Миссия
Создание единого пространства инклюзивного образования в России, обеспечивающего повышение качества и доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузах
Цель
Накопление, распространение и разработка инновационных технологий по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивного высшего образования в России, в части организации трудового и профессионального ориентирования инвалидов с различными видами нозологий. Данная цель достигается реализацией двух направлений деятельности:
- Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ
- Портал инклюзивного высшего образования
Задачи
Краткое описание деятельности
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ
За истекший период деятельности РУМЦ (2017-2018гг.) были реализованы мероприятия в 7 закрепленных регионах в рамках утвержденной Минобрнауки РФ дорожной карты:
- сотрудниками call-центра РУМЦ проведено 1652 консультации по вопросам нормативно-правового, учебно-методического и инструментально-технического обеспечения образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения, профориентации и приема в высшие учебные заведения, трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью;
- реализованы 5 мероприятий в рамках профессионального ориентирования старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью РУМЦ (участники - более 525 человек с ОВЗ и инвалидностью);
- проведены четыре мероприятия по трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью (участники – более 450 человек);
- осуществлено повышение квалификации для 584 сотрудника из 17 вузов Приволжского федерального округа, а также обучение студентов вузов-партнеров по дополнительной профессиональной образовательной программе - более 80 студентов из 26 вузов;
- проведен мониторинг состояния высшего инклюзивного образования (составлено 26 оценочных карт), образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью (опрошено 144 школьника), регионального рынка труда, трудоустройства выпускников с инвалидностью (опрошено 125 выпускников с ОВЗ и инвалидностью из 7 регионов закрепленной территории);
- проведены вебинары и форумы для вузов закрепленной территории по различным вопросам информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования.
В рамках учебно-методической поддержки для вузов закреплённой территории разработаны адаптированные учебно-методические материалы: 1 учебное пособие «Основы безбарьерной дидактики»; 5 учебно-методических комплекса (с учетом возможности использования при дистанционном обучении) (тематика и структура согласована с Заказчиком); описаны 2 образовательные технологии: «Технология кооперативного обучения» и «Технология организации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». В рамках создания «Атласа профессий» специалистами РУМЦ разработано 12 медиа-паспортов перспективных профессий с учетом регионального рынка труда (2 профессии для каждой нозологической группы). Перечень профессий согласован с Заказчиком и прошел экспертизу.
В целях оказания поддержки при организации обучения инвалидов различных нозологических групп функционирует Центр коллективного пользования, который укомплектован техническими средствами для обучения и сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью и доступен для вузов подведомственной территории.
В качестве основных и значимых результатов взаимодействия РУМЦ Мининского университета с образовательными организациями высшего образования следует отметить повышение уровня доступности высшего образования в вузах закрепленной территории (16 вузов из 27), повышение качества нормативно-правового сопровождения обучения инвалидов (100% вузов), формирование инклюзивной компетентности преподавателей вуза (более 1000 НПР прошли обучение за два года), вовлечение студентов в инклюзивное волонтерское движение (более чем по 2 студента из каждого вуза-партнера прошли обучение по программе подготовки волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью), вовлеченность в проблему ИВО всех участников инклюзивного процесса на всех его уровнях (представители вузов-партнеров, законодательной и исполнительной власти, общественных организаций инвалидов, представителей специальных (коррекционных) школ, колледжей, МСЭ и ПМПК - более 300 человека из 78 организаций).
Портал инклюзивного высшего образования России
Создание единого открытого интернет-ресурса для обеспечения информационной и методической поддержки процессов высшего инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в рамках государственной программы «Доступная среда» и «Концепции развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации» нацелено на:
- Получение абитуриентами с инвалидностью актуальной и полной информации о возможности обучения в сфере профессионального высшего образования и наличии специальных условий в образовательных организациях;
- Получение абитуриентами информации по профориентации, включая on-line проф-тестирование;
- Систематизация, актуализация, структурирование, размещение и предоставление доступа для образовательных организаций к методическим материалам по организации инклюзивного обучения лиц с инвалидностью;
- Предоставление доступа к федеральной библиотеки адаптированных образовательных программ;
- Получение студентами и выпускниками с инвалидностью информации о возможности трудоустройства;
- Систематизация статистических данных по учету обучающихся с инвалидностью;
- Оперативный доступ к данным о доступности и качестве образовательных услуг для лиц с инвалидностью
Количественные показатели:
- Общее число вузов, принимавших участие в мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, составляет 654 вуза и их филиала. В 646 из них (98,8% от выборки) обучается по различным образовательным программам 2 569 627 человек. Лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) обучаются в 470 ВУЗах, что составляет 71,87% от общего числа ВУЗов принявших участие в мониторинге. Общая численность обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью составляет 13 870 человек, или 0,54% от общего числа обучающихся. В ВУЗах, где проходят обучение лица с ОВЗ и инвалидностью, их средняя доля составляет 0,58%.
- Проведено 197 вебинаров, 355 материалов различного формата представлено в качестве лекционных. Площадка объединяет 1653 зарегистрированных пользователя, 953 образовательные организации.
- Оказана 3661 консультация вузов
- Оказана 7643 консультаций пользователей
- Обучено 5736 сотрудников вузов
- 12592 анкеты заполнено в мониторинге социально-психологического благополучия студентов, обучающихся в инклюзивных группах
Сроки и этапы
Этапы деятельности РУМЦ
1 этап
2 этап
3 этап
Партнеры
РУМЦ имеет 26 соглашений о взаимодействии с вузами и филиалами вузов закреплённой территории (Нижегородская область, Саратовская область, Самарская область, Пензенская область, Пермская область, Ульяновская область, а также Республика Мордовия). А также соглашения с общественными организациями и со специальными коррекционными школами.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат VIII вида № 71»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 65»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива»

Частное учреждение «Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата»

Нижегородская региональная общественная организация инвалидов «Ковчег»

ГК ОУ РМ «Ардатовская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования №1 г. Пензы
