Инициативные научные проекты, выполняемые в рамках реализации государственного задания на НИР Министерства просвещения РФ 2021 года 

Федюшкин Игорь Леонидович 
руководитель
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научно-образовательным центром «Химия молекул и материалов»
Аннотация проекта Ключевые слова
Проект направлен на разработку и промышленное внедрение технологии получения, так называемых, биоразлагаемых полимеров, например алифатических полиэфиров (полилактидов, полилактонов и их сополимеров). Полиэфиры могут разлагаться под действием биологических сред в результате гидролитического разложения и/или энзимолиза до мономеров с последующим превращением в диоксид углерода и воду, являющихся, в свою очередь, исходными веществами процесса фотосинтеза. Другой привлекательной особенностью алифатических полиэфиров является возможность их получения из быстро возобновляемого природного сырья (крахмала зерновых культур и др.), что исключает зависимость промышленности от невосполнимых углеводородных природных ископаемых. Благодаря своей биоразлагаемости и биосовместимости данные полимеры могут быть использованы в качестве материалов для производства высокотехнологичных медицинских изделий, например, имплантатов, штифтов и хирургических ниток и сеток. Для этих целей наиболее предпочтительным полимером является полимолочная кислота (полилактид, PLA), поскольку желаемые физико-механические свойства и скорость биодеградации достаточно эффективно достигаются путем изменения микроструктуры PLA (последовательности и соотношения стереоизомерных L- и D-форм мономерных звеньев), молекулярного веса, а также полидисперсности. Исследования в области получения и практического использования алифатических полиэфиров очень интенсивно проводятся в таких странах как США, Германия, Голландия, Финляндия, Северная Корея, Япония и некоторых других. В Российской Федерации исследования в области биоразлагаемых полимеров, и, в частности полилактидов, в настоящее время проводятся в ряде научно-исследовательских центров, в том числе ГНЦ «Курчатовский институт», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Институт металлорганической химии им. Г.А. Разуваева (ИМХ РАН). В последние годы в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (НГПУ) начата разработка методов превращения молочной кислоты и ее эфиров в ценные органические вещества, в том числе лактид – мономер для синтеза PLA. В 2019 году в ИМХ РАН был получен полилактид с использованием лактида, синтезированного в НГПУ. Сотрудниками Института травматологии Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) было показано, что полученный полимер не цитотоксичен. Пропитка пор высокопористого олигоэфиракрилатного материала смесью полилактида и антибиотика гентомицина позволила получить предшественник костного имплантата, который в тестовом эксперименте на клеточной культуре постепенно выделял антибиотик в пространство вокруг полимерного образца в течение семи дней за счет медленной биодеградации полилактида, находящегося в порах. Представленный проект предполагает дальнейшие исследования, связанные с разработкой функциональных полимерных материалов для медицинского применения. Проект будет направлен на разработку каталитических одностадийных способов превращения молочной кислоты в лактид с использованием каркасных алюмосиликатов, а также неорганических добавок в качестве катализаторов. Также будут разработаны новые высокоэффективные металлокомплексные катализаторы для полимеризации циклического диэфира молочной кислоты с раскрытием цикла. Будут получены сополимеры на основе лактида. Будут исследованы микроструктура, молекулярно-массовое распределение, индекс полидисперсности, а также физико-механические свойства полученных полимеров и сополимеров. Будет исследована цитотоксичность полученных образцов, а также будет изучена скорость биодеградации полимеров. Биосовместимые полимеры, полилактид, металлокомплексные катализаторы полимеризации, медицинские технологии, ортопедия, полимерные импланты

Проекты, реализуемые в рамках государственных программ, финансируемые Министерством просвещения РФ

Кочнева Елена Михайловна
руководитель
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект направлен на консолидацию усилий специалистов на оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на благоприятное психическое развитие детей; а также обобщение, накопление и распространение опыта психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение и консультативно-методическая помощь включает в себя выполнение следующих взаимосвязанных видов работ:

1. Информационно-просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями психического, духовно-нравственного развития и воспитательного процесса детей дошкольного возраста; проводится с родителями (законными представителями); гражданами, которые желают принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; педагогическими работниками; практическими психологами.

2. Консультационная деятельность, которая обеспечивает своевременную специализированную (консультативную, методическую и психолого-педагогическую) помощь родителям (законным представителям) в вопросах психического развития и воспитания детей, познания ребенком окружающего мира и развития регуляции поведением и деятельностью, а также гражданам, решившим взять на воспитание детей, оставшихся без попечения взрослых. Консультационная деятельность направлена на удовлетворение любого запроса получателем консультации в пределах обучения, воспитания и развития детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения детей, и иным вопросам, непосредственно связанным с образовательной деятельностью.

3.Психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на создание условий полноценного благополучного развития детей в семье посредством оказания консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в разрешении разного рода вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи.

4.Учебно-методическая деятельность, направленная на разработку рекомендаций для педагогических работников по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников; рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам создания благоприятной атмосферы в семье; психического развития детей; бесконфликтного разрешения возникающих проблем в процессе жизнедеятельности семьи; рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).

5.Научно-исследовательская деятельность, направленная на выделение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; отслеживание (мониторинг и экспертиза) результатов оказания специализированной (консультативной, методической и психолого-педагогической) помощи родителям (законным представителям); изучение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и обозначение рисков отказа граждан от принятых в семью детей; повышение общей психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей).

Поддержка семей, имеющих детей; психолого-педагогические услуги; методическая помощь; консультативная помощь; родители (законные представители) детей; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети дошкольного возраста; программа помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье

Научно-исследовательские проекты, выполняемые в рамках грантов Российского фонда фундаментальных исследований 2020 года

Кочнева Елена Михайловна
руководитель
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической психологии
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект направлен на консолидацию усилий специалистов на оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, направленной на благоприятное психическое развитие детей; а также обобщение, накопление и распространение опыта психолого-педагогического сопровождения семей, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолого-педагогическое сопровождение и консультативно-методическая помощь включает в себя выполнение следующих взаимосвязанных видов работ:

1. Информационно-просветительская работа, которая направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями психического, духовно-нравственного развития и воспитательного процесса детей дошкольного возраста; проводится с родителями (законными представителями); гражданами, которые желают принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; педагогическими работниками; практическими психологами.

2. Консультационная деятельность, которая обеспечивает своевременную специализированную (консультативную, методическую и психолого-педагогическую) помощь родителям (законным представителям) в вопросах психического развития и воспитания детей, познания ребенком окружающего мира и развития регуляции поведением и деятельностью, а также гражданам, решившим взять на воспитание детей, оставшихся без попечения взрослых. Консультационная деятельность направлена на удовлетворение любого запроса получателем консультации в пределах обучения, воспитания и развития детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения детей, и иным вопросам, непосредственно связанным с образовательной деятельностью.

3.Психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на создание условий полноценного благополучного развития детей в семье посредством оказания консультативной, методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и гражданам, решившим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в разрешении разного рода вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности семьи.

4.Учебно-методическая деятельность, направленная на разработку рекомендаций для педагогических работников по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников; рекомендаций для родителей (законных представителей) по вопросам создания благоприятной атмосферы в семье; психического развития детей; бесконфликтного разрешения возникающих проблем в процессе жизнедеятельности семьи; рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).

5.Научно-исследовательская деятельность, направленная на выделение четкой методологической основы и содержательной определенности психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; обозначение единых принципов, способов, методов и правил взаимодействия всех участников образовательного процесса; отслеживание (мониторинг и экспертиза) результатов оказания специализированной (консультативной, методической и психолого-педагогической) помощи родителям (законным представителям); изучение мотивации граждан в отношении принятия в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей и обозначение рисков отказа граждан от принятых в семью детей; повышение общей психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей).

Поддержка семей, имеющих детей; психолого-педагогические услуги; методическая помощь; консультативная помощь; родители (законные представители) детей; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети дошкольного возраста; программа помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье
Демидова Наталья Николаевна
руководитель
доктор педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики
Аннотация проекта Ключевые слова
Исследование связано с решением проблемы разработки концептуальных основ проектирования и практической реализации модели эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте, отражающей опережающую функцию образования в достижении устойчивого развития территорий. Исследование реализует идею принципиально иных приоритетов развития, которые исходят из принципов опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем по сравнению с развитием сложных технологических систем. Образование в данном случае становится "базисом базиса" расширенного воспроизводства экономики и общества в гармонии с природой. Данная педагогическая проблема является приоритетной и инновационной в контексте перехода человечества на путь устойчивого развития на основе формирования личности с эколого-ориентированными качествами, базирующихся на культуросообразных ценностях. В этой связи культурный ландшафт рассматривается как социоприродный культурный феномен, как культурно-экологическое пространство «питающее и взращивающее личность», способствующее достижению гармонии на основе эколого-ориентированных способов жизнедеятельности. Проект предполагает разработку концептуальных основ проектирования эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте и соответствующей им педагогической модели, которые имеют инновационный характер, реализуют идеи опережающего образования в интересах устойчивого развития, обеспечивая результативность российского образования в контексте глобального образовательного проекта, связанного с образованием для устойчивого развития. Предполагается конструирование системы культурно-экологических модулей и проектов, реализующих образовательно-воспитательный потенциал культурных ландшафтов, развивающих субъектный опыт обучающихся эколого-ориентированного, конструктивно-деятельностного характера. В рамках проекта будет подготовлена монография, авторские программы, статьи в российских и зарубежных изданиях. Опережающая функция образования, человеческие качества, устойчивое развитие территорий, модель эколого-ориентированной жизнедеятельности, культурный ландшафт, культурно-экологические модули, инновационные образовательные ресурсы, социальное партнерство
Федюшкин Игорь Леонидович
руководитель
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научно-образовательным центром «Химия молекул и материалов»
Аннотация проекта Ключевые слова
Интерес исследователей к соединениям металлов с редокс-активными лигандами остается чрезвычайно высоким из-за широких перспектив применения данного класса координационных соединений в катализе, о чем свидетельствует ряд последних обзоров на данную тему. Редокс-активные лиганды за счет способности обратимо принимать и отдавать электроны в ходе химических превращений, оставаясь при этом связанными с металлом, существенно расширяют или даже изменяют реакционную способность металлокомплекса. Все известные до настоящего времени комплексы переходных металлов на основе диазагаллолов содержат анионный лиганд. Недавно нами впервые было показано, что 1,3,2-диазагаллолы на основе аценафтен-1,2-диимина могут существовать как в анионной, так и в нейтральной (радикальной) форме и, таким образом, выступать в качестве редокс-активных лигандов при комплексообразовании с переходным металлом. В этом случае мы формируем так называемые “molecular complexity systems”, в которых “молекулярная сложность” заключается в сочетании в одной молекуле нескольких реакционных центров – редокс- активного лиганда и атомов переходного и непереходного металлов, влияющих друг на друга. Кроме того, сам лиганд [(dpp-bian)Ga:] на основе аценафтен-1,2-диимина имеет несколько дополнительных реакционных центров. Так, нафталиновая система может проявлять восстановительные свойства, а дииминовый металлофрагмент способен как к реакциям переноса электрона, так и к согласованным реакциям типа циклоприсоединения. Все это позволяет ожидать нетривиальную реакционную способность исследуемых соединений, что может быть использовано для управляемой трансформации различных субстратов. Поэтому исследования, направленные на синтез, изучение строения и реакционной способности 1,3,2-диазагаллольных металлокомплексов на основе аценафтен-1,2-дииминов по отношению к различным классам органических и неорганических соединений, являются актуальными и научно значимыми как в плане расширения фундаментальных представлений о свойствах координационных соединений, так и в практическом плане для решения задач более эффективной переработки химического сырья. Таким образом, научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что впервые будут получены комплексы переходных (Cr, Mo, W, Fe, Ni, V, Ti, Zr и др.) и некоторых непереходных элементов с диазагаллольным лигандом в различных состояниях «восстановленности» (нейтральный-радикальный, анионный). В этих соединениях возможна реализация необычных типов связей, а также низких степеней окисления атомов металла. Кроме этого, в рамках выполнения предлагаемого проекта нами планируется изучение реакционной способности комплексов переходных металлов с карбеноидом [(dpp-bian)Ga:] и его восстановленной формой [(dpp-bian)Ga:]– по отношению к различным классам ненасыщенных органических соединений (алкинам, нитрилам, эфирам, изоцианатам и пр.), а также малым молекулам (CO2, N2O, SO2, H2O и др.). Строение всех вновь полученных соединений будет исследовано методом рентгеноструктурного анализа, а их поведение в растворе – спектральными методами (ЯМР и ЭПР). Полученные результаты дополнят базовые представления о строении и свойствах координационных соединений переходных металлов и позволят разработать на их основе новые типы реагентов и катализаторов для органического синтеза. Соединения металлов, редокс-активные лиганды, дииминовый металлофрагмент, метод рентгеноструктурного анализа
Захарова Виктория Трофимовна
руководитель
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта Ключевые слова

В обзорной статье рассматривается феномен Нижегородского текста русской словесности как культурно-исторического и культурно-поэтического смыслового поля, оказавшего существенное влияние на формирование национального культурного кода, становление типологических характеристик художественного сознания в их динамике, создание универсальной модели национального характера.

Актуальность данного исследования определяется пристальным вниманием российской и европейской литературоведческой науки последних десятилетий к проблеме национальной самоидентификации, ценностным ориентациям в литературе (В. Е. Хализев «Ценностные ориентации русской классики» 2005; международные научные конференции в Чехии Польше: «Ценности в литературе и искусстве», Брно, V, 3-4 июня 2021; («Wielkie tematy kultury w literaturach słowiańskich», Вроцлав, 2012,2015, 2017, 2019 гг.).

Методология исследования сформирована с опорой на работы ведущих российских исследователей – авторов проекта «Нижегородский текст русской словесности», представляющих научно-исследовательские институции и университеты: Д. С. Московской, И. А. Есаулова, А. М. Любомудрова, Л. А. Спиридоновой, Е. Г. Чернышевой, Е. В. Николаевой, С.В. Шешуновой, С. Н. Пяткина, Н.П. Жилиной, М.А. Хатямовой и мн. др.

Цель данной работы: осмыслить методологический и историко-литературный результат многолетнего фундаментального исследования, осуществлявшегося российскими и зарубежными исследователями с 2007 по 2019 гг. в формате международных научно-исследовательских конференций.

Авторы статьи не ограничивают содержание данной работы демонстрацией локальных, региональных характеристик нижегородского текста, но осмысливают его как сверхтекст, взаимодействующий с генетически близкими ему национально-культурными кодами («Волжский текст»), а также рассматривают в аспекте межкультурной коммуникации. Обращение к асиологическому аспекту оценки явлений литературы позволило проанализировать реалии Нижегородского текста с позиций типического и сверхтипического, национального и всемирного.

В тексте статьи предметом научного осмысления являются исследования ученых из Польши, Украины, Чехии, многолетних партнеров проекта «Нижегородский текст русской словесности»: проф. И. Мяновской, М. Сидор, А. Возьняк, Л.К.Оляндэр, Й. Догнала.

В статье обобщенные результаты коллективной научной деятельности соотносятся с основными научно-исследовательскими тенденциями в отечественной и европейской научной мысли, опираются на принятые в научном коллективе методологические установки, необходимые для описания и анализа следующих явлений: тип художественного сознания, аксиология славянской культуры, универсальная модель национального характера, культурный код.

Сакральный топос, национальный характер, художественная антропология, ценности, типология художественного сознания, мифогенерирующий характер нижегородского текста
Богомолов Алексей Владимирович
руководитель
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта Ключевые слова

В настоящее время интерес к проблемам, связанным с апофатической тематикой, достаточно высок. Обусловлено это во многом доминированием постмодернистских интенций в культуре в целом и в философии, в частности. Но проблематика апофазиса или – если использовать латинизированный вариант этого понятия – негативности непосредственно значима для философии, в том числе и современной – взять хотя бы во внимание вопрос, поставленный М. Хайдеггером о том, почему есть сущее, а не ничто. В контексте актуальности вопрошаний о смыслах ничто, особое значение приобретают исследования, направленные на поиск исходных смыслов негативности. Начало апофатической проблематики – греческая философия. К обзорному анализу исследований апофатического дискурса в античной философии и обращена наша статья.

Работы, в которых затрагиваются интересующие нас аспекты тематики негативности, с некоторой долей условности можно разделить на несколько групп. Во-первых, если говорить об исследованиях отечественных специалистов, можно выделить работы, в которых наличествует обращение к «истории вопроса», но проблематика греческого апофазиса в них, как правило, отдельно не выделяется (исследования Н.М. Солодухо, В.А. Кутырева). Отдельно отметим исследования, направленность которых лежит именно в русле истории философии (среди таковых, к примеру, можно указать исследования В.Н. Дробышева, И.А. Протопопова).

Кроме того, греческий апофазис – это целый комплекс взаимосвязанных проблем. К примеру, вопрос о разделении философской апофатики и апофатической теологии не изучен в достаточной мере, но по нему имеются исследования, обобщение результатов которых имеет определенный интерес (среди отечественных авторов можно выделить А.В. Ахутина). Сюда же можно отнести и работы, в которых в той или иной степени затрагивается проблема типологии негативности (P. Hadot, A. Armstrong etc.).

Далее, отдельный и, вероятно, самый значительный пласт исследований посвящен апофатической проблематике в учениях отдельных мыслителей античной эпохи. И здесь, конечно, мы имеем дело с весьма широким перечнем работ. Полагаем справедливым утверждение, согласно которому центральной фигурой дискурса негативности в античной философии является Платон (Ю.А. Шичалин, И.А. Протопопова). К примеру, гипотезы диалога «Парменид» оказали ключевое влияние на формирование апофатического контекста генологии неоплатоников (E.R. Dodds, E. Bréhier etc.). Отметим и наличие исследований по данной тематике в философии досократиков. Исследователи учений Парменида (М.Н. Вольф, A. Mourelatos, P. Curd), Гераклита (А.В. Лебедев), софиста Горгия (М.Н. Вольф, Р.Б. Галанин), Демокрита (С.Я. Лурье) затрагивают и интересующий нас аспект. Также нельзя не отметить исследования апофатической проблематики в эпоху эллинизма, в частности, речь о философии неоплатоников (J. Rist, J. Dillon). Вне всяких сомнений, многие аспекты интересующей нас проблематики затронуты в работах А.Ф. Лосева.

Таким образом, предполагаемая к написанию обзорная статья будет посвящена анализу как отечественных, так и зарубежных исследований по тематике негативности в истории античной философии. При этом хотелось бы подчеркнуть, что работ, цель которых системное изложение специфики именно греческого апофазиса, практически не встречается. И относительно целостный обзор можно получить, анализируя работы, в которых данная тематика затрагивается в узком контексте – от проблемы типологии негативности до экспликации апофатической проблематики в учениях античных философов. Представляется, что предполагаемая обзорная статья будет иметь необходимый элемент новизны для отечественной историко-философской науки.

Античная философия, ничто, апофазис, апофатическая теология, философская апофатика, Парменид, Гераклит, Горгий, Платон, «Парменид», Единое, неоплатонизм

Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках грантов АНО «Региональное управление проектами и организации массовых мероприятий «Центр 800»

Хитрюк Олег Алексеевич
руководитель
студент факультета гуманитарных наук
Аннотация проекта Ключевые слова
Печёрская округа – это прекрасное место для отдыха, патриотического образования и занятий спортом. Это особая часть Нижегородского района, история которой напрямую связана с древним Вознесенским Печёрским монастырём и слободой Печёры, образованной неподалёку от монастыря. Нам хочется по-новому открыть Печёрскую округу, а также привлечь внимание ко всем её проблемам. Цель: создание экскурсионного центра «Печёрская сторона». Задачи: 1) Создание пешего экскурсионного маршрута по основным достопримечательностям Печёрской округи; 2) Создание доступного актуального контента в сети Интернет (сайт и группа в социальной сети «ВКонтакте»); 3) Разработка виртуальной экскурсии для людей, которые не могут посетить наш город. Печёрская округа, г. Нижний Новгород, культурно-историческое наследие, экскурсионные маршруты

Научно-исследовательский проект, выполняемый в рамках грантов компании En+ Group в 2021 году

Киселева Надежда Юрьевна
руководитель
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий научно-образовательного центра по изучению и охране биологического разнообразия
Аннотация проекта Ключевые слова

Основная идея проекта – организация совместных исследований флоры и фауны не менее 100 малых водоемов г. Нижнего Новгорода силами специалистов-биологов с привлечением не менее 300 волонтеров. Будут использованы инновационные методы гражданской науки (опыт создания Атласов птиц ряда городов (http://www.bio.vsu.ru/oriolus/atlas1.html, http://ufabirds.ru/), возможности исследовательской сети iNaturalist (https://www.inaturalist.org/), опыт проведения массовых акций по изучению и охране птиц (https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/206/207), вовлечения населения в деятельность по изучению и охране биоразнообразия (https://dront.ru/wp-content/uploads/2016/12/2011-raznoobrazie.zip , https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/88/89 ). Планируется распространить полученную информацию о природоохранной ценности городских водоемов в сети Интернет, разработать и передать лицам, принимающим решения, конкретные предложения по восстановлению, охране и рекреационному использованию городских водоемов.

Целевую аудиторию проекта составляют несколько групп (волонтеры, представители научного сообщества, педагогические сообщества, члены НКО, дети и подростки, студенты, семьи, лица, участвующие в профилактике и решении проблем окружающей среды). Планируется организовать информирование потенциальных участников, обучение волонтеров, провести детальное полевое обследование не менее 100 малых водоемов Нижнего Новгорода специалистами с участием волонтеров. Составленные характеристики водоемов, сведения об их фауне и флоре будут размещены в сети Интернет и станут доступными для всех интересующихся. По результатам исследований будут разработаны не менее 20 Планов действий по охране и использованию систем малых водоемов г. Нижнего Новгорода. Будет организована информационно-пропагандистская кампания. Научными результатами проекта станут не менее 5 научных статей в индексируемых изданиях (РИНЦ, ВАК, Scopus), представление результатов проведенных исследований не менее, чем на 3 научно-практических конференциях всероссийского и международного масштабов. Научная уникальность проекта состоит в том, что впервые будет системно изучена флора и фауна большинства малых водоемов г. Нижнего Новгорода, расположенного при слиянии Оки и Волги, будут получены новые данные о местах обитания редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, выявлена и продемонстрирована значимость водоемов как элементов экологического каркаса г. Нижнего Новгорода.

Флора, фауна, малые водоёмы г. Нижнего Новгорода, восстановление малых водоёмов охрана малых водоёмов, рекреационное использование малых водоёмов

Научно-образовательный проект, выполняемый в рамках гранта Фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» в 2021 году

Дзюба Елена Марковна
руководитель
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной филологии
Аннотация проекта Ключевые слова

Проект «Нижегородский контекст: лица, судьбы, книги – 2021» предполагается реализовать в формате летней школы с участием ведущих исследователей русской литературы и культуры, в том числе, литературы русского Зарубежья, из университетов Республики Польша и Российской Федерации.

Интерес к русской литературе в Польше традиционно высок. Университеты и ряд других учебных заведений Республики Польша считают необходимым проектировать учебные планы направлений подготовки, связанных с изучением русского языка как иностранного, славянской филологии, с учетом элективных курсов, ориентированных на репрезентативную для русской культуры и литературы тематику: поэтика фольклора, современный литературный процесс в России, русская деревенская проза, литература русского Зарубежья, а также курсы по истории русского литературного языка. Кроме того, между исследователями Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина и исследователями из университетов гг. Ольштына, Ополе, Быдгощи, Слупска, Познани, Университет Иоанна Павла II в Люблине, Академия Яна Длугоша в Ченстохове, Вроцлава существуют давние академические контакты в рамках обозначенной исследовательской проблематики. В журналах польских вузов и изданиях кафедры русской и зарубежной филологии НГПУ им. К. Минина публикуются работы научных сотрудников, преподавателей и аспирантов из России и Польши (например, «Культурное пространство славян», под ред. Проф. М. Сидор; «Roczniki Humanistycznе», под ред. проф. А. Возьняк, член редколлегии проф. В. Захарова, «Аксиология славянской культуры», под ред. проф. Е. М. Дзюба); «Gtnius Loci» под ред. проф. Н. М. Ильченко и доц. Ю. А. Марининой).

Проблематика Летней школы-2021, находится в центре внимания профессора Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Виктории Трофимовны Захаровой, под руководством которой, начиная с 2007 года, реализуется исследовательский проект «Нижегородский текст русской словесности», отмеченный в 2015, 2017, 2019 гг.. грантами РФФИ

Под руководством ведущих профессоров НГПУ им. Козьмы Минина сложились научные направления, в рамках которых ведутся исследования по творчеству И.А.Бунина, И.С.Шмелева, Г.Газданова, М.А.Осоргина, Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (Скобцовой), изучаются русско-зарубежные литературные контакты, топосы русской литературы и культуры, национальная характерология.

Регулярные издания научно-исследовательского характера позволяют расширить представление научного сообщества о нижегородской исследовательской школе и ввести в научный оборот материал о нижегородских писателях.

Проект Летней школы «Нижегородский контекст: лица, судьбы, книги – 2021» включает в себя учебные занятия в форме интерактивных лекций, практических занятий российских и польских исследователей литературы и культуры русского зарубежья, а также преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

В рамках Летней школы предполагается проведение ряда важных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества в сфере научных, культурных и образовательных проектов между высшими учебными заведениями Польши и Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К.Минина (с участием руководства университета), в том числе, очередной (второй) выпуск печатного издания «Филологический диалог».

Программа пребывания участников Летней школы в Нижнем Новгороде предполагает участие студентов, магистрантов, аспирантов, гостей и преподавательского состава школы в учебной экскурсионной программе, посвященной культурно-историческим особенностям нижегородского региона и его современному состоянию. Актуальность реализации данного проекта в Нижнем Новгороде и Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина связана с многолетней научно-исследовательской работой профессоров университета в области изучения творчества русских писателей, русско-зарубежных литературных контактов, топосов русской литературы и культуры.

Это позволяет объединить исследовательские интересы представителей двух стран, раскрыть перед молодым поколением России и Польши новые возможности взаимопостижения, новые сферы культурных и научных контактов. Философская, мировоззренческая, эстетическая природа русской литературы позволяет раскрыть, обосновать и понять специфику развития социокультурных процессов, природу периодов исторического выбора и судьбоносных решений в жизни народов, в том числе России и Польши.

Проведение Летней школы в Нижнем Новгороде и Нижегородском государственном педагогическом университет им. Козьмы Минина способствует включению Нижегородского региона в орбиту научно-исследовательского интереса известных и молодых ученых России и Польши в аспекте внимания к нижегородским представителям русской литературы (А.С. Пушкин, П. И. Мельников (Печерский), Н. А. Добролюбов, П. Д. Боборыкин, И. С. Рукавишников, С. Л. Франк, Е. Н. Чириков, М.Горький и др.)

Формы проведения Летней школы:

- учебные курсы с участие ведущих профессоров России и Польши;

- социокультурный практикум, включающий в себя учебные экскурсии в литературные музеи города, в том числе, посещение дворянских усадеб в Нижегородской области.

- проектная сессия: «Итоги работы Летней школы «Нижегородский контекст: лица, судьбы, книги – 2021».

Литература русского Зарубежья, исследователи университетов Республики Польша, исследователи университета НГПУ им. К. Минина, летняя школа