Заведующий

Бесков Андрей Анатольевич, кандидат философских наук     

Контакты

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы

9:00–17:00

beskov

Сотрудники: 

  • Бесков А.А. - заведующий лабораторией,  к.н.
  • Кочеганова П.П.  - младший научный сотрудник

Направления научных исследований лаборатории: 

  • Влияние языческих и неоязыческих учений и практик на современную российскую культуру
  • Виртуальная среда как субстрат для современной мифологии

 

 О лаборатории

С 2014 г. по 2020 г. в университете действовала научно-исследовательская лаборатория «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы», основателями которой были кандидат философских наук А. А. Бесков и кандидат исторических наук Р. В. Шиженский. Исследователи были объединены общим интересом к русскому неоязычеству и смогли достичь заметных успехов в этой исследовательской области – написано несколько монографий, множество статей, получено несколько грантов, вышло пять номеров научного альманаха Colloquium heptaplomeres, который получил известность не только в России, но и за рубежом. В ходе этой активной работы обнаружилось, что исследователи всё больше фокусируют своё внимание на разных предметных областях. Если Р. В. Шиженский сконцентрировался на полевой работе, описывая конкретные неоязыческие общины, праздники, обряды, то А. А. Бесков углубился в тему отражения представлений о славянском язычестве в коллективном сознании и массовой культуре. После перехода Р. В. Шиженского на другую работу, вместо прежней лаборатории была образована новая. Тематический диапазон исследований расширился – теперь мы изучаем новации не только в религиозной сфере, но в пространстве современной культуры в целом.

Что такое культура и зачем ее изучать?

Существует множество определений того, что такое культура. Но даже не зная ни одного из них, мы понимаем, что означает это слово. Оно будит в нас ассоциации с музеями, театрами, библиотеками, филармониями, наконец, с телеканалом «Культура» – с чем-то респектабельным, правильным, социально одобряемым, но… несколько скучным и маловостребованным (как фильмы, что награждают на европейских кинофестивалях, но которые почти никто не смотрит). Слово «культура» очень часто соотносится с тем, что принято называть классикой, а классика – это то, что проверено временем. 

Такое понимание культуры прививается нам в школе и оно само по себе является «классическим». Под культурой в этом случае понимается культура элитарная. Некогда она создавалась в среде привилегированных слоёв общества, будучи производной от образа жизни их представителей. Культура существовала во дворцах, замках, храмах и монастырях, но не в крестьянских лачугах. Поэтому для образованной публики XVIII–XIX вв. немалым потрясением стало открытие так называемой народной культуры – сказок, легенд, песен, заговоров, праздников, резьбы по дереву, вышивки и т. п. Первые собиратели фольклора (среди них, например, знаменитые братья Гримм) открыли для носителей элитарной культуры настоящий новый мир, которым до той поры никто не интересовался. Оказалось, что культура есть и у простонародья… Долгое время считалось, что культура бывает двух типов – высокая (элитарная) и низкая (народная или традиционная). Но в середине XX в. наш лексикон пополнился такими терминами, как массовая культура и субкультура. Оказалось, что своя собственная культура есть и у различных меньшинств, объединённых общими интересами (хиппи, металлисты, скинхеды и т. д.), а массовая культура, проводниками которой стали кинематограф, а также радио- и телевещание, во многом пришла на смену народной (преимущественно крестьянской) культуре.

Сегодня, однако, всё сложнее понять, что следует относить к элитарной культуре, а что к массовой. Во-первых, непонятно, кого и на каком основании следует относить к элите. Во-вторых, массовая культура сейчас далеко не однородна и распадается на множество сегментов, интересных разным категориям потребителей. В то же время разные категории потребителей могут роднить те или иные общие мировоззренческие установки. В этой связи стоит упомянуть ещё один, недавно появившийся термин – оккультура, указывающий на наполнение современной культуры разного рода оккультными, эзотерическими представлениями и практиками, включающими в себя веру в паранормальные явления, приверженность «альтернативной» науке и нетрадиционной медицине. Может показаться, что эти представления свойственны в первую очередь малообразованным слоям общества, но в то же время есть немало свидетельств того, что они распространены и среди политической или бизнес-элиты. Такие примеры показывают, что несмотря на частые сетования по поводу оскудения и опрощения культуры, на самом деле она становится всё более сложной и многогранной.

И всё более очевидным становится тот факт, что изучение культуры сегодня имеет не только научное, но и общественно-политическое значение. Культура не является простым отражением деятельности человека, она во многом предопределяет его сознание и поведение. Говоря современным языком, культура представляет собой пользовательский интерфейс, с помощью которого каждый из нас взаимодействует с окружающим миром. Но возникает вопрос – кто создаёт программный код для этого интерфейса? И нет ли в нём уязвимостей, вредоносных закладок, позволяющих третьей стороне перехватить управление и нанести нам какой-то ущерб? Например, чего нам ждать от политиков, увлекающихся гороскопами и «альтернативной» историей? Можем ли мы быть уверены в том, что они принимают мудрые и взвешенные решения, действуя в интересах своих избирателей? Ещё до появления термина «оккультура» британский учёный Н. Гудрик-Кларк описал ту псевдонаучную интеллектуальную среду, что породила немецкий нацизм. Примечательно, что сегодня некоторые элементы нацистской символики под видом «славянских рун» и «славянской свастики» возрождаются в России, популяризация таких представлений находит своё отражение даже на респектабельных телеканалах. Мы считаем, что общество должно быть в курсе таких изменений и осознавать, к чему они могут привести в будущем.

Кто занимается изучением культуры?

Работники сферы культуры и исследователи культуры могут восприниматься сегодня как люди «не от мира сего» – как те, кто живут прошлым, словно жрецы, поддерживающие неугасимый огонь на жертвенниках в обветшавших храмах, куда успела зарасти народная тропа. Этому немало способствуют абстрактные рассуждения многих из них о духовности, национальных или общечеловеческих ценностях, о смысле и назначении культуры, которые большинству людей не слишком интересны.

Мы не культурологи в привычном смысле этого слова. Мы не изучаем культуру как некую данность, внешнюю по отношению к человеку и функционирующую по своим законам. Нас интересует не безграничное множество культурных продуктов, созданных человечеством за свою историю, а взаимоотношения культуры и общества на современном этапе его развития. С этой точки зрения изучение культуры является не столько теоретической, сколько практической дисциплиной, а взор исследователя чаще устремлён не назад, а вперёд. Он хочет знать, куда приведут нас культурные изменения сегодняшнего дня, сделают ли они нашу жизнь лучше, не грозят ли нам какие-то потрясения и можем ли мы что-то сделать, чтобы от них защититься. На западе эта область исследований называется cultural studies и существует уже несколько десятилетий, хотя в последние годы данное научное направление скомпрометировано из-за большого количества спекулятивных работ, посвящённых малозначительным культурным артефактам. Тем не менее потенциал этого направления далеко не исчерпан, особенно в России, где оно до сих пор не было особо востребованным. Наша цель – придать дополнительный импульс подобным исследованиям в России и, анализируя преимущественно отечественный материал, получать в качестве результатов данные, актуальные прежде всего для российского общества.

Разумеется, изучение сложных и взаимопереплетённых культурных явлений и процессов не может быть исчерпано усилиями одного исследовательского коллектива, да и в целом этот процесс не может быть завершён (по крайней мер до тех пор, пока человечество ещё существует и не утратило потребности в самопознании). Поэтому мы открыты для научной кооперации с другими учёными и исследовательскими группами, а также для сотрудничества с образовательными организациями, учреждениями культуры, СМИ и органами власти. По всем подобным вопросам следует обращаться к заведующему лабораторией.

Избранные научные публикации сотрудников лаборатории:

Публицистика: