Проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания университета при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2023 году

Федюшкин Игорь Леонидович
руководитель
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научно-образовательным центром «Химия молекул и материалов»
Аннотация проекта

Цель проекта: Изучение новых биосовместимых и биорезорбируемых полиэфиров для медицины, в проекте объектами исследования являются лактид и полимер на его основе, а также каталитические и инициирующие системы, позволяющие осуществить их синтез.

Результаты:

  1. Предложен ряд оригинальных катализаторов на основе карбоксилатов щелочных металлов и редкоземельных элементов, позволяющих проводить контролируемый синтез полилактида в расплаве. Достоинствами разработанных катализаторов является доступность, высокая эффективность, устойчивость по отношению к кислороду и влаге воздуха.
  2. Установлены кинетические закономерности процесса полимеризации, изучен механизм инициирования полимеризации, рассмотрены особенности изменения молекулярно-массовых характеристик в процессе синтеза.
  3. Предложена лабораторная технология синтеза полилактида. Разработан способ гибридной сополимеризации полилактида и стирола с применением каталитической системы ацетата натрия/2,5-дигидроксибензохинон-1,4.
  4. Показано, что синтез полимеров протекает с умеренной скоростью, с образованием узкодисперсных полимеров. Физико-механические свойства гибридных сополимеров занимают промежуточное положение между искомыми гомополимерами (полилактид и полистирол). Исследована цитотоксичность полилактида, получемого с использованием различных катализаторов.
  5. Установлено отсутствие цитотоксичности и наличие небольшого стимулирующего эффекта на рост клеток в сравнении с контрольным опытом.

Эффекты исследования: Показано, что синтез полимеров протекает с умеренной скоростью, с образованием узкодисперсных полимеров. Физико-механические свойства гибридных сополимеров занимают промежуточное положение между искомыми гомополимерами (полилактид и полистирол). Исследована цитотоксичность полилактида, получемого с использованием различных катализаторов. Установлено отсутствие цитотоксичности и наличие небольшого стимулирующего эффекта на рост клеток в сравнении с контрольным опытом.

Николина Вера Викторовна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Аннотация проекта

Цель проекта: разработать адаптивную систему воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации.

Результаты:

1.Разработаны теоретико-методологические ориентиры формирования культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России для проектирования адаптивной системы воспитательной деятельности.

2.Проведен сравнительный анализ результатов анкетирование молодежи на территории России (7 регионов) и новых регионов России по состоянию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи.

3.Разработана адаптивная система воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области), основанная на традиционных национальных российских ценностях.

4.Разработаны механизмы реализации адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области).

5.Разработан диагностики-аналитический инструментарий эффективности системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области).

6.Разработаны методические рекомендации по реализации адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территориях новых субъектов Российской Федерации (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская и Херсонская области).

Дзюба Елена Марковна
руководитель
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта

Цель проекта: Изучение возможностей национально-регионального компонента, а также ценностно-смыслового поля урбанистического пространства г. Нижнего Новгорода в формировании концепции лингвокультурной адаптации инофонов.

Результаты:

1) Сформировано представление о ценностно-смысловом поле нижегородского урбанистического пространства в условиях функционирования современной лингвокультуры.

2) Актуализированы в научно-исследовательском и научно-методическом аспектах проекта современные методологические и методически установки к реализации задач лингвокультурной адаптации инофона:

- коммуникативно-прагматический, семиотический аспект овладения лингвокультурой;

- введение в область деятельности по линовокультрной адаптации результатов исследований в сфере лингвосенсорики);

- включение в сферу учебной и внеучебной деятельности инофона представлений о концептосфере русского языка, представляющей когнитивный (содержание нравственных концептов) и мотивационно-прагматический уровень (стереотипные сценарии, фреймы).

3) Сформировано представление о ключевых текстах культуры, репрезентирующих нижегородское урбанистическое пространство в его историческое и современной проекциях («волжский текст», музейный текст, сакральные топосы нижегородской земли; рекламный текст, эргонимы; аксиологические проекции торговых и культурных локаций города, сенсорика национально-культурного ландшафта города).

4) Процессы лингвокультурной и социокультурной адаптации, овладение линвокультурной компетенцией рассмотрены сквозь призму использования в практике преподавания русского языка как иностранного инструментов сквозных технологий.

Представлены разработки занятий с использованием сквозных технологий (чат-бот; аудиогид, виртуальная карта) в иностранной аудитории, которые прошли апробацию на различных уровнях владения русским языком как иностранным, в учебной и внеучебной деятельности.

5) Результаты научно-исследовательской части проекта представлены в коллективной монографии «Городской текст русской словесности в аспекте исследований социо- и лингвокультурной адаптации инофонов» (г. Нижний Новгород, 2023).

6) Практикоориентированная часть исследования представлена в учебно-методическом пособии «Мой любимый город»; представлен комплекс методического сопровождения по лингвокультурной адаптации инофона, включающий в себя:

- разработки занятий с опорой на национально-региональный компонент;

- научно-методическое осмысление экскурсионной работы с инофонами и образцы

Игнатьева Галина Александровна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры андрагогики и управления развитием
Аннотация проекта

Цель проекта: Разработка методологии и технологии проектирования ситуаций развития комплекса базовых способностей продуктивного мышления и действия обучающихся в образовательных процессах на разных уровнях образования на основе интеграции социально- гуманитарного и научно-технологического знания – «педагогической инженерии».

Результаты:

1) выявлены и обоснованы методологические и концептуальные предпосылки разработки методологии проектирования новой образовательной технологии «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления»;

2) разработан методологический профиль новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия»;

3) построена и апробирована на базе общеобразовательных организаций Нижегородской области типология образовательных антропопрактик педагогической инженерии, включающая антропопрактики гуманитарной, социальной, исследовательской, технологической инженерии; 4) выявлен и описан механизм внедрения образовательных антропопрактик педагогической инженерии - научно-образовательная коллаборация;

5) сконструирована проектно-организационная программа сопровождения управленческих команд образовательных организаций, внедряющих образовательные антропопрактики педагогической инженерии включающая экспертный портфель; методический пакет; дидактический портфель для обучения управленческих команд; директ – папка диагностические материалы; экспертный кейс и др.

Практическая значимость результатов определяется возможностями создания на их основе комплексного научно-методического обеспечения проектирования дисциплин и модулей основных образовательных программ и дополнительных общеразвивающих образовательных программ в соответствии с методологическим профилем новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия», в том числе на базе высокотехнологичной среды (межфакультетский техно-парк универсальных педагогических компетенций и педагогический кванториум), а так-же дополнительных профессиональных программ в соответствии с методологическим профилем новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия»; организации новых типов инновационных площадок (площадок внедрения), построенных на основе методологии сетевого проектирования; конструирования модели базовой школы образовательно – технологического консорциума (вуз (организация ДППО) +общеобразовательная организация +высокотехнологичная компания +) как ядра создания непрерывной системы опережающего инженерного образования.

Эффекты проекта: Разработана методология проектирования новой образовательной технологии «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления», разработан методологический профиль новой предметной области педагогической науки и образовательной практики «Педагогическая инженерия», построена и апробирована на базе общеобразовательных организаций Нижегородской области типология образовательных антропопрактик педагогической инженерии, сконструирована проектно-организационная программа сопровождения управленческих команд образовательных организаций

Сдобняков Виктор Владимирович
Руководитель
Кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой андрагогики и управления развитием
Ректор
Аннотация проекта

Цель проекта: Теоретическое обоснование и практическая разработка единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля, основанной на использовании высокотехнологичной инфраструктуры формирования универсальных педагогических компетенций (УПК).

Результаты: Ключевой результат научного исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели научно-методического сопровождения учителей технологического профиля, апробированной в условиях непрерывного педагогического образования.

Данный базовый результат декомпозируется в три группы результатов:

1) результаты, фиксирующие методологию проектирования единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля: разработана и представлена проектно-сетевая методология создания единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля;

2) практические результаты, связанные с применением методик «4К» и методик оценки надпрофессиональных компетенций будущих педагогов технологического профиля и формирования soft skills в рамках использования сквозных технологий в условиях непрерывного образования; предложена экспериментальная методика центра компетенций университета выявления эффективности разработанной модели

3) научно-организационные результаты, направленные на создание условий научно-методического сопровождения учителей технологического профиля на основе анализа педагогического опыта школ: осуществлен проблемно-ориентированных анализ и создана типология проблемного поля практико-ориентированного исследования для оказания поддержки и ликвидации дефицитов в профессиональной деятельности учителей технологического профиля.

Кочнева Елена Михайловна
руководитель
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии
Аннотация проекта

Цель проекта: Оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на повышение компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах их развития, воспитания, обучения и социализации; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов.

Актуальность:

  1. Пропаганда позитивного материнства и отцовства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  2. Помощь в разработке маршрутов адресной помощи, подбор индивидуальных техник работы с родителями с целью обеспечения качественного семейного обучения и воспитания детей;
  3. Проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семей;
  4. Поддержка и развитие положительных инициатив родительских сообществ, НКО, направленных на конструктивное вовлечение родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс.

Результаты:

  1. Созданы условия для повышения компетентности, просвещения родителей (законных представителей) и претендентов в замещающие родители в вопросах развития, воспитания, обучения, социализации и организации взаимодействия с детьми, помощь родителям в подборе соответствующих средств общения с ребенком; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
  2. Осуществлена консультативно-методическая помощь родителям и лицам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в количестве 81 461 услуг.
  3. Стабилизирован морально-психологический климат в семьях, обратившихся за помощью, оказана помощь в снятии тревоги и нивелировании стресса, помощь в построении гармоничных семейных отношений, профилактике детских психологических травм, трудного поведения детей и их подготовки к самостоятельной взрослой жизни;
  4. Проведено расширение сети консультационных пунктов и привлечение к работе квалифицированных специалистов, оказывающих консультационную, методическую и психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) детей по любым вопросам образования детей на территории муниципальных районов/городских округов Нижегородской области;
  5. Распространение передового опыта работы консультантов, оказывающих консультационную, методическую и психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) детей по любым вопросам образования.

Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством науки и высшего образования РФ в 2023 году

Самерханова Эльвира Камильевна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий в образовании, первый проректор
Гришина Анна Викторовна
руководитель
кандидат психологических наук, заместитель первого проректора
Аннотация проекта

Фестиваль — это комплексный проект, направленный на продвижение достижений отечественной науки и российских ученых, с целью привлечения внимания к работе ученых, демонстрации результатов научно-исследовательской деятельности, которые способствуют развитию общества и повышению качества и уровня жизни людей. Содействие профессиональному и личностному самоопределению детей и молодежи. Современные форматы Фестиваля позволили создать условия – «окно возможностей» – для выявления в 12 регионах России талантливой молодежи.

Цель проекта: Продвижение достижений отечественной науки и российских ученых в области естественных, компьютерных и точных наук с целью привлечения внимания к работе ученых, демонстрации результатов научно-исследовательской деятельности, которые способствуют развитию общества и повышению качества и уровня жизни людей. Содействие профессиональному и личностному самоопределению детей и молодежи.

Результаты:

1. Сформирована программа Фестиваля, включающая в себя 2 очных мероприятия и 2 онлайн-мероприятия с более чем 300 интенсивами (базовая площадка) и более 100 интенсивов 12 площадок вузов-партнеров.
2. Привлечено к участию в Фестивале 12 вузов из 12 субъектов Российской Федерации, не менее 1000 представителей которых приняли участие в мероприятиях Фестиваля. Участники Фестиваля - школьники, студенты, молодые ученые до 35 лет: 13 (в том числе Мининский университет) вузов из 12 субъектов РФ, более 150 школ и колледжей Нижегородской области (охват 101,5 тысяч участников).
3. Создан сайт Фестиваля, обеспечено информационное сопровождение Фестиваля: создано 30 научно-популярных коротких лекций о достижениях научно-исследовательской деятельности в области естественных, компьютерных и точных наук, 15 научно-популярных статей, 11 мультиформатных произведений, 11 роликов от вузов.
4. Обеспечено количество просмотров контента о науке и технологиях – 2,1 млн. просмотров
5. Обеспечен охват аудитории в средствах массовой информации контентом о науке и технологиях - 121 млн.
7. Сформирован перечень, включающий более 100 спикеров Фестиваля (в том числе 30 штатных спикеров Мининского университета, 27 спикеров из 10 субъектов РФ, 11 региональных спикеров - ведущие ученые вузов г. Нижний Новгород, ученые ИПФ РАН, ИМХ РАН, представители реального сектора экономики; спикеры вузов-площадок).

Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством просвещения РФ в 2023 году

Дзюба Елена Марковна
руководитель
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта

Цель проекта: актуализация интереса к русской культуре, языку, литературе, а также образованию на русском языке в условиях формирования благоприятной среды для развития коммуникации и дальнейшего межкультурного диалога в профессиональных сообществах, проявляющих интерес к русскому языку, ценностным ориентациям русской культуры.

Актуальность: Продвижение идеи межкультурного диалога его участников на русском языке призван актуализировать интерес к изучению русского языка и распространению практики коммуникации на русском языке в социальной, собственно профессиональной, культурной сферах в Республике Индия.

Результаты:

Результатом реализации проекта стало открытие и функционирование на долгосрочной основе Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку Министерства Просвещения Российской Федерации на базе Университета Чаудхари Чаран Сингха (г. Мейрут, Республика Индия).
Также были организованы и проведены:
1) шесть дополнительных образовательных программ (Курсов), ориентированных на обучение участников на русском языке и русскому языку в профессиональной сфере на площадке центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;
2) три мероприятия просветительского, образовательного, научно-методического характера на площадке центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.

Целевая аудитория проекта для проведения Курсов на русском языке:

Преподаватели, студенты, магистранты учебных заведений Республики Индия, ведущих преподавание на русском языке, в том числе осуществляющих преподавание русского языка как иностранного, профессионально интересующиеся русской культурой, языком, литературой. Всего на программах курсов прошли обучение 490 человек, приняли участие в мероприятиях проекта 93 человека.

Проекты, выполняемые в рамках гранта Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) в 2023 году

Самерханова Эльвира Камильевна
руководитель
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий в образовании, первый проректор
Поначугин Александр Викторович
руководитель
кандидат экономических наук, доцент заведующий кафедрой Информационных систем и цифровых сервисов в управлении
Аннотация проекта

Цель проекта: Популяризация российской науки и технологий в России; укрепление и расширение русского языкового и образовательного пространства за рубежом, привлечение талантливых выпускников к обучению на программах бакалавриата в российских вузах. Развитие личностных качеств, обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предметам математика, физика и компьютерные науки, формирование осознанного понимания значимости естественнонаучных знаний в различных сферах профессиональной деятельности.

Результаты:

  1. Проведен мониторинг потребностей руководителей, учителей математики, физики и информатики школ Республики Сербия для формирования уточненной программы образовательно-просветительских мероприятий.
  2. Созданы условия для организации и проведения образовательно- просветительского мероприятия в виде лекций, хакатона, воркшопов и консультаций на территории городов Алексинац, Нови Сад, Ниш и Шабац после согласования всех логистических вопросов с заинтересованными сторонами.
  3. Разработаны программы образовательно-просветительских мероприятий в виде лекций, хакатона, воркшопов и консультаций, обеспечивающих вовлечение обучающихся в познавательную активность в рамках урочной и внеурочной деятельности.
  4. Разработана концепция и организовано проведение образовательно- просветительских мероприятий в виде лекций, хакатона, воркшопов для обучающихся и консультаций для учителей в городах Алексинац, Нови Сад, Ниш и Шабац.
  5. Разработана концепция и организовано проведение онлайн консультаций с учителями общеобразовательных школ Республики Сербия по содержательному наполнению программ.
  6. Обеспечено присутствие на образовательно-просветительских мероприятиях 292 обучающихся средних и старших классов общеобразовательных организаций (гимназий) городов Алексинац, Нови Сад, Ниш и Шабац Республики Сербия.
  7. Обеспечено тематическое и графическое оформление площадок проведения мероприятий с использованием элементов брендбука Россотрудничества, наглядных агитационных и информационных материалов.
  8. Обеспечены раздаточными материалами, сертификатами, подарками все участники мероприятий.
  9. Обеспечено информационное сопровождение мероприятий, включающее фото и видеосъемку, анонсирование в социальных сетях и СМИ Республики Сербии; размещено интервью участников в социальных сетях и СМИ Республики Сербия; размещен в социальных сетях видеоролик продолжительностью не более 2 минут о проведении мероприятий; размещение итоговой информации в СМИ Республики Сербия.
  10. Выполнено размещение итоговой информации о мероприятиях в социальных сетях и СМИ Республики Сербия и Российской Федерации.

Эффекты проекта:

Разработана и апробирована программа российской недели математики, физики и компьютерных наук в Республике Сербия для обучающихся разного уровня владения русским языком и предметными компетенциями.

Научно-исследовательские проекты, выполняемые при поддержке грантов Российского научного фонда в 2023-2024 г.

Каштанова Светлана Николаевна
руководитель
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии
Аннотация проекта

Цель проекта: Создать условия для проведения научного исследования по проблеме моделирования и реализации метапрофессионального подхода к оценке и развитию инклюзивного потенциала семьи ребенка с РАС как эффективный ответ российского общества на вызовы различных социальных институтов.

Актуальность: Наличие структурированных показателей, критериев и индикаторов инклюзивного потенциала семьи, а также технологическая модель мониторинга ресурсных состояний позволит в значительной степени оптимизировать процесс индивидуализации сопровождения детей с РАС и повысить эффективность родителей во взаимодействии с образовательными и иными организациями.

Результаты:

  1. Определен феномен культуры инклюзии как специфической системы установок, знаний и навыков, способствующих решению конкретных задач реальной инклюзии детей с ОВЗ, в том числе и с РАС, а также их ближайшего окружения в различные социокультурные пространства и отношения.
  2. Представлена развёрнутая характеристика структурных компонентов культуры инклюзии как фактора реализации реабилитационного потенциала детей с РАС в виде таких специальных психологических категорий, как гражданская, социальная, профессиональная, педагогическая, информационно-коммуникативная и правовая культура инклюзии.
  3. На этапе проектирования был разработан механизм, технологии и инструменты анализа и оценки инклюзивного потенциала семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Данный подход имеет универсальный дизайн и рассчитан на изучение искомых характеристик семей экспериментальной группы (семьи, воспитывающие детей с РАС) и двух контрольных групп (семьи, воспитывающие умственно отсталых детей и детей с нарушениями зрения). Механизм оценки инклюзивного потенциала основан на комплексном анализе субъективных оценок, полученных при использовании опросника «Самооценка родительской инклюзивности». Для объективизации данных используется экспертная оценка инклюзивного потенциала семьи ребенка с ОВЗ, осуществляемая специалистами сопровождения данных семей.
  4. Разработана критериальная база оценки, построенная на выделении отдельных групп компетенций и показателей родительской эффективности. Для регистрации данных используются специально спроектированные бланковые формы, стандартизированные под разные категории респондентов и включающие качественно- количественную оценку, основанную на шкале Р. Лайкерта.
  5. Обучено 8 волонтеров, в качестве которых выступили магистранты, обучающиеся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Обучение включало погружение в идеологию исследования, терминологическое поле, основы конструктивной коммуникации с субъектами инклюзивного социокультурного пространства, технологии интервьюирования и ориентацию в работе с бланковыми формами.
  6. Разработан авторский диагностический материал, прошедший первичную апробацию, внутреннюю и внешнюю экспертизу. Получены 9 экспертных заключений, по результатам которых была осуществлена доработка личной карточки и опросников. Среди экспертов были: 2 доктора наук, 6 кандидатов наук и 1 руководитель образовательной организации.  Апробация модели осуществлялась на базе 29 организаций г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Из них: дошкольные образовательные организации -11, общеобразовательные организации, реализующие АООП - 14, социально-реабилитационные центры -2, частные развивающие центры - 2.
  7. В исследовании инклюзивного потенциала приняли участие 160 семей, воспитывающих детей с РАС, 46 семей, воспитывающих умственно отсталых детей, 39 семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и 264 специалиста сопровождения. Из них: 164 участвуют в сопровождении детей с РАС и их семей - 164, умственно отсталых - 60 и нарушениями зрения 40. На этапе пилотажного исследования, в оценке субъективных представлений о культуре инклюзии как факторе развития инклюзивного потенциала семьи ребенка с ОВЗ приняли участие 57 семей, воспитывающих детей с РАС, 52 педагога/специалиста дошкольных образовательных учреждений и 68 педагогов/ специалистов общеобразовательных организаций. Также было привлечено к исследованию 130 студентов педагогического вуза. Качественно-количественный анализ частично представлен в публикациях 2023 года и будет продолжен в следующем году. Результаты были подвергнуты критической оценке достоверности различий (метод анализа произвольных таблиц сопряженности с использованием критерия хи-квадрат Пирсона).
  8. По итогам отчетного периода опубликовано: две статьи (Scopus Q2 и РИНЦ - статья в сборнике Международной конференции); коллективная монография. Две статьи приняты в печать в журналы (Scopus Q2 и Scopus Q4) с гарантией публикации в начале 2024 года.

Общественная значимость планируемых результатов проекта заключается:

  1. В создании информационного контента, отражающего основополагающие позиции феномена и содержания культуры инклюзии в аспекте реабилитационного потенциала семьи, ориентированного на разные целевые группы: специалисты сопровождения детей с РАС, родители, воспитывающие детей с РАС, заинтересованная общественность;
  2. В привлечении к общественной экспертизе модели оценки инклюзивного потенциала семей, воспитывающих детей с РАС профильного профессионального и родительского сообщества;
  3. В выстраивании неконкурентного межведомственного и межсекторного взаимодействия организаций, включенных в процесс сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС.
Захарова Виктория Трофимовна
руководитель
доктор филологических наук, профессор, начальник научно-образовательного центра «Аксиология славянской культуры»
Аннотация проекта

Цель проекта: Исследовать своеобразие духовно-нравственного и художественного потенциала творчества русского писателя первой волны русской литературной эмиграции В.А.Никифорова-Волгина в контексте прозы русского Зарубежья.

Актуальность: Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью введения творчества В.А.Никифорова-Волгина в обозначенный выше контекст литературы русской эмиграции, выявляющий духовно-нравственные традиции национального самосознания в многообразных аспектах, недостаточной изученностью данной научной проблемы.

Результаты:

  1. Научные результаты первого года исследования связаны с исследованием художественного осмысления писателями первой волны русской эмиграции категории соборности в русском бытии переломных лет, выявления ее значимости для национального самосознания, и также с анализом важности других важных духовных констант в эстетическом сознании художников слова.
  2. Взаимосвязь отечественной религиозно-философской мысли и русской словесности существовала с древнейших времен, ее анализ позволил в более укрупненных масштабах представлять себе пути развития национального художественного сознания, понимать, насколько органичным было православно-христианское мировосприятие для лучших представителей отечественной словесности. В исследованиях отчетного года эта взаимосвязь анализировалась на примере выявления типологической соотнесенности воззрений известного русского мыслителя И.А.Ильина, и произведений И.А. Бунина, Б.К. Зайцева, В.А.Никифорова-Волгина. В результате обнаружилась характерная типологическая общность представлений философа о сущностных чертах национального характера, проявляющихся в стремлении к совершенству, с художественным миросозерцанием русских писателей, осмыслявших жизнь России в эпоху социальных катаклизмов.
  3. Проведенное исследование способствует обнаружению в русской литературе благодаря соотнесенности ее идей с идеями русской философии типологических звеньев, не замеченных ранее, что позволяет в более укрупненных масштабах представлять себе пути развития национального художественного сознания, более полновесно осмыслить целостность отечественного литературного процесса, обусловленную «живой жизнью» тысячелетних духовных традиций.
  4. Полученные научные результаты зафиксированы в осуществленных публикациях. Опубликованы две статьи в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus, одна - в изданиях, рецензируемых ВАК (К2), одна - в базе данных РИНЦ.
  5. Результаты представлены в докладах на научных конференциях в Москве, Петрозаводске, Арзамасе - очно, в С.-Петербурге, Алуште (Крым) - онлайн.

Проекты, выполняемые при поддержке Благотворительного фонда поддержки социальных инициатив и оказания адресной помощи «ВТБ-Страна» в 2023-2024 г.

Медведева Елена Юрьевна
руководитель
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Аннотация проекта

Цель проекта: Создание условий для повышения профессиональной компетентности работников специального и инклюзивного образования в области решения профессиональных педагогических задач, связанных с организацией обучения детей с ОВЗ.

Актуальность:

  1. Содействие расширению профессиональных компетенций педагогических работников специального и инклюзивного образования, обеспечивающих их способность строить образовательный процесс;
  2. Содействие развитию умений педагогических работников участвовать в проектировании коррекционно-образовательного процесса в соответствии с актуальной нормативной базой образования детей с ОВЗ;
  3. Расширение диапазона трудовых действий на основе актуализации полученных знаний с применением современных технологий сопровождения образования детей с ОВЗ;
  4. Создание условий для развития творческого подхода к самостоятельной профессиональной деятельности и объективного анализа ее эффективности.

Результаты:

  1. Разработаны методические указания к проведению деловой игры в соответствии с содержанием заявленных модулей КПК «Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования».
  2. Разработано 16 модулей профессионального конструктора КПК в системе электронно-образовательной среды.
  3. Разработано содержание деловой игры к 16 модулям и видеоконтент по КПК.
  4. Разработан фонд оценочных средств освоения программ обучения КПК.
  5. Обучено 235 специалистов (205 - педагогические и иные практические работники специального и инклюзивного образования, 30 - НПР высшей школы) по программе КПК на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» с вручением документов о повышении квалификации установленного образца.

Проекты, выполняемые при поддержке Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я-профессионал» в 2023-2024 гг.

Белинова Наталья Владимировна
руководитель
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования
Аннотация проекта

Цель проекта: Реализация мероприятий, направленных на организацию и проведение Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» в 2023-2024 учебном году

Актуальность: В ходе выполнения заданий выявляются как знания области профессиональной деятельности, владение базовой терминологией, так и сформированность профессиональных компетенций. Таким образом проверяется готовность студента к выполнению профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации в качестве воспитателя.

Результаты:

  1. Создана инфраструктура, необходимая для проведения отборочного и заключительного этапов Олимпиады по направлению «Педагогическое образование (дошкольное)».
  2. Разработаны тестовые материалы для проведения отборочного этапа Олимпиады по направлению «Педагогическое образование (дошкольное)»: 100 КИМ (4 варианта по 25 тестовых заданий).
  3. Проведен отборочный этап Олимпиады по направлению «Педагогическое образование (дошкольное)». Приняли участие в отборочном туре - 1635 студентов.
  4. Проведены 2 методических и 1 обучающие мероприятий - вебинары в дистанционном формате для участников отборочного этапа Олимпиады по направлению «Педагогическое образование (дошкольное)» для обеспечения методической поддержки участников на этапе подготовки и выполнения задания в ходе отборочного этапа.
  5. Проведено информационное освещение периода регистрации, отборочного и заключительного этапов Олимпиады по направлению «Педагогическое образование (дошкольное)».
  6. Проведен заключительный этап Олимпиады по направлению «Педагогическое образование (дошкольное)». Приглашены в финал – 32 студента.

Заключительный этап включал в себя 2 тура: по результатам Олимпиады были выявлены 31 дипломант, из них 5 медалистов. География медалистов: Нижний Тагил (золото), Москва (серебро), Казань (серебро), Оренбург (бронза) и Нижний Новгород (бронза).

1 тур заключительного этапа проходил онлайн на площадках вуза-организатора и вузов-соорганизаторов.

2 тур проходил очно на площадке вуза-организатора, на базе ресурсного центра по дошкольному образованию, что позволило организовать и провести полномасштабный профессиональный контекст среди участников с использованием современного игрового оборудования.