Проект «Филологический класс» осуществляется  в рамках мероприятия «Лот 1.1.17. Поддержка и развитие центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Индия» (лот 1.1.17) за счет средств субсидии Министерства просвещения РФ в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка. 

О проекте

 

  

- Е. М. Дзюба, д.филол.н., профессор кафедры  русской и зарубежной филологии;

- Н. Е. Петрова, д.филол.н., профессор кафедры русского языка и культуры речи;

- Ю. А. Маринина, к. филол.н., доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной филологии;

- Н. М. Ильченко, д.филол.н., профессор кафедры  русской и зарубежной филологии;

- В. Т. Захарова, д.филол.н., профессор кафедры  русской и зарубежной филологии;

- А. Л. Латухина, к.филол.н., доцент русской и зарубежной филологии;

- Т. Н. Шевелева, к.филол.н., доцент кафедры русской и зарубежной филологии;

- Г. С. Самойлова, к.филол.н., профессор кафедры русского языка и культуры речи;

- А.Д. Комышкова, к.филол.н., доцент кафедры русского языка и культуры речи.;

placeholder 200
Цифровые и аудиовизуальные технологии в преподавании РКИ
 
Разработчик курса Шевелева Татьяна Николаевна
  • кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина ( г. Нижний Новгород);
  • руководитель образовательных программ бакалавриата «Русский язык как иностранный» и магистратуры «Русский язык как иностранный в цифровой среде»;
  • руководитель выпускных квалификационных работ  студентов бакалавриата по профилям подготовки «Русский язык как иностранный», «Русский язык и Литература», магистерских диссертаций по профилю подготовки «Преподавание русского языка как иностранного».

Сфера интересов: РКИ в онлайн-среде, цифровая лингводидактика, аудио и видеоматериалы в изучении РКИ, межкультурная коммуникация.

Преподаваемые дисциплины: «Практический курс русского языка», «Практикум по подготовке к международному экзамену», «Методология научного исследования», «История зарубежной литературы».

Аннотация курса

Курс «Цифровые и аудиовизуальные технологии в преподавании РКИ» познакомит с современными компьютерными, аудио- и видео-технологиями и поможет органично встраивать их в учебный процесс; научит формировать собственные учебные материалы в электронном формате и использовать их в работе очно и онлайн.

Содержание курса:

1 модуль. Формы организации обучения РКИ и планирование занятий в виртуальной образовательной среде.

  • Роль цифровых технологий в современном образовательном процессе.
  • Модели обучения: смешанное, дистанционное, мобильное, очное.
  • Онлайн-урок и контроль качества обучения в виртуальной образовательной среде.

2 модуль. Цифровые платформы и инструменты преподавателя РКИ и учебные материалы.

  • Сервисы для видео-конференц-связи.
  • Цифровые инструменты для командной работы.
  • Сервисы для создания интерактивного контента.
  • Платформы для создания онлайн-курсов.

3 модуль. Аудиовизуальные технологии в преподавании РКИ

  • Работа с аудио- и видеоресурсами.  
  • Эдьютейнмент на уроках РКИ (инфографика, экскурсионные квест-технологии, аудиогид и др.).

Целевая аудитория:

профессиональная аудитория: преподаватели  РКИ в  колледжах и университетах, студенты, изучающие русский язык,  слушатели магистерских программ; студенты, планирующие   продолжение образования на русском языке в университетах России.

Длительность курса: 

36 часов (16 ч. лекционных и 20 ч. практических работ).

Уровень владения языком:

для курса «Цифровые и аудиовизуальные технологии в преподавании РКИ» не ниже А1-А2. Для Модуля 1 (предназначен для учителей школ и вузов) уровень владения русским языком не ниже В1.

В результате изучения курса слушатели узнают об особенностях формирования электронной образовательной среды, познакомятся с цифровыми образовательными платформами и инструментами в преподавании РКИ, научаться формировать собственные учебные материалы в электронных сервисах и размещать их на цифровых платформах, овладеют методикой работы с видео- и аудиоматериалом на занятиях в иностранной аудитории.


delomudrova
Деловой русский язык
 
Разработчик курса Комышкова Анна Дмитриевна
  • кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
  • руководитель ВКР иностранных студентов и магистерских диссертаций студентов, обучающихся по направлению «Преподавание русского языка как иностранного».
  • участник программы Академической мобильности «Erasmus+» (Вильнюсский университет, Литва, 2017 г.);
  • разработчик и преподаватель международных образовательных проектов Мининского университета «Мост над Волгой» (Летняя школа РКИ, 2017 год); «В поисках разгадки национального русского кода: образовательные маршруты» (2020 г.); «Мобильный университет образования на русском языке (бакалавриат, магистратура, постдипломное сопровождение)» (с 2021 г.); «Филологический марафон» (2022 г.)

Сфера научных интересов: участник конференций, автор публикаций по проблемам преподавания русского языка как иностранного и филологических дисциплин в иностранной аудитории.

Преподаватель дисциплин: «Русский язык и культура речи», «Лингвистика текста», «История русского литературного языка» в Мининском университете. Преподавала дисциплины «Деловой русский язык», «Филологический анализ текста» в иностранной аудитории студентов Мининского университета (Китай, Узбекистан, Туркмения).

Аннотация курса

Курс «Деловой русский язык» предполагает знакомство с современной русскоязычной культурой делового общения. На практических занятиях-тренингах слушатели будут совершенствовать навыки чтения, говорения и письма в рамках официально-делового стиля русского литературного языка, познакомятся с жанрами делового общения, такими как резюме, деловое письмо, собеседование. Особое внимание в курсе уделяется проблемам межкультурной деловой коммуникации, в том числе в сети Интернет.

 Содержание курса:

1 Модуь. Культура делового общения и межкультурная коммуникация

  • Лекция (2 ч)
  • Практические занятия (4 ч)

2 модуль. Деловое общение: его виды и формы, жанры делового общения

  • Лекция (2 ч)
  • Практические занятия (4 ч)

3 модуль. Официально-деловой стиль русского литературного языка: лингвистические особенности

  • Лекция (2 ч)
  • Практические занятия (4 ч)

4 модуль. Лингвистическая культура профессионального общения

  • Лекция (2 ч)
  • Практические занятия (4 ч)

5 модуль. Этика делового общения, речевой этикет и национальная коммуникативная культура

  • Лекция (2 ч)
  • Практические занятия (4 ч)

 6 модуль. Деловое общение в Интернет

  • Лекция (2 ч)
  • Практические занятия (4 ч)

Целевая аудитория:

Студенты бакалавриата/ магистратуры, изучающие русский язык, в том числе на педагогических профилях (преподавание русского языка как иностранного); сертификационный уровень В1-В2.

Длительность курса:

36 аудиторных часов (12 ч лекций и 24 ч практических занятий).

По итогам освоения курса слушатель сможет самостоятельно составить резюме на русском языке, вести деловую переписку на русском языке; курс также поможет подготовиться к профессиональному собеседованию на русском языке, слушатель получит представление о нормах ведения деловых переговоров на русском языке, в том числе в сети Интернет, сформирует навыки эффективного профессионального диалога


delomudrova
 delomudrova
Тайны русской души
 
Разработчики курса Самойлова Галина Савельевна и Комышкова Анна Дмитриевна

Самойлова Галина Савельевна:

  • кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
  • специалист в области теории и истории языка., руководитель ВКР иностранных студентов и магистерских диссертаций студентов, обучающихся по направлению «Преподавание русского языка как иностранного».

Сфера научных интересов: социолингвистика, старославянский язык, история русского языка, преподавание русского языка как иностранного. Участник конференций, автор публикаций по теме преподавание РКИ, в том числе индексированных в базах Scopus и WoS

Аннотация курса:

Курс посвящен анализу концептосферы русского языка. Рассматриваются понятие русского языкового менталитета, проблемы отражения в современном русском языке процессов его истории, свидетельствующих о традициях, духовных ценностях, взаимодействии русского языка с иными индоевропейскими языками. Будет рассмотрена национальная специфика русской лексики, содержание концептов «счастье», «лень», «благо» и других по данным истории языка и современной языковой системы.  Курс состоит из двух разделов: в первом разделе представлены понятия и связанные с ними общие вопросы языкового родства; второй раздел посвящен анализу содержания значимых концептов русского языка и русской культуры.

Содержание курса:

Модуль 1. Понятия курса, принцип историзма в изучении русского языка

  • Понятие концептосферы русского языка, структура русского языкового менталитета. (4 ч)
  • Русский языковой менталитет в историческом аспекте: языковое родство индоевропейской языковой семьи. Древнейшие литературные индоевропейские языки: латынь, древнегреческий, санскрит, старославянский язык (общая характеристика, языковое родство). (2 ч)
  • Основные вехи в историческом развитии русского языка: источники изучения русского языкового менталитета (2 ч)
  • Концептуальная специфика славянских языков по данным этнолингвистики (4 ч)

Модуль 2. Концепты русского языка и культуры как отражение материальной и духовной жизни русского народа

  • Мысль семейная в сознании русского человека.
  • Род, родина, природа, народ в языковой картине мира русского человека. Концепт семья и термины родства в русскоязычной картине мира. (4 ч)
  • Нравственные концепты русского языка: добро, зло, благо, лень, тоска. (8 ч)
  • Концептуальные представления о человеке по данным русского языка: концепты мужчина и женщина, репрезентация эмоций в русском языке. (6 ч)
  • Прагматический аспект русского языкового менталитета: коммуникативное поведение в русскоязычном мире, паремия как источник познания тайны русской души, специфика русского ономастикона. (6 ч)  

Целевая аудитория:

Преподаватели, студенты, магистранты учебных заведений Республики Индия, ведущие преподавание на русском языке, в том числе осуществляющие преподавание русского языка как иностранного, профессионально интересующиеся русской культурой, языком.

Необходимый уровень подготовки:

Владение базовыми знаниями по истории развития русского языка и русской культуры, сертификационный уровень РКИ В2-С1.

Длительность курса:

36 часов.

Изучение курса «Тайны русской души» позволит слушателям:

- сформировать целостную картину концептосферы русского языка в её истории и современном состоянии;

- установить важность изучения истории русского языка в связи с его современным состоянием для постижения тайны русской души;

- расширить представление о репрезентации концептуального содержания русского языка в его лексике и грамматике;

- расширить научно-методическую базу для преподавания русского языка как иностранного (для преподавателей).


delomudrova
Семантика и прагматика слова в речи
 
Разработчик курса Петрова Наталия Евгеньевна
  • доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и культуры речи Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
  • руководитель выпускных квалификационных работ студентов бакалавриата по профилю «Русский язык и литература» и магистратуры по профилю подготовки «Преподавание русского языка как иностранного»; научный руководитель   работ аспирантов/ докторантов («Языкознание»).

Сфера научных интересов: коммуникативно-прагматические функции грамматических форм в тексте, переходные и синкретичные явления в морфологии русского языка, коммуникативные стратегии и тактики в медиатекстах);

Аннотация курса:

Целью является получение углубленных знаний о варьировании значений русских слов в контексте; значимых для понимания смысла высказывания отношениях синонимии, антонимии, омонимии.

Важной задачей курса является знакомство слушателей с прагматикой (т.е. с функциями, важными для успешного достижения коммуникативной цели говорящего) словообразовательных, лексических и синтаксических единиц русского языка.

Содержание курса:

Модуль 1. Семантика языковых единиц (общее понятие);

Модуль 2. Лексическое значение и коннотации слов русского языка (общее понятие);

Модуль 3. Прагматическое значение языковых единиц (общее понятие);

Модуль 4. Прагматика слова:

  • стилистическая окраска, оценочная семантика и ассоциативный фон активной лексики русского языка, в том числе новейших заимствований;
  • прагматика личных местоимений и собственных наименований лица;
  • прагматика активных словообразовательных моделей (образования от ключевых слов современного российского социума, феминитивы;
  • поликодовые лексические единицы в пространстве города); прагматика частиц;

Модуль 5. Прагматика предложения:

  • иллокутивность (коммуникативное целеполагание) предложений с конвенциональными и ситуативными импликатурами (скрытыми смыслами);
  • выражение просьбы в современной коммуникации;
  • прагматика вопросительно-отрицательных предложений и предложений с двойным отрицанием;
  • семантика и прагматика односоставных предложений (номинативные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные);

Модуль 6. Коммуникативно-прагматический анализ текстов

  • медиатекст
  • художественный текст
  • научный текст

Целевая аудитория:

Курс ориентирован на преподавателей русского языка как иностранного, аспирантов, магистрантов, владеющих русским языком на уровнях В2 (выше среднего), С1 (продвинутый), С2 (профессиональный).

Длительность курса:

36 часов аудиторной работы

Освоение данного курса поможет углубить лингвистическую и коммуникативную компетенцию в области русского языка, расширит представление о русском менталитете и особенностях национального речевого поведения, поможет совершенствованию навыков правильной интерпретации текстов. Слушатели курса получат соответствующий сертификат.


delomudrova
Филологический анализ текста при обучении РКИ
 
Разработчик курса Латухина Анна Леонидовна
  • кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
  • специалист в области методики преподавания русского языка как иностранного
  • руководитель выпускных квалификационных работ по профилю подготовки «Русский язык как иностранный», магистерских диссертаций по профилю подготовки «Преподавание русского языка как иностранного»
  • преподаватель программ переподготовка и руководитель мастер-классов по методике преподавания РКИ в университетах  Республики Узбекистан (г. Бухара), Республики Киргизия ( г. Баткен), курсов повышения квалификации для преподавателей РКИ в Республике Польша (г. Люблин).

Область научных интересов: теория и практика анализа текста на занятиях РКИ, проектирование образовательных программ, использование информационных технологий в обучении РКИ.

Аннотация курса:

Курс посвящен возможностям анализа художественных и публицистических текстов на занятиях русского языка как иностранного. Текстоцентрический подход является одним из ведущих в обучении РКИ. Работа с текстами разных стилей помогает сформировать целый ряд компетенций: лингвистическую, коммуникативную, страноведческую, - что представляется актуальным на современном этапе обучения РКИ. Занятия по филологическому анализу текста ориентированы на изучающее чтение, знакомство с текстами современной русской литературы, массовой литературы (жанр анекдота), современной публицистики. Объектом филологического анализа являются неадаптированные аутентичные тексты. Смысловое (изучающее) чтение в рамках данного курса будет способствовать более эффективному формированию у иностранных студентов метафорической компетенции, традиционно вызывающей определенные затруднения в овладении ею.

Содержание курса:

Модуль 1. Текст как важнейшая единица общения и предмет филологического анализа.

Модуль 2. Текст как объект изучения на занятиях РКИ: актуальность, методические подходы.

Модуль 3. Текст как база формирования умений в различных видах речевой деятельности.

Модуль 4. Филологический анализ текста как способ формирования лингвокультурологической компетенции учащихся.

Модуль 5. Требования к тексту как дидактическому материалу для обучения РКИ.

Модуль 6. Этапы работы с текстом на занятиях РКИ.

Модуль 7. Филологический анализ текстов классической (А.П. Чехов, И.С. Тургенев, И.А. Бунин) и современной русской прозы (Л. Петрушевская, Л. Улицкая, Р. Сенчин, А. Игнатова, В. Пелевин и др.).

Модуль 8. Филологический анализ жанров лирики.

Модуль 9. Жанр анекдота как объект филологического анализа.

Модуль 10. Современная публицистика как объект филологического анализа.

Целевая аудитория:

Курс ориентирован на студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей русского языка как иностранного, владеющих русским языком на уровнях А2-В2. Вариативность курса связана с целевой аудиторией: при обучении студентов и магистрантов предполагается сделать акцент на практическую часть, связанную с работой с текстами разных жанров и стилей (тексты подбираются в соответствии с уровнем владения языком), для преподавателей РКИ актуальным будет модуль, посвященный методике работы с текстом.

Длительность курса:

Курс рассчитан на 36 часов.

Освоение данного курса поможет углубить навыки смыслового чтения текстов разных стилей, будет способствовать овладению методики работы с текстом как дидактическим материалом для занятий РКИ, в том числе формированию умения извлекать из текста лингвострановедческую информацию, а также совершенствованию навыков правильной интерпретации текстов. В результате слушатели научатся проводить различные виды текстового анализа с использованием методологических принципов и методических приемов филологического исследования.


delomudrova
Особенности обучения разным видам чтения на занятиях РКИ
 
Разработчик курса Маринина Юлия Анатольевна
  • кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (г. Нижний Новгород). 

Сфера научных интересов: автор статей, посвященных вопросам преподавания русского языка как иностранного, научный руководитель выпускных квалификационных работ на уровнях бакалавриата и магистратуры, преподаватель дисциплин в подготовке студентов бакалавриата профиля «Русский язык как иностранный» («Шедевры мировой литературы», «Выразительное чтение» и др.).

Аннотация курса:

Курс посвящен освоению видов чтения на занятиях русского языка как иностранного, знакомит с системой заданий, соответствующих разным видам чтения. Курс основан на материалах современного литературного процесса в России. 

Содержание курса:

Модуль 1. Чтение как вид речевой деятельности при изучении РКИ

Модуль 2. Виды чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее, поисковое). Типы заданий, соответствующие разным видам чтения. 

Модуль 3. Особенности отбора художественных текстов для чтения. Тексты адаптированные и аутентичные. 

Модуль 4. Обучение чтению на материале текстов современной русской литературы.

Целевая аудитория:

студенты, изучающие русский язык как иностранный; преподаватели русского языка как иностранного и дисциплин, читаемых на русском языке.  

Уровень владения языком:

В1-В2. Раздел 4 может быть рекомендован для уровня А2.

Длительность курса:

курс рассчитан на 36 академических часов.

Слушатели курса познакомятся с основными понятиями методики преподавания русского языка как иностранного, характеризующими чтение как вид речевой деятельности; узнают о принципах работы с текстом в обучении русскому как иностранному и формировании системы заданий к художественным текстам, соответствующих разным видам чтения; получат общее представление о современном литературном процессе в России и возможностях использования произведений конца ХХ-начала  ХХI вв. в обучении чтению.  

По окончании курсов каждый слушатель получит сертификат участника. 

 


Регистрация на курсы проекта для студента                   Регистрация на курсы проекта для преподавателя


 

Программа мероприятий

Мероприятия просветительского, образовательного и научно-методического характера.

Три мероприятия пройдут в формате интерактивного занятия и будут направлены на популяризацию русской культуры и образования на русском языке. 

Целевая аудитория мероприятий: студенты, изучающие или планирующие изучать русский язык как иностранный, русскую культуру литературу, преподаватели, ведущие профессиональную деятельность в сфере преподавания русского языка как иностранного, русской литературы, культуры; все, кто интересуется русской культурой.

Уровень владения русским языком от А2 до С1.

«Литературный абонемент»* (мероприятие просветительского характера)

Мероприятие проводится в формате литературной гостиной. Преподаватели знакомят участников с художественными произведениями, написанными о Нижнем Новгороде и в Нижнем Новгороде.  Нижний Новгород известен в мировой литературе именами протопопа Аввакума, Александра Пушкина, Максима Горького, Василия Розанова и многих других.

Участники литературной гостиной познакомятся с роликом (60 минут), который представляет собой литературную композицию по мотивам произведений о Нижнем Новгороде. Тексты читают студенты Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина

*Литературный абонемент – действующий творческий проект, в котором студенты знакомят школьников города с художественными произведениями. литературный абонент – особая форма знакомства с текстом, звучащим с сцены или в учебном классе. Тексты читаются наизусть, дополнены лингвокультурологическим, литературоведческим, историческим комментариями. 

«Студия мультфильм» (мероприятие научно-методического характера)

Данное мероприятие представляет собой мастер-класс по созданию учебной мультипликации для занятий РКИ. Участники мероприятия познакомятся с видами видеоматериалов для занятий РКИ, с учебными мультипликационными фильмами для разных уровней владения языком, поучаствуют в создании самостоятельного образовательного продукта – учебного мультипликационного фильма. Данное мероприятие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих русский язык как иностранный, а также для преподавателей РКИ. 

На встрече будут продемонстрированы материалы (учебные мультфильмы), созданные выпускниками программы магистерской подготовки «Преподавание русского языка как иностранного» в нижегородском государственном педагогическом университет имени Козьмы Минина.

 «Горьковский диктант» (мероприятие образовательного характера)

«Горьковский диктант» – образовательная и одновременно просветительская акция, направленная на активизацию внимания иностранных студентов и преподавателей РКИ к многогранной личности писателя и привлечение к чтению его произведений, раскрывающих особенности русского национального характера. Подготовка к диктанту и сами задания позволят узнать иностранным учащимся о нижегородских страницах биографии писателя.

Участникам предлагается проверить свои знания русского языка, написать диктант на русском языке, выполнить ряд заданий, связанных с биографией и творчеством М. Горького.

Задания «Горьковского диктанта» будут предложены участникам в трех группах, в зависимости от уровня владения языком:

1. Участники с уровнем владения А2-В1 (студенты).

2. Участники продвинутого уровня В2 (магистранты).

3. Участники уровня С1-С2 (преподаватели, аспиранты).