Хамраева Елизавета Александровна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма, руководитель научной школы «Обучение детей-билингвов русскому языку» (МПГУ, г. Москва)


15 ноября, 12.00 - 13.30, 1 корпус, ауд. 427

Даты проведения лекций

«Русский язык в мире: традиции и новации в обучении»

Тема лекции №1

Аннотация

Русский язык занимает десятое место в мире по распространению, его активно используют сегодня в 27 странах. По данным «Социоцентра», если в начале 1990-х годов число изучавших русский составляло 74,6 млн. человек, то к 2004 году сократилось до 51,2 млн., а к 2018-му - до 38,2 млн. человек. Эта ситуация заставляет точнее определять контингент изучающих русский язык, выявлять новые методические ориентиры, а также обозначать их в определённом возрастном диапазоне: детский или взрослый сегмент изучения РКИ. Возникают современные методические модели, направленные на обеспечение потребностей взрослых учащихся или именно детей. Инновации в сфере РКИ связаны с цифровой лингводидактикой, нейрообучением или учетом возрастной специфики в преподавании. Тем не менее, традиционными остаются:

  • культуроведческий подход («язык есть отражение культуры народа»)выделение эстетической функции языка;
  • коммуникативный подход («язык есть средство коммуникации»), коммуникативность – ведущее качество сегодняшнего времени;
  • диалог  культур  («язык  и  культура  познаются  лишь  во взаимодействии»);
  • учёт  достижений  психолингвистики  (от  эмпатии  до  специальных технологий  обучения  билингва), транспозиции  и  интерференции  в обучении;
  • деятельностный  подход  в  обучении;
  • текстоцентрический характер  языкового  обучения.

Организация изучения РКИ в мире, а особенно в постсоветских странах, СНГ или Юго-Восточной Азии требует учета региональных методических потребностей, создания специальных лингводидактических условий и обязательного учёта уровня владения русским языком, как и реального языкового и коммуникативного  опыта учащихся. Это позволит создать необходимые языковые курсы для качественной  подготовки по русскому языку  как иностранному  для  всех категорий обучаемых.

16 ноября, 12.00 – 13.30, 1 корпус, ауд. 209

Даты проведения лекций

«Современные технологии преподавания РКИ в пространстве СНГ»

Тема лекции №2

Аннотация

Современная лингводидактика русского языка как иностранного находится в постоянном методическом поиске, особо значимом в наши дни для обучения и воспитания. Обучение русскому языку – это не только интеллектуально-коммуникативный взгляд на язык как средство коммуникации и умственной деятельности. Очень важно донести это новое звучание русского языка коллегам в СНГ, потому что данный тезис и становится основой нового отношения к курсу РКИ сегодня. Одна из важнейших задач обучения русскому языку – воспитание осознанного интереса и уважения к русскому языку и культуре. Известно, что в ХХI в. многие образовательные традиции в разных странах, особенно в преподавании языка, получили новое социокультурное и социоигровое направление. Именно поэтому создание социокультурной среды, в том числе цифровой, становится задачей первостепенной важности при формировании курса РКИ в современном вузе. 

Эти направления в большей степени отвечают за эмоциональную сферу и формируют преимущества «языка эмоции» в языковом образовании. В целом, поиск в сфере современных технологий преподавания РКИ в пространстве СНГ лежит в русле игровых, социокультурных, интегративных и ярких деятельностных технологий, необходимых в обучении детей и взрослых сегодня.

17 ноября, 12.00 – 13.30, 1 корпус, ауд. 209

Даты проведения лекций

«Игровое обучение и театрализация в преподавании русского языка детям-билингвам»

Тема лекции №3

Аннотация

Основной вектор методического поиска обучения русскому языку как иностранному – организация «неосознанного» обучения, реализация «непрямого» обучения языку. Эмоциональное и интеллектуальное содержание языковых программ сегодня все больше нацелено на реализацию опосредованного обучения языку, под которым понимается организация овладения неродным языком в процессе изучения различных неязыковых учебных дисциплин или организация какой-либо деятельности (научной, проектной, игровой, актерской, экскурсионной, рекламной и др.) на этом языке. Еще с конца 70-х годов прошлого века при подготовке учителей были использованы особые приемы театральной педагогики и актерского мастерства. Чуть позже возник термин «режиссура урока», появилась «театральная теория действий» П. М. Ершова. Ещё в 80-х годах прошлого века появился острый спрос на образовательные услуги в сфере коммуникаций. Сегодня в преподавании РКИ распространение приемов деловых и ролевых игр, учебного театра на уроках языкового цикла стало массовым. Можно утверждать, что именно театрализация становится одной из основных форм реализации эдьютеймента в методике русского языка как иностранного. Именно поэтому возникает потребность в новой сфере языкового образования для взрослых обучаемых, создаются комплексные программы повышения квалификации или специализации, которые требуют знания языка. В результате привлечения значительных ресурсов стали активными нетрадиционные методики и приемы обучения языку иностранных учащихся, которые заимствуются в наши дни языковым образованием из сферы искусств, спорта и даже из психотерапевтической практики.