новой образовательной технологии «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления», разработан методологический профиль новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия», построена и апробирована на базе общеобразовательных организаций Нижегородской области типология образовательных антропопрактик педагогической инженерии, сконструирована проектно-организационная программа сопровождения управленческих команд образовательных организаций

Сдобняков Виктор Владимирович
Руководитель
Кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой андрагогики и управления развитием
Ректор
Аннотация проекта

Цель проекта: Теоретическое обоснование и практическая разработка единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля, основанной на использовании высокотехнологичной инфраструктуры формирования универсальных педагогических компетенций (УПК).

Результаты: Ключевой результат научного исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели научно-методического сопровождения учителей технологического профиля, апробированной в условиях непрерывного педагогического образования.

Данный базовый результат декомпозируется в три группы результатов:

1) результаты, фиксирующие методологию проектирования единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля: разработана и представлена проектно-сетевая методология создания единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля;

2) практические результаты, связанные с применением методик «4К» и методик оценки надпрофессиональных компетенций будущих педагогов технологического профиля и формирования soft skills в рамках использования сквозных технологий в условиях непрерывного образования; предложена экспериментальная методика центра компетенций университета выявления эффективности разработанной модели

3) научно-организационные результаты, направленные на создание условий научно-методического сопровождения учителей технологического профиля на основе анализа педагогического опыта школ: осуществлен проблемно-ориентированных анализ и создана типология проблемного поля практико-ориентированного исследования для оказания поддержки и ликвидации дефицитов в профессиональной деятельности учителей технологического профиля.

Кочнева Елена Михайловна
руководитель
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии
Аннотация проекта

Цель проекта: Оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на повышение компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах их развития, воспитания, обучения и социализации; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов.

Актуальность:

  1. Пропаганда позитивного материнства и отцовства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  2. Помощь в разработке маршрутов адресной помощи, подбор индивидуальных техник работы с родителями с целью обеспечения качественного семейного обучения и воспитания детей;
  3. Проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семей;
  4. Поддержка и развитие положительных инициатив родительских сообществ, НКО, направленных на конструктивное вовлечение родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс.

Результаты:

  1. Созданы условия для повышения компетентности, просвещения родителей (законных представителей) и претендентов в замещающие родители в вопросах развития, воспитания, обучения, социализации и организации взаимодействия с детьми, помощь родителям в подборе соответствующих средств общения с ребенком; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
  2. Осуществлена консультативно-методическая помощь родителям и лицам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в количестве 81 461 услуг.
  3. Стабилизирован морально-психологический климат в семьях, обратившихся за помощью, оказана помощь в снятии тревоги и нивелировании стресса, помощь в построении гармоничных семейных отношений, профилактике детских психологических травм, трудного поведения детей и их подготовки к самостоятельной взрослой жизни;
  4. Проведено расширение сети консультационных пунктов и привлечение к работе квалифицированных специалистов, оказывающих консультационную, методическую и психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) детей по любым вопросам образования детей на территории муниципальных районов/городских округов Нижегородской области;
  5. Распространение передового опыта работы консультантов, оказывающих консультационную, методическую и психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) детей по любым вопросам образования.