27-29 марта 2017 года Даты проведения лекций
Введение в исследования науки и технологий (STS) Тема лекции
Аннотация
Курс представляет собой предварительный экскурс в исследования науки и технологий (STS) - междисциплинарное направление в социальных науках, объединяющее социологов, философов науки, антропологов, историков науки. STS предпринимают попытку понять, каким образом наука и технологии влияют на жизнь общества, в каких социальных условиях производятся научные факты и технические артефакты, какие альтернативы развития общества возможны. В курсе предполагается освятить историю STS, познакомить слушателей с ключевыми идеями и представителями данного междисциплинарного направления.
Тема 1. Критика позитивистcкой модели функционирования науки Тема лекции
Аннотация
Научная экспертиза в повседневности. Успехи в технонауке и позитивизм. Идеал функционирования и развития науки: кумулятивизм, прогресс и полезность. Глобализация и технологический пессимизм. Комплексность и «диалектика просвещения» (М. Хоркхаймер и Т. Адорно). Метис и местные практики (Дж. Скотт). Повседневность как браконьерство (М. де Серто). Критика кумулятивизма в постнеопозитивизме К. Поппера, И. Лакатоса, М. Полани и П. Фейерабенда.
Тема 2. Теоретические истоки исследования науки и технологии Тема лекции
Аннотация
Т. Кун и его модель развития науки. Критика куммулятивизма. Критика Понятие революции и парадигмы. Наука как социальная деятельность. Упаковка о очищение знания в учебниках. Контроверзивность науки. Проблема реальности в «Структуре научной революции»: о чем не сказал Кун? Дэвид Блур и Эдинбургская школа. «Сильная программа» социологии знания. Принцип симметрии.
Тема 3. Этнография в лабораториях Тема лекции
Аннотация
Лаборатории как место производства знания. Денатурализация. «Лабораторная жизнь» Б. Латура и С. Вулгара. Антрополог в лаборатории и методологическая наивность. Производство записей. Оборудование как записывающее устройство. Материальное конструирование в науке. Стабилизация факта. Вариативность в конструировании. Факты и артефакты. Множественность, гетерогенность и конструкция.
Тема 4. Технологическое измерение STS Тема лекции
Аннотация
Материальность в лаборатории: от фактов к артефактам. Социальная конструкция реальности (SCOT). В. Байкер и история велосипеда. Линейная парадигма технических изобретений. Понятие интерпретативной гибкости. Релевантные группы и их интересы. Социальный дизайн артефактов. Прекращение споров. Город как артефакт. Дебаты и перестройка Барселоны. Понятие технологического фрейма. Взаимодействие «человек-компьютер». Л. Сачман и дизайн копировального аппарата. Ситуативное познание.
Тема 5. Акторно-сетевая теория: от общества к вещам Тема лекции
Аннотация
Общество под вопросом. Критика SCOT и рождение акторно-сетевой теории (ANT ). «Социология перевода» М. Каллона. Временные альянсы и предательства. Ситуативность и смещение идентичности. Б. Латур: понятие сети и сопротивление реальности. «Пересборка социального» Б. Латура. «Следовать за акторами»: общество как результат. Понятие плазмы. Сетевое пространство Дж. Ло. Ситуация post-ANT.
Тема 6. Локальность технонауки. Тема лекции
Аннотация
История науки и проблема объективности. Истина в природе. Механическая объективность. Квантификация и доверие к числам. Глобальное и локальное в науке. Локальность распротранения: Центры калькуляции. Перевоз о. Сахалин. Локальность производства: понятие «место истины» (Т.Гирин). Музеи и локализация антропологического знания (Дж. Стокинг). С. Шейпин о «домах эксперимента». Экспериментальная практика Р. Бойла и понятие порога. Доступ и исключение. «Соседи» и решение локальных проблем. Локальность рецепции: учение Дарвина. Архитектура госпиталя (Л. Приор).
Тема 7.Онтология множественного тела Тема лекции
Аннотация
STS в биомедицине. Множественное тело: И. Хакинг и Б.Латур. А. Мол и исследование атеросклероза. Контроверзы диагностики и терапии. Перформанс и понятие «задействования» (enactment). Множественное тело. Связь госпиталя и мира. Рационализация контроверз. Вспомогательные репродуктивные технологии в фокусе STS. Понятие онтологической хореографии (Х. Томпсон). Нормализация времени. Перформативность и ситуативный гендер. Переговоры и создание родителей. Природа или культура?
Тема 8. Проблема репрезентации Тема лекции
Аннотация
Классическая схема репрезентации и «указание на». «Плоская онтология» и гетерогенность репрезентации. Визуализация иммунных систем: от воображения к реальности и обратно: Д. Харауэй и Э. Мартин. Научно-популярное воображение. Илллюстрации Элриха и теория боковых цепей. Конструирование микрофотографий: деконnекстуализация. Джозеф Думит и исследование изображения позитронно-эмиссионного томографа. Незавершенность артефакта. Конфликт интересов в коллаборации. Нормализация в эксперименте. Синекдоха в сканировании головного мозга.
Тема 9. Проблема метода Тема лекции
Аннотация
Метод экспликации контроверз на стыке методологии и онтологии. Евро-американские допущения о реальности. Понятие контроверзы и открытие черного ящика: конструирование, гетерогенность и множественность реальности. «Разговорить вещи»: инновации, поломки и ремонт, работа в архивах, дистанция и наивность. «После метода» Дж. Ло. Хинтерланд и метод-сборка. Множественная реальность и ускользающий объект. Невыразимое и метод аллегорий.