Инициативные научные проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания на НИР Министерства просвещения РФ 2021 года
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на разработку и промышленное внедрение технологии получения, так называемых, биоразлагаемых полимеров, например алифатических полиэфиров (полилактидов, полилактонов и их сополимеров). Полиэфиры могут разлагаться под действием биологических сред в результате гидролитического разложения и/или энзимолиза до мономеров с последующим превращением в диоксид углерода и воду, являющихся, в свою очередь, исходными веществами процесса фотосинтеза. Другой привлекательной особенностью алифатических полиэфиров является возможность их получения из быстро возобновляемого природного сырья (крахмала зерновых культур и др.), что исключает зависимость промышленности от невосполнимых углеводородных природных ископаемых. Благодаря своей биоразлагаемости и биосовместимости данные полимеры могут быть использованы в качестве материалов для производства высокотехнологичных медицинских изделий, например, имплантатов, штифтов и хирургических ниток и сеток. Для этих целей наиболее предпочтительным полимером является полимолочная кислота (полилактид, PLA), поскольку желаемые физико-механические свойства и скорость биодеградации достаточно эффективно достигаются путем изменения микроструктуры PLA (последовательности и соотношения стереоизомерных L- и D-форм мономерных звеньев), молекулярного веса, а также полидисперсности. Исследования в области получения и практического использования алифатических полиэфиров очень интенсивно проводятся в таких странах как США, Германия, Голландия, Финляндия, Северная Корея, Япония и некоторых других. В Российской Федерации исследования в области биоразлагаемых полимеров, и, в частности полилактидов, в настоящее время проводятся в ряде научно-исследовательских центров, в том числе ГНЦ «Курчатовский институт», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Институт металлорганической химии им. Г.А. Разуваева (ИМХ РАН). В последние годы в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (НГПУ) начата разработка методов превращения молочной кислоты и ее эфиров в ценные органические вещества, в том числе лактид – мономер для синтеза PLA. В 2019 году в ИМХ РАН был получен полилактид с использованием лактида, синтезированного в НГПУ. Сотрудниками Института травматологии Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) было показано, что полученный полимер не цитотоксичен. Пропитка пор высокопористого олигоэфиракрилатного материала смесью полилактида и антибиотика гентомицина позволила получить предшественник костного имплантата, который в тестовом эксперименте на клеточной культуре постепенно выделял антибиотик в пространство вокруг полимерного образца в течение семи дней за счет медленной биодеградации полилактида, находящегося в порах. Представленный проект предполагает дальнейшие исследования, связанные с разработкой функциональных полимерных материалов для медицинского применения. Проект будет направлен на разработку каталитических одностадийных способов превращения молочной кислоты в лактид с использованием каркасных алюмосиликатов, а также неорганических добавок в качестве катализаторов. Также будут разработаны новые высокоэффективные металлокомплексные катализаторы для полимеризации циклического диэфира молочной кислоты с раскрытием цикла. Будут получены сополимеры на основе лактида. Будут исследованы микроструктура, молекулярно-массовое распределение, индекс полидисперсности, а также физико-механические свойства полученных полимеров и сополимеров. Будет исследована цитотоксичность полученных образцов, а также будет изучена скорость биодеградации полимеров. | Биосовместимые полимеры, полилактид, металлокомплексные катализаторы полимеризации, медицинские технологии, ортопедия, полимерные импланты |
Основные результаты:
Научным коллективом был предложен новый способ синтеза гибридных звездообразных сополимеров на основе полилактида и полистирола в присутствии ТНББ и макрохинона, полученного в ходе полимеризации лактида в присутствии системы DBU/DHBQ. Стратегия синтеза включает два этапа: первый этап – полимеризация лактида под действием DBU и DHBQ, с целью получения макрохинона (агента контролируемой радикальной полимеризации), второй этап – радикальной полимеризация стирола в присутствии системы ТНББ/макрохинон. Для изучения процессов и анализа сополимеров был использован широкий набор физико-химических методов исследования: спектроскопия видимого и ультрафиолетового диапазона, инфракрасная спектроскопия, гель-проникающая хроматография, масс-спектрометрия матрично-активированной лазерной десорбции/ионизации (MALDI-TOF). Образующиеся полимерные продукты могут быть легко модифицированы путем наращивания новых полимерных цепей за счет реализации механизма полимеризации с обратимой деактивацией цепи.
В рамках проекта опубликована 1 статья Web of Science (Ludin D.V., Zaitsev S.D., Markin A.V., Grishin I.D., Sologubov S.S., Kovylina T.A., Fedushkin I.L. New method for controlled synthesis of PLA block copolymers: organoborane/p-quinone system and reversible-deactivation radical polymerization // Polymer International. 2021. V. 71. P. 86-97.), зарегистрировано 1 ноу-хау «Способ повышения эффективности трансформации алкил(олиго)лактатов в лактид путем оптимизации технологических параметров деполимеризации».
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Профессионально-педагогические ассоциации как добровольные объединения педагогов составляют часть фундамента гражданского общества и могут формировать повестку по принятию управленческих решений в субъектах федерации (муниципалитетах), реализуя практику государственно-общественного управления образованием, решая задачи повышения качества образования, защиты интересов педагогических работников, содействия развитию кадрового потенциала, усиления горизонтальных связей и сетевого партнерства и другие. В Российской Федерации функционирует большое количество педагогических ассоциаций разного уровня, осуществляющих деятельность по широкому спектру направлений. Однако в настоящее время наблюдаются некоторые противоречия как в теоретическом осмыслении результативности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций, так и практической реализации деятельности: создано и успешно функционирует большое количество педагогических ассоциаций всероссийского, регионального, муниципального и институционального уровней, но не всегда определена их роль как общественной организации в государственно-общественном управлении; ассоциации проектируют и проводят мероприятия, при этом не представлены и не описаны показатели эффективности деятельности организуемых мероприятий, в том числе в сфере общественно-экспертной активности; ассоциации используют различные формы отчетности в реализации своей деятельности, однако отсутствуют эффективные инструменты для проведения аудита и самооценки эффективности деятельности, не определены критерии оценки эффективности деятельности. Выявленные противоречия отчетливо обозначили проблему разработки системы показателей эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. В рамках проекта будут определены основы деятельности профессиональных педагогических ассоциаций в современном образовательном контексте России и мира, спроектирована модель и разработаны показатели эффективной деятельности профессиональной педагогической ассоциации, и предложены цифровые решения применения показателей эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. | Профессиональная педагогическая ассоциация, оценка эффективности деятельности, показатели эффективности деятельности, механизмы оценки эффективности деятельности, критерии оценки эффективности, модель оценки эффективности |
Основные результаты:
- Проведен системный анализ опыта деятельности профессиональных педагогических ассоциаций в РФ и за рубежом, на основании которого определена типология, выделены ведущие тенденции их развития и приоритеты деятельности.
- Определены представления и ожидания различных профессиональных групп работников сферы образования о деятельности профессиональных педагогических ассоциаций на основании анализа проведенного мониторинга.
- Спроектирована и обоснована структурная модель оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций на теоретико-методологическом и методическом уровнях.
- Выделены и обоснованы показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.
- Подготовлен инструментарий комплексной диагностики эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Сконструирована интегральная карта оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Разработана методика оценки.
- Разработано техническое задание для создания электронного сервиса оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций.
- По проблеме исследования разработаны научно-теоретические и методические материалы.
Полученные результаты могут быть применены в практической работе по комплексной оценке эффективности деятельности при проведении самообследования и процедуры внешнего аудита профессиональных педагогических ассоциаций; при разработке стратегических и тактических планов развития профессиональных педагогических ассоциаций и проектирования индивидуальных профессионально-личностных траекторий развития ее членов.
Получены положительные отзывы педагогического сообщества в ходе апробации и экспертизы результатов исследования в 12 субъектах Российской Федерации.
За отчетный период опубликованы:
- 1 статья WoS: Belinova N. V., Gutsu E. G., Demeneva N.N., Zaitseva S. A., Khanova T. G., Demidova N.N. Research of teachers’ view on the effectiveness of professional pedagogical associations // Laplage Em Revista. 2021. 7(3C). P. 325—336.
- 1 статья Scopus: Белинова Н. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н. Зайцева С. А., Ханова Т. Г. Анализ основных направлений деятельности региональных ассоциаций учителей // Перспективы науки и образования. 6(54). 2021. С. 555-575.
- 5 статей ВАК:
- Зайцева С. А., Ханова Т. Г. Особенности построения модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Проблемы современного педагогического образования. 2021. 71 (4). С. 102—104.
- Белинова Н. В., Ханова Т. Г. Определение показателей эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА. 2021. Вып. 71. Ч. 4. С. 39—44.
- Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Изучение эффективности деятельности профессионально-педагогических ассоциаций // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65).
- Белинова Н. В., Сергеева Т. Н. Разработка электронного сервиса оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА. 2021. Вып. 71. Ч. 4. С. 36—39.
- Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н. Сопоставительный анализ представлений воспитателей ДОО и школьных учителей о показателях эффективности деятельности педагогических ассоциаций // Нижегородское образование. 2021. № 3.
- 1 монография: Оценка эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций: теоретические и практические аспекты: коллективная монография/Н.Н. Демидова и др./ под. ред Н.Н. Демидовой. Н.Новгород: Мининский университет, 2021.160 с.
- 1 методическое пособие: Интегральная карта оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций: методическое пособие/ под. ред. Демидовой Н.Н.
Дальнейшие перспективы развития связаны с внедрением разработанной модели в практику и включают: создание и внедрение институционального проекта профессиональной педагогической ассоциации, проектирование и внедрение электронного сервиса оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций, разработки на его основе реестра эффективных профессиональных педагогических ассоциаций РФ.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В современных условиях развития российской системы образования повышается роль классного руководителя в воспитании и развитии личности обучающихся. Перспективными векторами в деятельности классного руководителя являются идеи формирования воспитательного коллектива, класса, содействия и соуправления, идея сопровождения индивидуальных личностных воспитательных траекторий, идея самодеятельности саморазвития и достижений растущего человека, идея преемственности в системе воспитания, взаимодействия с семьей и систематическое отслеживание результатов воспитательной практики в достижении индивидуальных высот каждого обучающегося. Все эти идеи являются содержательной основой профессиональной деятельности классного руководителя. Анализ научных исследований по данной проблеме и состояния образовательной практики позволил установить противоречия между возрастающими требованиями к реализации функции классного руководства и отсутствием разработанной, обоснованной и апробированной модели профессиограммы классного руководителя, содержащей критерии эффективности его деятельности; а также между потребностью в создании методики оценки эффективности деятельности классного руководителя в образовательной организации и отсутствием критериев эффективности и психодиагностического комплекса и электронного сервиса для ее реализации. Выявленные противоречия отчетливо обозначили проблему исследования механизмов и условий оценки эффективности деятельности классного руководителя. В рамках проекта будут проанализированы основные подходы к оценке эффективности деятельности классного руководителя, определены основные критерии эффективности деятельности классного руководителя, разработана методика оценки эффективности деятельности классного руководителя и программа ее экспертизы и апробации, разработан электронный сервис оценки эффективности деятельности классного руководителя на основе разработанных критериев. | Критерии эффективности, классный руководитель, оценка эффективности деятельности, методика оценки эффективности деятельности |
Основные результаты:
В ходе выполнения задания получены следующие научные результаты:
- определены четыре этапа становления и развития оценки эффективности деятельности классного руководителя в российском образовании, проведён анализ эффективных воспитательных практик в деятельности классного руководителя;
- разработана интегративная критериальная матрица оценки эффективности деятельности классного руководителя;
- спроектирована и обоснована структурно-матричная модель оценки эффективности деятельности классного руководителя;
- сконструирована методика оценки эффективности деятельности классного руководителя как способ комплексной диагностики его профессиональной деятельности и степени развития его профессионально-личностных компетенций. Она включает интегративную критериальную матрицу, профессиограмму классного руководителя, процедурные «пакеты», современный практико-ориентированный диагностический инструментарий (чек-листы, опросники, графические кейсы), пошаговый алгоритм расчёта эффективности деятельности;
- разработан проект технического задания по разработке электронного сервиса автоматической оценки эффективности деятельности классного руководителя;
- разработаны научно-теоретические и методические материалы для педагогов и студентов.
Полученные результаты могут быть применены в практической работе по комплексной оценке эффективности деятельности классного руководителя всеми субъектами образовательного процесса, при разработке системы аттестационных требований к его работе, при построении механизма отбора и сопровождения классных руководителей в конкурсной деятельности.
Получен позитивный отклик педагогического сообщества в ходе апробации и экспертизы результатов исследования в 7 субъектах Российской Федерации.
За отчётный период было опубликовано:
- 7 статей ВАК:
- Лощилова А. А., Лебедева И. В., Слепенкова Е. А. Опыт деятельности общеобразовательных организаций по оценке эффективности деятельности классного руководителя // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 222-225.
- Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Графические кейсы как инновационный инструмент оценки эффективности деятельности классного руководителя // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2021. № 4 (58). С.52-58.
- Лебедева И.В., Лощилова А.А. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности Лощилова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 3. С. 104-114.
- Слепенкова Е.А., Базарнова Н.Д. Потенциал чек-листов как инструмента оценки эффективности деятельности классного руководителя //Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-3. С. 317-319.
- Слепенкова Е.А., Базарнова Н.Д. Наставничество в организации профессионального образования народных учителей в Нижегородском учительском институте//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. №10. (163). С.57-60.
- Николина В.В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций российского общества //Нижегородское образование. 2021. № 2. C.13-20.
- Слепенкова Е.А, Аксенов С.И.. Становление и развитие института классного руководителя в отечественной школе //Воспитание школьников. 2021. №7 (21). С.8-17
- 1 статья WoS: V. Nikolina; A. Loshchilova; S.Aksenov; I.Lebedeva; N. Bazarnova. Development of methods for the class teacher effectiveness assessment // LAPLAGE EM REVISTA Volume: 7 Issue: 3A Pages: 644-664 Published: SEP-DEC 2021.
- 1 статья Scopus: Николина В.В., Лощилова А.А., Аксёнов С.И., Арифулина Р.У., Катушенко О. А. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 569-590.
- 2 статьи РИНЦ:
- Николина В.В., Базарнова Н.Д. Проблемы ценностной дезадаптации в работе классного руководителя по воспитанию подрастающего поколения /«Инновационная деятельность в образовании»: сборник материалов научно-практической конференции, 30 ноября 2021 года, г.Нижний Новгород – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2021. С. 120-125.
- Лебедева И.В., Шарова М.Д. Цифровая трансформация повышения квалификации классных руководителей в сфере воспитания/ В сб. Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И. В. Лободы, А. В. Золотаревой. Электрон. текстовые дан. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. С.134-139.
- 1 монография: В.В. Николина, С.И. Аксёнов, Р.У. Арифулина, Н.Д. Базарнова, О.А. Катушенко, И.В. Лебедева, А.А. Лощилова, Е.А. Слепенкова. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и практика: монография / Н.Н. Николина [и др.]; под ред. В.В. Николиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2021. 182 с.
- 1 учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации: В.В. Николина, С.И. Аксенов, Р.У. Арифулина, Н.Д. Базарнова, О.А. Катушенко, И.В. Лебедева, А.А. Лощилова, Е.А. Слепенкова. Методический портфель для слушателей системы повышения квалификации педагогов по программе «Оценка эффективности деятельности классного руководителя»: учебное пособие / В.В. Николина [и др.]; под ред. А.А. Лощиловой. Н. Новгород: Мининский университет, 2021. 72 с.
Зарегистрировано 1 ноу-хау «Диагностический комплекс оценки эффективности деятельности классного руководителя».
Значимость полученных результатов: для обучающегося - повышение качества воспитания в контексте базовых национальных ценностей; для классного руководителя - инструмент самооценки, способ выявления профессиональных дефицитов и выстраивания профессиональной траектории развития; для администрации – повышение эффективности управления; стимулирование деятельности классного руководителя, в том числе создание рейтинга; создание условий для развития детско-взрослой общности.
Дальнейшие перспективы исследования связаны с проектированием механизма сопровождения классных руководителей, созданием моделей их личностно-профессионального развития, определением дифференцированных особенностей оценки эффективности деятельности.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проблема оценки сформированности компетенций не имеет в настоящее время однозначного решения, особенно в области подготовки будущих педагогов. В качестве причины многие специалисты указывают на многоаспектность характеристик, заложенных в компетенциях, и предлагают проводить их декомпозицию в традиционной форме на уровнях: знает, умеет, владеет. Другие специалисты в области высшего образования предлагают переходить от компетенций к образовательным результатам, в формулировке которых могут быть отражены деятельностные характеристики достижений выпускника. В пользу второго подхода свидетельствуют профессиональные стандарты педагога, в которых прописаны трудовые действия, которыми должен владеть выпускник – будущий учитель на выходе из вуза. Все сказанное является основанием для разработки концепции создания системы независимой оценки образовательных результатов обучающихся бакалавриата педагогических направлений подготовки высшего образования. Задачами проекта являются проведение анализа систем независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов в российской и зарубежной практике, разработка концепции создания модели независимой оценки образовательных результатов обучающихся бакалавриата педагогических направлений подготовки высшего образования, включая описание объектов оценивания, описание формы представления оценочных средств и создание оценочных средств для каждого объекта оценивания на каждом этапе оценивания, формирование методических рекомендаций по реализации системы оценки образовательных результатов и по созданию фонда оценочных средств для отдельных групп компетенций (предметных, психолого-педагогических, воспитания, методических), организация экспертизы фонда оценочных средств. В рамках проекта будет создана единая цифровая платформа, на которой будут размещены оценочные средства для каждой группы компетенций по каждому этапу оценивания. Разработанная модель независимой оценки образовательных результатов будет апробирована на базе педагогических университетов из различных регионов страны. | Независимая оценка качества, образовательный результат, средства оценивания, подготовка педагогов |
Основные результаты:
В ходе проекта установлено, что:
- в настоящее время не выявлен четко определенный механизм получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности всех видов компетенций (ОР) для получения независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов;
- существующие методики оценки компетенций (образовательных результатов) носят, как правило, не системный характер. Каждое отдельное общеобразовательное учреждение решает данный вопрос по-своему, трактуя формулировки компетенций (образовательных результатов) в силу сложившегося традиционного опыта оценки знаний, умений и навыков обучающихся и выпускников;
- отсутствуют единые принципы и подходы к оценке сформированности компетенций, к определению уровней их сформированности;
- представленные в исследованиях (публикациях) научно-обоснованные способы оценивания компетенций (образовательных результатов) обучающихся отличаются вариативностью и разнотипностью оценочных средств: проектные задачи, ситуативные (контекстные) задания, кейс-задания, стандартизированные тесты, специально сконструированные задания (задачи), в том числе для проведения итоговой государственной аттестации выпускников;
- применение описанных способов требует создания определенных ситуаций и не способствует реализации внутреннего (вузовского) и внешнего мониторинга уровня сформированности компетенций (достижения образовательных результатов);
- разные подходы к трактовке понятия образовательных результатов, к оценке разных видов компетенций приводят и к различным трактовкам уровня сформированности каждого образовательного результата (каждой компетенции), которые раскрываются, как правило, через специфику предметной области (изучаемой дисциплины), что затрудняет получение достоверной информации о достижении обучающимися образовательных результатов (об усвоении компетенций) не только в процессе внутреннего оценивания, но с позиций внешней (независимой) оценки;
- в современных научно-педагогических исследованиях и публикациях, посвящённых формированию и оцениванию компетенций, представлены состав компонентов, определяющих структуру компетенций, приведены задания для их формирования, но конкретные методики оценивания компетенций (образовательных результатов) описаны мало или раскрываются только через предметную (профильную) подготовку будущих педагогов;
- педагогические измерительные материалы для проведения итогового государственного экзамена и выполнения обучающимися выпускной квалификационной работы, как правило, носят предметный характер, и не позволяют выявлять уровни сформированности компетенций у выпускников педагогического профиля подготовки, а значит не могут служить средством независимой оценки сформированности у выпускников всех видов компетенций.
Определена методологическая основа исследования, которую определяют Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г., и комплекс подходов: системный, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, критериальный, технологический.
В результате исследования были определены следующие компоненты системы независимой оценки: цель, образовательные результаты, инвариантная форма представления оценочных средств, уровни достижения, цифровая платформа. Дано описание образовательных результатов на основе совокупности компетенций и трудовых действий из Профессионального стандарта педагога и выделены 4 группы компетенций: компетенции воспитания, психологи-педагогические, методические и предметные компетенции. Определены структура и содержание инвариантной формы представления оценочных средств, и основные этапы реализации модели независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов.
Основные показатели:
По материалам исследования опубликованы 3 статьи в журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), 1 статья в журналах, индексируемых в базе данных Scopus, 8 статей в журналах, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Российский индекс научного цитирования), в том числе, 6 статей в журналах, рекомендуемых ВАК.
На основе созданной инвариантной формы представления оценочных средств разработаны универсальные контекстные задания, названные фондовыми заданиями, для проведения итогового государственного экзамена по одному из профилей подготовки выпускников бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование».
Создан макет электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) по профилю подготовке, один из блоков которого содержит банк универсальных контекстных заданий, соответствующих всем компетенциям, представленным в ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование».
На основе макета разработаны электронные учебно-методические комплексы по 3 профилям подготовки выпускников в ЭИОС Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
Проведена первая апробация разработанного инструментария для проведения итогового государственного экзамена по трем профилям подготовки (Химия, Право, Безопасность жизнедеятельности), в которой участвовали 111 выпускников, обучающихся в 6 группах на трех факультетах (факультет естественных, математических и компьютерных наук, гуманитарный факультет, факультет физической культуры и спорта. Полученные результаты экзамена и результаты анкетирования выпускников и преподавателей обсуждались на межфакультетском методическом семинаре. Результаты анкетирования показали, что 77,8% участвующих в опросе преподавателей, и 83% студентов-выпускников согласились с тем, что государственный комплексный экзамен (ГКЭ) в новом формате полностью или в основном проверял готовность выпускников к профессиональной деятельности и сформированные компетенции. Отвечая на вопрос о качестве организационно-методического обеспечения подготовки к ГКЭ, 93% выпускников и 88,8% преподавателей высоко оценили обеспечение подготовки к ГКЭ, в том числе с помощью ЭУМК по профилю подготовки. На втором этапе внедрения разработанного инструментария и новой структуры проведения ГКЭ планируется увеличение количества профилей подготовки и увеличение числа выпускников, участвующих в эксперименте.
Проведенный анализ систем независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов в российской и зарубежной практике, разработанная концепция создания модели независимой оценки образовательных результатов обучающихся бакалавриата педагогических направлений подготовки высшего образования, являются новым образовательным продуктом, востребованным в педагогических вузах, занимающихся проблемами построения независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов.
Разработанная инвариантная форма представления оценочных средств может быть использована для обоснованного создания фонда оценочных средств, и эффективно применена в процедурах оценки компетенций (образовательных результатов).
Выделенные группы образовательных результатов и структура построения фондовых заданий могут быть использованы для проведения ИГЭ в новом формате.
Представленная в исследовании цикличная структура оценивания образовательных результатов и выделенные этапы функционирования системы независимой системы оценки образовательных результатов будущих педагогов могут быть применены при разработке цифровой платформы на следующем этапе исследования, и использованы для создания системы внутреннего мониторинга результатов освоения студентами образовательных программ педагогической направленности.
Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством просвещения РФ
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на консолидацию усилий специалистов на оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на благоприятное психическое развитие детей; а также обобщение, накопление и распространение опыта психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Психолого-педагогическое сопровождение и консультативно-методическая помощь включает в себя выполнение следующих взаимосвязанных видов работ: 1. Информационно-просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями психического, духовно-нравственного развития и воспитательного процесса детей дошкольного возраста; проводится с родителями (законными представителями); гражданами, которые желают принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; педагогическими работниками; практическими психологами. 2. Консультационная деятельность, которая обеспечивает своевременную специализированную (консультативную, методическую и психолого-педагогическую) помощь родителям (законным представителям) в вопросах психического развития и воспитания детей, познания ребенком окружающего мира и развития регуляции поведением и деятельностью, а также гражданам, решившим взять на воспитание детей, оставшихся без попечения взрослых. Консультационная деятельность направлена на удовлетворение любого запроса получателем консультации в пределах обучения, воспитания и развития детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения детей, и иным вопросам, непосредственно связанным с образовательной деятельностью. 3.Психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на создание условий полноценного благополучного развития детей в семье посредством оказания консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в разрешении разного рода вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи. 4.Учебно-методическая деятельность, направленная на разработку рекомендаций для педагогических работников по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников; рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам создания благоприятной атмосферы в семье; психического развития детей; бесконфликтного разрешения возникающих проблем в процессе жизнедеятельности семьи; рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию). 5.Научно-исследовательская деятельность, направленная на выделение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; отслеживание (мониторинг и экспертиза) результатов оказания специализированной (консультативной, методической и психолого-педагогической) помощи родителям (законным представителям); изучение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и обозначение рисков отказа граждан от принятых в семью детей; повышение общей психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей). | Поддержка семей, имеющих детей; психолого-педагогические услуги; методическая помощь; консультативная помощь; родители (законные представители) детей; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети дошкольного возраста; программа помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье |
Основные результаты:
Оказано 14 257 услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (дистанционно или на территории психологической службы, созданной на базе университета, в том числе, 10 395 услуг – силами университета, 3 862 услуги – с привлечением специалистов из других организаций-партнеров).
Все консультанты и координаторы службы прошли курсы повышения квалификации.
Количество услуг с разбивкой по возрастам детей:
- 0-3 года: 121
- 3-7 лет: 2302
- 7-12 лет: 2197
- 12-15 лет: 1905
- 15-18 лет: 1336
Наиболее часто задаваемые вопросы:
- Организация образовательного процесса (24%)
- Возрастные и индивидуальные особенности развития детей (20%)
- Вопросы межличностной коммуникации (14%)
- Трудности в обучении (12%)
- Сопровождение развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ (8%)
Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством науки и высшего образования РФ
Аннотация проекта | Ключевые слова |
| Обучение научно-педагогических работников, программы повышения квалификации в области правовой охраны, защиты и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и разработок, внедрение в образовательные программы высшего образования дисциплин (модулей) в области правовой охраны, защиты и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и разработок |
Основные результаты:
В рамках проекта по образовательным программам в сфере защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в 2021 году организовано обучение 30 человек:
- 5 преподавателей Мининского университета прошли дистанционное обучение в ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (г. Москва) по программам повышения квалификации «Управление интеллектуальным капиталом: охрана, защита и коммерциализация интеллектуальной деятельности (преподавание в высшей школе и НИИ)» и «Творчество и коммерциализация: преподавание авторского права и правового регулирования средств индивидуализации в высшей школе и НИИ».
В рамках очного этапа курсов повышения квалификации на базе ФГБОУ ВО «Российской государственной академии интеллектуальной собственности» проходили образовательные интенсивы с ведущими специалистами в области охраны интеллектуальной собственности, освещались актуальные вопросы охраны и защиты авторских и патентных прав, регистрации товарных знаков и другие. Преподаватели Мининского университета успешно защитили проект по внедрению образовательных модулей «Культура современного исследователя в сфере интеллектуальной собственности» и «Правовые основы инновационной деятельности в науке и профессиональном образовании», которые прошли экспертизу с положительной оценкой и рекомендованы к использованию в учебном процессе.
- Внедрение разработанных образовательных модулей в образовательный процесс Университета. 25 студентов зачислены на обучение по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Проектирование научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся» и направлению подготовки «Профессиональное обучение», профиль подготовки «Управление образовательными системами».
Научно-исследовательские проекты, выполняемые в рамках грантов Российского фонда фундаментальных исследований, 2021 года
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Исследование связано с решением проблемы разработки концептуальных основ проектирования и практической реализации модели эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте, отражающей опережающую функцию образования в достижении устойчивого развития территорий. Исследование реализует идею принципиально иных приоритетов развития, которые исходят из принципов опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем по сравнению с развитием сложных технологических систем. Образование в данном случае становится "базисом базиса" расширенного воспроизводства экономики и общества в гармонии с природой. Данная педагогическая проблема является приоритетной и инновационной в контексте перехода человечества на путь устойчивого развития на основе формирования личности с эколого-ориентированными качествами, базирующихся на культуросообразных ценностях. В этой связи культурный ландшафт рассматривается как социоприродный культурный феномен, как культурно-экологическое пространство «питающее и взращивающее личность», способствующее достижению гармонии на основе эколого-ориентированных способов жизнедеятельности. Проект предполагает разработку концептуальных основ проектирования эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте и соответствующей им педагогической модели, которые имеют инновационный характер, реализуют идеи опережающего образования в интересах устойчивого развития, обеспечивая результативность российского образования в контексте глобального образовательного проекта, связанного с образованием для устойчивого развития. Предполагается конструирование системы культурно-экологических модулей и проектов, реализующих образовательно-воспитательный потенциал культурных ландшафтов, развивающих субъектный опыт обучающихся эколого-ориентированного, конструктивно-деятельностного характера. В рамках проекта будет подготовлена монография, авторские программы, статьи в российских и зарубежных изданиях. | Опережающая функция образования, человеческие качества, устойчивое развитие территорий, модель эколого-ориентированной жизнедеятельности, культурный ландшафт, культурно-экологические модули, инновационные образовательные ресурсы, социальное партнерство |
Основные результаты:
Впервые был выявлен и раскрыт интегративный научный, культурно-экологический образовательный потенциал ландшафтоведения в целом и культурных ландшафтов в частности. В ходе системно-структурного анализа работ ряда крупнейших национальных научных школ в генерализованном виде выделены и рассмотрены концептуальные направления изучения культурных ландшафтов: экологическая концепция, этнокультурная концепция, культурологическая (ценностная) концепция. Интегральный подход к рассмотрению культурного ландшафта как феномена, сочетающего проявления природы, культуры, личности через корреляцию объективного-субъективного и интеробъективного-интерсубъективного, позволил определить комплементарность экологической, этнокультурной, культурологической концепций и выйти на культурно-экологический образовательный потенциал ландшафтоведения в контексте научно-центрической, личностно-деятельностной и культурологической образовательных парадигм. Выявлены и описаны функции культурного ландшафта: мотивационная, коммуникативная, информационно-познавательная, рефлексивная, креативная.
Новизна исследования связана с разработкой концептуальных основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся, включающих совокупность иерархически структурированных методологических подходов и систему принципов, обеспечивающих их трансляцию в образовательно-воспитательный процесс. Обосновано, что ядром методологических подходов универсального характера являются смыслообразующие универсалии культуры постиндустриального общества (как объективного ряда, так и субъективного, связанного с проявлением самости). Впервые выделена, обоснована и раскрыта категориальная сущность коэволюционного субъектно-деятельностного подхода, задающего ключевой вектор проектирования модели эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте. В контексте исследования, расширены представления о трансдисциплинарном, интегральном, интегрально-ситуативном, культурно-экологическом, ландшафтно-средовом подходах.
Разработана инновационная системно-структурная педагогическая модель развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте, отразившая единство и взаимообусловленность целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативно-оценочного компонентов.
Целевой компонент модели представлен в единстве цели-идеала и цели-субъекта. Стратегическая цель сформулирована как формирование культуры природопользования, а цель-субъект – как способы эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте. Уточнены категориальная сущность культуры природопользования и ее функции, которые стали основанием выявления компонентов культуры природопользования и специфики эколого-ориентированных способов жизнедеятельности в культурном ландшафте, разработки содержания, этапов формирования, педагогических технологий и диагностики. Осмысление эколого-ориентированных способов жизнедеятельности обучающихся как цели-субъекта тесно связывалось с осознанием личностной концепции культуры, структуры, функций и особенности этапов становления культуры природопользования. В результате, динамика культуросообразного процесса взаимодействия личности с социоприродной средой, развивающаяся в векторе: адаптация – осмысление – творчество, стала основанием проектирования, реализации и оценки различных способов жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Установлено, что каждому этапу культуросообразного процесса соответствуют определенные способы эколого-ориентированной жизнедеятельности, отражающие последовательную реализацию идеи становления личности как субъекта жизнедеятельности: жизневосприятие (чувственно-познавательные способы адаптации в культурном ландшафте, субъект-обособленный тип взаимодействия, самоиндефикацию субъекта в культурном ландшафте); жизнеосмысление (способы нормообразования и смыслообразования, проектно-прогностические способы осмысления культурного ландшафта, субъект-совместный тип взаимодействия, самоопределение личности); жизнетворчество (творческо-созидательные и коммуникативно-конструктивные способы созидания в культурном ландшафте, субъект-порождающий тип взаимодействия, самореализация личности).
В основу содержательного компонента модели положены междисциплинарные области знания, которые изучают интегральные «человекоразмерные» системы, в логике ««экологическая культура – культура природопользования» – «содержание образования»» с использованием всех «языков культуры». Специфика становления обучающегося как субъекта эколого-ориентированной жизнедеятельности в культурном ландшафте отражает идею о двухкомпонентном деятельностном содержании (А.В. Хуторской), при конструировании которого в зоне внимания находятся его внутренние приращения и развитие. Внешнее содержание – культурный ландшафт мы рассматриваем как реальную культурно-экологическую образовательную среду. Важнейшим требованием к ней выступает интеграция внешнего содержания. В контексте педагогической интерпретации интегральной модели К.Уилбера были разработаны интегральные карты внешнего содержания, отражающие взаимосвязь естественно-научного и социокультурного аспектов и методов его изучения путем включения внутренних и внешних граней становления пространства и роли личности, социума и культуры в его развитии.
Структурно-процессуальный аспект педагогической модели отразил этапы освоения личностью ценностно-смысловых доминант культурного ландшафта. Формирование личности как субъекта жизнедеятельности рассматривается в контексте внутренней согласованности субъективного опыта и его реализации во внешнем мире на основе различных учебных и реальных ситуаций в культурном ландшафте. В исследовании выделена и обоснована технология создания культурно-ориентированных интегральных ситуаций, выделены и обоснованы виды интегральных ситуаций: культурно-адаптационная, культурно-смысловая, культурно-созидательная. Разработана структура эколого-ориентированных интегральных ситуаций.
Новизна исследования связана с разработкой и обоснованием уровней сформированности культуры природопользования, отражающих целостность и преемственность культурного освоения обучающимися культурного ландшафта. В концепте нашего исследования уровни сформированности культуры природопользования сопряжены с эколого-ориентированными способами жизнедеятельности. Разработана авторская методика оценки сформированности уровней эколого-ориентированной жизнедеятельности у обучающихся.
Инновационная системно-структурная педагогическая модель развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте стала основанием разработки учебных культурно-экологических модулей и проектов, которые реализуются в рамках внеурочной деятельности школьников 6-9 классов и трансдисциплинарного культурно-экологического модуля для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование».
В целом, результаты исследования отражены в 2-х монографиях: «Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс», «Концепция и системно-структурная педагогическая модель развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте», учебно-методическом пособии «Реализация образовательно-воспитательного потенциала культурных ландшафтов: учебные культурно-экологические модули и проекты», статьях и докладах международных и региональных научно-практических конференций. По результатам проекта проведена региональная научно-практическая конференция «Эколого-ориентированная жизнедеятельность в ландшафте: теория и образовательная практика».
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Интерес исследователей к соединениям металлов с редокс-активными лигандами остается чрезвычайно высоким из-за широких перспектив применения данного класса координационных соединений в катализе, о чем свидетельствует ряд последних обзоров на данную тему. Редокс-активные лиганды за счет способности обратимо принимать и отдавать электроны в ходе химических превращений, оставаясь при этом связанными с металлом, существенно расширяют или даже изменяют реакционную способность металлокомплекса. Все известные до настоящего времени комплексы переходных металлов на основе диазагаллолов содержат анионный лиганд. Недавно нами впервые было показано, что 1,3,2-диазагаллолы на основе аценафтен-1,2-диимина могут существовать как в анионной, так и в нейтральной (радикальной) форме и, таким образом, выступать в качестве редокс-активных лигандов при комплексообразовании с переходным металлом. В этом случае мы формируем так называемые “molecular complexity systems”, в которых “молекулярная сложность” заключается в сочетании в одной молекуле нескольких реакционных центров – редокс- активного лиганда и атомов переходного и непереходного металлов, влияющих друг на друга. Кроме того, сам лиганд [(dpp-bian)Ga:] на основе аценафтен-1,2-диимина имеет несколько дополнительных реакционных центров. Так, нафталиновая система может проявлять восстановительные свойства, а дииминовый металлофрагмент способен как к реакциям переноса электрона, так и к согласованным реакциям типа циклоприсоединения. Все это позволяет ожидать нетривиальную реакционную способность исследуемых соединений, что может быть использовано для управляемой трансформации различных субстратов. Поэтому исследования, направленные на синтез, изучение строения и реакционной способности 1,3,2-диазагаллольных металлокомплексов на основе аценафтен-1,2-дииминов по отношению к различным классам органических и неорганических соединений, являются актуальными и научно значимыми как в плане расширения фундаментальных представлений о свойствах координационных соединений, так и в практическом плане для решения задач более эффективной переработки химического сырья. Таким образом, научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что впервые будут получены комплексы переходных (Cr, Mo, W, Fe, Ni, V, Ti, Zr и др.) и некоторых непереходных элементов с диазагаллольным лигандом в различных состояниях «восстановленности» (нейтральный-радикальный, анионный). В этих соединениях возможна реализация необычных типов связей, а также низких степеней окисления атомов металла. Кроме этого, в рамках выполнения предлагаемого проекта нами планируется изучение реакционной способности комплексов переходных металлов с карбеноидом [(dpp-bian)Ga:] и его восстановленной формой [(dpp-bian)Ga:]– по отношению к различным классам ненасыщенных органических соединений (алкинам, нитрилам, эфирам, изоцианатам и пр.), а также малым молекулам (CO2, N2O, SO2, H2O и др.). Строение всех вновь полученных соединений будет исследовано методом рентгеноструктурного анализа, а их поведение в растворе – спектральными методами (ЯМР и ЭПР). Полученные результаты дополнят базовые представления о строении и свойствах координационных соединений переходных металлов и позволят разработать на их основе новые типы реагентов и катализаторов для органического синтеза. | Соединения металлов, редокс-активные лиганды, дииминовый металлофрагмент, метод рентгеноструктурного анализа |
Основные результаты:
В ходе выполнения проекта были получены комплексы хрома и вольфрама с нейтральными и анионными галлаимидазольными лигандами. При исследовании реакционной способности была установлена их инертность по отношению к ряду реагентов с ненасыщенными связями, однако, в случае взаимодействия комплексов хрома с нейтральным и анионным [(dpp-bian)Ga:] лигандом с трет-бутилизонитрилом, фенилизоцианатом и трет-бутилизоцианатом были выделены и идентифицированы продукты реакции. Кроме того, были получены продукты циклоприсоединения к галлиленовому лиганду без разрушения металлоцентра.
Публикации по результатм выполнения исследования:
- Sokolov V.G., Skatova A.A., Piskunov A.V., Baranov E.V., Fedushkin I.L., Zhao Y., Yang X.-J. Chromium and tungsten complexes with a paramagnetic gallaimidazole ligand. Russian Chemical Bulletin. 2020. V. 69. P.1537-1543.
- Dodonov V.A.. Sokolov V.G., Baranov E.V., Skatova A.A., Zhao Y., Yang X.-J., Fedushkin I.L. Reactivity of metal-stabilized redox-active gallylenes against polar heteroalkene substrates. Inorganic Chemistry. 2022.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В обзорной статье рассматривается феномен Нижегородского текста русской словесности как культурно-исторического и культурно-поэтического смыслового поля, оказавшего существенное влияние на формирование национального культурного кода, становление типологических характеристик художественного сознания в их динамике, создание универсальной модели национального характера. Актуальность данного исследования определяется пристальным вниманием российской и европейской литературоведческой науки последних десятилетий к проблеме национальной самоидентификации, ценностным ориентациям в литературе (В. Е. Хализев «Ценностные ориентации русской классики» 2005; международные научные конференции в Чехии Польше: «Ценности в литературе и искусстве», Брно, V, 3-4 июня 2021; («Wielkie tematy kultury w literaturach słowiańskich», Вроцлав, 2012,2015, 2017, 2019 гг.). Методология исследования сформирована с опорой на работы ведущих российских исследователей – авторов проекта «Нижегородский текст русской словесности», представляющих научно-исследовательские институции и университеты: Д. С. Московской, И. А. Есаулова, А. М. Любомудрова, Л. А. Спиридоновой, Е. Г. Чернышевой, Е. В. Николаевой, С.В. Шешуновой, С. Н. Пяткина, Н.П. Жилиной, М.А. Хатямовой и мн. др. Цель данной работы: осмыслить методологический и историко-литературный результат многолетнего фундаментального исследования, осуществлявшегося российскими и зарубежными исследователями с 2007 по 2019 гг. в формате международных научно-исследовательских конференций. | Сакральный топос, национальный характер, художественная антропология, ценности, типология художественного сознания, мифогенерирующий характер нижегородского текста |
Основные результаты:
Научным коллективом был предложен новый способ синтеза гибридных звездообразных сополимеров на основе полилактида и полистирола в присутствии ТНББ и макрохинона, полученного в ходе полимеризации лактида в присутствии системы DBU/DHBQ. Стратегия синтеза включает два этапа: первый этап – полимеризация лактида под действием DBU и DHBQ, с целью получения макрохинона (агента контролируемой радикальной полимеризации), второй этап – радикальной полимеризация стирола в присутствии системы ТНББ/макрохинон. Для изучения процессов и анализа сополимеров был использован широкий набор физико-химических методов исследования: спектроскопия видимого и ультрафиолетового диапазона, инфракрасная спектроскопия, гель-проникающая хроматография, масс-спектрометрия матрично-активированной лазерной десорбции/ионизации (MALDI-TOF). Образующиеся полимерные продукты могут быть легко модифицированы путем наращивания новых полимерных цепей за счет реализации механизма полимеризации с обратимой деактивацией цепи.
В рамках проекта опубликована 1 статья Web of Science (Ludin D.V., Zaitsev S.D., Markin A.V., Grishin I.D., Sologubov S.S., Kovylina T.A., Fedushkin I.L. New method for controlled synthesis of PLA block copolymers: organoborane/p-quinone system and reversible-deactivation radical polymerization // Polymer International. 2021. V. 71. P. 86-97.), зарегистрировано 1 ноу-хау «Способ повышения эффективности трансформации алкил(олиго)лактатов в лактид путем оптимизации технологических параметров деполимеризации».
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект предполагает подготовку и опубликование научной обзорной статьи «Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии» в международном научном журнале «Платоновские исследования (2410-3047)». Актуальность исследования: В настоящее время интерес к проблемам, связанным с апофатической тематикой, достаточно высок. Обусловлено это во многом доминированием постмодернистских интенций в культуре в целом и в философии, в частности. Но проблематика апофазиса или – если использовать латинизированный вариант этого понятия – негативности непосредственно значима для философии, в том числе и современной – взять хотя бы во внимание вопрос, поставленный М. Хайдеггером о том, почему есть сущее, а не ничто. В контексте актуальности вопрошаний о смыслах ничто, особое значение приобретают исследования, направленные на поиск исходных смыслов негативности. Начало апофатической проблематики – греческая философия. К обзорному анализу исследований апофатического дискурса в античной философии и обращена наша статья. Работы, в которых затрагиваются интересующие нас аспекты тематики негативности, с некоторой долей условности можно разделить на несколько групп. Во-первых, если говорить об исследованиях отечественных специалистов, можно выделить работы, в которых наличествует обращение к «истории вопроса», но проблематика греческого апофазиса в них, как правило, отдельно не выделяется (исследования Н.М. Солодухо, В.А. Кутырева). Отдельно отметим исследования, направленность которых лежит именно в русле истории философии (среди таковых, к примеру, можно указать исследования В.Н. Дробышева, И.А. Протопопова). Кроме того, греческий апофазис – это целый комплекс взаимосвязанных проблем. К примеру, вопрос о разделении философской апофатики и апофатической теологии не изучен в достаточной мере, но по нему имеются исследования, обобщение результатов которых имеет определенный интерес (среди отечественных авторов можно выделить А.В. Ахутина). Сюда же можно отнести и работы, в которых в той или иной степени затрагивается проблема типологии негативности (P. Hadot, A. Armstrong etc.). Далее, отдельный и, вероятно, самый значительный пласт исследований посвящен апофатической проблематике в учениях отдельных мыслителей античной эпохи. И здесь, конечно, мы имеем дело с весьма широким перечнем работ. Полагаем справедливым утверждение, согласно которому центральной фигурой дискурса негативности в античной философии является Платон (Ю.А. Шичалин, И.А. Протопопова). К примеру, гипотезы диалога «Парменид» оказали ключевое влияние на формирование апофатического контекста генологии неоплатоников (E.R. Dodds, E. Bréhier etc.). Отметим и наличие исследований по данной тематике в философии досократиков. Исследователи учений Парменида (М.Н. Вольф, A. Mourelatos, P. Curd), Гераклита (А.В. Лебедев), софиста Горгия (М.Н. Вольф, Р.Б. Галанин), Демокрита (С.Я. Лурье) затрагивают и интересующий нас аспект. Также нельзя не отметить исследования апофатической проблематики в эпоху эллинизма, в частности, речь о философии неоплатоников (J. Rist, J. Dillon). Вне всяких сомнений, многие аспекты интересующей нас проблематики затронуты в работах А.Ф. Лосева. | Античная философия, ничто, апофазис, апофатическая теология, философская апофатика, Парменид, Гераклит, Горгий, Платон, «Парменид», Единое, неоплатонизм |
Основные результаты:
Опубликована научная обзорная статья «Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии» в международном научном журнале «Платоновские исследования (2410-3047)».
Обзорная статья посвящена анализу как отечественных, так и зарубежных исследований по тематике негативности в истории античной философии. Работ, цель которых системное изложение специфики именно греческого апофазиса, практически не встречается. И относительно целостный обзор можно получить, анализируя работы, в которых данная тематика затрагивается в узком контексте – от проблемы типологии негативности до экспликации апофатической проблематики в учениях античных философов. Данная обзорная статья имеет необходимый элемент новизны для отечественной историко-философской науки.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на разработку новых методов получения лактида молочной кислоты – мономера для синтеза полимерных материалов медицинского назначения. Полимолочная кислота (полилактид) – это биосовместимый и биорезорбируемый полимер. В зависимости от строения полимерной цепи и внешних условий его биорезорбция может протекать в сроки от нескольких недель до нескольких месяцев. Кроме этого, интерес к полилактидам обусловлен возможностью их получения из растительного сырья, а не из продуктов нефтепереработки, поскольку молочная кислота является продуктом брожения многих растительных углеводов. Перечисленные свойства полилактидов делают их перспективными материалами для применения в области медицины, в том числе в ортопедии. В 2016 году в Приволжском федеральном медицинском исследовательском центре (ПФМИЦ) показано, что полилактид, полученный в Институте металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН (ИМХ РАН) из лактида производства компании Purac (Нидерланды), не обнаруживает цитотоксичности. В ПФМИЦ также показано, что импланты из полилактида полученного в ИМХ РАН хорошо биосовместимы с костной тканью экспериментальных животных. При этом в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (НГПУ) в течение последних двух лет выполнены работы по превращению L‐молочной кислоты в лактид и далее в полилактид. Представленный проект предполагает объединение усилий двух организаций (НГПУ и ИМХ РАН) в разработке новых функциональных полимерных материалов медицинского назначения. При выполнении проекта будут разработаны каталитические методы конверсии молочной кислоты в лактид и полилактид, включая синтез новых и применение известных неорганических соединений в качестве катализаторов. Будут разработаны методы конверсии молочной кислоты в алкиллактаты и их последующее превращение в лактид и полилактид. Будут исследованы микроструктура, молекулярно‐массовое распределение, термическая и гидролитическая устойчивость, а также физико‐механические свойства полученных полимеров. Будет оптимизирован синтез лактида с целью обеспечения протекания процесса в контролируемом режиме с достижением предельных степеней конверсии сырья в конечный продукт (до 99 %). | Молочная кислота, алкиллактаты, соединения редкоземельных металлов, лактид, полилактид, катализаторы, полимеризация с раскрытием цикла, биосовместимые полимеры, полимерные импланты |
Основные результаты:
При выполнении проекта была продемонстрирована возможность получения лактида из алкил лактатов в присутствии хлоридов церия (III), неодима (III), самария (III) путем олигомеризации и последующей деполимеризации смеси олигоэфиров. Был осуществлен синтез карбокислатов РЗЭ по оригинальной методике с выходом до 94 %. Состав выделенных соединений изучен методами ИК и ЯМР 1H и 13C спектроскопии, строение методом рентгеноструктурного анализа. Показано, что увеличение молекулярной массы полимера ведет к увеличению прочности образца на разрыв, однако при этом наблюдается снижение эластичности образцов. Кроме того, относительная убыль массы образцов за счет биодеструкции полимера в почве происходит тем быстрее, чем меньше его изначальная молекулярная масса. Скорость биоразложения изучали на примере атактического полилактида.
Публикации по результатам реализации проекта:
- T.A. Egiazaryan, V.M. Makarov, M.V. Moskalev, D.A. Razborov, I.L. Fedushkin. Synthesis of lactide from alkyl lactates catalyzed by lanthanide salts. Mendeleev Communications. 2019. V. 29 (6). P. 648-650
- Egiazaryan T.A., Moskalev M.V., Razborov D.A., Fedushkin I.L. Synthesis of lactide from lactic acid via alkyl lactates catalytic oligomerization. Synthesis of lactide from lactic acid via alkyl lactates catalytic oligomerization. 12-14 februaru 2019. Nizhny Novgorod. P. 19
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В рамках проекта планируется издание научного труда «Монография «Психология подросткового буллинга» тиражом не менее 300 экземпляров. В монографии представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований подросткового буллинга, полученные зарубежными и российскими психологами. Подростковый буллинг рассматривается как социально-психологический феномен, обусловленный влиянием социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка. Вовлеченность подростка в ситуацию буллинга имеет многофакторную детерминацию, представляющую сочетание индивидуальных и личностных особенностей подростков- обидчиков, жертв, обидчиков-жертв и свидетелей буллинга и характеристик семейной среды и школьного окружения. Основной фокус этой книги направлен на доказательство о преимущественном влиянии факторов микро – и макро социальной среды на подростковый буллинг. Культурный контекст жизни ребенка, средовые влияния общества в целом, сообщества школы, семьи, группы сверстников влияют на поведение подростков в ситуации буллинга и должны учитываться при разработке программ профилактики и помощи подростку и его социальному окружению. Стратегические ориентиры и содержание этих программ определяются на основе выявления индивидуальных и личностных особенностей подростков, а также факторов семейной и школьной среды. | Социализация современных подростков, подростковый буллинг, идентификация, распространенность, типология, кибербуллинг, семейная среда, школьный класс, ролевая структура, обидчики, жертвы, обидчики-жертвы, свидетели, профилактика |
Основные результаты:
Подготовлен оригинал-макет научного труда: редактирование, верстка, корректура научной монографии Е.Н, Волковой. И В, Волковой «Психология подросткового бтллинга».
Отправлен оригинал-макет монографии в РФФИ.
Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках грантов АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800» в 2021 году
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Печёрская округа – это прекрасное место для отдыха, патриотического образования и занятий спортом. Это особая часть Нижегородского района, история которой напрямую связана с древним Вознесенским Печёрским монастырём и слободой Печёры, образованной неподалёку от монастыря. Нам хочется по-новому открыть Печёрскую округу, а также привлечь внимание ко всем её проблемам. Цель: создание экскурсионного центра «Печёрская сторона». Задачи:
| Печёрская округа, г. Нижний Новгород, культурно-историческое наследие, экскурсионные маршруты |
Основные результаты:
В рамках проделанной работы снят полнометражный документальный фильм, проведено 30 экскурсий для гостей и жителей Нижнего Новгорода, а также было сформировано шесть видеоэкскурсий, предназначенных для тех, кто имеет желание узнать как можно больше о достопримечательностях Печёрской округи.
Командой проекта были изучены архивные материалы и публицистические тексты, а также проведены встречи с экспертами в данной сфере, в рамках которых удалось определить особую роль Печёрской стороны в социокультурной жизни города. Справившись с этой задачей, было решено приступить к реализации информационно-просветительской программы, в рамках которой была проведена образовательная викторина, в которой приняли участие обучающиеся Мининского университета и иные заинтересованные граждане.
Стоит отметить, что на этом не заканчивает свою работу экскурсионный центр «Печёрская сторона», а исследовательская деятельность в дальнейшем будет сопровождаться волонтёрской работой. Также будет продолжена и съёмочная кампания, в рамках которой планируется создать вторую часть фильма.
Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках грантов компании En+ Group в 2021 году
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Основная идея проекта – организация совместных исследований флоры и фауны не менее 100 малых водоемов г. Нижнего Новгорода силами специалистов-биологов с привлечением не менее 300 волонтеров. Будут использованы инновационные методы гражданской науки (опыт создания Атласов птиц ряда городов (http://www.bio.vsu.ru/oriolus/atlas1.html, http://ufabirds.ru/), возможности исследовательской сети iNaturalist (https://www.inaturalist.org/), опыт проведения массовых акций по изучению и охране птиц (https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/206/207), вовлечения населения в деятельность по изучению и охране биоразнообразия (https://dront.ru/wp-content/uploads/2016/12/2011-raznoobrazie.zip , https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/88/89 ). Планируется распространить полученную информацию о природоохранной ценности городских водоемов в сети Интернет, разработать и передать лицам, принимающим решения, конкретные предложения по восстановлению, охране и рекреационному использованию городских водоемов. Целевую аудиторию проекта составляют несколько групп (волонтеры, представители научного сообщества, педагогические сообщества, члены НКО, дети и подростки, студенты, семьи, лица, участвующие в профилактике и решении проблем окружающей среды). Планируется организовать информирование потенциальных участников, обучение волонтеров, провести детальное полевое обследование не менее 100 малых водоемов Нижнего Новгорода специалистами с участием волонтеров. Составленные характеристики водоемов, сведения об их фауне и флоре будут размещены в сети Интернет и станут доступными для всех интересующихся. По результатам исследований будут разработаны не менее 20 Планов действий по охране и использованию систем малых водоемов г. Нижнего Новгорода. Будет организована информационно-пропагандистская кампания. Научными результатами проекта станут не менее 5 научных статей в индексируемых изданиях (РИНЦ, ВАК, Scopus), представление результатов проведенных исследований не менее, чем на 3 научно-практических конференциях всероссийского и международного масштабов. Научная уникальность проекта состоит в том, что впервые будет системно изучена флора и фауна большинства малых водоемов г. Нижнего Новгорода, расположенного при слиянии Оки и Волги, будут получены новые данные о местах обитания редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, выявлена и продемонстрирована значимость водоемов как элементов экологического каркаса г. Нижнего Новгорода. | Флора, фауна, малые водоёмы г. Нижнего Новгорода, восстановление малых водоёмов охрана малых водоёмов, рекреационное использование малых водоёмов |
Основные результаты:
Методами гражданской науки получена информация об обитании на территории города почти 1000 видов живых организмов, в том числе 34 видов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области. Эти данные, безусловно, должны учитываться при проектировании водно-зеленого каркаса.
Продемонстрирована решающая роль городских водоемов в обеспечении экологических связей между ядрами экологического каркаса на территории Нижнего Новгорода
Научно-образовательные проекты, финансируемые Автономной некоммерческой организацией высшего образования «Университет Иннополис» в 2021 году
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект предполагает разработку партнёрского образовательного модуля – тематического образовательного курса с методическим сопровождением, встраиваемый в один из модулей программы повышения квалификации как новый образовательный контент, направленный на получение знаний о цифровых технологиях и их применении в реализуемых слушателями образовательных программах (дисциплинах) с целью подготовки выпускников для обеспечения отраслей высококвалифицированными кадрами, востребованными в условиях цифровой экономики. | Сквозные технологии, партнерский образовательный модуль, цифровая трансформация, социальная работа с молодежью |
Основные результаты:
Разработан партнёрский образовательный модуль видеолекций «Сквозные технологии в социальной работе с молодежью в эпоху цифровой трансформации», который рекомендован для преподавателей высшего и среднего профессионального образования, работающих на программах подготовки ИТ-специальностей, а также программах, предназначенных для подготовки специалистов в области социальной работы. Слушатели имеют возможность познакомиться с теоретическими и методологическими вопросами социального сопровождения молодежи в цифровую эпоху. По результатам освоения дисциплины слушатели смогут оценить изменения подходов и форм социальной работы с молодежью, обусловленные цифровой трансформацией, а также перспективы внедрения сквозных технологий в практику социальной работы и связанные с этим сложности и риски.
Для успешного освоения модуля слушатели должны иметь базовые знания о структуре общества, специфике социальной сферы, иметь навыки работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.
Цель модуля: дать целостное представление об организационно-правовых основах, структурах и формах социальной работы с молодежью, динамике и перспективах развития социальных служб для молодежи, проблемах социальной работы с молодежью в эпоху цифровой трансформации.
Задачи модуля:
- дать обзор особенностей организации социальной работы с молодежью в цифровую эпоху;
- сформировать представления об основных проблемных зонах в жизнедеятельности молодого поколения;
- сформировать у слушателей целостное представление о влиянии социальных сетей на молодежь;
- сформировать навыки артикуляции экспертной оценки относительно социальной заботы образовательной организации в отношении обещающихся;
- сформировать представления о цифровых инструментах социальных исследований.
Модуль состоит из 5 лекций:
- Социальная работа в цифровую эпоху: сущность, особенности, подходы.
- Новое цифровое поколение: специфика работы с молодежью на современном этапе.
- Социальные сети и их роль в формировании нового «цифрового поколения».
- Формы и виды цифровой социальной работы с молодежью посредством образовательной системы.
- Цифровые инструменты в исследовании социальных процессов.
- Изучение материала модуля предполагает значительный объем самостоятельной работы слушателя, результаты которой можно оценить посредством эссе, кейс-заданий и тестовых материалов.
Апробирован созданный модуль «Сквозные технологии в социальной работе с молодежью в эпоху цифровой трансформации» на базе Мининского университета среди обучающихся по программам подготовки ИТ-специальностей уровень бакалариат и магистратура.
Разработано Учебно-методическое пособие «Сквозные технологии в социальной работе с молодежью в эпоху цифровой трансформации».
Разработаны Методические рекомендации по актуализации рабочих программ дисциплин.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В ходе проекта предполагается выполнение работ по актуализации ОПОП - программ бакалавриата, программ магистратуры, программ специалитета, направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций по применению цифровых технологий в соответствующих приоритетных отраслях экономики, а также ОПОП в сфере информационных технологий, которая включает в себя:
| ОПОП по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, цифровые технологии, приоритетные отрасли экономики |
Основные результаты:
Проанализированы потребности потенциальных работодателей в профессиональных компетенциях по применению цифровых технологий в приоритетных отраслях экономики.
Актуализирована реализуемая ОПОП по направлению подготовки (специальности) 44.04.01 Педагогическое образование с учетом задач формирования профессиональных компетенций по применению цифровых технологий в соответствующих приоритетных отраслях экономики.
Разработана учебно-методическая документация по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и/или иным компонентам ОПОП, предусматривающим формирование профессиональных компетенций по применению цифровых технологий.
Проведена экспертиза актуализированной ОПОП, в том числе участниками рабочей отраслевой группы и потенциальных работодателей выпускников актуализируемой ОПОП.
Разработаны методические рекомендации для образовательных организаций по актуализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ магистратуры, программ специалитета, направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций по применению цифровых технологий в соответствующих приоритетных отраслях экономики, а также основных профессиональных образовательных программ высшего образования в сфере информационных технологий.
Научно-образовательные проекты, финансируемые Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» в 2021 году
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на совершенствование процесса подготовки будущих учителей технологии в педагогическом вузе с использованием элементов концепции "Бережливого производства". Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, усваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Педагогическое образование позволяет решить ряд пропедевтических задач при подготовке квалифицированного специалиста для широкого спектра областей экономики. Основными задачами проекта является разработка и реализация модели подготовки будущего педагога с использованием концепции “Бережливого производства” включающей модернизацию содержания, форм, методов и средств обучения. Разработанная модель включает целевой, содержательный и результативный компоненты, позволяющие в целом оценить уровень сформированности полученных профессиональных компетенций. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как базовый уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии. Основными причинами необходимости реализации предлагаемого проекта при подготовке студентов являются: теоретическая подготовка не включает в себя формирования компетенций по бережливому производству; отсутствие методической разработки процесса обучения на всех курсах подготовки по изучению применения бережливого производства в образовательном процессе; отсутствует способность к самостоятельному обучению новым методам оптимизации бережливого производства. Для повышения качества подготовки будущих учителей технологии преподавателями кафедры технологий сервиса и технологического образования разработана модель формирования профессиональных компетенций в реализации концепции преподавания предметной области Технология, одним из элементов которой является методика оптимизации подготовки и проведения урока в школе с использованием бережливых технологий, а также оптимизация хранения учебников н методических материалов при помощи мобильных стеллажей, которые демонстрируют систему 5S. Реализация методики требует создания педагогической фабрики процессов, моделирующей применение бережливых технологий в образовательном процессе. | Учителя технологии, бережливое производство, профессиональные компетенции, система 5С |
Основные результаты:
Для повышения качества подготовки будущих учителей технологии преподавателями кафедры технологий сервиса и технологического образования разработана модель формирования профессиональных компетенций в реализации концепции преподавания предметной области Технология, одним из элементов которой является методика оптимизации подготовки и проведения урока в школе с использованием бережливых технологий, а также оптимизация хранения учебников и методических материалов при помощи мобильных стеллажей, которые демонстрируют систему 5S. Разработано и издано методическое пособие тренера по проведению Фабрики процессов. Разработаны и изданы методические рекомендации по основам бережливого производства для обучающихся на Фабрике процессов. Поставка мебели, оборудования, инвентаря и сопутствующих материалов для Фабрики процессов. Проведены курсы повышения квалификации и оценка модели формирования профессиональных компетенций будущих учителей в области бережливых технологий.