Развитие инклюзивного высшего образования России

Миссия

Создание единого пространства инклюзивного образования в России, обеспечивающего повышение качества и доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузах

Цель

Накопление, распространение и разработка инновационных технологий по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивного высшего образования в России, в части организации трудового и профессионального ориентирования инвалидов с различными видами нозологий. Данная цель достигается реализацией двух направлений деятельности:

  • Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ
  • Портал инклюзивного высшего образования

Задачи

01
Оказание консультативной помощи вузам и другим организациям по вопросам приема и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по организации интегрированного обучения, создания специальных условий инклюзивного обучения, разработке учебно-методической документации, в том числе в доступном для восприятия формате лицами с инвалидностью
02
Оказание консультативной и методической помощи вузам в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ различных нозологий путем повышения их квалификации, путем проведении семинаров и ознакомительных лекций
03
Оказание организационной, консультативной и методической помощи в организации и проведении профориентационной работы среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
04
Предоставление практической и консультативной помощи по трудоустройству выпускникам-инвалидам и дальнейшей адаптации к профессиональной деятельности
05
Создание информационно-образовательной сети для образовательных организаций высшего образования, студентов-инвалидов с различными нозологиями и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети

Краткое описание деятельности 

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

rumc2

За истекший период деятельности РУМЦ (2017-2018гг.) были реализованы мероприятия в 7 закрепленных регионах в рамках утвержденной Минобрнауки РФ дорожной карты:

  • сотрудниками call-центра РУМЦ проведено 1652  консультации по вопросам нормативно-правового,  учебно-методического и инструментально-технического обеспечения образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения, профориентации и приема в высшие учебные заведения, трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью;
  • реализованы 5 мероприятий в рамках профессионального ориентирования старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью РУМЦ (участники - более 525 человек с ОВЗ и инвалидностью);
  • проведены четыре мероприятия по трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью (участники – более 450 человек);
  • осуществлено повышение квалификации для 584 сотрудника из 17 вузов Приволжского федерального округа, а также обучение студентов вузов-партнеров по дополнительной профессиональной образовательной программе - более 80 студентов из 26 вузов;
  • проведен мониторинг состояния высшего инклюзивного образования (составлено 26 оценочных карт), образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью (опрошено 144 школьника), регионального рынка труда, трудоустройства выпускников с инвалидностью (опрошено 125 выпускников с ОВЗ и инвалидностью из 7 регионов закрепленной территории);
  • проведены вебинары и форумы для вузов закрепленной территории по различным вопросам информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования.

В рамках учебно-методической поддержки  для вузов закреплённой территории разработаны адаптированные учебно-методические материалы:     1 учебное пособие «Основы безбарьерной дидактики»; 5 учебно-методических комплекса (с учетом возможности использования при дистанционном обучении) (тематика и структура согласована с Заказчиком); описаны 2 образовательные технологии: «Технология кооперативного обучения» и «Технология организации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». В рамках создания «Атласа профессий» специалистами РУМЦ разработано 12 медиа-паспортов перспективных профессий с учетом регионального рынка труда (2 профессии для каждой нозологической группы). Перечень профессий согласован с Заказчиком и прошел экспертизу.

В целях оказания поддержки при организации обучения инвалидов различных нозологических групп функционирует Центр коллективного пользования, который укомплектован техническими средствами для обучения и сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью и доступен для вузов подведомственной территории.

В качестве основных и значимых результатов взаимодействия РУМЦ Мининского университета с образовательными организациями высшего образования следует отметить  повышение уровня доступности высшего образования в вузах закрепленной территории (16 вузов из 27), повышение качества нормативно-правового сопровождения обучения инвалидов (100% вузов), формирование инклюзивной компетентности преподавателей вуза (более 1000 НПР прошли обучение за два года), вовлечение студентов в инклюзивное волонтерское движение (более чем по 2 студента из каждого вуза-партнера прошли обучение по программе подготовки волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью), вовлеченность в проблему ИВО всех участников инклюзивного процесса на всех его уровнях (представители вузов-партнеров, законодательной и исполнительной власти, общественных организаций инвалидов, представителей специальных (коррекционных) школ, колледжей, МСЭ и ПМПК - более 300 человека из 78 организаций).

 

Портал инклюзивного высшего образования России

 

portal

Создание единого открытого интернет-ресурса для обеспечения информационной и методической поддержки процессов высшего инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в рамках государственной программы «Доступная среда» и «Концепции развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации» нацелено на:

  • Получение абитуриентами с инвалидностью актуальной и полной информации о возможности обучения в сфере профессионального высшего образования и наличии специальных условий в образовательных организациях;
  • Получение абитуриентами информации по профориентации, включая on-line проф-тестирование;
  • Систематизация, актуализация, структурирование, размещение и предоставление доступа для образовательных организаций к методическим материалам по организации инклюзивного обучения лиц с инвалидностью;
  • Предоставление доступа к федеральной библиотеки адаптированных образовательных программ;
  • Получение студентами и выпускниками с инвалидностью информации о возможности трудоустройства;
  • Систематизация статистических данных по учету обучающихся с инвалидностью;
  • Оперативный доступ к данным о доступности и качестве образовательных услуг для лиц с инвалидностью

Количественные показатели:

  • Общее число вузов, принимавших участие в мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, составляет 654 вуза и их филиала. В 646 из них (98,8% от выборки) обучается по различным образовательным программам 2 569 627 человек. Лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) обучаются в 470 ВУЗах, что составляет 71,87% от общего числа ВУЗов принявших участие в мониторинге. Общая численность обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью составляет 13 870 человек, или 0,54% от общего числа обучающихся. В ВУЗах, где проходят обучение лица с ОВЗ и инвалидностью, их средняя доля составляет 0,58%.
  • Проведено 197 вебинаров, 355 материалов различного формата представлено в качестве лекционных. Площадка объединяет 1653 зарегистрированных пользователя, 953 образовательные организации.
  • Оказана 3661 консультация вузов
  • Оказана 7643 консультаций пользователей
  • Обучено 5736 сотрудников вузов
  • 12592 анкеты заполнено в мониторинге социально-психологического благополучия студентов, обучающихся в инклюзивных группах

Сроки и этапы

Этапы деятельности РУМЦ

01
2017-2018 гг.

1 этап

формирование системы ресурсов по направлениям работы
02
2018-2020гг.

2 этап

тиражирование опыта работы и ресурсов
03
2018-2020гг.

3 этап

координация, сопровождение, мониторинг и экспертиза деятельности вузов по развитию инклюзивного высшего образования

Партнеры

РУМЦ имеет 26 соглашений о взаимодействии с вузами и филиалами вузов закреплённой территории (Нижегородская область, Саратовская область, Самарская область, Пензенская область, Пермская область, Ульяновская область, а также Республика Мордовия). А также соглашения с общественными организациями и со специальными коррекционными школами.

71

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат VIII вида № 71»
65

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 65»
1

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
perspectiva

 

Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива»
kamerata

 

Частное учреждение «Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата»
kovcheg

 

Нижегородская региональная общественная организация инвалидов «Ковчег»
not-Eyes

 

ГК ОУ РМ «Ардатовская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
1-penza

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования №1 г. Пензы
71

 

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Пензенской области «Пензенская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»