Заведующий

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор     

Контакты

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы

9:00–17:00

beskov

Сотрудники: 

  • Акимова Анна Юрьева- научный сотрудник, к.н.
  • Исаева Оксана Михайловна - старший научный сотрудник, к.н.
  • Лебедева Екатерина Ивановна – младший научный сотрудник
  • Скитневская Лариса Витальевна- старший научный сотрудник, к.н.
  • Шубнякова Наталья Геннадьевна- научный сотрудник, к.н.

Основная тема:

Позитивная социализация и личностное развитие одаренных подростков

Основные направления исследований: 

  • Увлеченность программированием как проявление одаренности подростков и молодежи: онтологический статус, феноменология, распространённость, условия развития.
  • Психологическое благополучие одаренных подростков и подростков с нормативным уровнем развития (кросс-секционные исследования.
  • Внутренняя мотивация как ресурс позитивной социализации одаренных подростков.
  • Особенности личностного развития одаренных подростков в разных образовательных средах (в условия общеобразовательной и в условиях специальной школы; в условиях общеобразовательной школы и школы интернатного типа; кросс-секционные исследования).
  • Риски личностного развития одаренных подростков.

Поддержанные проекты:

Психология подросткового буллинга (РФФИ, 21-113-00054 д, рук. Волкова Е.Н.)

Развитие внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием (РНФ 22-28-20262, рук. Волкова Е.Н.

 

ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА»

Целью проекта является подготовка и публикация монографии с обобщением результатов теоретических и экспериментальных исследований подросткового буллинга, полученных зарубежными и российскими психологами, в том числе, авторами монографии; результатов, обладающих высоким потенциалом практического использования. Подростковый буллинг рассматривается как социально-психологический феномен, обусловленныйвлиянием социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка. Показано, что вовлеченность подростка в ситуацию буллинга имеет многофакторную детерминацию, представляющую сочетание индивидуальных и личностных особенностей подростков- обидчиков, жертв , обидчиков-жертв и свидетелей буллинга и характеристик семейной среды и школьного окружения.

Монография состоит из девяти глав, в которых рассматриваются основные закономерности развития личности в подростковом возрасте, способствующие возникновению буллинга; изменения основных институтов социализации современных подростков; предикторы буллинга; феноменология подросткового буллинга в пространстве современной российской школы; факторы семейного окружения и образовательной среды, влияющие на буллинг; ролевая структура и социально -психологические особенностей участников буллинга; методы изучения и направления проектирования программ профилактики буллинга.

Основная идея монографии связана с доказательством преимущественного влияния факторов микро – и макро социальной среды на подростковый буллинг. Новизна авторских подходов состоит в предложении рассматривать буллинг в подростковом возрасте как форму экспериментального поведения, деструктивного способа реализации потребности в самоутверждении и проверки границ допустимого в социальном мире. Буллинг выступает как один из способов освоения подростком норм и правил поведения в обществе, связанных с проявлением власти и агрессии в социальных контактах. Ключевыми агентами изменений ситуации травли в подростковом возрасте выступают свидетели буллинга, поэтому педагогические воздействия должны быть направлены на позитивные трансформации социальных ролей подростков-свидетелей. Провокативные и протективные факторы подросткового буллинга определяют рамку проектирования программ профилактики и помощи подростку и его социальному окружению. Стратегические ориентиры и содержание этих программ определяются на основе выявления индивидуальных и личностных особенностей подростков, а также факторов семейной и школьной среды. В монографии представлен междисциплинарный подход к разработке программ профилактики на уровне школьного сообщества, семьи подростка, сообщества сверстников в школьном классе и на индивидуальном уровне.

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, УВЛЕЧЕННОЙ ПРОГРАММИРОВАНИЕМ»

Цифровые технологии и искусственный интеллект, кажется, совсем недавно внедрились в повседневную жизнь человека, но уже сегодня очевидно, что без IT технологий нет будущего. В Нижегородской области сегодня работают более 700 IT-компаний, в числе которых крупные центры исследований, разработок и производственные центры. Свои представительства в регионеимеют авторитетные российские и международные ИТ-компании. При этом регион испытывает серьезный дефицит IT-кадров: система образования готовит около 3000 специалистов IT-профиля в год при потребности более 3 тыс. человек, что является серьезнейшим ограничением для развития этой отрасли в области. IT-cфера для современной молодежи является привлекательной с точки зрения будущей профессиональной деятельности. Дети и подростки не только учатся с применением Digital инструментов, проводят свободное время в интернет пространстве, выстраивают отношения, используя социальной сети и мессенджеры, но и мечтают поступить в ведущие вузы города на IT – специальности, получить отличную подготовку и занять место в привлекательной IT-компании. Чтобы стать высококлассными программистами уже сегодня дети стремятся подготовить себя к данной деятельности, углубленно занимаясь программированием в школьных кружках, проходя специальные образовательные курсы, участвуя в олимпиадах разного уровня. Высоких результатов на олимпиадах по программированию получается достичь не многим. Интерес к самому процессу, удовольствие и радость от его выполнения – так называемая внутренняя мотивация – является главным фактором успеха. Изучение особенностей профессиональной мотивации молодежи, увлеченной программированием, поиск технологий для поддержания и развития их внутренней мотивации представляется важной научно-исследовательской задачей.