Первый день проекта «Филологический марафон» прошел в историческом, II корпусе, Мининского университета. Это здание, в котором когда-то размещалась Духовная семинария. Именно ее закончил нижегородец, русский литературный критик Николай Александрович Добролюбов, после чего отправился в Петербург, в Главный Педагогический институт.

На открытии проекта присутствовала большая международная аудитория, которая была представлена профессиональным исследовательским и преподавательским сообществом из разных стран, в том числе Беларуси, Молдовы, Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

Возможности интернет-технологий позволили объединить аудиторию в зале, связать между собой различные учебные заведения Нижнего Новгорода и далеко за пределами Нижегородской области. На связи с нами были преподаватели ННГУ им. Лобачевского, (проф. М. Г. Уртминцева, Т. Б. Радбиль, доцент С. А. Рылов, проф. А. В. Синелева, доц. И. В. Кузьмин и мн. др.).

С приветственным словом к участникам проекта обратился ректор Мининского университета Виктор Владимирович Сдобняков, который отметил важность и актуальность проблематики и задач форума и пожелал успехов в его работе.

1.jpg

В приветственном слове заведующей кафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ Елизаветы Александровны Хамраевой прозвучала высокая оценка программ, существующих в Мининском университете, направленных на формирование и овладение многоуровневыми компетенциями в сфере изучения и преподавания РКИ.

Декан факультета гуманитарных наук Анастасия Валентиновна Бабаева напомнила о высоком предназначении филологии, целью которой является формирования мировоззренческой картины мира.

Много теплых приветственных слов из Узбекистна, Казахстана, Киргизии содержал чат видеотрансляции и Telegram-канал «Филологического марафона», с которыми организаторы мероприятия знакомили аудиторию, прочитывая их или выводя на экран для всех присутствующих.

«Филологический марафон» открылся интерактивной лекцией «Теория и технология преподавания русского языка как иностранного в условиях бакалавриата и магистратуры. Концепция, планирование, индивидуальные образовательные маршруты».

Татьяна Николаевна Шевелева не только представила концепцию филологического образования бакалавра-инофона в Мининском университете (рассказала о дисциплинах и практиках иностранных студентов), но и поделилась рядом наиболее ярких примеров из собственной методической копилки работы в иностранной аудитории.

IMG_6910.jpg

Аудитория, значительную часть которой составляли иностранные студенты, студенты старших курсов и магистранты факультета гуманитарных наук, которые в будущем станут преподавателями русского языка как иностранного, тепло приветствовали лектора.

Для студентов-филологов младших курсов встреча с новым для них специалистом- преподавателем русского языка как иностранного открыла новые возможности их профессионального роста: пословицы, знакомые национальные образы из сказок и их воплощение в видеоформате привлекли внимание студентов.

Внимательная аудитория задавала лектору вопросы и размышляла о выборе пути в профессию.

ИНОСТРАННЫЕ_СТУДЕНТЫ_14.11.5.jpeg

Лингвистический день «Филологического марафона»

Второй день «Филологического марафона» начался продолжением представления образовательных программ Мининского университета, связанных с преподаванием русского языка как иностранного.

1

Доцент кафедры русской и зарубежной филологии Анна Леонидовна Латухина провела лекцию «Теория и технология преподавания русского языка как иностранного в условиях бакалавриата и магистратуры. Концепция, планирование, индивидуальные образовательные маршруты (магистратура)». Начав с общей характеристики учебного плана, Анна Леонидовна перешла к интерактивной работе со слушателями, представив методические подходы к выстраиванию научно-исследовательской, проектной работы магистрантов, их педагогической практики, выпускных квалификационных работ. Представленные решения вызвали активный интерес как со стороны очных участников марафона, так и со стороны зарубежных коллег – преподавателей русского языка и русской филологии, присутствовавших на мероприятии в дистанционном формате.

1.jpg

Во второй половине дня «Филологический марафон» продолжился первым заседанием круглого стола «Актуальные проблемы современной филологической науки в академической среде, вузе и школе» (лингвистический день).

3

В заседании приняли участие ведущие российские специалисты по русскому языку: кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка Московского педагогического государственного университета, член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку, главный редактор журнала «Русский язык в школе» Наталия Анатольевна Николина, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского

Тимур Беньюминович Радбиль, доктор филологических наук, профессор, директор Института филологии МПГУ Елена Геннадьевна Чернышева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий̆ кафедрой̆ лингводидактики РКИ и билингвизма Института филологии МПГУ Елизавета Александровна Хамраева, ученые-исследователи и преподаватели русского языка из ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НГПУ им. К. Минина, а также магистранты и студенты Мининского университета.

4

Дискуссия о современном состоянии русского языка и актуальных вопросах его исследования и преподавания получилась живой и яркой. Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи Мининского университета Наталия Евгеньевна Петрова рассказала о последних изменениях в составе и структуре лексики русского языка. Новые слова и значения, появляющиеся в русскоязычной коммуникации, безусловно свидетельствуют об изменениях в коммуникативном поведении современного человека, трансформации культуры, как бытовой, так и духовной.

Размышления о трансформации ценностного содержания русской лексики продолжил кандидат филологически наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Сергей Геннадьевич Павлов. Он обратил внимание на то, как соотносится «свое», традиционное и «чужое», заимствованное в русском языке. Кандидат филологически наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Анна Дмитриевна Комышкова представила результаты экспериментального исследования речевой культуры молодежи в аспекте прецедентности, то есть использования отсылок к другим текстам в привычном общении: различия в фоновых знаниях текстов культуры часто становятся препятствием в эффективной работе преподавателя.

5

Кандидат филологически наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи Галина Савельевна Самойлова указала на важность включения историко-лингвистического компонента в преподавание русского языка на всех уровнях: в школьном курсе, в вузе, при изучении русского языка как иностранного.

Все поднятые на круглом столе проблемы вызвали живое обсуждение, вопросы и неподдельный интерес со стороны участников всех возрастов и стран-участниц

Третий день «Филологического марафона» открылся мастер-классом «Сетевые технологии в преподавании русского языка, русского языка как иностранного и дисциплин, читаемых на русском языке».

Мастер-класс (Мероприятие3) прошел в дистанционном формате, как это и было запланировано. В мастер-классе участвовали представители вузов-партнеров, преподаватели и студенты из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Молдовы, Беларуси.

1

Кандидат филологических наук доцент кафедры русской и зарубежной филологии Анна Леонидовна Латухина, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной филологии Юлия Анатольевна Маринина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Анна Дмитриевна Комышкова поделились с участниками примерами использования сквозных технологий из собственной практики

1.jpg

Кроме того, авторы мастер-класса познакомили слушателей с цифровыми ресурсами и актуальными платформами, инструментами, позволяющими использовать сетевые технологии на занятиях по русскому языку, литературе, русскому как иностранному, и максимально эффективно их проводить. Так, например, для создания тестов были предложены Online Test Pad, My Quiz, Wordlwall, для совместного использования – доска Miro, уделено внимание использованию игровых технологий в литературном образовании (создание сценариев, игра в редактора); рассмотрены возможности использования и создания комиксов в филологическом образовании, а также на занятиях по РКИ, создание лонгридов.

3

На мастер-классе было показано, как с помощью AR и VR- технологий можно любое пространство трансформировать в образовательное и создать возможность для обучения за пределами класса (создание литературных карт, карты путешествий персонажей и авторов).

Мастер- класс содержал и важную информацию о возможностях популяризации русского языка, создании каналов и сообществ, способствующих его популяризации (в том числе, Telegram- канал одного из авторов мастер-класса «Русский для мозга»), наличии экспертных сообществе в Сети.

Словом, мастер-класс получился насыщенным самыми современными примерами из области применения интернет-технологий в филологическом образовании.

 

16 ноября в 14:00 заседание круглого стола «Актуальные проблемы современной филологической науки в академической среде, вузе и школе» (Мероприятие 2) продолжилось литературоведческим днем. Заседание круглого стола провела профессор Виктория Трофимовна Захарова.

В процессе обсуждения современного состояния образования участники круглого стола затронули вопросы содержания школьных и вузовских программ по истории и теории литературы.

4

Профессор кафедры русской и зарубежной филологии Наталья Михайловна Ильченко посвятила свое выступление национально-региональному компоненту в преподавании филологических дисциплин, в том числе в иноязычной аудитории, отметила важность формирования культуроведческой компетенции для специалиста-филолога. Возможности

Нижегородского региона, историко-культурная, историко-литературная карта Нижнего Новгорода позволяет использовать материал для реализации проектной деятельности, разработки учебных экскурсий, использования AR-технологий. Выступление сопровождалось демонстрацией богатого информационного материала (усадебный текст Нижегородской области; литературные места, музейные комплексы, связанные с жизнью литературных произведений в современном мире).

5

Значительная часть выступления директора Института филологии МПГУ (г. Москва), профессора Елены Геннадьевны Чернышевой была обращена к проблемам формирования мировоззренческих позиций в школьном литературном образовании (славянофильство, почвенничество и его отражение в художественных текстах, предлагаемых школьникам), дальнейшему взаимодействию школьной и вузовской программы в области литературоведческого образования будущего учителя.

Славяноведческая проблематика в сфере магистерского уровня образования, с точки зрения профессора Елены Марковны Дзюба, неотъемлемая часть общефилологической подготовки как будущего магистра по программе «Преподавание русского языка как иностранного», так и магистра, обучающегося по программе «Современные стратегии литературного образования». Научно-исследовательская рефлексия в этой области помогает сформировать представления о национально-культурном ландшафте в его филологической проекции.

Проблема детского чтения – актуальна для современного учителя русского языка и литературы. Современную литературу для детей отличает сложность и разнообразие проблематики, что соответствует запросам сегодняшнего этапа развития общества.

6

Участник круглого стола, доцент ННГАСУ Наталья Владимировна Гужова знакомиться с программой мероприятия

Кроме того, тексты произведений детской литературы часто становятся объектом внимания на занятиях РКИ. Используются технологии, применяемые в современном книгоиздании для детей, например, так называемый виммельбух. Этому и еще многому другому свое выступление посвятила доцент Юлия Анатольевна Маринина.

Наш гость из БГПУ им. М. Танка, заместитель декана по науке филологического факультета, доцент Алена Игоревна Жишкевич, поделилась опытом преподавания курса детской литературы для филологов в Беларуси.

Второй день круглого стола завершился выступлением доцента Анны Леонидовны Латухиной об опыте использования мультипликации в преподавании РКИ. Она поделилась также фрагментами занятий с использованием мультипликации в рамках элективного курса, созданного под ее руководством в рамках программы магистерской подготовки и предназначенного для уровня А1 – А2.

7

Обсуждение проблематики круглого стола продолжилось вопросами и комментариями. В дискуссии приняли участие эксперты проекта Елена Геннадьевна Чернышева, Елизавета Александровна Хамраева.

Комментарии Елены Геннадьевны Чернышевой и Елизаветы Александровны Хамраевой позволили утвердиться в мысли об актуальности того направления методической и технологической поддержки магистерских программ, которое реализуется на факультете гуманитарных наук.