Цикл лекций профессора Гродненского государственного университета им. Янки Купалы

Дата проведения:

08 дек 2020 – 10 дек 2020

Время проведения:

15:30

Место проведения:

Онлайн

Тип мероприятия:

Научно-образовательный лекторий

Для кого:

Студенту, Преподавателю

В рамках программы «Приглашенный профессор» Мининского университета 8 и 10 декабря 2020 года для студентов факультета гуманитарных наук пройдут онлайн-лекции заведующего кафедрой всеобщей и славянской истории Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (респ. Беларусь) Нечухрина Александра Николаевича. 

Мероприятие состоится при поддержке пространства коллективной работы «Точка кипения — Мининский университет Нижний Новгород» в онлайн-формате.

Ссылка на мероприятие

 

Лекция 1. Позитивистская методология истории: основные элементы.

8 декабря (15:30-17:00)

Структура позитивистской парадигмы истории. Круг российских историков позитивистского направления 60-х г. XIX – начала XX в. Особенности социально-политических воззрений российских либеральных ученых Гносеологический оптимизм и объективизм позитивистской историографии, её соответствие нормам «классической науки». Поиск исторических законов. Органическое и факторное понимание истории. Теория прогресса. Культ «факта». Совершенствование техники исторического исследования.  

 «Основные вопросы философии истории» Н.И. Кареева – первая крупная попытка создания научной методологии истории. Связь Кареева с русской «субъективной школой» в социологии. Обоснование специфики исторического познания. Классификация наук. Предмет истории и социологии. Наличие «субъективного элемента» в социальном факте и в научной истории. Метод истории. Связь истории и современности. Объективность истории и оценка. Теория прогресса. Факторный подход к прошлому.

 

Лекция 2. Кризис историографии конца XIX – начала ХХ вв. «Критический позитивизм» в России. Р.Ю. Виппер.  

8 декабря (17.00-18.30)

Формирование методологии истории в конце XIX в. – закономерный итог развития научных знаний. Методологический кризис в исторической науке в конце XIX – начале ХХ в. Смены в духовной культуре и кризис в историографии. Преобразование стиля научного мышления и установление неклассического природоведения. Махизм. Методологизация научно-исторического мышления и формирование методологических концепций. 

Формирование методологии истории «критического позитивизма» в российской историографии начала ХХ в. Основные представители методология истории Р.Ю. Виппера. Проблема специфики исторического познания в понимании Виппера. Соотношение истории и современности. Историческая наука как система «мысленных разрезов». Проблема исторического факта в интерпретации Виппера. Теория исторического процесса, критика теории прогресса. 

 

Лекция 3. Историческое познание и современность.

10 декабря (15.30-17.00)

Особенности познавательных идеалов в различных группах наук. Качественное совпадение субъекта и объекта познания в истории и проблема объективности. Особенности объекта исторического изучения. Незавершенность истории как процесса и как предмета исследования. Общество – субъект-объект, социальное познание – самопознание общества. Особенности познавательной деятельности в исторической науке. Реконструктивный характер познания в истории. Эксперимент в истории. Ретроспективный характер исторического познания. Проблема коммуникабельности культур. Определение активности субъекта познания задачами практической жизни современности.  Историческая наука – продукт творческого опыта, практической мысли. Современность – системообразующий элемент в развитии исторической науки. Незавершенность исторического образа. Сложности в изучении современной истории. Познавательное значение опыта современности для углубленного понимания прошлого. Роль мировоззрения в историческом творчестве. Оценочный характер исторического суждения. Категориальный аппарат историка. Проблема модернизации и архаизации прошлого. Роль нравственных качеств исследователя в достижении исторической объективности. Значение исторического опыта для современности. Исторический опыт – составная часть общественного сознания. Исторический опыт и национальное самосознание общества. Связь и различие истории и идеологии. Значение исторических знаний для государственной политики. Политическая и научная актуальность.