С июня 2024 года в Нижегородской области реализуется пилотный федеральный проект «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». И.о. губернатора Нижегородской области П.В. Банниковым утверждена дорожая карта проекта от 28.08.2024 № Сл-001-743913/24 (далее – Проект). Список пилотных образовательных организаций утвержден межведомственным приказом Министерства образования и науки Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области от 30.08.2024 № 759 316-01-63-2056/24 (с изменениями от 24.12.2024 № 1161 316-01-63-2809/24). 

Согласно межведомственному приказу об апробации проектных продуктов Проекта Министерства социальной политики Нижегородской области и Министерства образования и науки Нижегородской области от 21.03.2025 № 193/316-01-63-602/25 с 1 апреля по 10 октября 2025 года проходит апробация проектных продуктов в образовательных организациях Нижегородской области.


Основания для разработки пилотного проекта:

  • протокол заседания Совета Минобрнауки России по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве от 23 декабря 2021 г. № ДА/4454-пр
  • межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 10 апреля 2023 г. № 3838п-П8
  • межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 2 марта 2023 г. № 2300п-П8
  • поручение Д.Чернышенко от 10 февраля 2025 г.№ДЧ-П8-3947
  • протокол заседания Совета при Правительстве российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 11 апреля 2025 года №2пр

 

Основные задачи проекта: 

  • оценка практик работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе образования разных уровней
  • разработка комплекса мер, направленного на привлекательность высшего образования с целью повышения трудового потенциала инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • определение эффективных механизмов преемственности при получении высшего образования и построении индивидуальной траектории профессионального развития

 

Предполагаемый целевой эффект:

  • определение решений, влияющих на показатели занятости среди инвалидов
  • снижение безработицы среди трудоспособных инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • повышение доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Пилотные регионы Российской Федерации: 

Нижегородская область, Вологодская область, Челябинская область, Ростовская область, Новосибирская область.

 

УЧАСТИЕ Мининского университета:

Мининский университет вошел в перечень образовательных организаций-участников проекта:

  • В.В. Сдобняков, А.А. Толстенева, Т.Ф. Краснопевцева – вошли в состав межведомственной рабочей группы по реализации в Нижегородской области пилотного проекта
  • Кашатнова С.Н., Кудрявцев, В.А., Краснопевцева Т.Ф. – вошли в состав экспертов проектных команд пилотного проекта

 

В рамках работы проектных команд разработаны проектные продукты, которые проходят апробацию в образовательных организациях Нижегородской области:

  • «Карта возможностей» (разработка прототипа электронного ресурса, решающего задачу информационной разобщенности, предоставляющего возможность осуществления выбора маршрута получения образования в формате ДОУ-ШКОЛА (ДПО) – ВУЗ (СПО)
  • «Эффективное портфолио» (разработка алгоритма «бесшовной» передачи о ребенке с ОВЗ и инвалидностью от ДОУ до ВУЗа)
  • «Профессионально-образовательный маршрутизатор» (разработка алгоритма формирования осознанного выбора профессии и карьерного развития детей и студентов с инвалидностью и ОВЗ)
  • «Фабрика инклюзивных процессов» (разработка алгоритма организации инклюзивных практик для формирования компетенций по работе с особой категорией детей и молодежи)