Алексей Викторович Гайдуков

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии и религиоведения, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), президент Центра религиоведческих исследований «Этна» (Санкт-Петербург)


6-7 октября 2017 года
Даты проведения лекций

Типологии религии
Тема лекции №1

Аннотация

При изучении феномена религии и её проявлений в мире особое внимание стоит уделять проблеме типологии религий. Наличие различных подходов к типологии религии позволяет произвести более детальный сравнительный анализ религиозных феноменов. Традиционные подходы к типологизации религий по объекту веры и по распространённости обычно недостаточны для более глубокого анализа. Кроме них в лекции предлагается деление религий на дхармические и авраамические с анализом их типологических признаков, а также типология религий с точки зрения христианина-европейца, обладающая субъективным потенциалом для выявления конфликтогенного потенциала при формировании мировоззренческой оппозиции «мы – они». Завершает тему типология новых религиозных движений (связывающая первую лекцию с третьей). Весь комплекс подходов к типологизации религий служит фундаментом для более глубокого понимания терминологии и особенностей материала второй лекции.


Характеристика конфессиональной динамики региона (на примере Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода)
Тема лекции №2

Аннотация

При характеристике социально-демогрфаических особенностей региона важное место занимает адекватное отражение его религиозно-конфессиональной палитры. Адекватный обзор такого разнообразия региона может способствовать гармонизации межконфессиональных отношений и укреплению традиционных устоев. Однако часто при его описании допускаются терминологические, логические и политические ошибки. Сведение конфессионального многообразия к монорелигиозному портрету региона, либо, наоборот, детальный рассказ о бесконечном многообразии феноменов религиозной жизни, среди которых теряются культурообразующие религиозные институты, может дестабилизировать социальный баланс. Поэтому в лекции предлагаются методологические подходы к характеристике региональной религиозной ситуации, анализируется соотношение конфессионального разнообразия, количества зарегистрированных религиозных организаций, количества верующих и их активности. Особое внимание уделяется значимости изменения (динамики) этих показателей в различные исторические периоды. На наглядных примерах демонстрируется исторический вклад религиозных объединений в культуру региона, определяются неоднозначность понятий «традиционных» и «нетрадиционных религий» и их соотношение с конституционными принципами равенства. Изложенные положения иллюстрируются авторскими материалами по изучению религиозной жизни агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также близкими слушателям нижегородскими реалиями.


Новое язычество: проблема дефиниций
Тема лекции №3

Аннотация

Одним из ярких проявлений новой религиозности стало новое язычество, изучению которого автор посвятил 20 лет. За это время данный феномен претерпел ряд структурных, вероучительных и обрядовых изменений. Проблемой в изучении нового язычества является отсутствие единства признаков у объединяемого под его названием большого количества проявлений. В лекции показываются социальные, политические, националистические, контркультурные и субкультурные проявления нового язычества на ряду с религиозными. Как религиозный феномен новое язычество рассматривается в связи с его универсальными и этническими (славянскими) формами. На петербургских и московских примерах славянского нового язычества даются его типологические черты, причины и предпосылки возникновения. Социальная характеристика современных язычников приводится на основе данных социологических исследований проводившихся автором одновременно с нижегородскими исследователями в Ленинградской области в течение последних двух лет.