Инициативные научные проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания на НИР Министерства просвещения РФ 2020 года
Основные результаты:
НОЦ «Химия молекул и материалов» продолжает совершенствовать перспективные способы синтеза такого ценного сырья, как лактид. Данное соединение позволяет с легкостью производить высококачественные полимерные материалы, находящие широкое применение в различных отраслях промышленности, в т.ч., в медицине. В августе 2020 года по данной тематике подана уже вторая, за последние 2 года, заявка на патент, описывающая эффективный с точки зрения промышленного применения способ получения лактида и полилактида. Данные исследования проводятся в сотрудничестве с ИМХ РАН и ПИМУ, с использованием их аналитических и приборных ресурсов. Имеющиеся данные позволят в ближайшей перспективе наладить экспериментальное производство, в частности, запустить пилотную установку по производству полилактида медицинской чистоты. В течение ближайших нескольких лет будут разработаны новые высокоэффективные металлокомплексные катализаторы полимеризации, также будут получены сополимеры на основе лактида, исследованы их физико-механические свойства и цитотоксичность с культурами дермальных фибробластов человека.
Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством просвещения РФ
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на консолидацию усилий специалистов на оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на благоприятное психическое развитие детей; а также обобщение, накопление и распространение опыта психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Психолого-педагогическое сопровождение и консультативно-методическая помощь включает в себя выполнение следующих взаимосвязанных видов работ: 1. Информационно-просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями психического, духовно-нравственного развития и воспитательного процесса детей дошкольного возраста; проводится с родителями (законными представителями); гражданами, которые желают принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; педагогическими работниками; практическими психологами. 2. Консультационная деятельность, которая обеспечивает своевременную специализированную (консультативную, методическую и психолого-педагогическую) помощь родителям (законным представителям) в вопросах психического развития и воспитания детей, познания ребенком окружающего мира и развития регуляции поведением и деятельностью, а также гражданам, решившим взять на воспитание детей, оставшихся без попечения взрослых. Консультационная деятельность направлена на удовлетворение любого запроса получателем консультации в пределах обучения, воспитания и развития детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения детей, и иным вопросам, непосредственно связанным с образовательной деятельностью. 3.Психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на создание условий полноценного благополучного развития детей в семье посредством оказания консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в разрешении разного рода вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи. 4.Учебно-методическая деятельность, направленная на разработку рекомендаций для педагогических работников по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников; рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам создания благоприятной атмосферы в семье; психического развития детей; бесконфликтного разрешения возникающих проблем в процессе жизнедеятельности семьи; рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию). 5.Научно-исследовательская деятельность, направленная на выделение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; отслеживание (мониторинг и экспертиза) результатов оказания специализированной (консультативной, методической и психолого-педагогической) помощи родителям (законным представителям); изучение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и обозначение рисков отказа граждан от принятых в семью детей; повышение общей психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей). | Поддержка семей, имеющих детей; психолого-педагогические услуги; методическая помощь; консультативная помощь; родители (законные представители) детей; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети дошкольного возраста; программа помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье |
Основные результаты:
1. Для оказания услуг психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, и оказание консультативно-методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), имеющих детей, в том числе детей раннего возраста, получающих дошкольное образование в семье, в ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина была создана Служба «Психолого-педагогическое сопровождение позитивного родительства» в соответствии с приказом № 398/1.3.1 от 31.05.2019 г.
2. Информационная кампания и освещение проекта в СМИ (сюжеты, интервью, статьи, рекламные буклеты, листовки).
За 2020 год с момента создания Службы ППСПР с целью информирования граждан о содержании и условиях реализации проекта «поддержка семей, имеющих детей» в рамках федерального проекта «Образование» были проведены следующие мероприятия:
создан сайт «Психолого-педагогическое сопровождение позитивного родительства» https://parent.mininuniver.ru/
создан аккаунт в социальной сети Интернет;
собраны видео отзывы от деятельности службы;
разработан и издан буклет (общий тираж 2000 экз.);
проведены встречи специалистов Службы ППСПР с родителями образовательных организаций (дошкольные и средние образовательные организации);
проведены научно-методические семинары для педагогов:
а) Психофизиологические основы оптимизации образовательного процесса в школе;
б) Психолого-педагогическая профилактика насилия в образовательной среде;
в) Преодоление кризисных ситуаций в профессиональной деятельности учителя и другие. Всего проведено 15 научно-методических семинаров, на которых педагоги были информированы о проекте «Поддержка семей, имеющих детей»;
специалистами Службы ППСПР проведено 28 мероприятий с родителями, среди них: а) семинары-тренинги «Взаимодействие родителей с подростками на основе здравого смысла» (24);
б) семинары-практикумы «Психолого-педагогические особенности первоклассников» (12);
в) круглые столы «Влияние современной игрушки на развитие ребенка» (6);
г) вебинары для родителей «Условия развития личности и индивидуальности детей раннего возраста» (4);
д) действует дискуссионная студенческая площадка «Культура родительства» (2) и т.д.
За отчетный период родители (законные представители) обращались с вопросами, которые можно объединить в следующие проблемные группы:
трудности в воспитании детей разного возраста;
задержка речевого развития детей;
трудности в обучении детей на разных ступенях обучения;
проблемы взаимоотношений родителей и детей-подростков;
проблема эмоциональной готовности детей к сдаче ОГЭ/ЕГЭ;
проблема зависимости (компьютерная, игровая);
проблема насилия в отношении детей школьников;
образование детей, не посещающих ДОУ;
проблема адаптации к новым условиям (поступление в новую школу/детский сад; переход в новое ОУ);
проблемы развития и обучения детей с ОВЗ.
За отчетный период было оказано 13000 услуг, к специалистам Службы ППСПР обратилось 5992 человека.
Специалисты службы повысили квалификацию, пройдя обучение по программе:
а) В рамках реализации проекта были привлечены к работе и прошли обучение 15 психологов, работающих в северных районах Нижегородской области.
Привлечены к работе высококвалифицированные специалисты для консультирования родителей с ОВЗ (специалисты по консультированию родителей детей с расстройствами аутистического спектра, родителей слабослышащих/глухих слабовидящих/слепых детей).
3. Результаты социальных исследованиях по теме проекта
По теме проекта ведутся исследования в рамках экспериментальных площадок, утвержденных Ученым советом Мининского университета (протокол 5 от 25.12.2019 г.):
Ценностное отношение к семье как основа духовно-нравственного становления (МАДОУ № 469);
Комплексная программа интеллектуально-личностного развития дошкольников в условиях дополнительного образования (Центр внешкольной работы» г. Балахна);
Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников (МБОУ Лицей 180);
Организационно-методическое сопровождение модели формирования основ культуры безопасности детей дошкольного возраста (МБДОУ Детский сад № 319);
Психолого-педагогическое сопровождение развития универсальных учебных действий (УУД) обучающихся второй и третьей ступени общего среднего образования (МБОУ Лицей №8).
Аннотация проекта | Ключевые слова |
На сегодняшний день зимние научно-образовательные школы университетов распространены по всему миру. Данная форма работы полностью вписывается в концепцию непрерывного образования (lifelonglearning), о которой все чаще говорится в условиях прогресса науки и техники и широкого применения инновационных технологий в различных областях жизни общества в XXI веке. Зимние школы являются инструментом создания и поддержки интереса к передовым научным знаниям в процессе получения образования. Зимние школы позволяют расширить горизонты познания, выйти за границы комфортного пребывания в классе, чтобы наладить продуктивное сотрудничество в области науки, культуры, образования. Нижегородский государственный педагогический университет выступает с инициативой организации зимней школы для обучающихся на базе российских образовательных организаций "Шаг в будущее – инструментарий современного мира". Миссией проведения зимней школы является создание в каникулярный период уникальной практико-ориентированной образовательной среды, направленной на подготовку будущих кадров, конкурентоспособных на глобальном рынке труда в эпоху цифровой экономики. Цели: 1.Установление и развитие познавательных аспектов в области «Цифровой экономики», расширение мировоззрения, получения навыков работы с новым инструментарием. 2.Запуск инновационной саморазвивающейся системы подготовки кадров через вовлечение обучающихся в инновационную деятельность и интенсивную образовательную среду, формирующую глобальные (социокультурные и профессиональные) компетенции посредством участия в командных проектных мульткультурных лабораториях совместно с профессионалами ведущих бизнес-компаний и стартапов; 3. Создание возможности и условия для регионального развития инноваций и кадров, популяризации высокотехнологичного отечественного образования в детской и молодежной среде. Проект предполагает участие в Зимней школе 150 школьников 9-11 классов (в возрасте от 14 до 17 лет) школ города Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в том числе иностранных граждан, на стационарной Детской оздоровительной базе отдыха "Ласточка" (Филиал Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород") с круглосуточным пребыванием. | Тематическая смена, дискретная математика, информатика, цифровые технологии, зимняя школа, школьники г. Нижнего Новгорода, база отдыха «Ласточка» |
Основные результаты: В рамках зимней школы «Шаг в будущее – инструментарий современного мира» для участников работали лаборатории: • лаборатория программирования, • лаборатория облачных технологий, • лаборатория робототехники, • лаборатория статистики, • лаборатория дискретной математики. Работа всех лабораторий была направлена на развитие hard skills (жестких навыков), таких как программирование, математическое моделирование, подготовка проектов, планирование, разбивка задачи на подзадачи. В работе лабораторий приняли участие преподаватели, магистранты Мининского университета, преподаватели школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Расписание каждого дня состояло из нескольких блоков: • образовательные блоки, • блок проектной работы, • спортивный блок, • блок вечерних мероприятий В рамках смены реализовывалось несколько тематических направлениях. Каждое из направлений было направлено на отработку навыков работы с инструментами, позволяющие выстраивать проектную работу. Проектная работа — это поиск новых идей, анализ каждой идеи, нахождение принципов, сбор данных, обработка, поиск решения. Каждое из направлений позволяет разить навыки, позволяющие решать задачи проектов. В рамках смены были подготовлены следующие: экология, социальные вопросы, вопросы образования. В рамках работы смены участникам был предложен кейс по разработке системы сбора мусора и его переработке от завода 70 лет Победы. В рамках работы школы, в фазе формирования команд, был заложен следующий процесс. Каждая команда — это отряд. Каждый отряд формировался исходя из возраста участников. Условие по формированию отрядов — максимально из разных школ. Это было необходимо, чтобы школьники из одной школы приняли участие в разных проектах. Всего было 10 проектных команд. 150 школьников приняли участие в проектной деятельности. Для 70% данная деятельность была новой. Были представлены следующие проекты: 1. Eco — ocean - проект, который направлен на сбор мусора с поверхности океана. 2. Поможем всем. Поиск специалиста для решения задач любого уровня. 3. Школьная столовая-зона отдыха - проект направлен на разработку концепции пространства в школе, внутри которого было приятно находится всем. 4. Кнопка Help для планеты Земля — предупредить пожар в лесу — одна из проблем современности. 5. Проблема органов чувств. Помощь слепым и слабослышащим — проект направлен на вовлечение людей, у которых имеются проблемы с органами чувств, чтобы обеспечить полноценное функционирование. 6. Распределение водных ресурсов и их использование в системе пожаротушения. 7. Доставим быстро и в любую точку. Современная система доставки — одно из направлений, которое постоянно развивается. 8. Лес будущего. 9. ЧисТЫй берег — экологический проект, направленный на организацию очистки берегового пространства реки Волги. 10. Робот - телескоп для школы. Представление проектов было организовано в виде постерной конференции. Специфика данной постерной конференции заключалась в том, что не существовало бланков с кретериями. Работа была направлена поиск решений некоторых вопросов и на отработку навыков выступления и защите своих идей. Экспертами были сами участники школы, которые задавали самые разные вопросы. Опрос участников показал, что данный формат имеет место быть. Каждый эксперт выступал не только как критик, а также и тот, кто становится непосредственным участником процесса. Защита проекта — это не только процесс отчета, но и процесс поиска новых идей и разработка их во время постерной конференции. Помимо образовательной и проектной деятельности в программу вошли спортивные мероприятия (бассейн, йога, лыжи, лазертаг, дартс) и творческие активности (концерты, игры в КВН, шоу «Танцы»). |
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Целью данного проекта является создание условий для формирования, расширения и углубления методологических, научно-методических и проектных компетенций в сфере филологических дисциплин, читаемых на русском языке в иноязычной аудитории, в том числе, русского языка как иностранного. Концепция выполнения проекта «В поисках разгадки национального русского кода: образовательные маршруты»: создание модульной программы курсов, позволяющей как в режиме онлайн, так и в условиях непосредственной аудиторной коммуникации осуществлять научно- методическое сопровождение преподавателя, реализующего программы филологических дисциплин на русском языке в условиях иноязычной аудитории, в том числе и русского языка как иностранного. Модульный формат курсов позволит слушателю уже на уровне знакомства с содержанием сформировать индивидуальную образовательную траекторию: выбрав ряд дисциплин, позволяющих развивать соответствующие компетенции, слушатель сможет совершенствовать профессиональные навыки в сфере преподавания филологических дисциплин на русском языке в иноязычной аудитории с учетом собственных потребностей. | Курсы открытого образования, курсы по изучению русского как иностранного, слушатели из стран СНГ |
Основные результаты:
Разработана программа курсов открытого образования «В поисках разгадки национального русского кода: образовательные маршруты», состоящая из аналитических и методических материалов 6 модульных курсов, которые позволяют осуществлять выбор индивидуального образовательного маршрута (100 вариантов) для каждой из каждой из групп профессионального сообщества (студенты, учителя, преподаватели высшей школы) в соответствии с их профессиональными интересами и уровнем владения русским языком или РКИ:
1)«Ценностный потенциал русской литературы» (1 ECTS =36 часов);
2)«Страноведение России;
3)«Диалог культур: проблема самоидентификации от истории к современности»;
4)Актуальные проблемы преподавания РКП;
5)Проектирование элективных курсов в практике преподавания русского языка как иностранного;
6)«Человек и мир в зеркале русского слова».
Апробирована концепция курсов открытого образования как актуальной среды для формирования/совершенствования профессиональных компетенций преподавателя.
Реализация проекта опиралась на метод «дополненной реальности», позволяющий осуществлять учебный процесс в условиях онлайн-образования.
Апробированы инновационные приемы, позволяющие осуществлять практику преподавания русского языка и дисциплин, читаемых на русском языке в инокультурной среде: освоение коммуникативных ситуаций с использованием сенсорных словесных образов; учебные ситуации, помогающие преодолеть культурный школ и адаптироваться в инокультурном городском пространстве; использование материала национально-регионального компонента как актуального ресурса в сфере преподавания русского языка как иностранного.
Сформированы условия для функционирования курсов открытого образования как дискуссионной площадки позволяющей в современных условиях корректировать традиционную деятельность в сфере преподавания и обучения РКИ и филологических дисциплин, читаемых на русском языке в инокультурной учебной аудитории.
Разработана концепция информационного сопровождения курсов открытого образования на русском языке на вебсайте Мининского университета, а также в «Вестнике Мининского университета», в формате информационного освещения на сайте Мининского университета, в социальных сетях Facebook, ВК. аккаунте You Tube и др.
Проведена экспертиза разработанных модульных курсов ведущими экспертами в сфере технологий открытого образования, преподавания РКП и продвижения образования на русском языке.
Проведена Международная научно-практическая блог-конференция по проблемам развития и продвижения образования на русском языке, в том числе РКИ, с привлечением ведущих российских и зарубежных экспертов, а также участников курсов открытого образования из стран-участниц СНГ «Образование на русском языке: проблемы, поиски, перспективы».
Образовательный проект, реализуемый в рамках совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития, финансируемый АНО «Институт дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр»
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Среди существующих проблем недостаточного уровня подготовки педагогических кадров в области финансовой грамотности, можно выделить следующие: - отсутствие корректного понимания ключевых финансовых понятий и начальных навыков использования информации финансового характера с целью принятия целесообразных и эффективных решений в области управления собственными финансовыми ресурсами (в частности, принятие решений о тратах и сбережениях, выбора соответствующих финансовых инструментов, организации планирования бюджета, накопление средств на будущие цели и т.д.), - наличие сложностей при поиске и анализе финансовой информации, формирования обоснованных аргументов своих позиций относительно решений в финансовой сфере (в частности, принятие решений на основе изучения показателей финансовой, инвестиционной, кредитной аналитик), - выбор эффективных и действенных методик преподавания курса финансовой грамотности, - финансовая культура населения сконцентрирована в первую очередь на потреблении, а не на сбережении, - отсутствие навыков формирования долгосрочных финансовых планов с различными категориями целей, - несостоятельность при формировании фондов средств и сбережений и построении стратегий по управлению ими, - наличие затруднений при необходимости проведения элементарных финансовых расчетов, в том числе и таких, которые необходимы в повседневной жизни, и, как следствие, невозможность провести объективную оценку возможных рисков. Важность разработки решения выявленных проблем относительно настоящего уровня финансовой грамотности учителей и учащихся является вполне очевидной, поскольку достижение надлежащего ее уровня способствует в будущем формированию общества способного самостоятельно через распределение личных финансовых потоков повышать уровень своей жизни, что в свою очередь способствует развитию экономики, повышению общественного благосостояния и частично снятию с государства ответственности в финансовой поддержке граждан, т.е. уменьшение финансирования социальных программ за счет участия граждан в системе социального страхования путем перераспределения доходов. Финансовое образование в настоящее время на фоне развития экономики страны является необходимым и неотъемлемым элементом при реализации процесса общего и дополнительного образования. В системе общего образования оно позволяет сформировать представление об основных финансовых категориях, о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. В системе дополнительного образования финансовая грамотность через развитие критичного и обоснованного подхода к вопросу распределения средств является действенным инструментом в решении проблем финансирования образования, решения жилищных проблем через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами, опираясь на полученные знания. Но, вместе с тем, возникает проблема владения методикой обучения финансовой грамотности учителей школ, воспитателей детских домов и школ-интернатов, преподавателей учреждений СПО. Зачастую преподавателями курса финансовой грамотности становятся учителя обществознания, истории, географии, математики и других учебных дисциплин, которые не владеют содержанием образования финансовой грамотности и методикой обучения. Следует отметить, что методика обучения существенно отличается от методики преподавания общеобразовательных дисциплин. Методика обучения имеет практико-ориентированный характер, в процессе обучения используются деятельностные формы обучения: кейс-метод, проблемные семинары, дискуссии и др. На основании вышеизложенного и учитывая важность повышения финансовой грамотности, сформулирована основная цель проекта – обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации. | Финансовая грамотность, методика обучения финансовой грамотности, студенты педагогических специальностей, дополнительное образование |
Основные результаты:
Кафедра страхования, финансов и кредита Мининского университета провела обучение посредством курса «Финансовая грамотность и методика ее преподавания». В обучении были задействованы студенты 5 факультетов университета:
факультета естественных, математических и компьютерных наук,
факультета психологии и педагогики,
факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий,
факультета управления и социально-технических сервисов,
факультета физической культуры и спорта,
обучающиеся по направлениям подготовки:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили: Математика и Экономика, Технология и Экономика, Математика и информатика, Информатика и технология, География и Биология, Биология и Химия, Физика и математика Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности;
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профили: Психология и педагогика начального образования, Психология и педагогика дошкольного образования;
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профили: Правоведение и правоохранительная деятельность, Дизайн и декоративно-прикладное искусство.
Обучение по предоставленным учебным, методическим и информационным материалам, разработанным в ходе реализации Проекта «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» прошли более 400 студентов.
Длительность программы - 72 академических часа, включая промежуточную и итоговую аттестацию.
Программа курса состояла из нескольких содержательных элементов:
- адаптационный раздел, посвященный овладению студентами содержанием финансовой грамотности (не более 30% от общего времени обучения);
- методический раздел, посвящённый овладению студентами методикой преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования;
- практический раздел, предполагающий моделирование учебных занятий. Студенты проводили занятия в учреждениях общего или дополнительного образования, или в группе своих однокурсников (не менее 20% от общего времени обучения).
В рамках курса рассмотрены следующие тематические разделы финансовой грамотности, а также методические рекомендации по ним:
- банки и взаимодействие с ними;
- уплата налогов и оформление налоговых льгот и вычетов;
- ведение личного и семейного бюджета, осуществление финансового планирования;
- взаимодействие со страховыми компаниями;
- оформление социальных пособий и обращение за помощью к государству в трудных жизненных ситуациях;
- создание собственного бизнеса;
- участие в деятельности фондового рынка и осуществление операций с валютами;
- создание пенсионных накоплений и взаимодействие с пенсионными фондами;
- защита прав потребителей финансовых услуг, защита от финансовых рисков.
Проведены опросы преподавателей, студентов, руководителей образовательных учреждений, участвующих в обучении (ректоров вузов и/или деканов факультетов) о качестве осуществляемого обучения в форме письменных Отзывов и Анкет.
Созданы условия для создания 1 видеофильма о проведенных мероприятиях.
Направлены представители на Межрегиональную конференцию по обмену опытом по обучению студентов педагогических специальностей методике обучения обучающихся учреждений общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации с текстами докладов участников.
Проект, финансируемый ЧОУ религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) «Нижегородская православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского»
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект «Культура и образование России» направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций и реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Проект «Культура и образование России» включает в себя две программы дополнительного образования детей: − «Современная система образования в Российской Федерации». Целью освоения программы является погружение в русскую культуру, знакомство с системой высшего образования в России. − «Русская традиционная культура Нижегородского региона» (программа включает в себя два вариативных модуля: «Народные художественные промыслы Нижегородской области», «Православные традиции Нижегородского региона»). Целью освоения программы является формирование ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения через изучение русской культуры Нижегородского региона, а также формирование адаптивности к темпам социальных и технологических перемен в условиях информационной социализации. Программы составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программы включают в себя название курса, цель, задачи, актуальность, содержание и перспективы развития. Полное содержание каждой программы рассчитано на 72 часа. 1 программа рассчитана для 90 китайских студентов (в возрасте от 17-20 лет), 2 программа - для 210 обучающихся гимназий Нижегородской области (в возрасте от 14-17 лет). | Образовательные программы, система дополнительного образования, дети и молодежь в возрасте от 12 до 25 лет, духовно-нравственное воспитание |
Основные результаты:
Разработана программа дополнительного образования детей: «Современная система образования в Российской Федерации» (72 часа).
Разработаны методические и дидактические материалы по образовательной программе дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации» (72 часа).
Закупка, доставка и наладка оборудования, техники, расходных материалов для реализации на базе ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина образовательной программы дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации».
Печать раздаточного материала для реализации образовательной программы дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации».
Организация обучения по образовательной программе дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации» для 90 иностранных слушателей с вручением сертификатов.
Организация культурно-образовательной программы для 90 иностранных слушателей, обучающихся по образовательной программе дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации».
Научно-исследовательские проекты, выполняемые в рамках грантов Российского фонда фундаментальных исследований 2020 года
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на разработку новых методов получения лактида молочной кислоты – мономера для синтеза полимерных материалов медицинского назначения. Полимолочная кислота (полилактид) – это биосовместимый и биорезорбируемый полимер. В зависимости от строения полимерной цепи и внешних условий его биорезорбция может протекать в сроки от нескольких недель до нескольких месяцев. Кроме этого, интерес к полилактидам обусловлен возможностью их получения из растительного сырья, а не из продуктов нефтепереработки, поскольку молочная кислота является продуктом брожения многих растительных углеводов. Перечисленные свойства полилактидов делают их перспективными материалами для применения в области медицины, в том числе в ортопедии. В 2016 году в Приволжском федеральном медицинском исследовательском центре (ПФМИЦ) показано, что полилактид, полученный в Институте металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН (ИМХ РАН) из лактида производства компании Purac (Нидерланды), не обнаруживает цитотоксичности. В ПФМИЦ также показано, что импланты из полилактида полученного в ИМХ РАН хорошо биосовместимы с костной тканью экспериментальных животных. При этом в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (НГПУ) в течение последних двух лет выполнены работы по превращению L‐молочной кислоты в лактид и далее в полилактид. Представленный проект предполагает объединение усилий двух организаций (НГПУ и ИМХ РАН) в разработке новых функциональных полимерных материалов медицинского назначения. При выполнении проекта будут разработаны каталитические методы конверсии молочной кислоты в лактид и полилактид, включая синтез новых и применение известных неорганических соединений в качестве катализаторов. Будут разработаны методы конверсии молочной кислоты в алкиллактаты и их последующее превращение в лактид и полилактид. Будут исследованы микроструктура, молекулярно‐массовое распределение, термическая и гидролитическая устойчивость, а также физико‐механические свойства полученных полимеров. Будет оптимизирован синтез лактида с целью обеспечения протекания процесса в контролируемом режиме с достижением предельных степеней конверсии сырья в конечный продукт (до 99 %). | Молочная кислота, алкиллактаты, соединения редкоземельных металлов, лактид, полилактид, катализаторы, полимеризация с раскрытием цикла, биосовместимые полимеры, полимерные импланты |
Основные результаты:
1. Разработка новых металлокомплексных катализаторов полимеризации циклических эфиров, позволяющих проводить процесс в контролируемом режиме с достижением предельных степеней конверсии мономера в полимер (99 %).
2. Получение полилактида (ПЛА) из синтезированного ранее лактида в растворе с использованием металлокомплексных катализаторов.
3. Получение ПЛА поликонденсацией из молочной кислоты и ее эфиров с использованием каркасных алюмосиликатов – цеолитов.
4. Исследование микроструктуры, молекулярно-массового распределения, термической и гидролитической устойчивости, а также физико-механических свойств ПЛА.
5. Исследование деградации полилактидов при температурах выше 150 ˚С.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Исследование связано с решением проблемы разработки концептуальных основ проектирования и практической реализации модели эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте, отражающей опережающую функцию образования в достижении устойчивого развития территорий. Исследование реализует идею принципиально иных приоритетов развития, которые исходят из принципов опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем по сравнению с развитием сложных технологических систем. Образование в данном случае становится "базисом базиса" расширенного воспроизводства экономики и общества в гармонии с природой. Данная педагогическая проблема является приоритетной и инновационной в контексте перехода человечества на путь устойчивого развития на основе формирования личности с эколого-ориентированными качествами, базирующихся на культуросообразных ценностях. В этой связи культурный ландшафт рассматривается как социоприродный культурный феномен, как культурно-экологическое пространство «питающее и взращивающее личность», способствующее достижению гармонии на основе эколого-ориентированных способов жизнедеятельности. Проект предполагает разработку концептуальных основ проектирования эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте и соответствующей им педагогической модели, которые имеют инновационный характер, реализуют идеи опережающего образования в интересах устойчивого развития, обеспечивая результативность российского образования в контексте глобального образовательного проекта, связанного с образованием для устойчивого развития. Предполагается конструирование системы культурно-экологических модулей и проектов, реализующих образовательно-воспитательный потенциал культурных ландшафтов, развивающих субъектный опыт обучающихся эколого-ориентированного, конструктивно-деятельностного характера. В рамках проекта будет подготовлена монография, авторские программы, статьи в российских и зарубежных изданиях. | Опережающая функция образования, человеческие качества, устойчивое развитие территорий, модель эколого-ориентированной жизнедеятельности, культурный ландшафт, культурно-экологические модули, инновационные образовательные ресурсы, социальное партнерство |
Основные результаты:
Исходя из целевых ориентиров исследования, разработаны концептуальные основы развития эколого-ориентированных способов жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте в контексте смыслообразующих универсалий культуры постиндустриального общества объективного и субъективного порядка: Концептуальную основу составили совокупность иерархически структурированных методологических подходов и система принципов, обеспечивающих их трансляцию в образовательно-воспитательный процесс развития эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте. К ним отнесены: коэволюционный субъектно-деятельностный, трансдисциплинарный, интегральный, интегрально-ситуативный, культурно-экологический, ландшафтно-средовый подходы.
Концептуальные основания исследования легли в основу разработки системно-структурной педагогической модели развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте, в сопряженности целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативно-оценочного, диагностического компонентов. Целевой компонент представлен в единстве цели субъекта и цели-идеала. Стратегическая цель сформулирована как формирование культуры природопользования, а цель-субъект – как способы эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте. Осмысление эколого-ориентированных способов жизнедеятельности обучающихся как цели-субъекта тесно связывалось с осознанием личностной концепции культуры, структуры, функций и особенности этапов становления культуры природопользования.
В результате, динамика культуросообразного процесса взаимодействия личности с социоприродной средой, развивающаяся в векторе: адаптация – осмысление – творчество, стала основанием проектирования, оценки и реализации различных способов жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Установлено, что каждому этапу культуросообразного процесса соответствуют определенные способы эколого-ориентированной жизнедеятельности, отражающие последовательную реализацию идеи личности как субъекта жизнедеятельности: жизневосприятие, жизнеосмысление, жизнетворчество. Отмеченные способы эколого-ориентированной жизнедеятельности обеспечивают развитие у обучающихся всех компонентов культуры природопользования как цели-идеала.
В контексте разработанных подходов и принципов выстраивалась структура двухкомпонентного содержания: внешнего – отражающего структуру культуры природопользования и внутреннего, как атрибута самой личности, которое присвоено и означено ею. Интегральный подход к конструированию содержания актуализировал процессы познания на основе интегральных крат, позволяющих осознать универсальную ценность и самоценность всех компонентов культурного ландшафта, выйти на новый уровень его изучения.
Процессуальный компонент модели, отражает процесс развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте, включающая следующие взаимосвязанные этапы: культурно-адаптационный этап, культурно-смысловой этап, культурно-творческий этап.
Формирование личности как субъекта жизнедеятельности рассматривается в контексте внутренней согласованности субъективного опыта и его реализации во внешнем мире на основе интегральных учебных и реальных ситуаций в культурном ландшафте. В исследовании выделены и обоснованы следующие виды интегральных ситуаций: культурно-адаптационная интегральная ситуация, культурно-смысловая интегральная ситуация, культурно-созидательная интегральная ситуация Разработана и обоснована структура эколого-ориентированных интегральных ситуаций.
Разработаны и обоснованы уровни сформированности культуры природопользования, отражающих целостность и преемственность культурного освоения обучающимся культурного ландшафта. Выделены: культурно-адаптационный уровень, культурно-смысловой уровень, культурно-созидательный уровень. В концепте нашего исследования уровни сформированности культуры природопользования сопряжены со эколого-ориентированными способами жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Исходя из этого положения, разработан педагогический инструментарий, направленный на выявление сформированности эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Авторская методика основана на выполнении совокупности индивидуальных проектов в рамках интегрального проекта, связанных по принципу преемственности. Каждый из них отражает определённый уровень сформированности способов эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте. Использование авторской методики в ходе констатирующего эксперимента (512 респондентов) позволило констатировать, что более трети обучающихся 8 классов не демонстрирую сформированность эколого-ориентированных способов жизнедеятельности в культурном ландшафте, и только 3% респондентов демонстрируют развитие способов жизнетворчества. В ходе констатирующего эксперимента были подтверждены актуальность и востребованность тематики исследования для современной школы.
В целом, результаты исследования отражены в монографии «Концепция и системно-структурная педагогическая модель развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте», статьях (2 статьи в изданиях, включенных Web of Science, 8 – включенных в базу данных ВАК, 10 РИНЦ) и докладах международных и региональных научно-практических конференций (13 докладов).
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Интерес исследователей к соединениям металлов с редокс-активными лигандами остается чрезвычайно высоким из-за широких перспектив применения данного класса координационных соединений в катализе, о чем свидетельствует ряд последних обзоров на данную тему. Редокс-активные лиганды за счет способности обратимо принимать и отдавать электроны в ходе химических превращений, оставаясь при этом связанными с металлом, существенно расширяют или даже изменяют реакционную способность металлокомплекса. Все известные до настоящего времени комплексы переходных металлов на основе диазагаллолов содержат анионный лиганд. Недавно нами впервые было показано, что 1,3,2-диазагаллолы на основе аценафтен-1,2-диимина могут существовать как в анионной, так и в нейтральной (радикальной) форме и, таким образом, выступать в качестве редокс-активных лигандов при комплексообразовании с переходным металлом. В этом случае мы формируем так называемые “molecular complexity systems”, в которых “молекулярная сложность” заключается в сочетании в одной молекуле нескольких реакционных центров – редокс- активного лиганда и атомов переходного и непереходного металлов, влияющих друг на друга. Кроме того, сам лиганд [(dpp-bian)Ga:] на основе аценафтен-1,2-диимина имеет несколько дополнительных реакционных центров. Так, нафталиновая система может проявлять восстановительные свойства, а дииминовый металлофрагмент способен как к реакциям переноса электрона, так и к согласованным реакциям типа циклоприсоединения. Все это позволяет ожидать нетривиальную реакционную способность исследуемых соединений, что может быть использовано для управляемой трансформации различных субстратов. Поэтому исследования, направленные на синтез, изучение строения и реакционной способности 1,3,2-диазагаллольных металлокомплексов на основе аценафтен-1,2-дииминов по отношению к различным классам органических и неорганических соединений, являются актуальными и научно значимыми как в плане расширения фундаментальных представлений о свойствах координационных соединений, так и в практическом плане для решения задач более эффективной переработки химического сырья. Таким образом, научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что впервые будут получены комплексы переходных (Cr, Mo, W, Fe, Ni, V, Ti, Zr и др.) и некоторых непереходных элементов с диазагаллольным лигандом в различных состояниях «восстановленности» (нейтральный-радикальный, анионный). В этих соединениях возможна реализация необычных типов связей, а также низких степеней окисления атомов металла. Кроме этого, в рамках выполнения предлагаемого проекта нами планируется изучение реакционной способности комплексов переходных металлов с карбеноидом [(dpp-bian)Ga:] и его восстановленной формой [(dpp-bian)Ga:]– по отношению к различным классам ненасыщенных органических соединений (алкинам, нитрилам, эфирам, изоцианатам и пр.), а также малым молекулам (CO2, N2O, SO2, H2O и др.). Строение всех вновь полученных соединений будет исследовано методом рентгеноструктурного анализа, а их поведение в растворе – спектральными методами (ЯМР и ЭПР). Полученные результаты дополнят базовые представления о строении и свойствах координационных соединений переходных металлов и позволят разработать на их основе новые типы реагентов и катализаторов для органического синтеза. | Соединения металлов, редокс-активные лиганды, дииминовый металлофрагмент, метод рентгеноструктурного анализа |
Основные результаты:
1. Показано, что 1,3,2-диазагаллолы на основе аценафтен-1,2-диимина могут существовать как в анионной, так и в нейтральной (радикальной) форме и, таким образом, выступать в качестве редокс-активных лигандов при комплексообразовании с переходным металлом.
2. Изучение реакционной способности комплексов переходных металлов с карбеноидом [(dpp-bian)Ga:] и его восстановленной формой [(dpp-bian)Ga:]– по отношению к различным классам ненасыщенных органических соединений (алкинам, нитрилам, эфирам, изоцианатам и пр.), а также малым молекулам (CO2, N2O, SO2, H2O и др.).
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В обзорной статье рассматривается феномен Нижегородского текста русской словесности как культурно-исторического и культурно-поэтического смыслового поля, оказавшего существенное влияние на формирование национального культурного кода, становление типологических характеристик художественного сознания в их динамике, создание универсальной модели национального характера. Актуальность данного исследования определяется пристальным вниманием российской и европейской литературоведческой науки последних десятилетий к проблеме национальной самоидентификации, ценностным ориентациям в литературе (В. Е. Хализев «Ценностные ориентации русской классики» 2005; международные научные конференции в Чехии Польше: «Ценности в литературе и искусстве», Брно, V, 3-4 июня 2021; («Wielkie tematy kultury w literaturach słowiańskich», Вроцлав, 2012,2015, 2017, 2019 гг.). Методология исследования сформирована с опорой на работы ведущих российских исследователей – авторов проекта «Нижегородский текст русской словесности», представляющих научно-исследовательские институции и университеты: Д. С. Московской, И. А. Есаулова, А. М. Любомудрова, Л. А. Спиридоновой, Е. Г. Чернышевой, Е. В. Николаевой, С.В. Шешуновой, С. Н. Пяткина, Н.П. Жилиной, М.А. Хатямовой и мн. др. Цель данной работы: осмыслить методологический и историко-литературный результат многолетнего фундаментального исследования, осуществлявшегося российскими и зарубежными исследователями с 2007 по 2019 гг. в формате международных научно-исследовательских конференций. Авторы статьи не ограничивают содержание данной работы демонстрацией локальных, региональных характеристик нижегородского текста, но осмысливают его как сверхтекст, взаимодействующий с генетически близкими ему национально-культурными кодами («Волжский текст»), а также рассматривают в аспекте межкультурной коммуникации. Обращение к асиологическому аспекту оценки явлений литературы позволило проанализировать реалии Нижегородского текста с позиций типического и сверхтипического, национального и всемирного. В тексте статьи предметом научного осмысления являются исследования ученых из Польши, Украины, Чехии, многолетних партнеров проекта «Нижегородский текст русской словесности»: проф. И. Мяновской, М. Сидор, А. Возьняк, Л.К.Оляндэр, Й. Догнала. В статье обобщенные результаты коллективной научной деятельности соотносятся с основными научно-исследовательскими тенденциями в отечественной и европейской научной мысли, опираются на принятые в научном коллективе методологические установки, необходимые для описания и анализа следующих явлений: тип художественного сознания, аксиология славянской культуры, универсальная модель национального характера, культурный код. | Сакральный топос, национальный характер, художественная антропология, ценности, типология художественного сознания, мифогенерирующий характер нижегородского текста |
Основные результаты:
1. Описана репрезентативная тематика исследований в области Нижегородского текста от истоков до современного состояния литературного процесса: осмысление сакральных топосов, проблема национального характера (град Китеж, Нижегородский Откос, Сормово и т.д.; протопоп Аввакум, Козьма Минин и др.).
2. Выявлены теоретико-литературные дефиниции, необходимые для описания предмета исследования: тип художественного сознания, литературная универсалия, архетип, «мифогенное пространство» (Ю. М. Лотман), жанр, соотношение «персонаж-характер».
3. Осмыслена рецепция нижегородского текста в европейской литературе и европейскими исследователями данной проблематики: восприятие городского пространства, выбор персоналий и оценка творчества создателей нижегородского текста; нижегородская «эмигрантология» (термин проф. Л. Суханека).
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В настоящее время интерес к проблемам, связанным с апофатической тематикой, достаточно высок. Обусловлено это во многом доминированием постмодернистских интенций в культуре в целом и в философии, в частности. Но проблематика апофазиса или – если использовать латинизированный вариант этого понятия – негативности непосредственно значима для философии, в том числе и современной – взять хотя бы во внимание вопрос, поставленный М. Хайдеггером о том, почему есть сущее, а не ничто. В контексте актуальности вопрошаний о смыслах ничто, особое значение приобретают исследования, направленные на поиск исходных смыслов негативности. Начало апофатической проблематики – греческая философия. К обзорному анализу исследований апофатического дискурса в античной философии и обращена наша статья. Работы, в которых затрагиваются интересующие нас аспекты тематики негативности, с некоторой долей условности можно разделить на несколько групп. Во-первых, если говорить об исследованиях отечественных специалистов, можно выделить работы, в которых наличествует обращение к «истории вопроса», но проблематика греческого апофазиса в них, как правило, отдельно не выделяется (исследования Н.М. Солодухо, В.А. Кутырева). Отдельно отметим исследования, направленность которых лежит именно в русле истории философии (среди таковых, к примеру, можно указать исследования В.Н. Дробышева, И.А. Протопопова). Кроме того, греческий апофазис – это целый комплекс взаимосвязанных проблем. К примеру, вопрос о разделении философской апофатики и апофатической теологии не изучен в достаточной мере, но по нему имеются исследования, обобщение результатов которых имеет определенный интерес (среди отечественных авторов можно выделить А.В. Ахутина). Сюда же можно отнести и работы, в которых в той или иной степени затрагивается проблема типологии негативности (P. Hadot, A. Armstrong etc.). Далее, отдельный и, вероятно, самый значительный пласт исследований посвящен апофатической проблематике в учениях отдельных мыслителей античной эпохи. И здесь, конечно, мы имеем дело с весьма широким перечнем работ. Полагаем справедливым утверждение, согласно которому центральной фигурой дискурса негативности в античной философии является Платон (Ю.А. Шичалин, И.А. Протопопова). К примеру, гипотезы диалога «Парменид» оказали ключевое влияние на формирование апофатического контекста генологии неоплатоников (E.R. Dodds, E. Bréhier etc.). Отметим и наличие исследований по данной тематике в философии досократиков. Исследователи учений Парменида (М.Н. Вольф, A. Mourelatos, P. Curd), Гераклита (А.В. Лебедев), софиста Горгия (М.Н. Вольф, Р.Б. Галанин), Демокрита (С.Я. Лурье) затрагивают и интересующий нас аспект. Также нельзя не отметить исследования апофатической проблематики в эпоху эллинизма, в частности, речь о философии неоплатоников (J. Rist, J. Dillon). Вне всяких сомнений, многие аспекты интересующей нас проблематики затронуты в работах А.Ф. Лосева. Таким образом, предполагаемая к написанию обзорная статья будет посвящена анализу как отечественных, так и зарубежных исследований по тематике негативности в истории античной философии. При этом хотелось бы подчеркнуть, что работ, цель которых системное изложение специфики именно греческого апофазиса, практически не встречается. И относительно целостный обзор можно получить, анализируя работы, в которых данная тематика затрагивается в узком контексте – от проблемы типологии негативности до экспликации апофатической проблематики в учениях античных философов. Представляется, что предполагаемая обзорная статья будет иметь необходимый элемент новизны для отечественной историко-философской науки. | Античная философия, ничто, апофазис, апофатическая теология, философская апофатика, Парменид, Гераклит, Горгий, Платон, «Парменид», Единое, неоплатонизм |
Основные результаты:
Анализ как отечественных, так и зарубежных исследований по тематике негативности в истории античной философии, в том числе в которых данная тематика затрагивается в узком контексте – от проблемы типологии негативности до экспликации апофатической проблематики в учениях античных философов.
Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках грантов АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800»
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Печёрская округа – это прекрасное место для отдыха, патриотического образования и занятий спортом. Это особая часть Нижегородского района, история которой напрямую связана с древним Вознесенским Печёрским монастырём и слободой Печёры, образованной неподалёку от монастыря. Нам хочется по-новому открыть Печёрскую округу, а также привлечь внимание ко всем её проблемам. Цель: создание экскурсионного центра «Печёрская сторона». Задачи: 1) Создание пешего экскурсионного маршрута по основным достопримечательностям Печёрской округи; 2) Создание доступного актуального контента в сети Интернет (сайт и группа в социальной сети «ВКонтакте»); 3) Разработка виртуальной экскурсии для людей, которые не могут посетить наш город. | Печёрская округа, г. Нижний Новгород, культурно-историческое наследие, экскурсионные маршруты |
Основные результаты:
1. Проведено несколько съёмок на территории объекта. Вышло два трейлера к фильму «Печёрская сторона. История и современность». Разработан сценарий полнометражного фильма и создано несколько короткометражных роликов.
2. Проведён сбор и накопление фото- и видеоматериала, необходимого для создания виртуальной экскурсии. Сформирована команда разработчиков виртуального движка и дизайна карт виртуальной экскурсии.
3. Создание площадки для обсуждения фильма и препринтов статей, организован ряд встреч с целевой аудиторией.
4. Разработка и реализация программы мероприятий проекта (несколько уникальных экскурсионных маршрутов, а также программа квестов, викторин и других мероприятий для целевой аудитории).