8 ноября 2017 года
Семиотическая антропология Клиффорда Гирца
Аннотация
Метод американского антрополога середины XX века Клиффорда Гирца примечателен тем, что он не просто проводил многомесячные полевые исследования, живя в обществе-объекте его изучения в качестве включенного наблюдателя, как это делали другие антропологи его поколения, но и попробовал концептуализировать те многочисленные факты, которые ему удалось собрать в ходе таких исследований. Глядя на культуру как на большую и многоуровневую знаковую систему (точнее, как на совокупность ряда систем), он по видимым артефактам и социальным практикам реконструирует те глубинные смыслы и пласты культуры, которые проступают сквозь эти частные практики и артефакты. Отталкиваясь от функционализма, структурализма (в понимании Клода Леви-Стросса) и марксизма, Гирц рассматривает культуру как динамический объект со множеством интегрированных друг в друга смыслов, а не как абстрактную схему, жесткую неизменяемую структуру или совокупность единообразных форм социальных отношений; такой объект сложнее ухватить исследовательским взглядом и концептуализировать, зато в случае успеха он будет тоньше описывать изучаемую реальность. Отдельного внимания заслуживает также тот факт, что семиотика культуры Гирца во многих ключевых установках совпадает с семиотикой культуры его советских коллег - Юрия Лотмана и Тартуско-московской школы; при этом Гирц и Лотман работали над этим параллельно и, судя по всему, не зная друг о друге, поэтому такое типологическое совпадение тем более примечательно.