Светлов Роман Викторович

доктор философских наук, профессор Института философии Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург)


24-25 апреля 2018 года
Даты проведения лекций

Иконография античного философа и роль визуальной антропологии в историко-философском исследовании.
Тема лекции

Лекция №1. Философ и визуальное пространство античного города.
Тема лекции

Вопросы для обсуждения

1.Визуальное пространство античного города включало в себя в качестве важного элемента скульптурные изображения, занимавшие выделенное положение в общественном пространстве, имеющие задачей консолидацию и мобилизацию граждан полиса. Чтобы понять место философии в античном сознании, а также эволюцию отношения античных эллинов и римлян к интеллектуальной деятельности, необходимо изучить, какую роль в этой «наглядной агитации» играл образ философа и ученого. В свою очередь это позволит оценить способы бытования античных научных и философских сообществ в разные периоды античной истории.


Лекция №2. Casus Сократа: воображаемый философ.
Тема лекции

Вопросы для обсуждения

1.Будут рассмотрены античные изображения Сократа в контексте их биографических, мифологических, театральных и ценностных аспектов (от «Сократа-спартанца» до «Сократа-силена»). Двойственность облика и внутренней природы Сократа была важна и для его биографов, и для художников, создававших портрет философа. Эта двойственность радикально усиливает эффект философской и моральной проповеди. Но она же задает новый ракурс прочтения диалогов Платона. В текстах Платона можно увидеть элементы и приемы «сатировой драмы». Таким образом описание внешности Сократа связано с жанром философских сочинений Платона.


Лекция №3. Философ на сцене: взгляд комедиографов.
Тема лекции

Вопросы для обсуждения

1.Философия в течение всей античной истории находилась под пристальным взглядом таких выразителей общественного сознания, которыми были античные комедиографы. Интерпретации, которые дают авторы Старой, Средней и Новой комедии образу и идеям пифагорейцев, Сократа, Платона, Эпикура и т.д. позволяют по-новому взглянуть и на содержание самих учений античных философов - от Сократовской диалектики и платоновского метода «разделений», до моральной философии Эпикура и аскетики пифагорейцев.


Лекция №4. Физиогномика, аскетика и визуальная мораль.
Тема лекции

Вопросы для обсуждения

1.Визуальный образ философа в античности имел прямое отношение к физиогномике, этой «науке», которая рационализовала мифологические нарративы, выявляла единство всех живых существ в их природности и даже имела проявление в позднеантичной неоплатонической теософии. Физиогномический подход проявлялся и в изображениях философов, являясь одним из средств выражения этических представлений и общего «духа» их философии. Рассмотрение того как «работала» «визуальная мораль» в Риме и позднеантичном мире дает нам возможность заполнить важные лакуны в понимании того, какие аргументативные и риторические стратегии были свойственны эллинистически-римской философии.