Инициативные научные проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания на НИР Министерства просвещения РФ 2020 года 

Федюшкин Игорь Леонидович 
руководитель
доктор химических наук, профессор, директор научно-образовательного центра «Химия молекул и материалов», член-корреспондент РАН  
Аннотация проекта Ключевые слова
Проект направлен на разработку и промышленное внедрение технологии получения, так называемых, биоразлагаемых полимеров, например алифатических полиэфиров (полилактидов, полилактонов и их сополимеров). Полиэфиры могут разлагаться под действием биологических сред в результате гидролитического разложения и/или энзимолиза до мономеров с последующим превращением в диоксид углерода и воду, являющихся, в свою очередь, исходными веществами процесса фотосинтеза. Другой привлекательной особенностью алифатических полиэфиров является возможность их получения из быстро возобновляемого природного сырья (крахмала зерновых культур и др.), что исключает зависимость промышленности от невосполнимых углеводородных природных ископаемых. Благодаря своей биоразлагаемости и биосовместимости данные полимеры могут быть использованы в качестве материалов для производства высокотехнологичных медицинских изделий, например, имплантатов, штифтов и хирургических ниток и сеток. Для этих целей наиболее предпочтительным полимером является полимолочная кислота (полилактид, PLA), поскольку желаемые физико-механические свойства и скорость биодеградации достаточно эффективно достигаются путем изменения микроструктуры PLA (последовательности и соотношения стереоизомерных L- и D-форм мономерных звеньев), молекулярного веса, а также полидисперсности. Исследования в области получения и практического использования алифатических полиэфиров очень интенсивно проводятся в таких странах как США, Германия, Голландия, Финляндия, Северная Корея, Япония и некоторых других. В Российской Федерации исследования в области биоразлагаемых полимеров, и, в частности полилактидов, в настоящее время проводятся в ряде научно-исследовательских центров, в том числе ГНЦ «Курчатовский институт», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Институт металлорганической химии им. Г.А. Разуваева (ИМХ РАН). В последние годы в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (НГПУ) начата разработка методов превращения молочной кислоты и ее эфиров в ценные органические вещества, в том числе лактид – мономер для синтеза PLA. В 2019 году в ИМХ РАН был получен полилактид с использованием лактида, синтезированного в НГПУ. Сотрудниками Института травматологии Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) было показано, что полученный полимер не цитотоксичен. Пропитка пор высокопористого олигоэфиракрилатного материала смесью полилактида и антибиотика гентомицина позволила получить предшественник костного имплантата, который в тестовом эксперименте на клеточной культуре постепенно выделял антибиотик в пространство вокруг полимерного образца в течение семи дней за счет медленной биодеградации полилактида, находящегося в порах. Представленный проект предполагает дальнейшие исследования, связанные с разработкой функциональных полимерных материалов для медицинского применения. Проект будет направлен на разработку каталитических одностадийных способов превращения молочной кислоты в лактид с использованием каркасных алюмосиликатов, а также неорганических добавок в качестве катализаторов. Также будут разработаны новые высокоэффективные металлокомплексные катализаторы для полимеризации циклического диэфира молочной кислоты с раскрытием цикла. Будут получены сополимеры на основе лактида. Будут исследованы микроструктура, молекулярно-массовое распределение, индекс полидисперсности, а также физико-механические свойства полученных полимеров и сополимеров. Будет исследована цитотоксичность полученных образцов, а также будет изучена скорость биодеградации полимеров. Биосовместимые полимеры, полилактид, металлокомплексные катализаторы полимеризации, медицинские технологии, ортопедия, полимерные импланты

Основные результаты:

НОЦ «Химия молекул и материалов» продолжает совершенствовать перспективные способы синтеза такого ценного сырья, как лактид. Данное соединение позволяет с легкостью производить высококачественные полимерные материалы, находящие широкое применение в различных отраслях промышленности, в т.ч., в медицине. В августе 2020 года по данной тематике подана уже вторая, за последние 2 года, заявка на патент, описывающая эффективный с точки зрения промышленного применения способ получения лактида и полилактида. Данные исследования проводятся в сотрудничестве с ИМХ РАН и ПИМУ, с использованием их аналитических и приборных ресурсов. Имеющиеся данные позволят в ближайшей перспективе наладить экспериментальное производство, в частности, запустить пилотную установку по производству полилактида медицинской чистоты. В течение ближайших нескольких лет будут разработаны новые высокоэффективные металлокомплексные катализаторы полимеризации, также будут получены сополимеры на основе лактида, исследованы их физико-механические свойства и цитотоксичность с культурами дермальных фибробластов человека.

 

 

Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством просвещения РФ

Кочнева Елена Михайловна
руководитель
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект направлен на консолидацию усилий специалистов на оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на благоприятное психическое развитие детей; а также обобщение, накопление и распространение опыта психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение и консультативно-методическая помощь включает в себя выполнение следующих взаимосвязанных видов работ:

1. Информационно-просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями психического, духовно-нравственного развития и воспитательного процесса детей дошкольного возраста; проводится с родителями (законными представителями); гражданами, которые желают принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; педагогическими работниками; практическими психологами.

2. Консультационная деятельность, которая обеспечивает своевременную специализированную (консультативную, методическую и психолого-педагогическую) помощь родителям (законным представителям) в вопросах психического развития и воспитания детей, познания ребенком окружающего мира и развития регуляции поведением и деятельностью, а также гражданам, решившим взять на воспитание детей, оставшихся без попечения взрослых. Консультационная деятельность направлена на удовлетворение любого запроса получателем консультации в пределах обучения, воспитания и развития детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения детей, и иным вопросам, непосредственно связанным с образовательной деятельностью.

3.Психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на создание условий полноценного благополучного развития детей в семье посредством оказания консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в разрешении разного рода вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи.

4.Учебно-методическая деятельность, направленная на разработку рекомендаций для педагогических работников по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников; рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам создания благоприятной атмосферы в семье; психического развития детей; бесконфликтного разрешения возникающих проблем в процессе жизнедеятельности семьи; рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).

5.Научно-исследовательская деятельность, направленная на выделение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; отслеживание (мониторинг и экспертиза) результатов оказания специализированной (консультативной, методической и психолого-педагогической) помощи родителям (законным представителям); изучение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и обозначение рисков отказа граждан от принятых в семью детей; повышение общей психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей).

Поддержка семей, имеющих детей; психолого-педагогические услуги; методическая помощь; консультативная помощь; родители (законные представители) детей; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети дошкольного возраста; программа помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье

Основные результаты:

1. Для оказания услуг психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, и оказание консультативно-методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), имеющих детей, в том числе детей раннего возраста, получающих дошкольное образование в семье, в ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина была создана Служба «Психолого-педагогическое сопровождение позитивного родительства» в соответствии с приказом № 398/1.3.1 от 31.05.2019 г.

2. Информационная кампания и освещение проекта в СМИ (сюжеты, интервью, статьи, рекламные буклеты, листовки).

За 2020 год с момента создания Службы ППСПР с целью информирования граждан о содержании и условиях реализации проекта «поддержка семей, имеющих детей» в рамках федерального проекта «Образование» были проведены следующие мероприятия:

создан сайт «Психолого-педагогическое сопровождение позитивного родительства» https://parent.mininuniver.ru/

создан аккаунт в социальной сети Интернет;

собраны видео отзывы от деятельности службы;

разработан и издан буклет (общий тираж 2000 экз.);

проведены встречи специалистов Службы ППСПР с родителями образовательных организаций (дошкольные и средние образовательные организации);

проведены научно-методические семинары для педагогов:

а) Психофизиологические основы оптимизации образовательного процесса в школе;

б) Психолого-педагогическая профилактика насилия в образовательной среде;

в) Преодоление кризисных ситуаций в профессиональной деятельности учителя и другие. Всего проведено 15 научно-методических семинаров, на которых педагоги были информированы о проекте «Поддержка семей, имеющих детей»;

специалистами Службы ППСПР проведено 28 мероприятий с родителями, среди них: а) семинары-тренинги «Взаимодействие родителей с подростками на основе здравого смысла» (24);

б) семинары-практикумы «Психолого-педагогические особенности первоклассников» (12);

в) круглые столы «Влияние современной игрушки на развитие ребенка» (6);

г) вебинары для родителей «Условия развития личности и индивидуальности детей раннего возраста» (4);

д) действует дискуссионная студенческая площадка «Культура родительства» (2) и т.д.

За отчетный период родители (законные представители) обращались с вопросами, которые можно объединить в следующие проблемные группы:

трудности в воспитании детей разного возраста;

задержка речевого развития детей;

трудности в обучении детей на разных ступенях обучения;

проблемы взаимоотношений родителей и детей-подростков;

проблема эмоциональной готовности детей к сдаче ОГЭ/ЕГЭ;

проблема зависимости (компьютерная, игровая);

проблема насилия в отношении детей школьников;

образование детей, не посещающих ДОУ;

проблема адаптации к новым условиям (поступление в новую школу/детский сад; переход в новое ОУ);

проблемы развития и обучения детей с ОВЗ.

За отчетный период было оказано 13000 услуг, к специалистам Службы ППСПР обратилось 5992 человека.

Специалисты службы повысили квалификацию, пройдя обучение по программе:

а) В рамках реализации проекта были привлечены к работе и прошли обучение 15 психологов, работающих в северных районах Нижегородской области.

Привлечены к работе высококвалифицированные специалисты для консультирования родителей с ОВЗ (специалисты по консультированию родителей детей с расстройствами аутистического спектра, родителей слабослышащих/глухих слабовидящих/слепых детей).

3. Результаты социальных исследованиях по теме проекта

По теме проекта ведутся исследования в рамках экспериментальных площадок, утвержденных Ученым советом Мининского университета (протокол 5 от 25.12.2019 г.):

Ценностное отношение к семье как основа духовно-нравственного становления (МАДОУ № 469);

Комплексная программа интеллектуально-личностного развития дошкольников в условиях дополнительного образования (Центр внешкольной работы» г. Балахна);

Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников (МБОУ Лицей 180);

Организационно-методическое сопровождение модели формирования основ культуры безопасности детей дошкольного возраста (МБДОУ Детский сад № 319);

Психолого-педагогическое сопровождение развития универсальных учебных действий (УУД) обучающихся второй и третьей ступени общего среднего образования (МБОУ Лицей №8).

Лапин Николай Иванович
руководитель
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и математического образования
Аннотация проекта Ключевые слова

На сегодняшний день зимние научно-образовательные школы университетов распространены по всему миру. Данная форма работы полностью вписывается в концепцию непрерывного образования (lifelonglearning), о которой все чаще говорится в условиях прогресса науки и техники и широкого применения инновационных технологий в различных областях жизни общества в XXI веке.

Зимние школы являются инструментом создания и поддержки интереса к передовым научным знаниям в процессе получения образования. Зимние школы позволяют расширить горизонты познания, выйти за границы комфортного пребывания в классе, чтобы наладить продуктивное сотрудничество в области науки, культуры, образования.

Нижегородский государственный педагогический университет выступает с инициативой организации зимней школы для обучающихся на базе российских образовательных организаций "Шаг в будущее – инструментарий современного мира".

Миссией проведения зимней школы является создание в каникулярный период уникальной практико-ориентированной образовательной среды, направленной на подготовку будущих кадров, конкурентоспособных на глобальном рынке труда в эпоху цифровой экономики.

Цели:

1.Установление и развитие познавательных аспектов в области «Цифровой экономики», расширение мировоззрения, получения навыков работы с новым инструментарием.

2.Запуск инновационной саморазвивающейся системы подготовки кадров через вовлечение обучающихся в инновационную деятельность и интенсивную образовательную среду, формирующую глобальные (социокультурные и профессиональные) компетенции посредством участия в командных проектных мульткультурных лабораториях совместно с профессионалами ведущих бизнес-компаний и стартапов;

3. Создание возможности и условия для регионального развития инноваций и кадров, популяризации высокотехнологичного отечественного образования в детской и молодежной среде.

Проект предполагает участие в Зимней школе 150 школьников 9-11 классов (в возрасте от 14 до 17 лет) школ города Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в том числе иностранных граждан, на стационарной Детской оздоровительной базе отдыха "Ласточка" (Филиал Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород") с круглосуточным пребыванием.

Тематическая смена, дискретная математика, информатика, цифровые технологии, зимняя школа, школьники г. Нижнего Новгорода, база отдыха «Ласточка»

Основные результаты:

В рамках зимней школы «Шаг в будущее – инструментарий современного мира» для участников работали лаборатории:

• лаборатория программирования,

• лаборатория облачных технологий,

• лаборатория робототехники,

• лаборатория статистики,

• лаборатория дискретной математики.

Работа всех лабораторий была направлена на развитие hard skills (жестких навыков), таких как программирование, математическое моделирование, подготовка проектов, планирование, разбивка задачи на подзадачи.

В работе лабораторий приняли участие преподаватели, магистранты Мининского университета, преподаватели школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Расписание каждого дня состояло из нескольких блоков:

• образовательные блоки,

• блок проектной работы,

• спортивный блок,

• блок вечерних мероприятий

В рамках смены реализовывалось несколько тематических направлениях. Каждое из направлений было направлено на отработку навыков работы с инструментами, позволяющие выстраивать проектную работу. Проектная работа — это поиск новых идей, анализ каждой идеи, нахождение принципов, сбор данных, обработка, поиск решения. Каждое из направлений позволяет разить навыки, позволяющие решать задачи проектов. В рамках смены были подготовлены следующие: экология, социальные вопросы, вопросы образования.

В рамках работы смены участникам был предложен кейс по разработке системы сбора мусора и его переработке от завода 70 лет Победы.

В рамках работы школы, в фазе формирования команд, был заложен следующий процесс. Каждая команда — это отряд. Каждый отряд формировался исходя из возраста участников. Условие по формированию отрядов — максимально из разных школ. Это было необходимо, чтобы школьники из одной школы приняли участие в разных проектах. Всего было 10 проектных команд.

150 школьников приняли участие в проектной деятельности. Для 70% данная деятельность была новой.

Были представлены следующие проекты:

1. Eco — ocean - проект, который направлен на сбор мусора с поверхности океана.

2. Поможем всем. Поиск специалиста для решения задач любого уровня.

3. Школьная столовая-зона отдыха - проект направлен на разработку концепции пространства в школе, внутри которого было приятно находится всем.

4. Кнопка Help для планеты Земля — предупредить пожар в лесу — одна из проблем современности.

5. Проблема органов чувств. Помощь слепым и слабослышащим — проект направлен на вовлечение людей, у которых имеются проблемы с органами чувств, чтобы обеспечить полноценное функционирование.

6. Распределение водных ресурсов и их использование в системе пожаротушения.

7. Доставим быстро и в любую точку. Современная система доставки — одно из направлений, которое постоянно развивается.

8. Лес будущего.

9. ЧисТЫй берег — экологический проект, направленный на организацию очистки берегового пространства реки Волги.

10. Робот - телескоп для школы.

Представление проектов было организовано в виде постерной конференции. Специфика данной постерной конференции заключалась в том, что не существовало бланков с кретериями. Работа была направлена поиск решений некоторых вопросов и на отработку навыков выступления и защите своих идей. Экспертами были сами участники школы, которые задавали самые разные вопросы.

Опрос участников показал, что данный формат имеет место быть. Каждый эксперт выступал не только как критик, а также и тот, кто становится непосредственным участником процесса. Защита проекта — это не только процесс отчета, но и процесс поиска новых идей и разработка их во время постерной конференции.

Помимо образовательной и проектной деятельности в программу вошли спортивные мероприятия (бассейн, йога, лыжи, лазертаг, дартс) и творческие активности (концерты, игры в КВН, шоу «Танцы»).

 

 

Дзюба Елена Марковна
руководитель
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта Ключевые слова

Целью данного проекта является создание условий для формирования, расширения и углубления методологических, научно-методических и проектных компетенций в сфере филологических дисциплин, читаемых на русском языке в иноязычной аудитории, в том числе, русского языка как иностранного. Концепция выполнения проекта «В поисках разгадки национального русского кода: образовательные маршруты»: создание модульной программы курсов, позволяющей как в режиме онлайн, так и в условиях непосредственной аудиторной коммуникации осуществлять научно- методическое сопровождение преподавателя, реализующего программы филологических дисциплин на русском языке в условиях иноязычной аудитории, в том числе и русского языка как иностранного.

Модульный формат курсов позволит слушателю уже на уровне знакомства с содержанием сформировать индивидуальную образовательную траекторию: выбрав ряд дисциплин, позволяющих развивать соответствующие компетенции, слушатель сможет совершенствовать профессиональные навыки в сфере преподавания филологических дисциплин на русском языке в иноязычной аудитории с учетом собственных потребностей.

Курсы открытого образования, курсы по изучению русского как иностранного, слушатели из стран СНГ

Основные результаты:

Разработана программа курсов открытого образования «В поисках разгадки национального русского кода: образовательные маршруты», состоящая из аналитических и методических материалов 6 модульных курсов, которые позволяют осуществлять выбор индивидуального образовательного маршрута (100 вариантов) для каждой из каждой из групп профессионального сообщества (студенты, учителя, преподаватели высшей школы) в соответствии с их профессиональными интересами и уровнем владения русским языком или РКИ:

1)«Ценностный потенциал русской литературы» (1 ECTS =36 часов);

2)«Страноведение России;

3)«Диалог культур: проблема самоидентификации от истории к современности»;

4)Актуальные проблемы преподавания РКП;

5)Проектирование элективных курсов в практике преподавания русского языка как иностранного;

6)«Человек и мир в зеркале русского слова».

Апробирована концепция курсов открытого образования как актуальной среды для формирования/совершенствования профессиональных компетенций преподавателя.

Реализация проекта опиралась на метод «дополненной реальности», позволяющий осуществлять учебный процесс в условиях онлайн-образования.

Апробированы инновационные приемы, позволяющие осуществлять практику преподавания русского языка и дисциплин, читаемых на русском языке в инокультурной среде: освоение коммуникативных ситуаций с использованием сенсорных словесных образов; учебные ситуации, помогающие преодолеть культурный школ и адаптироваться в инокультурном городском пространстве; использование материала национально-регионального компонента как актуального ресурса в сфере преподавания русского языка как иностранного.

Сформированы условия для функционирования курсов открытого образования как дискуссионной площадки позволяющей в современных условиях корректировать традиционную деятельность в сфере преподавания и обучения РКИ и филологических дисциплин, читаемых на русском языке в инокультурной учебной аудитории.

Разработана концепция информационного сопровождения курсов открытого образования на русском языке на вебсайте Мининского университета, а также в «Вестнике Мининского университета», в формате информационного освещения на сайте Мининского университета, в социальных сетях Facebook, ВК. аккаунте You Tube и др.

Проведена экспертиза разработанных модульных курсов ведущими экспертами в сфере технологий открытого образования, преподавания РКП и продвижения образования на русском языке.

Проведена Международная научно-практическая блог-конференция по проблемам развития и продвижения образования на русском языке, в том числе РКИ, с привлечением ведущих российских и зарубежных экспертов, а также участников курсов открытого образования из стран-участниц СНГ «Образование на русском языке: проблемы, поиски, перспективы».

Образовательный проект, реализуемый в рамках совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития, финансируемый АНО «Институт дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр»

Курылёва Ольга Игоревна
руководитель
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой страхования, финансов и кредита
Аннотация проекта Ключевые слова

Среди существующих проблем недостаточного уровня подготовки педагогических кадров в области финансовой грамотности, можно выделить следующие:

- отсутствие корректного понимания ключевых финансовых понятий и начальных навыков использования информации финансового характера с целью принятия целесообразных и эффективных решений в области управления собственными финансовыми ресурсами (в частности, принятие решений о тратах и сбережениях, выбора соответствующих финансовых инструментов, организации планирования бюджета, накопление средств на будущие цели и т.д.),

- наличие сложностей при поиске и анализе финансовой информации, формирования обоснованных аргументов своих позиций относительно решений в финансовой сфере (в частности, принятие решений на основе изучения показателей финансовой, инвестиционной, кредитной аналитик),

- выбор эффективных и действенных методик преподавания курса финансовой грамотности,

- финансовая культура населения сконцентрирована в первую очередь на потреблении, а не на сбережении,

- отсутствие навыков формирования долгосрочных финансовых планов с различными категориями целей,

- несостоятельность при формировании фондов средств и сбережений и построении стратегий по управлению ими,

- наличие затруднений при необходимости проведения элементарных финансовых расчетов, в том числе и таких, которые необходимы в повседневной жизни, и, как следствие, невозможность провести объективную оценку возможных рисков.

Важность разработки решения выявленных проблем относительно настоящего уровня финансовой грамотности учителей и учащихся является вполне очевидной, поскольку достижение надлежащего ее уровня способствует в будущем формированию общества способного самостоятельно через распределение личных финансовых потоков повышать уровень своей жизни, что в свою очередь способствует развитию экономики, повышению общественного благосостояния и частично снятию с государства ответственности в финансовой поддержке граждан, т.е. уменьшение финансирования социальных программ за счет участия граждан в системе социального страхования путем перераспределения доходов. Финансовое образование в настоящее время на фоне развития экономики страны является необходимым и неотъемлемым элементом при реализации процесса общего и дополнительного образования. В системе общего образования оно позволяет сформировать представление об основных финансовых категориях, о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. В системе дополнительного образования финансовая грамотность через развитие критичного и обоснованного подхода к вопросу распределения средств является действенным инструментом в решении проблем финансирования образования, решения жилищных проблем через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами, опираясь на полученные знания.

Но, вместе с тем, возникает проблема владения методикой обучения финансовой грамотности учителей школ, воспитателей детских домов и школ-интернатов, преподавателей учреждений СПО. Зачастую преподавателями курса финансовой грамотности становятся учителя обществознания, истории, географии, математики и других учебных дисциплин, которые не владеют содержанием образования финансовой грамотности и методикой обучения. Следует отметить, что методика обучения существенно отличается от методики преподавания общеобразовательных дисциплин. Методика обучения имеет практико-ориентированный характер, в процессе обучения используются деятельностные формы обучения: кейс-метод, проблемные семинары, дискуссии и др.

На основании вышеизложенного и учитывая важность повышения финансовой грамотности, сформулирована основная цель проекта – обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации.

Финансовая грамотность, методика обучения финансовой грамотности, студенты педагогических специальностей, дополнительное образование

Основные результаты:

Кафедра страхования, финансов и кредита Мининского университета провела обучение посредством курса «Финансовая грамотность и методика ее преподавания». В обучении были задействованы студенты 5 факультетов университета:

факультета естественных, математических и компьютерных наук,

факультета психологии и педагогики,

факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий,

факультета управления и социально-технических сервисов,

факультета физической культуры и спорта,

обучающиеся по направлениям подготовки:

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили: Математика и Экономика, Технология и Экономика, Математика и информатика, Информатика и технология, География и Биология, Биология и Химия, Физика и математика Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности;

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профили: Психология и педагогика начального образования, Психология и педагогика дошкольного образования;

44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профили: Правоведение и правоохранительная деятельность, Дизайн и декоративно-прикладное искусство.

Обучение по предоставленным учебным, методическим и информационным материалам, разработанным в ходе реализации Проекта «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» прошли более 400 студентов.

Длительность программы - 72 академических часа, включая промежуточную и итоговую аттестацию.

Программа курса состояла из нескольких содержательных элементов:

- адаптационный раздел, посвященный овладению студентами содержанием финансовой грамотности (не более 30% от общего времени обучения);

- методический раздел, посвящённый овладению студентами методикой преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования;

- практический раздел, предполагающий моделирование учебных занятий. Студенты проводили занятия в учреждениях общего или дополнительного образования, или в группе своих однокурсников (не менее 20% от общего времени обучения).

В рамках курса рассмотрены следующие тематические разделы финансовой грамотности, а также методические рекомендации по ним:

- банки и взаимодействие с ними;

- уплата налогов и оформление налоговых льгот и вычетов;

- ведение личного и семейного бюджета, осуществление финансового планирования;

- взаимодействие со страховыми компаниями;

- оформление социальных пособий и обращение за помощью к государству в трудных жизненных ситуациях;

- создание собственного бизнеса;

- участие в деятельности фондового рынка и осуществление операций с валютами;

- создание пенсионных накоплений и взаимодействие с пенсионными фондами;

- защита прав потребителей финансовых услуг, защита от финансовых рисков.

Проведены опросы преподавателей, студентов, руководителей образовательных учреждений, участвующих в обучении (ректоров вузов и/или деканов факультетов) о качестве осуществляемого обучения в форме письменных Отзывов и Анкет.

Созданы условия для создания 1 видеофильма о проведенных мероприятиях.

Направлены представители на Межрегиональную конференцию по обмену опытом по обучению студентов педагогических специальностей методике обучения обучающихся учреждений общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации с текстами докладов участников.

Проект, финансируемый ЧОУ религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) «Нижегородская православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского»

Аксёнов Сергей Иванович
руководитель
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект «Культура и образование России» направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций и реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Проект «Культура и образование России» включает в себя две программы дополнительного образования детей:

− «Современная система образования в Российской Федерации». Целью освоения программы является погружение в русскую культуру, знакомство с системой высшего образования в России.

− «Русская традиционная культура Нижегородского региона» (программа включает в себя два вариативных модуля: «Народные художественные промыслы Нижегородской области», «Православные традиции Нижегородского региона»). Целью освоения программы является формирование ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения через изучение русской культуры Нижегородского региона, а также формирование адаптивности к темпам социальных и технологических перемен в условиях информационной социализации.

Программы составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программы включают в себя название курса, цель, задачи, актуальность, содержание и перспективы развития. Полное содержание каждой программы рассчитано на 72 часа. 1 программа рассчитана для 90 китайских студентов (в возрасте от 17-20 лет), 2 программа - для 210 обучающихся гимназий Нижегородской области (в возрасте от 14-17 лет).

Образовательные программы, система дополнительного образования, дети и молодежь в возрасте от 12 до 25 лет, духовно-нравственное воспитание

Основные результаты:

Разработана программа дополнительного образования детей: «Современная система образования в Российской Федерации» (72 часа).

Разработаны методические и дидактические материалы по образовательной программе дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации» (72 часа).

Закупка, доставка и наладка оборудования, техники, расходных материалов для реализации на базе ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина образовательной программы дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации».

Печать раздаточного материала для реализации образовательной программы дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации».

Организация обучения по образовательной программе дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации» для 90 иностранных слушателей с вручением сертификатов.

Организация культурно-образовательной программы для 90 иностранных слушателей, обучающихся по образовательной программе дополнительного образования «Современная система образования в Российской Федерации».

Научно-исследовательские проекты, выполняемые в рамках грантов Российского фонда фундаментальных исследований 2020 года

Федюшкин Игорь Леонидович
руководитель
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научно-образовательным центром «Химия молекул и материалов»
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект направлен на разработку новых методов получения лактида молочной кислоты – мономера для синтеза полимерных материалов медицинского назначения. Полимолочная кислота (полилактид) – это биосовместимый и биорезорбируемый полимер. В зависимости от строения полимерной цепи и внешних условий его биорезорбция может протекать в сроки от нескольких недель до нескольких месяцев. Кроме этого, интерес к полилактидам обусловлен возможностью их получения из растительного сырья, а не из продуктов нефтепереработки, поскольку молочная кислота является продуктом брожения многих растительных углеводов. Перечисленные свойства полилактидов делают их перспективными материалами для применения в области медицины, в том числе в ортопедии. В 2016 году в Приволжском федеральном медицинском исследовательском центре (ПФМИЦ) показано, что полилактид, полученный в Институте металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН (ИМХ РАН) из лактида производства компании Purac (Нидерланды), не обнаруживает цитотоксичности. В ПФМИЦ также показано, что импланты из полилактида полученного в ИМХ РАН хорошо биосовместимы с костной тканью экспериментальных животных. При этом в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (НГПУ) в течение последних двух лет выполнены работы по превращению L‐молочной кислоты в лактид и далее в полилактид. Представленный проект предполагает объединение усилий двух организаций (НГПУ и ИМХ РАН) в разработке новых функциональных полимерных материалов медицинского назначения. При выполнении проекта будут разработаны каталитические методы конверсии молочной кислоты в лактид и полилактид, включая синтез новых и применение известных неорганических соединений в качестве катализаторов. Будут разработаны методы конверсии молочной кислоты в алкиллактаты и их последующее превращение в лактид и полилактид. Будут исследованы микроструктура, молекулярно‐массовое распределение, термическая и гидролитическая устойчивость, а также физико‐механические свойства полученных полимеров. Будет оптимизирован синтез лактида с целью обеспечения протекания процесса в контролируемом режиме с достижением предельных степеней конверсии сырья в конечный продукт (до 99 %).

Молочная кислота, алкиллактаты, соединения редкоземельных металлов, лактид, полилактид, катализаторы, полимеризация с раскрытием цикла, биосовместимые полимеры, полимерные импланты

Основные результаты:

1. Разработка новых металлокомплексных катализаторов полимеризации циклических эфиров, позволяющих проводить процесс в контролируемом режиме с достижением предельных степеней конверсии мономера в полимер (99 %).

2. Получение полилактида (ПЛА) из синтезированного ранее лактида в растворе с использованием металлокомплексных катализаторов.

3. Получение ПЛА поликонденсацией из молочной кислоты и ее эфиров с использованием каркасных алюмосиликатов – цеолитов.

4. Исследование микроструктуры, молекулярно-массового распределения, термической и гидролитической устойчивости, а также физико-механических свойств ПЛА.

5. Исследование деградации полилактидов при температурах выше 150 ˚С.

Демидова Наталья Николаевна
руководитель
доктор педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики
Аннотация проекта Ключевые слова

Исследование связано с решением проблемы разработки концептуальных основ проектирования и практической реализации модели эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте, отражающей опережающую функцию образования в достижении устойчивого развития территорий. Исследование реализует идею принципиально иных приоритетов развития, которые исходят из принципов опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем по сравнению с развитием сложных технологических систем. Образование в данном случае становится "базисом базиса" расширенного воспроизводства экономики и общества в гармонии с природой. Данная педагогическая проблема является приоритетной и инновационной в контексте перехода человечества на путь устойчивого развития на основе формирования личности с эколого-ориентированными качествами, базирующихся на культуросообразных ценностях. В этой связи культурный ландшафт рассматривается как социоприродный культурный феномен, как культурно-экологическое пространство «питающее и взращивающее личность», способствующее достижению гармонии на основе эколого-ориентированных способов жизнедеятельности. Проект предполагает разработку концептуальных основ проектирования эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте и соответствующей им педагогической модели, которые имеют инновационный характер, реализуют идеи опережающего образования в интересах устойчивого развития, обеспечивая результативность российского образования в контексте глобального образовательного проекта, связанного с образованием для устойчивого развития. Предполагается конструирование системы культурно-экологических модулей и проектов, реализующих образовательно-воспитательный потенциал культурных ландшафтов, развивающих субъектный опыт обучающихся эколого-ориентированного, конструктивно-деятельностного характера. В рамках проекта будет подготовлена монография, авторские программы, статьи в российских и зарубежных изданиях.

Опережающая функция образования, человеческие качества, устойчивое развитие территорий, модель эколого-ориентированной жизнедеятельности, культурный ландшафт, культурно-экологические модули, инновационные образовательные ресурсы, социальное партнерство

Основные результаты:

Исходя из целевых ориентиров исследования, разработаны концептуальные основы развития эколого-ориентированных способов жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте в контексте смыслообразующих универсалий культуры постиндустриального общества объективного и субъективного порядка: Концептуальную основу составили совокупность иерархически структурированных методологических подходов и система принципов, обеспечивающих их трансляцию в образовательно-воспитательный процесс развития эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте. К ним отнесены: коэволюционный субъектно-деятельностный, трансдисциплинарный, интегральный, интегрально-ситуативный, культурно-экологический, ландшафтно-средовый подходы.

Концептуальные основания исследования легли в основу разработки системно-структурной педагогической модели развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте, в сопряженности целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативно-оценочного, диагностического компонентов. Целевой компонент представлен в единстве цели субъекта и цели-идеала. Стратегическая цель сформулирована как формирование культуры природопользования, а цель-субъект – как способы эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте. Осмысление эколого-ориентированных способов жизнедеятельности обучающихся как цели-субъекта тесно связывалось с осознанием личностной концепции культуры, структуры, функций и особенности этапов становления культуры природопользования.

В результате, динамика культуросообразного процесса взаимодействия личности с социоприродной средой, развивающаяся в векторе: адаптация – осмысление – творчество, стала основанием проектирования, оценки и реализации различных способов жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Установлено, что каждому этапу культуросообразного процесса соответствуют определенные способы эколого-ориентированной жизнедеятельности, отражающие последовательную реализацию идеи личности как субъекта жизнедеятельности: жизневосприятие, жизнеосмысление, жизнетворчество. Отмеченные способы эколого-ориентированной жизнедеятельности обеспечивают развитие у обучающихся всех компонентов культуры природопользования как цели-идеала.

В контексте разработанных подходов и принципов выстраивалась структура двухкомпонентного содержания: внешнего – отражающего структуру культуры природопользования и внутреннего, как атрибута самой личности, которое присвоено и означено ею. Интегральный подход к конструированию содержания актуализировал процессы познания на основе интегральных крат, позволяющих осознать универсальную ценность и самоценность всех компонентов культурного ландшафта, выйти на новый уровень его изучения.

Процессуальный компонент модели, отражает процесс развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте, включающая следующие взаимосвязанные этапы: культурно-адаптационный этап, культурно-смысловой этап, культурно-творческий этап.

Формирование личности как субъекта жизнедеятельности рассматривается в контексте внутренней согласованности субъективного опыта и его реализации во внешнем мире на основе интегральных учебных и реальных ситуаций в культурном ландшафте. В исследовании выделены и обоснованы следующие виды интегральных ситуаций: культурно-адаптационная интегральная ситуация, культурно-смысловая интегральная ситуация, культурно-созидательная интегральная ситуация Разработана и обоснована структура эколого-ориентированных интегральных ситуаций.

Разработаны и обоснованы уровни сформированности культуры природопользования, отражающих целостность и преемственность культурного освоения обучающимся культурного ландшафта. Выделены: культурно-адаптационный уровень, культурно-смысловой уровень, культурно-созидательный уровень. В концепте нашего исследования уровни сформированности культуры природопользования сопряжены со эколого-ориентированными способами жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Исходя из этого положения, разработан педагогический инструментарий, направленный на выявление сформированности эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Авторская методика основана на выполнении совокупности индивидуальных проектов в рамках интегрального проекта, связанных по принципу преемственности. Каждый из них отражает определённый уровень сформированности способов эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте. Использование авторской методики в ходе констатирующего эксперимента (512 респондентов) позволило констатировать, что более трети обучающихся 8 классов не демонстрирую сформированность эколого-ориентированных способов жизнедеятельности в культурном ландшафте, и только 3% респондентов демонстрируют развитие способов жизнетворчества. В ходе констатирующего эксперимента были подтверждены актуальность и востребованность тематики исследования для современной школы.

В целом, результаты исследования отражены в монографии «Концепция и системно-структурная педагогическая модель развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте», статьях (2 статьи в изданиях, включенных Web of Science, 8 – включенных в базу данных ВАК, 10 РИНЦ) и докладах международных и региональных научно-практических конференций (13 докладов).

Федюшкин Игорь Леонидович
руководитель
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научно-образовательным центром «Химия молекул и материалов»
Аннотация проекта Ключевые слова

Интерес исследователей к соединениям металлов с редокс-активными лигандами остается чрезвычайно высоким из-за широких перспектив применения данного класса координационных соединений в катализе, о чем свидетельствует ряд последних обзоров на данную тему. Редокс-активные лиганды за счет способности обратимо принимать и отдавать электроны в ходе химических превращений, оставаясь при этом связанными с металлом, существенно расширяют или даже изменяют реакционную способность металлокомплекса. Все известные до настоящего времени комплексы переходных металлов на основе диазагаллолов содержат анионный лиганд. Недавно нами впервые было показано, что 1,3,2-диазагаллолы на основе аценафтен-1,2-диимина могут существовать как в анионной, так и в нейтральной (радикальной) форме и, таким образом, выступать в качестве редокс-активных лигандов при комплексообразовании с переходным металлом. В этом случае мы формируем так называемые “molecular complexity systems”, в которых “молекулярная сложность” заключается в сочетании в одной молекуле нескольких реакционных центров – редокс- активного лиганда и атомов переходного и непереходного металлов, влияющих друг на друга. Кроме того, сам лиганд [(dpp-bian)Ga:] на основе аценафтен-1,2-диимина имеет несколько дополнительных реакционных центров. Так, нафталиновая система может проявлять восстановительные свойства, а дииминовый металлофрагмент способен как к реакциям переноса электрона, так и к согласованным реакциям типа циклоприсоединения. Все это позволяет ожидать нетривиальную реакционную способность исследуемых соединений, что может быть использовано для управляемой трансформации различных субстратов. Поэтому исследования, направленные на синтез, изучение строения и реакционной способности 1,3,2-диазагаллольных металлокомплексов на основе аценафтен-1,2-дииминов по отношению к различным классам органических и неорганических соединений, являются актуальными и научно значимыми как в плане расширения фундаментальных представлений о свойствах координационных соединений, так и в практическом плане для решения задач более эффективной переработки химического сырья. Таким образом, научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что впервые будут получены комплексы переходных (Cr, Mo, W, Fe, Ni, V, Ti, Zr и др.) и некоторых непереходных элементов с диазагаллольным лигандом в различных состояниях «восстановленности» (нейтральный-радикальный, анионный). В этих соединениях возможна реализация необычных типов связей, а также низких степеней окисления атомов металла. Кроме этого, в рамках выполнения предлагаемого проекта нами планируется изучение реакционной способности комплексов переходных металлов с карбеноидом [(dpp-bian)Ga:] и его восстановленной формой [(dpp-bian)Ga:]– по отношению к различным классам ненасыщенных органических соединений (алкинам, нитрилам, эфирам, изоцианатам и пр.), а также малым молекулам (CO2, N2O, SO2, H2O и др.). Строение всех вновь полученных соединений будет исследовано методом рентгеноструктурного анализа, а их поведение в растворе – спектральными методами (ЯМР и ЭПР). Полученные результаты дополнят базовые представления о строении и свойствах координационных соединений переходных металлов и позволят разработать на их основе новые типы реагентов и катализаторов для органического синтеза.

Соединения металлов, редокс-активные лиганды, дииминовый металлофрагмент, метод рентгеноструктурного анализа

Основные результаты:

1. Показано, что 1,3,2-диазагаллолы на основе аценафтен-1,2-диимина могут существовать как в анионной, так и в нейтральной (радикальной) форме и, таким образом, выступать в качестве редокс-активных лигандов при комплексообразовании с переходным металлом.

2. Изучение реакционной способности комплексов переходных металлов с карбеноидом [(dpp-bian)Ga:] и его восстановленной формой [(dpp-bian)Ga:]– по отношению к различным классам ненасыщенных органических соединений (алкинам, нитрилам, эфирам, изоцианатам и пр.), а также малым молекулам (CO2, N2O, SO2, H2O и др.).

Захарова Виктория Трофимовна
руководитель
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта Ключевые слова

В обзорной статье рассматривается феномен Нижегородского текста русской словесности как культурно-исторического и культурно-поэтического смыслового поля, оказавшего существенное влияние на формирование национального культурного кода, становление типологических характеристик художественного сознания в их динамике, создание универсальной модели национального характера.

Актуальность данного исследования определяется пристальным вниманием российской и европейской литературоведческой науки последних десятилетий к проблеме национальной самоидентификации, ценностным ориентациям в литературе (В. Е. Хализев «Ценностные ориентации русской классики» 2005; международные научные конференции в Чехии Польше: «Ценности в литературе и искусстве», Брно, V, 3-4 июня 2021; («Wielkie tematy kultury w literaturach słowiańskich», Вроцлав, 2012,2015, 2017, 2019 гг.).

Методология исследования сформирована с опорой на работы ведущих российских исследователей – авторов проекта «Нижегородский текст русской словесности», представляющих научно-исследовательские институции и университеты: Д. С. Московской, И. А. Есаулова, А. М. Любомудрова, Л. А. Спиридоновой, Е. Г. Чернышевой, Е. В. Николаевой, С.В. Шешуновой, С. Н. Пяткина, Н.П. Жилиной, М.А. Хатямовой и мн. др.

Цель данной работы: осмыслить методологический и историко-литературный результат многолетнего фундаментального исследования, осуществлявшегося российскими и зарубежными исследователями с 2007 по 2019 гг. в формате международных научно-исследовательских конференций.

Авторы статьи не ограничивают содержание данной работы демонстрацией локальных, региональных характеристик нижегородского текста, но осмысливают его как сверхтекст, взаимодействующий с генетически близкими ему национально-культурными кодами («Волжский текст»), а также рассматривают в аспекте межкультурной коммуникации. Обращение к асиологическому аспекту оценки явлений литературы позволило проанализировать реалии Нижегородского текста с позиций типического и сверхтипического, национального и всемирного.

В тексте статьи предметом научного осмысления являются исследования ученых из Польши, Украины, Чехии, многолетних партнеров проекта «Нижегородский текст русской словесности»: проф. И. Мяновской, М. Сидор, А. Возьняк, Л.К.Оляндэр, Й. Догнала.

В статье обобщенные результаты коллективной научной деятельности соотносятся с основными научно-исследовательскими тенденциями в отечественной и европейской научной мысли, опираются на принятые в научном коллективе методологические установки, необходимые для описания и анализа следующих явлений: тип художественного сознания, аксиология славянской культуры, универсальная модель национального характера, культурный код.

Сакральный топос, национальный характер, художественная антропология, ценности, типология художественного сознания, мифогенерирующий характер нижегородского текста

Основные результаты:

1. Описана репрезентативная тематика исследований в области Нижегородского текста от истоков до современного состояния литературного процесса: осмысление сакральных топосов, проблема национального характера (град Китеж, Нижегородский Откос, Сормово и т.д.; протопоп Аввакум, Козьма Минин и др.).

2. Выявлены теоретико-литературные дефиниции, необходимые для описания предмета исследования: тип художественного сознания, литературная универсалия, архетип, «мифогенное пространство» (Ю. М. Лотман), жанр, соотношение «персонаж-характер».

3. Осмыслена рецепция нижегородского текста в европейской литературе и европейскими исследователями данной проблематики: восприятие городского пространства, выбор персоналий и оценка творчества создателей нижегородского текста; нижегородская «эмигрантология» (термин проф. Л. Суханека).

Богомолов Алексей Владимирович
руководитель
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и общественных наук
Аннотация проекта Ключевые слова

В настоящее время интерес к проблемам, связанным с апофатической тематикой, достаточно высок. Обусловлено это во многом доминированием постмодернистских интенций в культуре в целом и в философии, в частности. Но проблематика апофазиса или – если использовать латинизированный вариант этого понятия – негативности непосредственно значима для философии, в том числе и современной – взять хотя бы во внимание вопрос, поставленный М. Хайдеггером о том, почему есть сущее, а не ничто. В контексте актуальности вопрошаний о смыслах ничто, особое значение приобретают исследования, направленные на поиск исходных смыслов негативности. Начало апофатической проблематики – греческая философия. К обзорному анализу исследований апофатического дискурса в античной философии и обращена наша статья.

Работы, в которых затрагиваются интересующие нас аспекты тематики негативности, с некоторой долей условности можно разделить на несколько групп. Во-первых, если говорить об исследованиях отечественных специалистов, можно выделить работы, в которых наличествует обращение к «истории вопроса», но проблематика греческого апофазиса в них, как правило, отдельно не выделяется (исследования Н.М. Солодухо, В.А. Кутырева). Отдельно отметим исследования, направленность которых лежит именно в русле истории философии (среди таковых, к примеру, можно указать исследования В.Н. Дробышева, И.А. Протопопова).

Кроме того, греческий апофазис – это целый комплекс взаимосвязанных проблем. К примеру, вопрос о разделении философской апофатики и апофатической теологии не изучен в достаточной мере, но по нему имеются исследования, обобщение результатов которых имеет определенный интерес (среди отечественных авторов можно выделить А.В. Ахутина). Сюда же можно отнести и работы, в которых в той или иной степени затрагивается проблема типологии негативности (P. Hadot, A. Armstrong etc.).

Далее, отдельный и, вероятно, самый значительный пласт исследований посвящен апофатической проблематике в учениях отдельных мыслителей античной эпохи. И здесь, конечно, мы имеем дело с весьма широким перечнем работ. Полагаем справедливым утверждение, согласно которому центральной фигурой дискурса негативности в античной философии является Платон (Ю.А. Шичалин, И.А. Протопопова). К примеру, гипотезы диалога «Парменид» оказали ключевое влияние на формирование апофатического контекста генологии неоплатоников (E.R. Dodds, E. Bréhier etc.). Отметим и наличие исследований по данной тематике в философии досократиков. Исследователи учений Парменида (М.Н. Вольф, A. Mourelatos, P. Curd), Гераклита (А.В. Лебедев), софиста Горгия (М.Н. Вольф, Р.Б. Галанин), Демокрита (С.Я. Лурье) затрагивают и интересующий нас аспект. Также нельзя не отметить исследования апофатической проблематики в эпоху эллинизма, в частности, речь о философии неоплатоников (J. Rist, J. Dillon). Вне всяких сомнений, многие аспекты интересующей нас проблематики затронуты в работах А.Ф. Лосева.

Таким образом, предполагаемая к написанию обзорная статья будет посвящена анализу как отечественных, так и зарубежных исследований по тематике негативности в истории античной философии. При этом хотелось бы подчеркнуть, что работ, цель которых системное изложение специфики именно греческого апофазиса, практически не встречается. И относительно целостный обзор можно получить, анализируя работы, в которых данная тематика затрагивается в узком контексте – от проблемы типологии негативности до экспликации апофатической проблематики в учениях античных философов. Представляется, что предполагаемая обзорная статья будет иметь необходимый элемент новизны для отечественной историко-философской науки.

Античная философия, ничто, апофазис, апофатическая теология, философская апофатика, Парменид, Гераклит, Горгий, Платон, «Парменид», Единое, неоплатонизм

Основные результаты:

Анализ как отечественных, так и зарубежных исследований по тематике негативности в истории античной философии, в том числе в которых данная тематика затрагивается в узком контексте – от проблемы типологии негативности до экспликации апофатической проблематики в учениях античных философов.

Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках грантов АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800»

Хитрюк Олег Алексеевич
руководитель
cтудент факультета гуманитарных наук
Аннотация проекта Ключевые слова

Печёрская округа – это прекрасное место для отдыха, патриотического образования и занятий спортом. Это особая часть Нижегородского района, история которой напрямую связана с древним Вознесенским Печёрским монастырём и слободой Печёры, образованной неподалёку от монастыря. Нам хочется по-новому открыть Печёрскую округу, а также привлечь внимание ко всем её проблемам. Цель: создание экскурсионного центра «Печёрская сторона». Задачи: 1) Создание пешего экскурсионного маршрута по основным достопримечательностям Печёрской округи; 2) Создание доступного актуального контента в сети Интернет (сайт и группа в социальной сети «ВКонтакте»); 3) Разработка виртуальной экскурсии для людей, которые не могут посетить наш город.

Печёрская округа, г. Нижний Новгород, культурно-историческое наследие, экскурсионные маршруты

Основные результаты:

1. Проведено несколько съёмок на территории объекта. Вышло два трейлера к фильму «Печёрская сторона. История и современность». Разработан сценарий полнометражного фильма и создано несколько короткометражных роликов.

2. Проведён сбор и накопление фото- и видеоматериала, необходимого для создания виртуальной экскурсии. Сформирована команда разработчиков виртуального движка и дизайна карт виртуальной экскурсии.

3. Создание площадки для обсуждения фильма и препринтов статей, организован ряд встреч с целевой аудиторией.

4. Разработка и реализация программы мероприятий проекта (несколько уникальных экскурсионных маршрутов, а также программа квестов, викторин и других мероприятий для целевой аудитории).