Региональный социально-педагогический кластер
Формирование регионального социально-педагогического кластера началось в 2013 году в соответствии с договором о сотрудничестве от 24.12.2013 года, согласно которому Мининский университет, являясь региональным опорным вузом по педагогическому, психолого-педагогическому и гуманитарному образованию в Нижегородской области, принимает совместное участие с Министерством образования Нижегородской области в формировании и реализации государственной политики в области осуществления непрерывного образования по педагогическому, психолого-педагогическому, спортивному и гуманитарному направлениям. В дополнение к вышеназванному договору заключено соглашение от 02.12.2014 № 316-01-65-139/14 о создании регионального педагогического кластера, предметом которого является выстраивание эффективной системы сотрудничества между Министерством образования Нижегородской области и Мининским университетом. Напомним, что с 2017 года Мининский университет является университетским центром социального развития Нижегородской области, как участник приоритетного федерального проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций".
Целью создания кластера является повышение эффективности и конкурентоспособности Мининского университета и других образовательных организаций региона, развитие и укрепление в них человеческого капитала вследствие кооперации, сетевого сотрудничества, налаживания процессов обмена информацией и совместного использования ресурсов. Проект реализуется в форме коллективного управления региональной образовательной системой с участием специализированной организации- кластера (Мининского университета) и специально создаваемых совещательных органов.
Деятельность кластера ведется в следующих основных направлениях:
- разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебников, учебно-методических, методических, учебно-лабораторных комплексов (в т. ч. образовательных) в рамках действующих стандартов;
- разработка и апробация новых стратегий и механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования;
- создание и развитие новых структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем;
- разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления качеством образования;
- разработка и апробация новых форм и средств развития образования;
- апробация и внедрение педагогических инноваций.
Основными элементами, уже сформированными и развиваемыми в рамках деятельности регионального социально-педагогического кластера являются:
- система организации и научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности в формате экспериментальных площадок;
- система организации и сопровождения деятельности ассоциаций педагогов региона;
- система организации практик в формате клинических баз практик;
- система организации и сопровождения деятельности базовых кафедр;
- система организации и сопровождения деятельности профильных психолого-педагогических классов;
- создание и внедрение модели целевого обучения, контрактного трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников вузов;
- создание системы расчета потребности педагогических кадров;
- формирование и сопровождение электронной платформы кластера.
В рамках проекта созданы и функционируют более 60 экспериментальных площадок, на базе которых студенты университета ежегодно проходят практику, распределенную в течение всего учебного года. Основными направлениями экспериментальной деятельности являются: разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебников, учебно- методических, методических, учебно-лабораторных комплексов и т.д.
Клиническая база практик – ключевой инструмент завершенной подготовки, направленный на усиление связи студента с образовательной организацией, лучшее овладение основными процессами профессиональной деятельности педагога и знакомство с традициями педагогических коллективов. Реализация педагогической практики в формате клинической способствует эффективному «входу» в профессию с возможностью опережающего трудоустройства. Кроме того, клиническая база практик является организацией, обладающей приоритетом в рекрутинге кадров из числа старшекурсников вуза. Таким образом, развитие системы клинических баз практик представляет значительный интерес с точки зрения удовлетворения кадровых потребностей образовательных организаций региона в долгосрочной перспективе.
Университет готовит команды изменений: группы молодых специалистов, отправляющихся в определенную школу с целью участия в процессах ее развития и обновления. Пилотной площадкой стала МАОУ СОШ №118 г. Нижнего Новгорода. В целях повышения престижа преподавательской профессии планируется создание виртуальных и реальных педагогических классов.
Рассчитана потребность Нижегородской области в новых педагогических кадрах на период до 2025 года, выраженная в количестве педагогов по направлениям и профилям подготовки на каждый год проекта.