Информация о наличии материально-технических условий, обеспечивающих возможность обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Обучение по образовательным программам высшего образования инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в Мининском университете с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. 

Обучение организуется как в соответствии со стандартным учебным планом и графиком, так и по индивидуальному учебному плану. 

Мининский университет  обладает комплексом электронных образовательных технологий и дистанционных форм, позволяющих значительно расширить доступность высшего образования и дополнительного профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Документы, регламентирующие создание специальных условий обучения и других направлений работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Информация о безбарьерной среде для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Главный принцип архитектурной доступности ВУЗа – это равенство и удобство для всех студентов и сотрудников, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

 В Мининском университете созданы все условия для реализации инклюзивного образования. В учебном корпусе № 7 (ул. Челюскинцев, 9) организована безбарьерная архитектурная среда (доступность прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри здания, наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения, системы оповещения и сигнализации). Учебный процесс осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий в сочетании с традиционными формами. Для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривается возможность обучения по индивидуальному графику по адаптированным образовательным программам, включая сдачу экзаменов и зачетов в дистанционной форме. В частности специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья представлены здесь.

Информация о учебных кабинетах, приспособленных для использования ивалидами и лицами с ОВЗ, в том числе для практических занятий

Мининский университет уделяет особое внимание обеспечению необходимых требований для организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

1. Для лиц с нарушением зрения:

Официальный сайт Мининского университета в сети Интернет адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов по зрению.

В учебных корпусах установлено:

  • звуковое оповещение о пожаре;
  • мониторы для звуковой справочной информации.

Учебные аудитории оборудованы:

  • увеличивающими устройствами; 
  • тифлокомплексом «Читающая машина»; 
  • рабочими местами с брайлевским дисплеем и брайлевским принтером, специальным программным обеспечением; 
  • различными аудиотехническими средствами;
  • столами   шириной не менее 1 м и глубиной  0,6 м для размещения брайлевской литературы.

2. Для лиц с нарушением слуха:

Для обеспечения образовательного процесса в учебных корпусах установлены:

  • по 3 монитора для дублирования звуковой справочной информации субтитрами;
  • световые оповещатели; 
  • эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, подключенные к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, к системе оповещения о стихийных бедствиях и экстремальных ситуациях.

Учебные корпуса оборудованы доступом к  wi-fi с мобильных устройств со скоростью 100 Мбит/с.

Имеются аудитории со звуковой системой, в которых располагается система усиления звука индивидуального пользования.

3. Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата:

Учебные корпуса Мининского университета:

  • оборудованы подъемными  платформами;
  • имеют  зоны отдыха на 9-12  мест, в том числе и для инвалидов на креслах-колясках;
  • располагают специализированными санитарно-гигиеническими помещениями  для инвалидов, в том числе со стационарными и откидными поручнями.

Учебные аудитории:

  • оборудованы не менее 5% мест для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата от общего числа аудиторного фонда, в том числе специальными креслами с возможностью  подключения к электрической сети технических средств обучения;
  • имеют расширенные дверные проемы, не имеющие порогов и перепадов высот пола, что позволяет  лицам  с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью беспрепятственно передвигаться по помещениям университета.

 

Справка о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Паспорта доступности учебных корпусов и общежитий Мининского университета

В актовых залах университета со стационарными местами предусмотрены 5% мест для людей на креслах-колясках от общего количества посадочных мест, имеется мультимедийное и специализированное звукоусиливающее оборудование, имеется 5% мест для лиц с недостатками зрения от общего количества посадочных мест, оборудованных портативными видеоувеличителями.

При возникновении трудностей с передвижением по территории университета имеется возможность воспользоваться услугами сотрудника по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Созданный в Мининском университете дизайн образовательной среды  дает равные возможности для всех студентов осваивать образовательные программы, заниматься научной деятельностью и активно участвовать в социальной деятельности университета.

В студенческом жилом комплексе, расположенном по адресу: ул. Бекетова, д.6, есть специальные условия для проживания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В целях обеспечения беспрепятственного доступа обучающихся студенческий комплекс оборудован пандусом, поручнями, расширенными дверными проемами и коридорами, а также лифтом. Для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудована жилая комната, в которой туалетная комната оснащена специальным адаптированным оборудованием. 

 

Оснащение библиотечного фонда, соответствующего потребностям обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

В читальных залах библиотеки и актовых залах Мининского университета имеются 5% мест для лиц с недостатками зрения от общего количества посадочных мест, оборудованные портативными видеоувеличителями, а также имеются места для лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата.

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ библиотечный фонд комплектуется электронными изданиями учебной литературы, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями. Доступ к этим изданиям обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ обеспечивается использованием специальных технических и программных средств. 

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ обеспечены доступом к сети Интернет, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, включая электронную библиотеку Университета.

В течение года для читателей библиотеки открыт 100% бесплатный онлайн-доступ к многоотраслевым базам данных –  ЭБС «Университетская библиотека онлайн», НЭБ «elibrary», ЭБС «Лань». Все ЭБС имеют лицензионный контент, содержащий аудиокниги, оборудованы версией для слабовидящих или дают возможность увеличить шрифт.

В зале электронных ресурсов учебного корпуса № 7 оборудовано 1 АРМ для слабовидящих. К ноутбуку подключен сканер. Отсканированный текст сохраняется на ПК или копируется на флеш-накопитель. Полноценную работу людям с ограниченными возможностями обеспечивает программное приложение «Экранный диктор», преобразующий текстовую информацию в голос. 

Библиотекарь консультирует по вопросам работы с Электронным каталогом библиотеки, помогает адаптироваться и получить интересующую информацию, при необходимости помогает распечатать текст в удобном для чтения формате.

 

Информация об условиях охраны здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Медицинское сопровождение в Мининском университете направлено на сохранение и укрепление здоровья студентов с инвалидностью, развитие их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. 

С этой целью в вузе созданы оптимальные условия для организации медицинского сопровождения, которое носит медицинско-оздоровительный характер.

Для оказания первой медицинской помощи организован стационарный пункт пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации. В функции медицинского пункта также входит диагностика физического состояния обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

С целью обеспечения врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе, организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими). Университет заключил договор о сотрудничестве с Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства (ФБУЗ ПОМЦ ФМБА) России.

С целью пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации, осуществления практической и научно-исследовательской деятельности по основам психологического консультирования Университет заключил договор о сотрудничестве с общественной организацией «Медицинская ассоциация Нижегородской области», совместно с которой регулярно проводятся лекции и тренинги, направленные на борьбу с табакокурением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Функционирует студенческий спортивно-оздоровительный лагерь «Веселый берег».

 

Информационное сопровождение процесса обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Сайт НГПУ им. К. Минина (www.мининунивер.рф) содержит всю необходимую информацию для поступления в вуз и последующего обучения в нем. Так, на сайте представлены соответствующие нормативные документы; презентации всех образовательных программ, реализуемых в университете; анкеты профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала и др. информация. Пользователи сайта также могут ознакомиться не только с самими документами по образовательной деятельности, но и с «визуализированными учебными планами», на которых наглядно показано, что и когда студенты того или иного профиля подготовки изучают. Для удобства поступающих на сайте реализованы следующие сервисы: электронная подача документов, «калькулятор ЕГЭ» (определение возможных профилей подготовки в зависимости от сдаваемых экзаменов), виртуальная экскурсия по всем зданиям университета, оплата обучения, ответы на вопросы абитуриентов в режиме online, заказ обратного звонка. Учащиеся могут ознакомиться со всеми студенческими объединениями, действующими в вузе, и присоединиться к понравившимся, используя приведенные контакты. На сайте функционирует версия для слабовидящих. Сайт адаптирован для просмотра с любых электронных устройств.

В образовательной организации разработан и внедрен портал электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) Мининского университета — www.ya.mininuniver.ru. Доступ к персонализированной части ЭИОС предоставляется через личный кабинет, который содержит:

  • электронное расписание занятий, 
  • электронная зачетная книжка,
  • перечень пересдач,
  • рейтинг студента с успеваемостью,
  • индивидуальный план студента,
  • сервис по заказу справок online и др.

Практически те же функции выполняет мобильное приложение, разработанное Мининским университетом (www.success.mininuniver.ru).

ЭИОС НГПУ им. К. Минина содержит электронные курсы в LMS Moodle. Все образовательные программы, реализуемые в университете, сопровождаются подобными курсами, которых на данный момент насчитывается 2640. Т.е. образовательный процесс может быть перенесен в дистанционный формат, а студенты всегда имеют связь с преподавателями, что особенно актуально с точки зрения предоставления возможности лицам с ОВЗ и инвалидностью проходить обучение по любой образовательной программе, предлагаемой университетом.

 

Информация об организация образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе о средствах обучения и воспитания

1. Реализация адаптированных образовательных программ

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ высшего образования (далее – АОПВО) в Университете осуществляется в соответствии с Положением о разработке АОПВО и Методическими  рекомендациями по реализации АОПВО, утвержденными решением Ученого совета Университета от 24.04.2016 (протокол № 8 - https://www.mininuniver.ru/scientific/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty), которые ориентированы на решение следующих задач: 

  • повышение уровня доступности высшего образования для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ;
  • повышение качества высшего образования обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ; 
  • создание в Университете специальных условий, необходимых для получения высшего образования обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ, их адаптации  и социализации; 
  • возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ;
  • формирование в Университете толерантной социокультурной среды. 

АОПВО Университета представляет собой комплекс учебно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ по направлению подготовки (специальности) высшего образования, разрабатывается на основе соответствующего ФГОС ВО по направлению подготовки, требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. 

Для реализация АОПВО в Университете созданы специальные условия, которые включают в себя как общие условия для всех обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, так и специфические условия для конкретных категорий лиц с различными нарушениями здоровья и обеспечивают реализацию их особых образовательных потребностей.

Под специальными условиями понимаются условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ;
  • специальных методов обучения и воспитания; 
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также обеспечение доступа в здание Университета и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение АОПВО инвалидами и лицами с ОВЗ.

Реализация АОПВО в Университете имеет вариативный характер и может включать следующие варианты: 

  • обучающийся инвалид или обучающийся с ОВЗ учится в инклюзивной группе, изучая тот же самый набор дисциплин и в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся. В этом случае АОПВО направлена на создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей; 
  • обучающиеся инвалиды или обучающиеся с ОВЗ учатся в отдельной группе в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся, или увеличенные сроки обучения. В этом случае в АОПВО вводятся адаптационные дисциплины (модули), а также обеспечиваются специальные условия для реализации их особых образовательных потребностей; 
  • обучающийся инвалид или обучающийся с ОВЗ обучается по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае возможно освоение им образовательной программы в увеличенные сроки обучения и введение в АОПВО адаптационных дисциплин (модулей), предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей. 

В случае если содержание дисциплины (модуля) предполагает выполнения определенных специфических действий и представляет собой проблему или действие, невыполнимое для обучающихся, испытывающих трудности с передвижением или речью, то преподаватели данных дисциплин (модулей) учитывают эти особенности и предлагают обучающимся инвалидам и обучающимся с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала. 

Для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания модулей, для дополнительных индивидуальных консультаций и занятий с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ в Университете могут привлекаться тьюторы (в том числе обучающиеся старших курсов, хорошо знающие предмет).

Мининский университет реализует две АОПВО уровня бакалавриата и магистратуры по следующим направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. АОПВО созданы для обучающихся с инвалидностью по основным видам нозологий: с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

2. Наличие адаптированных учебно-методических материалов

Обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ОВЗ имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим Университет обеспечивает их печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и другие учебно-методические материалы) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: 

1) для лиц с нарушениями зрения: 

  • в печатной форме увеличенным шрифтом; 
  • в форме электронного документа; 
  • в форме аудиофайла; 
  • в печатной форме на языке Брайля; 

2) для лиц с нарушениями слуха: 

  • в печатной форме; 
  • в форме электронного документа; 

3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 

  • в печатной форме; 
  • в форме электронного документа; 
  • в форме аудиофайла; 

4) для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы. 

Данный перечень дополняется и конкретизируется исходя из потребностей конкретного обучающегося с инвалидностью или ОВЗ.

Для освоения образовательной программы обучающимся инвалидам и обучающимся с ОВЗ Университетом предоставляются также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при необходимости).

 

3. Наличие специальных средств обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов В рамках проекта "Доступная среда" по внедрению и апробации дистанционных технологий в образовательный процесс при поддержке Cisco в систему Moodle переведены в электронные ресурсы дидактические материалы и учебные пособия.
Наличие специальных технических средств обучения  Звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата
Оснащение аудиторий для проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий Спортивное оборудование, адаптированное для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  различных нозологий, специализированными тренажерами.
Возможность предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь В штатном расписании предусмотрены соответствующие ставки (специалист по спец.техническим и программным средствам обучения).
Возможность предоставления услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков В штатном расписании предусмотрены соответствующие ставки (сурдопедагог, сурдопереводчик, тифлопедагог).
Возможность проведения групповых и индивидуальных занятий Созданы условия для проведения групповых и индивидуальных занятий для лиц с ОВЗ.

 

4. Информация о средствах воспитания

Внеучебная воспитательная деятельность и молодежная политика являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В Мининском гуниверситете организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у студентов социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и профессиональной культуры. 

Внеучебная деятельность в Мининском университете организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с нормативно развивающимися сверстниками.  Каждый студент университета может выступать инициатором создания студенческого объединения (далее – СО), либо быть его участником. При планировании мероприятий учитывается  необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу. В настоящее время в вузе функционируют 42 СО по десяти приоритетным направлениям молодежной политики Российской Федерации: наука и инновации, профессиональные компетенции, культура и творчество, студенческий спорт и ЗОЖ, волонтерство и социальное проектирование, историко-патриотическое воспитание, межкультурный диалог, студенческие информационные ресурсы, социальные стандарты и права студентов.

С 2016 года Мининский университет оказывает финансовую поддержку студенческих проектов в рамках ежегодной обучающей лидерской студенческой смены «СОдействие». Студенты-инвалиды, а также студенты с ограниченными возможностями здоровья успешно реализуют социальные проекты в условиях включенности в деятельность студенческих объединений. В 2016 году вузом были поддержаны и профинансированы 12 студенческих проектов, среди которых проект Зайцевой Анны «Расширяя границы», направленный на расширение информационного поля о людях с ОВЗ и инвалидностью, проект Шутовой Юлии «Рука помощи», предполагающий оказание помощи социально-реабилитационному центру «Солнышко», проект Курылевой Анны «Кино не для всех, но для каждого», представляющий собой цикл тематических кинолекториев «о людях с особыми потребностями». В реализации данных проектов приняли участие не менее 400 студентов Мининского университета, среди которых 8 имеют ограничения возможностей здоровья различной нозологии. 

Организация волонтерской деятельности.

В университете ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедрена форма: волонтерское движение студенчества.

Одним из социально значимых направлений волонтерского движения обучающихся Мининского университета является помощь в социализации и адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождение инклюзивного образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях толерантной социокультурной среды вуза. В настоящее время в Мининском университете существуют следующие студенческие объединения волонтерской направленности: «Пеликановский спецназ»; «Волонтеры Мининского»; «Поколение Добра», реализующие проекты, направленные на социальное сопровождение инклюзивного образования обучающихся. Среди данных проектов можно отметить направленные на студентов Мининского университета, имеющих инвалидность и ОВЗ, а также проекты, направленные на работу с такими категориями граждан в Нижнем Новгороде и Нижегородской области (воспитанники детских домов; коррекционных школ; ветераны боевых действий и т.д.). 

Координация работы волонтеров Мининского университета осуществляется отделом по сетевому сотрудничеству и социальному партнерству Мининского университета. Отдел тесно взаимодействует с общественными добровольческими организациями, профкомом студентов, спортивным клубом, спортивно-оздоровительным лагерем «Веселый берег», деканами и заместителями деканов, кураторами академических групп. В настоящее время ведется работа по созданию на базе Мининского университета волонтерского центра Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».   

Волонтерский корпус Мининского университета начал формироваться в 2010 году и на сегодняшний день насчитывает более 250 студентов.

Отдел по воспитательной работе