Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством науки и высшего образования РФ в 2019 году
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект предполагает разработку 2 онлайн-курсов: «Использование ИКТ в реализации программ ДПО сотрудниками корпоративных учебно-производственных центров» и «Управление программами дополнительного образования» для педагогических работников, работников организаций дополнительного профессионального образования (ДПО), специалистов корпоративных учебно-производственных центров, для обучающихся по программам магистратуры педагогических направлений. Особенностью программ станет прохождение стажировок на онлайн-площадках и подготовка собственного проекта электронного обучающего курса, готового к запуску. Курс «Использование ИКТ в реализации программ ДПО сотрудниками корпоративных учебно-производственных центров» поможет раскрыть новые подходы к управлению программами ДПО и созданию единой системы сопровождения обучающихся с учетом требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с использованием ИКТ. Благодаря курсу «Управление программами дополнительного образования» удастся повысить профессиональный уровень и развить управленческие компетенции. Продолжительность каждого курса: 108 часов. | Программы дополнительного профессионального образования, корпоративные учебно-производственные центры, управленческие компетенции, ИКТ |
Основные результаты:
- Бесплатное обучение прошли 886 человек из 17 вузов и 6 предприятий России: Московского педагогического государственного университета, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», АО «Транснефть – Верхняя Волга», ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» и др.
- Слушатели программы «Управление программами дополнительного образования» получили практические навыки и необходимые знания в области информационно-коммуникационных технологий, включая и технологию электронного обучения. Преподаватели познакомили слушателей с нормативно-правовой и законодательной базой электронного обучения. Также курс был полезен тем, что слушатели научились использовать инструментальные средства и информационные технологии, включая технологии электронного обучения, которые в дальнейшем применят при разработке и реализации программ ДПО.
- За время прохождения обучения по второй программе — «Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации программ ДПО» — слушатели получили навыки применения актуальных технологий преподавания в электронной среде. В рамках программы состоялась стажировка слушателей, которая осуществлялась на их рабочих местах и на высокотехнологических площадках крупных промышленных предприятий. Итоговые проекты в виде онлайн-курсов имеют различную направленность: от школьных предметов до менеджмента и экономики.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Актуальность проекта обусловлена тем фактом, что на сегодняшний день образовательные программы российских вузов плохо представлены в сети Интернет как на собственных русскоязычных сайтах, так и в особенности иноязычных сайтах, включая англоязычные. Между тем, как показывают ежегодные исследования первокурсников Мининского университета, основным источником информации абитуриентов о вузе, в т.ч. реализуемых образовательных программах, является сайт организации (63%: опрошено 894 человека, выборка – 81%). Вопрос грамотной презентации программ на иноязычных версиях сайта образовательной организации особенно актуализируется ввиду сложности прямого контакта зарубежных абитуриентов с представителями вузов. Целевым показателем проекта является наличие во всех организациях регулярно обновляемых версий официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на иностранных языках, ориентированных на запросы иностранных абитуриентов и студентов. Цель проекта: привлечение талантливых иностранных слушателей дальнего зарубежья на образовательные программы Мининского университета в частности и Российской Федерации в целом путем повышения их привлекательности в иноязычном сегменте сети Интернет и международном образовательном пространстве. | Web-ресурсы, слушатели Дальнего Зарубежья, образовательные программы Мининского университета, иноязычный сегмент сети Интернет |
Основные результаты:
- Изучены международные и отечественные практики по созданию иноязычных web-ресурсов по привлечению талантливых иностранных абитуриентов;
- Проанализированы собственные успешные практики в вопросе создания web-ресурсов по работе с абитуриентами;
- Произведен сбор информации по заявленным образовательным программам Мининского университета, представляющим особый интерес международным абитуриентам:
- На уровне бакалавриата – Педагогическое образование/Русский язык как иностранный;
- На уровне магистратуры – Международное образование, реализуется полностью на английском языке;
- Программа повышения квалификации - Российская система образования.
- Информация переработана с учетом особенностей международного образовательного пространства, выделены уникальные характеристики и преимущества образовательных программ для иностранных абитуриентов;
- Произведена фото и видеосъемка необходимых презентационных материалов по образовательным программам;
- Созданы 3 англоязычных web-ресурса, продвигающих заявленные образовательные программы;
- Web-ресурсы соответствуют современным требованиям web-разработок и сайтов, они удобны в использовании, информативны, адаптивны ко всем типам устройств, имеют запоминающийся привлекательный дизайн;
- Созданные web-ресурсы составляют шаблон иноязычного сайта образовательной программы вуза, который может быть масштабирован как на программы Мининского университета, так и программы других вузов при наличии запроса.
Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством Просвещения РФ в 2019 году
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на консолидацию усилий специалистов на оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на благоприятное психическое развитие детей; а также обобщение, накопление и распространение опыта психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Психолого-педагогическое сопровождение и консультативно-методическая помощь включает в себя выполнение следующих взаимосвязанных видов работ: 1. Информационно-просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями психического, духовно-нравственного развития и воспитательного процесса детей дошкольного возраста; проводится с родителями (законными представителями); гражданами, которые желают принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; педагогическими работниками; практическими психологами. 2. Консультационная деятельность, которая обеспечивает своевременную специализированную (консультативную, методическую и психолого-педагогическую) помощь родителям (законным представителям) в вопросах психического развития и воспитания детей, познания ребенком окружающего мира и развития регуляции поведением и деятельностью, а также гражданам, решившим взять на воспитание детей, оставшихся без попечения взрослых. Консультационная деятельность направлена на удовлетворение любого запроса получателем консультации в пределах обучения, воспитания и развития детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения детей, и иным вопросам, непосредственно связанным с образовательной деятельностью. 3.Психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на создание условий полноценного благополучного развития детей в семье посредством оказания консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в разрешении разного рода вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи. 4.Учебно-методическая деятельность, направленная на разработку рекомендаций для педагогических работников по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников; рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам создания благоприятной атмосферы в семье; психического развития детей; бесконфликтного разрешения возникающих проблем в процессе жизнедеятельности семьи; рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию). 5.Научно-исследовательская деятельность, направленная на выделение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; отслеживание (мониторинг и экспертиза) результатов оказания специализированной (консультативной, методической и психолого-педагогической) помощи родителям (законным представителям); изучение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и обозначение рисков отказа граждан от принятых в семью детей; повышение общей психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей). | Поддержка семей, имеющих детей; психолого-педагогические услуги; методическая помощь; консультативная помощь; родители (законные представители) детей; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети дошкольного возраста; программа помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье |
Основные результаты:
- Для оказания услуг психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, и оказание консультативно-методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), имеющих детей, в том числе детей раннего возраста, получающих дошкольное образование в семье, в ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина была создана Служба «Психолого-педагогическое сопровождение позитивного родительства» (далее Служба ППСПР) в соответствии с приказом № 398/1.3.1 от 31.05.2019 г.
- За 2019 год с момента создания Службы ППСПР с целью информирования граждан о содержании и условиях реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
- интервью ректора ФГБОУ им. К. Минина Федорова А.А. и руководителя Службы ППСПР Кочневой Е.М. 31.05.2019 г. (ГТРК Н.Новгород);
- создана страница на официальном сайте Мининского университета, на которой размещена вся информация о Службе ППСПР ;
- создан аккаунт в социальной сети Интернет;
- разработан и издан буклет (общий тираж 2000 экз.);
- интервью специалистов Службы ППСПР о проекте в газете «Московский комсомолец от 14.08.2019 г.;
- участие в Фестивале «Семья Нижегородская» (Всероссийская ЗАО «Нижегородская ярмарка») – 06.-12.08.2019 г.;
- участие в Международном Форуме «Педагог будущего» (Всероссийская ЗАО «Нижегородская ярмарка») – сентябрь, 2019 г.;
- проведены встречи специалистов Службы ППСПР с родителями образовательных организаций (дошкольные и средние образовательные организации);
- проведены научно-методические семинары для педагогов: а) Психофизиологические основы оптимизации образовательного процесса в школе; б) Психолого-педагогическая профилактика насилия в образовательной среде; в) преодоление кризисных ситуаций в профессиональной деятельности учителя и другие. Всего проведено 12 научно-методических семинаров, на которых педагоги были информированы о проекте «Поддержка семей, имеющих детей»;
- специалистами Службы ППСПР проведено 48 мероприятий с родителями, среди них: а) семинары-тренинги «Взаимодействие родителей с подростками на основе здравого смысла» (24); б) семинары-практикумы «Психолого-педагогические особенности первоклассников» (12); в) круглые столы «Влияние современной игрушки на развитие ребенка» (6); г) вебинары для родителей «Условия развития личности и индивидуальности детей раннего возраста» (4); д) действует дискуссионная студенческая площадка «Культура родительства» (2) и т.д.
- Социально-значимые результаты реализации проекта:
- За отчетный период было оказано 30000 услуг, к специалистам Службы ППСПР обратилось 11852 человека.
- Специалисты службы повысили квалификацию, пройдя обучение по программе: а) «Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей» (55 человек); б) Международная программа развития детей – International Child Development Program (ICDP) (Программа оптимизации детско-родительских отношений «Направляемый диалог») (1 ступень) (37 человек).
- Привлечены к работе высококвалифицированные специалисты для консультирования родителей с ОВЗ (специалисты по консультированию родителей детей с расстройствами аутистического спектра, родителей слабослышащих/глухих слабовидящих/слепых детей).
- Опубликована статья в Вестнике Мининского университета (ВАК) «О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства».
- Результаты социальных исследованиях по теме проекта:
- По теме проекта ведутся исследования в рамках экспериментальных площадок, утвержденных Ученым советом Мининского университета (протокол 5 от 25.12.2019 г.):
- Ценностное отношение к семье как основа духовно-нравственного становления (МАДОУ № 469);
- Комплексная программа интеллектуально-личностного развития дошкольников в условиях дополнительного образования (Центр внешкольной работы» г. Балахна);
- Психолого-педагогическое профилактика проявлений насилия в поведенческом репертуаре несовершеннолетних школьников (МБОУ Школа 135);
- Организационно-методическое сопровождение модели формирования основ культуры безопасности детей дошкольного возраста (МБДОУ Детский сад № 319);
- Психолого-педагогическое сопровождение развития универсальных учебных действий (УУД) обучающихся второй и третьей ступени общего среднего образования (МБОУ Лицей №8).
Аннотация проекта | Ключевые слова |
На сегодняшний день зимние научно-образовательные школы университетов распространены по всему миру. Данная форма работы полностью вписывается в концепцию непрерывного образования (lifelonglearning), о которой все чаще говорится в условиях прогресса науки и техники и широкого применения инновационных технологий в различных областях жизни общества в XXI веке. Зимние школы являются инструментом создания и поддержки интереса к передовым научным знаниям в процессе получения образования. Зимние школы позволяют расширить горизонты познания, выйти за границы комфортного пребывания в классе, чтобы наладить продуктивное сотрудничество в области науки, культуры, образования. Нижегородский государственный педагогический университет выступает с инициативой организации зимней школы для обучающихся на базе российских образовательных организаций "Шаг в будущее – инструментарий современного мира". Миссией проведения зимней школы является создание в каникулярный период уникальной практико-ориентированной образовательной среды, направленной на подготовку будущих кадров, конкурентоспособных на глобальном рынке труда в эпоху цифровой экономики. Цели: 1.Установление и развитие познавательных аспектов в области «Цифровой экономики», расширение мировоззрения, получения навыков работы с новым инструментарием; 2.Запуск инновационной саморазвивающейся системы подготовки кадров через вовлечение обучающихся в инновационную деятельность и интенсивную образовательную среду, формирующую глобальные (социокультурные и профессиональные) компетенции посредством участия в командных проектных мульткультурных лабораториях совместно с профессионалами ведущих бизнес-компаний и стартапов; 3. Создание возможности и условия для регионального развития инноваций и кадров, популяризации высокотехнологичного отечественного образования в детской и молодежной среде. Проект предполагает участие в Зимней школе 150 школьников 9-11 классов (в возрасте от 14 до 17 лет) школ города Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в том числе иностранных граждан, на стационарной Детской оздоровительной базе отдыха "Ласточка" (Филиал Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород") с круглосуточным пребыванием. | Тематическая смена, дискретная математика, информатика, цифровые технологии, зимняя школа, школьники г. Нижнего Новгорода, база отдыха «Ласточка» |
Основные результаты: В рамках зимней школы «Шаг в будущее – инструментарий современного мира» для участников работали лаборатории: • лаборатория программирования, • лаборатория облачных технологий, • лаборатория робототехники, • лаборатория статистики, • лаборатория дискретной математики. Работа всех лабораторий была направлена на развитие hard skills (жестких навыков), таких как программирование, математическое моделирование, подготовка проектов, планирование, разбивка задачи на подзадачи. В работе лабораторий приняли участие преподаватели, магистранты Мининского университета, преподаватели школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Расписание каждого дня состояло из нескольких блоков: • образовательные блоки, • блок проектной работы, • спортивный блок, • блок вечерних мероприятий В рамках смены реализовывалось несколько тематических направлениях. Каждое из направлений было направлено на отработку навыков работы с инструментами, позволяющие выстраивать проектную работу. Проектная работа — это поиск новых идей, анализ каждой идеи, нахождение принципов, сбор данных, обработка, поиск решения. Каждое из направлений позволяет разить навыки, позволяющие решать задачи проектов. В рамках смены были подготовлены следующие: экология, социальные вопросы, вопросы образования. В рамках работы смены участникам был предложен кейс по разработке системы сбора мусора и его переработке от завода 70 лет Победы. В рамках работы школы, в фазе формирования команд, был заложен следующий процесс. Каждая команда — это отряд. Каждый отряд формировался исходя из возраста участников. Условие по формированию отрядов — максимально из разных школ. Это было необходимо, чтобы школьники из одной школы приняли участие в разных проектах. Всего было 10 проектных команд. 150 школьников приняли участие в проектной деятельности. Для 70% данная деятельность была новой. Были представлены следующие проекты: 1. Eco — ocean - проект, который направлен на сбор мусора с поверхности океана. 2. Поможем всем. Поиск специалиста для решения задач любого уровня. 3. Школьная столовая-зона отдыха - проект направлен на разработку концепции пространства в школе, внутри которого было приятно находится всем. 4. Кнопка Help для планеты Земля — предупредить пожар в лесу — одна из проблем современности. 5. Проблема органов чувств. Помощь слепым и слабослышащим — проект направлен на вовлечение людей, у которых имеются проблемы с органами чувств, чтобы обеспечить полноценное функционирование. 6. Распределение водных ресурсов и их использование в системе пожаротушения. 7. Доставим быстро и в любую точку. Современная система доставки — одно из направлений, которое постоянно развивается. 8. Лес будущего. 9. ЧисТЫй берег — экологический проект, направленный на организацию очистки берегового пространства реки Волги. 10. Робот - телескоп для школы. Представление проектов было организовано в виде постерной конференции. Специфика данной постерной конференции заключалась в том, что не существовало бланков с кретериями. Работа была направлена поиск решений некоторых вопросов и на отработку навыков выступления и защите своих идей. Экспертами были сами участники школы, которые задавали самые разные вопросы. Опрос участников показал, что данный формат имеет место быть. Каждый эксперт выступал не только как критик, а также и тот, кто становится непосредственным участником процесса. Защита проекта — это не только процесс отчета, но и процесс поиска новых идей и разработка их во время постерной конференции. Помимо образовательной и проектной деятельности в программу вошли спортивные мероприятия (бассейн, йога, лыжи, лазертаг, дартс) и творческие активности (концерты, игры в КВН, шоу «Танцы»). |
Инициативные научные проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания на НИР Министерства науки и высшего образования РФ 2019 года
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Возмущенный солнечный ветер способствует генерации в полярных областях комплекса явлений, известных как полярная суббуря. Негативные последствия развития суббуревых процессов определяют важность задач современной гелиогеофизики, посвященных прогнозированию геомагнитных возмущений по данным патрульных космических аппаратов, находящихся за пределами магнитосферной ударной волны. Заявляемый проект продолжает многолетние исследования коллектива в области фундаментальных закономерностей возникновения внутримагнитосферных электромагнитных явлений под влиянием проявлений солнечной активности. В ходе выполнения проекта предполагается описать фундаментальные причины высокоширотных суббурь и разработать методы их прогноза по данным о параметрах околоземной среды. При этом учитывается новое обстоятельство, связанное с интегральным воздействием параметров солнечного ветра. Описание процесса формирования суббури вводом в рассмотрение интегральных параметров наравне с другими геоэффективными параметрами солнечного ветра является физически обоснованным, поскольку возникновение суббурь связывают с постепенным накоплением энергии в магнитосфере, что невозможно учесть на основе сведений о мгновенных значениях параметрах солнечного ветра. Модель суббуревых процессов и методы их прогноза будут реализованы в рамках нейросетевых подходов. Самообучающаяся нейросеть типа слоя Кохонена будет применена для предварительного определения класса интенсивности ожидаемой суббури для оптимизации алгоритмов прогноза и восстановления индекса полярных электроджетов AL. Алгоритмы описания процесса формирования и дальнейшего развития суббури предлагается построить на основе рекуррентной нейросети типа Элмана. Связка нейросетей двух типов: экспертной/классификационной и моделирующей/прогностической - позволит выполнять высокоэффективный поиск предвестников высокоширотных геоэффективных событий и реализовать надежные алгоритмы краткосрочного онлайн прогноза суббурь. | Солнечная активность, солнечный ветер, межпланетное магнитное поле, плазменный поток, магнитное облако, магнитосфера, геомагнитные возмущения, геомагнитная буря, суббуря, магнитосферные токовые системы, индексы геомагнитной активности, ионосфера, искусственные нейронные сети, прогноз, классификация |
Основные результаты:
1.Установлены фундаментальные причинно-следственные связи высокоширотных магнитных и плазменных возмущений с динамикой параметров околоземного пространства обусловленной проявлениями солнечной активности при учете нового обстоятельства, связанного с интегральным воздействием параметров солнечного ветра, который и отражается в самом появлении суббури.
2. Создан надежный нейросетевой прогностический инструмент для расчета электромагнитного состояния полярной магнитосферы по онлайн данным патрульных космических аппаратов при учете процесса моделирующего ее медленную загрузку кинетической энергией солнечного ветра.
3. Разработан программно-аппаратный нейросетевой комплекс с возможностью публикации динамических шкал оценок вероятности аварийных ситуаций на объектах систем телекоммуникации и энергоинфраструктуры, что можно рассматривать как технологию автоматизации интеллектуальной деятельности по защитным мерам от негативных гелиогеофизических воздействий.
4. При выполнении НИР удалось ответить на ключевой вопрос о зависимости экстремальных значений суббуревой активности по индексу AL от параметров (расположения на солнечном диске, ориентации, протяженности) анализируемых солнечных источников в интервалы воздействия на земную магнитосферу магнитных облаков.
5. В рамках проекта за 2019 год выполнено 18 публикаций: 9 публикаций в РИНЦ, 3 публикации в Web of Science, 6 публикаций в Scopus.
6. Подготовлено в форме Свидетельства института научной и педагогической информации, объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» о регистрации электронного ресурса: «Программно-вычислительный нейросетевой инструмент для прогноза AL-индекса авроральных электроджетов по онлайн данным патрульных космических аппаратов при учете кумулятивного влияния солнечного ветра».
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Информационное насилие в современном мире является всеобъемлющим явлением, влияющим на структуры всех аспектов жизни общества. Оно, проявляющееся в форме навязывания ложных идеалов и ложного смысла человеческой жизни, нейролингвистического программирования, в форме публичного разврата, проводимого через средства массовой информации, в форме псевдоинформации социально-политического характера, препятствует эволюции сознания человека. Особой формой информационного насилия является игровая компьютерная зависимость, которая в зарубежной и отечественной психологии уже не является новой, но вследствие серьезных негативных последствий она не только не теряет своей актуальности, но и приобретает большую остроту в связи с увеличением патологически зависимых компьютерных игроков. Актуальность проблемы противодействия игровой компьютерной зависимости признана на государственном уровне. Исходные данные общероссийского мониторинга показали, что численность детей и подростков в возрасте 7-14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимости колеблется от 2% до 10% человек, что в абсолютных значениях составляет от 146,5 тысяч до 2082,4 тысяч. На наш взгляд, исследование психологических особенностей игровой компьютерной зависимости приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда возникает потребность в самопознании и самоопределении, интенсивно формируется межличностное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, развивается логическое и теоретическое мышление, появляются качественные изменения в оценках сверстников, а также в отношениях со взрослыми. Только комплексный подход с учетом факторов влияния психологических закономерностей на развитие ребенка может стать наиболее эффективным способом защиты от игровой компьютерной зависимости. Этот подход должен базироваться на единой научно-практической платформе воспитания, объединяющей усилия как взрослых (родителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников), так и самих детей. | Насилие и жестокое обращение с детьми, информационное насилие, профилактика информационного насилия, игровая компьютерная зависимость, младший подростковый возраст |
Основные результаты:
1. Разработана модель формирования психологической устойчивости к игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте.
2. Составлена программа для педагогических работников (педагогов и школьных психологов), которая предполагает включение в функционал школьного педагога-психолога в образовательном учреждении функции по профилактике компьютерной зависимости у младших подростков.
3. Составлена программа по повышению психолого-педагогической компетенции родителей по проблеме игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте.
4. Разработана и реализована комплексная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего подросткового возраста позволяющая нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости, снизить риск возникновения более глубокого уровня игровой компьютерной зависимости.
5. Опубликована 1 статья в высокорейтинговом журнале, входящем в базу данных цитирования Scopus.
6. Результаты исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Развитие современного образования: теория, методика и практика», Международной научно-практической конференции «Современное состояние психологии и педагогики», Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в XXI веке».
Научно-исследовательские проекты, выполняемые в рамках грантов Российского фонда фундаментальных исследований 2019 года
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на разработку новых методов получения лактида молочной кислоты – мономера для синтеза полимерных материалов медицинского назначения. Полимолочная кислота (полилактид) – это биосовместимый и биорезорбируемый полимер. В зависимости от строения полимерной цепи и внешних условий его биорезорбция может протекать в сроки от нескольких недель до нескольких месяцев. Кроме этого, интерес к полилактидам обусловлен возможностью их получения из растительного сырья, а не из продуктов нефтепереработки, поскольку молочная кислота является продуктом брожения многих растительных углеводов. Перечисленные свойства полилактидов делают их перспективными материалами для применения в области медицины, в том числе в ортопедии. В 2016 году в Приволжском федеральном медицинском исследовательском центре (ПФМИЦ) показано, что полилактид, полученный в Институте металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН (ИМХ РАН) из лактида производства компании Purac (Нидерланды), не обнаруживает цитотоксичности. В ПФМИЦ также показано, что импланты из полилактида полученного в ИМХ РАН хорошо биосовместимы с костной тканью экспериментальных животных. При этом в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (НГПУ) в течение последних двух лет выполнены работы по превращению L‐молочной кислоты в лактид и далее в полилактид. Представленный проект предполагает объединение усилий двух организаций (НГПУ и ИМХ РАН) в разработке новых функциональных полимерных материалов медицинского назначения. При выполнении проекта будут разработаны каталитические методы конверсии молочной кислоты в лактид и полилактид, включая синтез новых и применение известных неорганических соединений в качестве катализаторов. Будут разработаны методы конверсии молочной кислоты в алкиллактаты и их последующее превращение в лактид и полилактид. Будут исследованы микроструктура, молекулярно‐массовое распределение, термическая и гидролитическая устойчивость, а также физико‐механические свойства полученных полимеров. Будет оптимизирован синтез лактида с целью обеспечения протекания процесса в контролируемом режиме с достижением предельных степеней конверсии сырья в конечный продукт (до 99 %). | Молочная кислота, алкиллактаты, соединения редкоземельных металлов, лактид, полилактид, катализаторы, полимеризация с раскрытием цикла, биосовместимые полимеры, полимерные импланты |
1. Разработка новых металлокомплексных катализаторов полимеризации циклических эфиров, позволяющих проводить процесс в контролируемом режиме с достижением предельных степеней конверсии мономера в полимер (99 %).
2. Получение полилактида (ПЛА) из синтезированного ранее лактида в растворе с использованием металлокомплексных катализаторов.
3. Получение ПЛА поликонденсацией из молочной кислоты и ее эфиров с использованием каркасных алюмосиликатов – цеолитов.
4. Исследование микроструктуры, молекулярно-массового распределения, термической и гидролитической устойчивости, а также физико-механических свойств ПЛА.
5. Исследование деградации полилактидов при температурах выше 150 ˚С.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Исследование связано с решением проблемы разработки концептуальных основ проектирования и практической реализации модели эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте, отражающей опережающую функцию образования в достижении устойчивого развития территорий. Исследование реализует идею принципиально иных приоритетов развития, которые исходят из принципов опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем по сравнению с развитием сложных технологических систем. Образование в данном случае становится "базисом базиса" расширенного воспроизводства экономики и общества в гармонии с природой. Данная педагогическая проблема является приоритетной и инновационной в контексте перехода человечества на путь устойчивого развития на основе формирования личности с эколого-ориентированными качествами, базирующихся на культуросообразных ценностях. В этой связи культурный ландшафт рассматривается как социоприродный культурный феномен, как культурно-экологическое пространство «питающее и взращивающее личность», способствующее достижению гармонии на основе эколого-ориентированных способов жизнедеятельности. Проект предполагает разработку концептуальных основ проектирования эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте и соответствующей им педагогической модели, которые имеют инновационный характер, реализуют идеи опережающего образования в интересах устойчивого развития, обеспечивая результативность российского образования в контексте глобального образовательного проекта, связанного с образованием для устойчивого развития. Предполагается конструирование системы культурно-экологических модулей и проектов, реализующих образовательно-воспитательный потенциал культурных ландшафтов, развивающих субъектный опыт обучающихся эколого-ориентированного, конструктивно-деятельностного характера. В рамках проекта будет подготовлена монография, авторские программы, статьи в российских и зарубежных изданиях. | Опережающая функция образования, человеческие качества, устойчивое развитие территорий, модель эколого-ориентированной жизнедеятельности, культурный ландшафт, культурно-экологические модули, инновационные образовательные ресурсы, социальное партнерство |
1. Разработка программы междисциплинарного исследования в целом и конкретным направлениям. Результат – создание программы междисциплинарного исследования.
2. Изучение, анализ, обобщение зарубежного и отечественного опыта по проблеме исследования. Результат – подготовка статей в журналы рецензируемых в базах данных РИНЦ (6 статей), ВАК (2 статьи).
3. Исследование в области классификации эколого-ориентированных способов жизнедеятельности в культурных ландшафтах (научный, психологический, образовательный и воспитательный аспекты). Результат – подготовка и сдача в печать статей в изданиях, индексируемых в базе данных WebofScience или Scopus (1 статьи), ВАК (2 статьи), выступление с докладами на Международных научно-практических конференциях соответствующей тематики (5 докладов).
4. Подготовка, оформление и издание монографии: «Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс».
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В монографии представлена новейшая разработка проблемы педагогической одаренности. Вводится оригинальное авторское понятие педагогической одаренности, в отличие от других подходов делается акцент на понимании одаренности как генетически обусловленном компоненте способностей. Структура педагогической одаренности рассматривается как сложное взаимодействие универсальных и специальных компонентов. Излагаются концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Представлен анализ современных российских практик олимпиадного и фестивально-конкурсного движения педагогически одаренных абитуриентов и студентов, обучающихся в системе педагогического образования. Описана психолого-педагогическая модель выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Книга адресована преподавателям вузов, школ, организаторам мероприятий для выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи. | Педагогическая одаренность, педагогически одаренная молодежь, выявление, отбор, сопровождение, критерии выявления педагогической одаренности, модель выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи, методология поддержки педагогически одаренной молодежи, олимпиадное и фестивально-конкурсное движение, достижения |
1.Редактирование, верстка, корректура, графические и художественные работы научного труда «Педагогическая одаренность: актуальные психолого-педагогические решения»
2.Заключены договора купли – продажи (поставки) на приобретение расходных материалов, необходимых для изготовления оригинал-макета научного труда.
3.Тиражирование научного труда (300 экз.).
4.Пересылка почтовых отправлений.
5.Организация курьерской доставки изданных трудов.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проведение VII Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности» предполагает дальнейшее развитие накопленного предыдущими конференциями научного потенциала, связанного с фундаментальной научной проблемой: изучением художественного пространства как текста. В 2019 году название конференции имеет уточнение «Нижегородский текст русской словесности как художественное отражение национальной ментальности». Это уточнение позволяет ярче оттенить главную проблему, на осмысление которой в течение уже 12 лет (первая конференция прошла в 2007г.) направлены силы многих ведущих ученых России и наших зарубежных партнеров. С самого начала концепция такой конференции выявляла ее заметное отличие от многих других научных мероприятий, фиксирующих свое внимание на проблемах регионального литературоведения. В 2015г. эта концепция была представлена в докладе проф.В.Т.Захаровой и проф. Е.М.Дзюбы «Нижегородский текст» как объект литературоведческой рефлексии» на международной научной конференции «Литературоведческая русистика: самосознание, геокультурная вариабельность, границы профессии»в Институте литературы Болгарской Академии наук (София, Болгария, 2015). Его основное содержание опубликовано в журнале «Toronto Slavic Quarterly», №53, 2015,с.53-70. Цель проведения конференции: выявление, анализ, типологизация признаков национальной ментальности, конфигурированных в Нижегородском тексте словесности и культуры и реализованных в репрезентативный образной системе, литературных и культурных универсалиях. Руководители проекта, международный организационный комитет конференции в 2019 году предполагает расширить проблематику конференции, включив в нее обсуждение вопросов нижегородской эмигрантологии (в терминологии комиссии по эмигрантологии Международного Комитета Славистов) – писателей-нижегородцев, являвшихся участниками формирования Нижегородского текста, но оказавшимися за пределами родины в годы эмиграции (П.Д. Бобобрыкин, И. С. Рукавишников, Е. Н. Чириков). Приоритетным направлением также является анализ Нижегородского текста как проявления архетипической структуры образа Волги, участвующего в образовании волжского культурного кода. Методология проекта «Нижегородский текст русской словесности как художественное отражение национальной ментальности» основывается на исследованиях геопоэтики текста, анализа явлений литературного творчества и художественного образа с позиций мифопоэтики, приемов онтологической и сенсорной поэтики. Задачами очередной конференции являются: - уточнение рабочего определения нижегородского текста; - формулировка типологических характеристик данного литературного и культурно-исторического явления; - поиск новых векторов научно-исследовательской деятельности в области анализа феномена «Нижегородского текста русской словесности»; - издание коллективного научно-исследовательского труда по итогам проведения VII международной проекта, посвященного изучению художественного воплощения национальной ментальности, нашедшего свое отражение в «Нижегородском тексте русской словесности». | Словесность, духовный потенциал, национальный образ мира национальный характер, геопоэтика, сакральные топосы, традиция, онтология, мифопоэтический код |
1.Решены задачи, актуальные для современного литературоведения: описать нижегородский текст русской словесности как культурно-эстетическую общность, позволяющую: выявить в его составе систему символов, внутри которой аккумулирован геокультурный и геопоэтический потенциал многовековой национальной истории; обозначить черты универсальной образной модели русского национального характера, специфику представления об образцовом русском человеке, идеальном содержании русской народной жизни; рассмотреть «нижегородский текст» как систему, которая находится в активном взаимодействии с общенациональным культурным кодом и является открытой для прочтения на различных временных уровнях восприятия.
2.В конференции приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Дубны, Нижнего Новгорода, Брно (Чехия), а также учителя, аспиранты, студенты. Всего было представлено 79 докладов, перед студентами факультета гуманитарных наук выступил профессор Масарикова университета (г. Брно, Чехия) Йозеф Догнал с лекцией «Основные изменения в направлении европейских (в том числе и русской) литератур на рубеже XIX-XX веков», на которой были раскрыты общие тенденции в европейской литературе рубежа XIX-XX веков.
3.Были проведены презентации новейших изданий по профилю конференции, - как научного характера, так и художественные, и периодические издания.
4. Печать сборника докладов VII Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности как художественное отражение национальной ментальности», 120 экз.
Научно-образовательный проект, выполняемый в рамках гранта Фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» в 2019 году
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект «Литература русского зарубежья: лица, судьбы, книги» предполагается реализовать в формате летней школы с участием ведущих исследователей литературы русского Зарубежья из университетов Республики Польша и Российской Федерации. Исследование литературы, культуры, философского наследия русской эмиграции остается актуальной проблемой современного научного знания. В поле зрения современного читателя и исследователя она попала лишь в конце ХХ века, в период, который назвали периодом «возвращенной литературы». Университеты и ряд других учебных заведений Польши (гг. Ольштына, Ополе, Быдгощи, Слупска, Познани, Университет Иоанна Павла II в Люблине, Академия Яна Длугоша в Ченстохове и ряд других) давно работают в рамках данной проблематики. Издаются журналы, написаны серьезные научные исследования. Недавний пример – защита диссертаций (PhD) доктором Моникой Сидор (KUŁ) по творчеству А.И.Солженицына и Патрика Витчака (Быдгощ) по творчеству М.Алданова и М.П.Арцыбашева. С 2014 года в Польше существует комиссия по изучению эмигрантологии в составе Европейского Комитета славистов сначала при Университете г.Ополе, с 2018 года – при университете г. Ольштына. Эта же проблематика находится в центре внимания члена комитета из России, профессора Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Виктории Трофимовны Захаровой. В НГПУ им. Козьмы Минина сложилась научная школы, под руководством профессора В. Т. Захаровой написаны диссертации по творчеству И.А.Бунина, И.С.Шмелева, Г.Газданова, М.А.Осоргина, Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (Скобцовой). Регулярно проводятся межународные научные конференции (например, «Нижегородский текст русской словесности, неоднократно поддержанная грантом РФФИ»), позволяющие расширить представление научного сообщества о нижегородской исследовательской школе и ввести в научный оборот материал о нижегородских писателях- эмигрантах: П.Д.Боборыкине, С.Л.Франке, И.С.Рукавишникове, Е.Н.Чирикове. В Польше это научное направление рассматривается в рамках междисциплинарного научно-исследовательского проекта «Эмигрантология». Название научного направления было предложено известным польским исследователем, профессором Люцианом Суханеком. В 2014 году в Польше при университете г.Ополе создана комиссия по изучению эмигрантологии в составе Европейского комитета славистов. Перспективы эмигрантологических исследований в этих областях и многих других очень широки. Проект Летней школы «Литература русского зарубежья: лица, судьбы, книги» включает в себя учебные занятия в форме интерактивных лекций, практических занятий российских и польских исследователей литературы и культуры русского зарубежья, а также преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.В рамках Летней школы предполагается проведение ряда важных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества в сфере научных, культурных и образовательных проектов между высшими учебными заведениями Польши и Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К.Минина (с участием руководства университета): круглые столы «Актуальные проблемы современной эмигрантологии», «Нижний Новгород – студенческий город: академическая мобильность и экспорт образовательных программ в НГПУ им. К.Минина»; проектная сессия «Итоги работы Летней школы «Литература Русского Зарубежья: лица, судьбы, книги». Во время проектной сессии планируется обсуждение вопроса о создании международной молодежной научной ассоциации «Россия - Польша: филологический диалог» и выпуске печатного издания «Филологический диалог». Программа пребывания участников Летней школы в Нижнем Новгороде предполагает участие студентов, магистрантов, аспирантов, гостей и преподавательского состава школы в учебной экскурсионной программе, посвященной культурно-историческим особенностям нижегородского региона и его современному состоянию. Актуальность реализации данного проекта в Нижнем Новгороде и Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина связана с многолетней научно-исследовательской работой профессора В.Т.Захаровой в области изучения творчества писателей Русского Зарубежья (И.А.Бунин, Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев, Л.Ф.Зуров и др.), а также участием ученого в составе комиссии по эмигрантологии (член комиссии по эмигрантологии Европейского Комитета славистов).Изучение литературоведческого аспекта «эмигрантологии» позволяет объединить исследовательские интересы представителей двух стран, раскрыть перед молодым поколением России и Польши новые возможности взаимопостижения, новые сферы культурных и научных контактов. Философская, мировоззренческая, эстетическая природа явления Русского Зарубежья позволяет раскрыть, обосновать и понять специфику развития социокультурных процессов, природу периодов исторического выбора и судьбоносных решений в жизни народов, в том числе России и Польши. Проведение Летней школы в Нижнем Новгороде и Нижегородском государственном педагогическом университет им. Козьмы Минина будет способствовать включению Нижегородского региона в орбиту научно-исследовательского интереса известных и молодых ученых России и Польши в аспекте внимания к нижегородским представителям литературы Русского зарубежья (П.Д.Боборыкин, С.Л.Франк; И.С.Рукавишников, Е.Н.Чириков). | Литература Русского Зарубежья, польско-русский диалог, эмигрантология, национальное наследие, национальный культурный код |
В работе Летней школы для студентов, магистрантов, аспирантов из России и Польши «Литература русского зарубежья: лица, судьбы, книги» приняло участие 30 участников с российской и польской стороны, представлявших 8 высших учебных заведений, 7 из которых находятся на территории Республики Польша.
Летняя школа была насыщена учебными занятиями, дискуссиями, научным диалогом. Во время работы школы занятия с ее участниками провели 3 доктора филологических наук и 6 кандидатов филологических наук из России и Польши. Школа отличалась разнообразием видов занятий, среди которых интерактивные лекции, круглый стол, социокультурный практикум, учебная экскурсия.
Работу школы сопровождали волонтеры Мининского университета: студенты бакалавриата, профиль подготовки «Русский язык и литература», иностранный язык (английский) и иностранный язык (французский)», магистранты, профиль подготовки «Преподавание русского языка как иностранного».
В рамках работы летней школы ее участники также посетили семинары лекторов Института научной информации Академии наук РФ, Дома русского Зарубежья имени Александра Исаевича Солженицына – двух ведущих научно-исследовательских центров РФ (г.Москва).
Заключены договоры о сотрудничестве между Мининским университетом и Поморской Академией (г. Слупск), а также Католическим университетом Иоанна Павла II.
Созданы организационные предпосылки для создания международного молодежного научного сообщества «Россия-Польша: филологический диалог».
Издан сборник работ участников международного молодежного сообщества «Филологический диалог».
Получили дальнейшее развитие научно-исследовательские и дружеские контакты в профессиональной среде.
Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках грантов АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800»
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Печёрская округа – это прекрасное место для отдыха, патриотического образования и занятий спортом. Это особая часть Нижегородского района, история которой напрямую связана с древним Вознесенским Печёрским монастырём и слободой Печёры, образованной неподалёку от монастыря. Нам хочется по-новому открыть Печёрскую округу, а также привлечь внимание ко всем её проблемам. Цель: создание экскурсионного центра «Печёрская сторона». Задачи: 1) Создание пешего экскурсионного маршрута по основным достопримечательностям Печёрской округи; 2) Создание доступного актуального контента в сети Интернет (сайт и группа в социальной сети «ВКонтакте»); 3) Разработка виртуальной экскурсии для людей, которые не могут посетить наш город. | Печёрская округа, г. Нижний Новгород, культурно-историческое наследие, экскурсионные маршруты |
1. Проведено несколько съёмок на территории объекта. Вышло два трейлера к фильму «Печёрская сторона. История и современность». Разработан сценарий полнометражного фильма и создано несколько короткометражных роликов.
2. Проведён сбор и накопление фото- и видеоматериала, необходимого для создания виртуальной экскурсии. Сформирована команда разработчиков виртуального движка и дизайна карт виртуальной экскурсии.
3. Создание площадки для обсуждения фильма и препринтов статей, организован ряд встреч с целевой аудиторией.
4. Разработка и реализация программы мероприятий проекта (несколько уникальных экскурсионных маршрутов, а также программа квестов, викторин и других мероприятий для целевой аудитории).
Внутренние гранты университета на выполнение научно- исследовательских проектов 2019 года
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В настоящее время в отечественной и зарубежной историографии современного русского язычества отсутствует специализированный словарь-справочник, позволяющий как религиоведам-профессионалам, педагогам-историкам, политологам, социологам, так и студентам гуманитарных специальностей, сформировать комплексное представление о конкретном типе отечественных новых религиозных движений. Проект призван дать научное подробное описание основных дискурсов, связанных с феноменом русского язычества XX-XXI вв. Основные задачи составления данного тезауруса заключаются в следующем: - выявить и систематизировать базовые представления о вероучении, культовой практики и структуре современного русского язычества; - описать представленные на территории РФ направления современного славянского язычества; - предоставить возможность для самообразования посредством рекомендации необходимой литературы, видео и интернет–материалов. Систематизация основных понятий, категорий и пространств смыслов рассматриваемого религиозного феномена, позволит, во-первых, глубже осмыслить природу так называемой нетрадиционной религиозности; во-вторых, лучше понять специфику духовных потребностей определённой части населения России и механизмы взаимоотношений между этническим и религиозным компонентами российской национальной идентичности; в-третьих, рельефнее очертить проблемы, стоящие на пути сплочения народов России в российскую нацию. Систематизация основных понятий, категорий, персоналий русского неоязычества, наряду с комплексным изучением его истории, ареала функционирования ведущих языческих объединений, основных идеологических вариаций, будет содействовать развитию межнационального и межконфессионального диалога в Российской Федерации. В результате реализации проекта должна сложиться целостная картина русского неоязычества, будет определено его место в ряду типологически сходных движений Европы, выявлены его специфические и универсальные черты. Полученные результаты будут отражены в словарно-справочном издании и серии научных статей. | Современное русское язычество, новые религиозные движения, словарь, типологизация, дефиниция, классификация, персоналии |
1.Анкетирование политеистов во время полевых экспедиционных выездов (г. Ростов-на-Дону, г. Москва, г. Санкт-Петербург). Проведение интернет опросов союзов общин «Велесов круг», ССО СРВ, ростовской общины казаков-староверов. Систематизация и каталогизация полученных материалов.
2. Подготовлено и издано в журналах ВАК две статьи, посвящённых особенностям языческого «нового языка» и методике составления тезауруса.
3. Подготовлено и отправлено на регистрацию 2 базы данных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент):
1) База данных «Оценка религиозности в мировоззрении курсантов МВД» (№ свидетельства 2019622375);
2) База данных «Отношение к язычеству и неоязычеству курсантов МВД» (№ свидетельства 2019622376)
6. Рабочая группа проекта приняла участие в 8 международных научных и научно-практических конференциях.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Проект направлен на разработку новых методов получения биосовместимых полимерных материалов – полимолочной кислоты (полилактида). Использование полимеров, получаемых из возобновляемого растительного сырья, с одной стороны решает проблему утилизации полимерных отходов, таких как пластиковые упаковки и одноразовая посуда, с другой, позволяет получить ценные биосовместимые медицинские изделия, например костные импланты или скаффолды для клеточных культур, что и определяет актуальность исследования. До настоящего времени не разработано прямых эффективных способов превращения молочной кислоты в полилактид. При отгонке воды и использовании молекулярных сит удается добиться лишь незначительной конверсии молочной кислоты в её олигомеры. При выполнении проекта получит развитие разработанный нами в течение последних двух лет каталитический способ олигомеризации молочной кислоты. Уже сейчас он позволяет получить олигомер (10 мономерных звеньев) из водного раствора молочной кислоты с выходом 70 %. Мы полагаем, что выход олигомера может быть доведен до 90-95 % при оптимизации процесса. Термическая деполимеризация олигомера позволяет достаточно легко получить лактид, превращение которого в высокомолекулярный полилактид нами хорошо отработано, как с применением металлокомплексных катализаторов (патент РФ № 2355694) , так и с использованием в качестве катализаторов простых неорганических соединений (патент РФ № 2422471). Результаты исследований представлены в виде статей в ведущих российских и зарубежных журналах и объектах РИД. | Биосовместимые полимеры, молочная кислота, полилактид, металлокомплексные катализаторы полимеризации, медицинские технологии, ортопедия, полимерные импланты |
1. Разработка новых металлокомплексных катализаторов полимеризации циклических эфиров на основе соединений металлов с редокс-активными дииминовыми лигандами.
2. Оптимизация процесса полимеризации рацемического лактида на металлокомплексных катализаторах, обеспечивающая протекание процесса в контролируемом режиме с достижением предельных степеней конверсии мономера в полимер (99 %).
3. Исследование процессов термической деградации полилактидов и поиск оптимальных условий для реализации процессов термоформования полимеров в конечные изделия.
4. Получен патент: «Способ каталитического синтеза лактида в присутствии неорганических добавок» (№2695998).
Аннотация проекта | Ключевые слова |
В рамках заявленной работы планируется разработать основные принципы использования электронной образовательной среды при формировании иноязычной коммуникативной компетенции на втором иностранном языке, учитывая выявленные предпосылки лингвистических способностей и возможность их переноса с одного иностранного языка на другой. Актуальность данной работы обусловлена введением нового ФГОС ООО, предполагающего выбор учебных планов со вторым иностранным языком. Таким образом, значительно увеличивается объем иноязычного материала, который необходимо освоить в средней общеобразовательной школе. При этом в отечественной методике преподавания иностранных языков особенности преподавания второго иностранного языка на базе английского разработана минимально, чем обусловлена научная новизна работы. | Иноязычная коммуникативная компетенция, информационные технологии, психолингвистика, лингводидактика |
1. На основе изучения основных теоретических принципов формирования иноязычной компетенции, а также роли информационных технологий в образовательном процессе, были разработаны основные теоретические положения концепции эффективного использования электронной образовательной среды при изучения второго иностранного языка.
2. Полученные в ходе экспериментального исследования данные, а также основные теоретические положения легли в основу разрабатываемой программы обучения второму иностранному языку и создаваемого в ее рамках учебного курса в ЭОС.
3. Переработан и апробирован курс «Основы теории и методики обучения иностранным языкам» (раздел «Методика применения информационных технологий в обучении иностранному языку»).
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Теоретическое исследование динамики твердого тела в магнитном неконтактном подвесе позволит создать и изучить различные модели приборов, работа которых основана на вывешивании твердого тела в неоднородном магнитном поле. Особенность приборов данного тепа заключается в том, что в них отсутствует контакт, который является источником трения и диссипаций, приводящий к снижению характеристик прибора. Такие процессы, как навигация без использования систем GPS и Глонасс, бестигельная плавка, выращивание сверхчистых кристаллов, выращивание живых культур, создание новых структур материалов, создание высокоскоростного железнодорожного транспорта, все это возможно при использовании устройств и принципов, в основу работы которых заложена неконтактная подвеска ротора в магнитном поле. Теоретическое обоснование возможности вывешивания твердого тела в неконтактном подвесе, расчет силовых и моментных характеристик подвеса, решение проблемы устойчивого удержания ротора в поле подвеса, вычисление перегрузочной способности, выявление дестабилизирующих условий, приводящих к неустойчивости тела в неконтактном подвесе – это круг задач, на решение которых направлен проект. Решение задач, предложенных в проекте, позволит решить некоторые проблемы в реализации и развитии высокоскоростного транспорта Maglev, ускорить процесс становление технической базы по созданию новых материалов. | Левитация, метод неприводимых тензоров, силовая функция, неконтактный подвес |
1.Проведено моделирование постоянного магнита постоянным током. Проведен эксперимент по определению перегрузочной способности, который позволил получить значение перегрузочной способности равное 2. Эксперимент показал, что модель, предложенная в проекте, работоспособная.
2.Разработан прототип на микроконтроллере Arduino, позволяющий проводит измерение индуктивности проводника и менять силу тока в данном проводнике.
3.Опубликовано 2 статьи Scopus, 2 статьи РИНЦ.
4. Результаты представлены на международной научно-практической Интернет-конференции: Научные разработки: вчера, сегодня, завтра.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
Научно-исследовательский проект посвящен актуальной в научном и практическом планах проблеме – анализу ценностного сознания и поведения современной российской молодежи в социально-трудовой сфере, выявлению основных тенденций изменения ценностных ориентаций молодых людей. Несмотря на значительных интерес государственных учреждений и ряда ученых к проблематике молодежных ценностей и установок, остается недостаточно изученной роль профессионального образования в формировании ценностей и установок молодежи в социально-трудовой сфере. В рамках проекта планируется изучение структуры базовых ценностей студенческой молодежи, и определение места трудовых ценностей в этой структуре. Научная данного проекта заключается в том, что впервые изучаются и сопоставляются трудовые ценности и установки студентов и учащихся вузов, техникумов и ссузов на примере г.Нижнего Новгорода, под воздействием образовательного фактора. В результате реализации проекта будет осуществлен сравнительный анализ качественных характеристик трудовых ценностных ориентаций и установок студенческой молодежи вузов, техникумов и ссузов, дана характеристика отношения молодежи к профессиональному образованию, труду, выбору профессиональной и трудовой стратегии, выявлены ожидания молодых людей, связанные с развитием карьеры и профессиональной деятельности, рассмотрены факторы формирования трудовых установок современного студенчества. | Молодежь, студенчество, профессиональное образование, ценности, трудовое поведение, трудовые ориентации и установки |
1.Методом гнездовой выборки было опрошено 495 респондентов, из них – 208 респондентов – учащихся учреждений среднего профессионального образования (далее по тексту – СПО) и 287 студентов высших учебных заведений (далее по тексту – ВО) г. Нижнего Новгорода. В результате ценность труда для большинства опрошенных является не терминальной (смысложизненной), а инструментальной ценностью, позволяющей реализовать наиболее важные, первоочередные жизненные задачи. Незначительные отличия в ценностном наборе учащихся СПО и студентов ВО можно отметить в том, что учащиеся СПО менее ориентированы на ценность «самореализации», по сравнению со студентами ВО (58,0% и 74,6%) и большее значение придают ценности «богатства и материального достатка» (38,5% и 31,5%).
2. Одной из задач исследования было выявление мнения респондентов относительно тех возможностей, которые должна предоставлять им работа. Учащиеся СПО на первое место поставили ценность «хорошо зарабатывать» 76,9, подтвердив вновь свою большую, по сравнению со студентами ВО (70,7%), ориентацию на прагматические, меркантильные цели. Ценность «лёгкой работы» также у учащихся СПО (23,6%) ценится выше, чем у студентов высших учебных заведений (15,7%). По остальным показателям существенных отличий не наблюдается.
3. В качестве наиболее важных трудовых качеств учащиеся СПО назвали «трудолюбие» (73,6%). У студентов данное качество оценивается намного ниже (62,6%). «Честность», как важное трудовое качество, также выше ценится учащимися СПО по сравнению со студентами ВО (42,3% и 28,7%). Студенты ВО лидируют по сравнению с учащимися СПО в оценке таких ценностей как «ответственность» (58,0% против 53,4%), «исполнительность» (18,2%, против 13,5%), «креативность» (22,0% против 16,8%), «инициативность» 15,4% против 8,7%).
Таким образом, можно сделать вывод, что мировоззренческие ценности учащихся СПО и студентов ВО имеют существенные и принципиальные отличия именно в части оценки материального благосостояния. Учащиеся СПО более сориентированы на достижение материального достатка, по сравнению со студентами ВО
Данное положение необходимо учитывать для исследования мнения молодёжи, т.к. в основном исследователи ориентируются на изучение ценностных представлений студентов в силу их большей доступности.
4. В рамках проекта создано и зарегистрировано в РОСПАТЕНТ 3 базы данных:
1) Трудовые ориентации студентов учреждений среднего профессионального образования (№2019620451)
2) Трудовые ориентации студентов учреждений высшего образования (№2019620861)
3)Трудовые ориентации учащейся молодежи (№2019621175).
5. Опубликована 1 монография, 2 статьи Scopus, 3 статьи РИНЦ, 6 статей ВАК.
Аннотация проекта | Ключевые слова |
История России часто воспринимается как нечто абстрактное, оторванное от современной жизни, не связанное с судьбами окружающих нас людей. Разговоры о связи между поколениями так и остаются разговорами, не получая конкретного воплощения, культурной инфраструктуры, которая могла бы поддерживать эту связь в течение длительного времени. Реализация проекта «Устная история и память о локальных конфликтах в России» ставит перед собой актуальную задачу создания эффективной площадки, объединяющей академические усилия в сфере военно-исторической антропологии и память разных поколений. Запись студентами и аспирантами НГПУ им. К. Минина интервью с ветеранами локальных войн, обсуждение их в рамках постоянно действующего трехстороннего семинара (с участием ветеранов, преподавателей нижегородских ВУЗов и студентов) и подготовка статей по итогам совместной работы, а также параллельное живое общение позволят реализовать как академические цели (подготовку монографии и серии статей в высокорейтинговых журналах), так и повысить фундаментальный научный потенциал НГПУ им. К. Минина, поскольку аналогичных площадок в России не существует. | Военно-историческая антропология, историческая память, устная история, ветераны локальных конфликтов |
1. Сбор и оцифровка устных, визуальных и нарративных источников личного происхождения.
2. Выявление основных стратегий формирования памяти о локальных конфликтах;
3. Анализ спектра тактик субъективации комбатантов.
4. Результаты работы по проекту были представлены на 6 международных и 6 всероссийских конференциях, опубликованы в 8 статьях в изданиях, входящих в SCOPUS и Web of Science, 6 статьях ВАК, 6 материалах РИНЦ.
5. Создано 2 курса видео-лекций для магистратуры по направлению «Историческая антропология».