Приоритетные направления деятельности по реализации стратегии развития Мининского университета
Система подготовки педагогов в России, которая переживала последние четыре года попытку достаточно серьезных революционных изменений, не находится ни в кризисном, ни в пост-кризисном, ни в каком-то другом подобном состоянии на данном этапе своего становления и развития.
Термины «становление» и «развитие» мы используем как качественное замещение термина «модернизация» ввиду очередного разочарования от отсутствия тех событий, которые должны были бы произойти в его следствии и на которые на самом деле требуются иные временные, трудовые, смысловые и идеологические ресурсы.
Команда проектировщиков Мининского университета, сохраняя ранее выстроенную систему точек зрения на тенденции развития системы высшего образования, формирования новой экосистемы образования в целом и роль в этих процессах новых смыслов педагогики, убеждена, что сообщество преподавателей и менеджеров, ответственных за качество и актуальность образовательного процесса, располагает всеми необходимыми идеями и инструментами для выбора оптимального пути и достижения оптимальных результатов для всех тех, кого мы учим и вместе с кем учимся.
Ректор НГПУ им. К. Минина, Александр Федоров
Показатели деятельности Мининского университета за период с 2012 по 2017 годы
За прошедший период с 2012 по 2017 гг. Мининский университет осуществил качественные преобразования внутренних процессов с целью достижения вузом устойчивых позиций в системе высшего образования Российской Федерации по всем направлениям деятельности и продвижения вуза в сфере высшего образования на международном уровне.
Развитие вуза как регионального центра социально-педагогической и культурно-гуманитарной направленности, работающего на достижение стратегических целей региона, позволит завершить переход к модели открытого педагогического образования будущего в формате социально-педагогического кластера и публичной образовательной корпорации и создать условия для возникновения трансрегионального образовательного холдинга.
Реализация 12 стратегических инициатив, разработанных в 2012 году, позволила системно и последовательно улучшать показатели деятельности Мининского университета.
Положительные тенденции роста качества приема в вуз и роста численности контингента университета – результат деятельности коллектива Мининского университета по формированию системы развития профессионально-личностного потенциала абитуриента-студента-педагога на основе реформирования содержания и управления образовательными процессами в контексте универсального педагогического образования; созданию условий для развития социально-гуманитарной сферы региона на основе механизмов сопровождения жизненного цикла профессии педагога с учетом региональных дефицитов и вызовов; разработке и реализации модели успешного профессионала мирового уровня в социально-гуманитарной сфере на основе трансляции и генерации инновационно-образовательных идей и решений в условиях глобальной кооперации.
Рост численности иностранного контингента является результатом целенаправленной политики по развитию сетевых механизмов профессионального взаимодействия, позволяющих транслировать новые образцы практического опыта и развивать академическую мобильность.
Рост доходов университета является результатом систематической и целенаправленной работы структурных подразделений вуза по совершенствованию финансово-экономических механизмов, росту экономической самостоятельности, инвестиционной привлекательности и ответственности вуза.
Идеология модели нового педагогического образования как основы новой экосистемы образования
Базисом развития области образования «Образование и педагогические науки» в Российской Федерации является фундаментальная ценность отечественной культуры и русского языка как основоположения отечественной системы образования и государственной иобщественной идентичности,транслируемая, становящаяся и развивающаяся посредством педагогического образования.
Вызовы:
1. глобализация, рост академической и трудовой мобильности
2. обновление профессий, возникновение новых
3. инновации, стремительное развитие технологий
4. постоянное устаревание знаний
5. демассификация профессий, необходимость подготовки специалистов узкого профиля
Вызовы глобального, национального и локального порядка не только не исчезли, но обострились и по-прежнему требуют незамедлительных решений в горизонте планирования от трех до пяти лет. Пора перестать делить их на внешние и внутренние – это гомогенная многофакторная сеть, отражающая композицию исторического пространства-времени в его конкретной уникальной конфигурации.
Сеть вызовов характеризуется также многозадачностью: задача создания за 10 лет новых 6,5 млн учебных мест для школьников неразрывно связана с задачей подготовки и ротации необходимого количества учителей, миграционной ситуацией в стране и острой необходимостью постоянного совершенствования предметного содержания образовательного процесса и формулирования такого образовательного результата, который отвечает современному этапу развития национальной государственности и культуры.
Новая модель педагогического образования требует изменений на 3 уровнях: фундаментальном, аксиологическом, стратегическом.
Фундаментальный уровень изменений
Главная проблема выпускников школы: нет устойчивого и осознанного баланса возможностей развития. Есть меньшинство: талантливые или конкретно ориентированные на отрасль знаний или (меньше) профессию.
Есть большинство: средний уровень межпредметных знаний и отсутствие подтвержденного сложившегося интереса к определенной отрасли знаний или профессии.
Аксиологический уровень изменений
Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые 50 лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и постижению правил его ускорения? Не благодаря ли им сегодня глобально-общее будущее есть интернет плюс геймификация всей Земли? И что же теперь – отобрать у детей интернет, компьютер или электричество?
Конвенция поколений – характер конструктивного многовекторного взаимодействия поколений, который преодолевает недостатки традиционного понимания однонаправленности взаимодействия как передачи опыта и знаний от старших к младшим. Поколения принимают экзистентные позиции другого на основе взаимопризнаваемых ценностей, вырабатывают совместные совместимые регулятивы и достигают общих результатов, со-бытийности, со-творчества, содружества, сопереживания.
Стратегический уровень изменений
Создание новой системы сопровождения и управления жизненным циклом профессии «учитель».
Флагманская цель, которая совпадает с целью проекта Мининского университета в программе модернизации педагогического образования «Целевое обучение и контрактное трудоустройство»: «Мы должны регулировать не количество, а качество».
1. Вход в профессию. Переход от целевого приёма к целевому обучению
Главная задача: изменение качества учебного процесса. Регулирование качества, а не количества студентов.
Программы поддержки:
- социально-экономической;
- карьерной;
- методической.
2. Закрепление в профессии. «Удержание» в школе лучших и мотивация их к саморазвитию.
«Короткая карьерная линия» – достижение статуса учителя высшей категории в течение 7 лет. Составление персональных карт профессионального развития молодого педагога на срок 2-4-6-12 семестров.
3. Зрелость в профессии. Преодоление «усталости» от профессии.
Представление системы аттестации учителей, которая поощряет саморазвитие. Внедрение общественно-профессиональной сертификации. Разделение учительского труда: выделение функций предметника, тьютора, модератора, диагноста-корректировщика.
4. Выход из профессии. Обеспечение достойной отставки возрастных педагогов в установленное время.
Формирование долгосрочной поддержки в формате «педагогического капитала»: проработавший два цикла (18+18 лет) учитель получает при выходе на пенсию обязательное выходное пособие.
Мининский университет в среднесрочной перспективе имеет своей целью трансформацию из педагогического университета в университет образования посредством систематической и последовательной реализации разработанных проектов, основанных на 12 стратегических инициативах 2012 года.
Цифровое образование, система электронных сервисов
Педагогическая карта мира
Электронный научно-образовательный сервис нового поколения, инкорпорирующий базу данных, «живой учебник» и аналитический тренажер, который позволяет не только транслировать, но и генерировать новое знание, и готов к переносу на иные предметные социально-гуманитарные области. Сервис предназначен для исследователей, преподавателей и студентов.
Традиционный хронологический подход к выстраиванию содержания историко-педагогических дисциплин не соответствует задачам формирования педагогических убеждений студентов на основе целостной картины мирового педагогического пространства и времени. Электронный сервис предлагает подход к описанию этих дисциплин в целостности и многообразии, единстве и разнонаправленности развития, взаимосвязях и противоречиях на основе трансдисциплинарного видения педагогического пространства.
Ресурс:
- мотивационно-аналитический - методический инструмент для реализации учебной, учебно-исследовательской деятельности, профессиональной и личностной самоидентификации, саморазвития педагога;
- образовательно-просветительский - ресурс построен на основе проблемно-хронологического принципа на базе авторского подхода к описанию педагогических концепций и образовательных моделей в русле практико-ориентированной парадигмы
- информационно-рефлексивный - инструмент генерирования научных идей, выявления и интерпретации закономерностей интеграции мирового педагогического пространства в контексте истории и современности
Компонент «глобус» раскрывает авторскую концепцию персонификации мирового историко-педагогического пространства. Компонент являет собой «живой учебник», по которому можно проследить за творческим путем педагога-мыслителя, где он черпал вдохновение, какие современные практики основаны на его учении.
Графо-аналитический инструмент аппроксимальной визуализации = собственная оценка учения + сравнение с оценкой экспертов.
Дидактический тренажер
Создание электронного образовательного сервиса, обеспечивающего педагогическое образование и систему учительского роста цифровыми инструментами формирования, развития и контроля сформированности паттернов профессионального поведения в различных типах образовательных ситуаций. Необходимость проекта обусловливается рядом сложившихся противоречий между активным становлением нового, цифрового мира и устаревшими, преимущественно вербальными формами подготовки педагогов.
Дидактический тренажер:
- тренажер позволяет студенту спроектировать урок (определить его этапы, задачи каждого этапа, его содержание) и «проиграть» его, посмотрев, как сработает его план в режиме реального времени, каковы будут реакции виртуальных учеников;
- студент получает возможность самоанализа путем сравнения реализованного в реальной практике урока с уроком спроектированным, виртуальным.
Региональная система профориентации (Конфигуратор личного успеха)
Конфигуратор личного успеха: от рекламы университета для широкого круга абитуриентов – к региональной системе профориентации и построения карьеры успешной личности
Разработка и внедрение электронного социального сервиса, позволяющего жителю региона в зависимости от своих предпочтений, задатков, индивидуальных особенностей личности, компетенций и опыта сформировать для себя вариативные образовательные или карьерные траектории, способствующие достижению желаемого уровня личного развития и формированию персонального будущего в контексте перспективных линий развития региона.
Сервис нацелен на 3 группы пользователей:
- абитуриенты,
- студенты,
- выпускники (постдипломное сопровождение).
Проектируемый конфигуратор представляет собой электронный социальный сервис, предназначенный для использования жителями региона независимо от возраста, уровня образования, места и опыта работы:
Для абитуриентов: построение ближайшей образовательной траектории в зависимости от предрасположенности к какой-либо профессии.
- выбор предметов для сдачи ЕГЭ + ресурсы для подготовки к нему,
- образовательные организации и программы,
- уровни образования, формы его получения,
- примеры вакансий для дальнейшего трудоустройства по полученной специальности
Для студентов Мининского университета: сервис интегрирован с электронной образовательной средой университета (электронные курсы, зачетная книжка, расписание занятий и др.)
- выбор опций получения дополнительных компетенций, в том числе с использованием ресурсов внеучебной деятельности,
- электронное портфолио опыта и достижений
- рейтинг деятельности
Для выпускников: постдипломное сопровождение и построение индивидуальных карьерных траекторий в зависимости от факторов:
- мобильность в пределах региона,
- готовность к временному трудоустройству,
- результаты обучения,
- профессиональные успехи,
- желание получить дополнительное образование и др.
Геоинформационный атлас Нижегородской области
Устранение дефицита пространственных данных в школах Нижегородской области и Нижнего Новгорода; внедрение современных технологий географического образования в школы Нижегородской области и Нижнего Новгорода.
Обеспечение учебных и производственных организаций актуальной пространственной информацией о природе, населении и хозяйстве Нижегородской области в формате геоинформационной базы данных.
Данные о природе Нижегородской области представлены в Интернет, но скудно, бессистемно и, зачастую, не соответствуют истине. Геоинформационный атлас «Природа Нижегородской области» создан на основе программы «ГИС живая география», включает 40 тематических карт, содержащих пространственные данные о природе, населении и хозяйстве региона. Послойная организация данных позволяет комбинировать тематические слои:
Атлас позволяет:
- изучать информацию об объекте;
- искать объекты по названию;
- вычислять площади и параметры объектов;
- вычислять расстояния до объектов;
- вычислять длины линий с учетом рельефа;
- строить трехмерные модели местности по матрице высот;
- строить зоны видимости;
- строить зоны затопления и др.
Новая философия учительства, новое разделение педагогического труда, поддержка жизненного цикла профессии педагога
Целевое обучение и контрактное трудоустройство - формирование педагогической элиты
Целевая подготовка как основа для стабильного функционирования педагогического сообщества и фундамент сопровождения жизненного цикла профессии «учитель». Трансформация схемы целевого приема в модель целевой подготовки педагогов в рамках образовательной отрасли «Образование и педагогические науки» с учетом базовых потребностей конкретного субъекта Российской Федерации. Разработанная адаптивная модель целевой подготовки и контрактного трудоустройства педагогов обеспечивает вариативность с учетом:
- региональных особенностей,
- сроков начала обучения по предложенной модели.
.
Разработан портал для расчета потребностей региона в педагогических кадрах. Он также служит сервисом постдипломного сопровождения педагогов.
Трехсторонний договор (включая Министерство образования региона) заключается по результатам сдачи Комплексного экзамена готовности к педагогической деятельности в конце второго курса.
В 2016-2017 учебном году модель в пилотном режиме апробируют:
- Нижегородская область,
- Свердловская область,
- Ульяновская область,
- Алтайский край,
а также 6 инициативных пощадок.
Портрет современного педагога 2030+
Формирование образа педагога на основе российского национального идеала и глобальных тенденций развития образовательной экосистемы с декомпозицией его характеристик в плоскости организационно-технологических, содержательных и управленческих решений реализации образовательных программ и сопровождения жизненного цикла профессии педагога.
Формирование ценностно-целевых ориентиров для профессионально-личностного становления и развития педагога в интересах личности, организации, региона и государства.
Сложный комплекс социальных факторов в условиях распространения ценностей потребительского общества способствовал последовательному формированию установки на профессиональную деятельность педагога как на образовательную услугу, а не на высокое нравственное служение.
Педагогические убеждения составляют основу профессионального становления и развития педагога как его условие и целевой ориентир:
- педагогические устремления - составляют мотивационную основу профессионального образования, являются залогом его практико-ориентированности, обеспечивают неразрывную связь с собственно профессиональной деятельностью;
- педагогические траектории - рассмотрение характеристик педагога в компетентностной парадигме через декомпозицию посредством теории множественного интеллекта: абстрактный, социальный, практический, эмоциональный, эстетический, кинестетический интеллект;
- этический кодекс педагога - нравственная составляющая личности педагога при выполнении профессиональных задач реализуется через его отношение к участникам педагогического процесса; материальным выражением этой составляющей является «Этический кодекс педагога»;
- социальный престиж - знающий, успешный, ищущий и увлеченный педагог, эффективно решающий профессиональные задачи, осознающий ответственность перед личностью и обществом, способствует формированию в обществе социального престижа педагогической профессии.
Престиж профессии: «День учителя»
Цикл фильмов «День учителя»
Повышение престижа педагогической специальности, новый современный взгляд на профессию, формирование образа педагога как «инженера будущего», выполняющего важную государственную задачу — воспитание новых поколений, обеспечение культурной преемственности в целях опережающего развития.
Формирование позитивной установки в отношении профессиональной педагогической деятельности у работающих учителей, абитуриентов и студентов вузов и их родителей, широкой общественности, СМИ.
Цикл фильмов «День учителя»:
- В проекте участвуют разные представители педагогической профессии: директора школ, учителя-предметники, учителя начальной школы. Герои сюжетов — и опытные и заслуженные учителя и недавние выпускники, и студенты, которым еще предстоит попробовать себя в профессии. Это обеспечивает многоплановый подход и подчеркивает преемственность поколений в школе.
- Лучшие практики и педагогические инновации. Вместе с тем не замалчиваются актуальные вопросы: профессиональное выгорание, отсутствие внятных траекторий профессионального развития, влияние Интернета, гаджетов и социальных сетей на образовательный процесс.
- Спектр образовательных организаций широк: известные в городе и области гимназии, авторские школы, колледж, общеобразовательные школы, интернат для детей с особенностями развития.
- Формирование яркого, целостного и неформального портрета современного педагога через беседы не только с педагогическими работниками, но и с детьми, их родителями, местными сообществами.
Престиж профессии: «Философия учительства»
Альбом «Философия учительства. Том I»
Художественно-антропологическое осмысление профессии педагога. Популяризация профессии педагога художественными средствами, поиск и создание форм, выражающих ценности профессии, поиск этих ценностей посредством создания художественного альбома архивных фотографий, посвященных профессии учителя, развитию отечественной педагогики и региональной системы образования в контексте социокультурного развития российского общества.
Уровни проекта:
- Макроистория (история страны и мира);
- История системы образования;
- Микроистория (история людей, конкретные судьбы и фотографии).
Создание альбома, посвященного учительству, - это ненаучное антропологическое исследование философии профессии, социально-культурный и художественный проект, попытка ответить на вопросы: какие ценности лежат в основе профессии; что движет людьми, которые становятся преподавателями; в чем предназначение этой профессии – с точки зрения учителя и учеников, общества и государства; как менялись эти представления со временем; как эволюционировала эта профессия и каково ее будущее.
Региональные социально-педагогические кластеры и трансрегиональное сотрудничество
Модель регионального социально-образовательного кластера, перспективы ее внедрения в Нижегородской области и тиражирование в субъектах Российской Федерации
Региональный социально-педагогический кластер
Достижение открытого педагогического образования будущего путем кластерной организации системы образования региона. Целью создания кластера является повышение эффективности и конкурентоспособности Мининского университета и других образовательных организаций региона, развитие и укрепление в них человеческого капитала вследствие кооперации, сетевого сотрудничества, налаживания процессов обмена информацией и совместного использования ресурсов. Проект реализуется в форме коллективного управления региональной образовательной системой с участием специализированной организации- кластера (Мининского университета) и специально создаваемых совещательных органов.
В рамках проекта созданы и функционируют более 60 экспериментальных площадок. Основными направлениями экспериментальной деятельности являются: разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебников, учебно- методических, методических, учебно-лабораторных комплексов и т.д.
Университет готовит команды изменений: группы молодых специалистов, отправляющихся в определенную школу с целью участия в процессах ее развития и обновления. Пилотной площадкой стала МАОУ СОШ №118 г. Нижнего Новгорода. В целях повышения престижа преподавательской профессии планируется создание виртуальных и реальных педагогических классов.
Рассчитана потребность Нижегородской области в новых педагогических кадрах на период до 2025 года, выраженная в количестве педагогов по направлениям и профилям подготовки на каждый год проекта.
Модернизация образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза
Реализация модели управления образовательными программами: новый контент и новые логистические решения
Управление образовательными программами
От новой модели управления образовательными программами в вузе – к новому качеству образовательной экосистемы университета. Разработка и внедрение гибкой и эффективной системы управления образовательными программами в вузе, обеспечивающей новую логистику управления персоналом на основе концепции проектного университета. Реализация новой модели управления образовательными программами в вузе требует создания единой сервисной платформы по типу «одного окна», интегрированной в ЭИОС вуза, включающей в себя такие компоненты:«Личный кабинет руководителя ОПОП», «Профиль научно-педагогического работника», «Карта личностно- профессионального развития студентов», «Калькулятор рентабельности ОПОП».
Организация и управление образовательной программой:
- формирование команды разработчиков и исполнителей ОПОП;
- управление:
- образовательным контентом программы;
- образовательным процессом;
- ресурсами программами;
- контингентом;
- финансами программы;
- качеством.
Проектирование образовательной программы:
- определение стратегической программы развития (миссия, цели, задачи);
- построение компетентностной модели выпускника;
- проектирование условий реализации ОПОП;
- проектирование индивидуальных образовательных маршрутов;
- проектирование фондов оценочных средств;
- оформление пакета документов по ОПОП;
- подготовка документов к лицензированию и аккредитации.
Социально-психологическая деятельность:
- разработка и эффективное использование современных социальных технологий в работе с командой разработчиков и исполнителей ОПОП;
- организация управления конфликтами и стрессами в процессе проектирования и реализации ОПОП.
Новая модель предполагает интеграцию образовательного процесса с научно-исследовательской деятельностью путём создания системы центров превосходства и коллабораций, аккумулирующих в себе лучшие отечественные и международные практики и ресурсы.
Информационная и методическая поддержка инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ
Ресурсный учебно-методический центр
Накопление, распространение и разработка инновационных технологий по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивной формы образования в России, в том числе организации трудового и профессионального ориентирования инвалидов с различными нозологиями.
Структура РУМЦ:
- 4 специалиста;
- 4 специалиста Сall-центра;
- Центр коллективного пользования;
- Сall-центр.
Закрепленные регионы:
- Нижегородская область;
- Пензенская область;
- Пермский край;
- Самарская область;
- Ульяновская область;
- Республика Мордовия;
- Саратовская область.
Для абитуриентов:
- профориентационные мероприятия;
- консультирование по вопросам получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью,
- подготовительные курсы для поступления в вузы;
- знакомство со спецификой обучения в вузе лиц с ОВЗ и инвалидностью и техническими средствами обучения,
- помощь в выборе направления подготовки с учетом особых образовательных потребностей и профпригодности.
Для образовательных организаций:
- подготовка кадров через организацию курсов повышения квалификации и программ переподготовки;
- организация вебинаров по профориентации, обучению и трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- учебно-методическое и организационное сопровождение организаций высшего образования по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ;
- трансляция лучшего опыта по повышению доступности и качества инклюзивного высшего образования.
Для выпускников:
- содействие в оптимальном трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- консультирование по вопросам профессионального и карьерного роста лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- организация постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- формирование сообщества выпускников с ОВЗ и инвалидностью.
Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
- обеспечение педагогической поддержки;
- организация социально-психологического сопровождения;
- содействие в реализации программ социальной реабилитации и социальной адаптации;
- поддержка студенческих инициатив и творческой активности.
Портал информационной поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ: внедрение и сопровождение
Создание единого открытого интернет-ресурса для обеспечения информационной и методической поддержки процессов высшего инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в рамках государственной программы «Доступная среда» и «Концепции развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации»
Главная цель проекта:
- для абитуриента: обеспечение доступности и повышение качества высшего образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также содействие их трудоустройству по специальности;
- для образовательной организации: корректировка образовательных ресурсов в зависимости от запросов на образовательные услуги и потребностей людей с ОВЗ.
Помимо абитуриентов и образовательных организаций портал нацелен на Министерство образования и науки России, являясь инструментом мониторинга и аналитики.
Система центров превосходства по приоритетным научным направлениям как ядро кластера флагманских коллабораций
Достижение конкурентоспособности и сбалансированности системы научных исследований, обеспечивающей получение, генерирование и передачу знаний, востребованных для социально- экономического развития в Нижегородском регионе, Российской Федерации. Развитие фундаментальной и прикладной науки в вузе, её интеграция с образовательным процессом. Проект направлен на модернизацию научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, на создание современных условий для формирования научной и образовательной элиты, качественной профессиональной подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития науки и технологий, для обеспечения трансфера результатов научной деятельности в реальный сектор экономики.
Региональное превосходство:
Формирование научных коллабораций по флагманским направлениям исследований и разработок в рамках трансрегионального образовательного холдинга с отечественными и зарубежными партнерами с целью создания продуктивной системы научных исследований и инноваций, обеспечивающих практические решения институционального уровня, направленные на стратегические цели и ключевые задачи развития региона.
Федеральные партнеры:
- МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва;
- СПбГУ, г. Санкт-Петербург;
- БФУ им. И. Канта, г. Калининград;
- ИМЛИ РАН;
- РГГУ и др.
Международные партнеры:
- Университет штата Оклахома, Центр изучения детей, США;
- Венский экономический университет, Австрия, г. Вена;
- Аньхойский педагогический университет КНР, г. Уху;
- Вильнюсский педагогический университет, Литва, г. Вильнюс и др.
Управление персоналом и развитие кадрового потенциала университета
Центр оценки и развития персонала
Административно-кадровая политика в большинстве вузов России является закрытой и консервативной, агрессивно реагирующей на попытки извне изменить кадровый состав.
Создание системы оценки и развития персонала, обеспечивающей оптимальное соотношение кадровых потребностей университета и профессиональных компетенций сотрудников, основанной на индивидуальных профессиональных траекториях развития, рейтингах и показателях KPI, методах эффективного распределения труда НПР
Проект является одним из ключевых институциональных решений в комплексе изменения структуры управления и перехода на проектное управление основными процессами с выведением линейных однотипных функций в систему диспетчерских служб.
Ключевые показатели эффективности и результативности управления образовательной организацией
Организация единой системы стратегического планирования и прогнозирования, компоненты которой:
- система регулярных мониторинговых исследований;
- система стратегического планирования на уровне структурных подразделений;
- система планирования ключевых показателей эффективности деятельности вуза;
- эффективный управленческий учет;
- система оценки эффективности деятельности персонала.
Достижение университетом устойчивых позиций в системе мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России по всем направлениям деятельности.
Достижение вузом устойчивых позиций в региональных, национальных и международных рейтинговых системах организаций высшего образования.
В 2016 году позиция вуза – 37, по прогнозным расчетам в 2017 году университет займет 11 место.
Позиции в национальных и международных рейтингах:
- Национальный рейтинг по версии «Интерфакс» - 169 место из 264;
- 4 место среди педагогических вузов РФ (10 участников);
- ТОП-50 вузов Поволжья по образовательной деятельности по версии ИД «ЕвроМедиа» 2015 г. - 27 место;
- Webometrics – 276 место (из 1223) среди российских вузов и филиалов, 10147 в мировом рейтинге (из 11999). Категория «Центральная и Восточная Европа» – 839 место из 2938, Категория «БРИКС» – 2750 место из 8976, Категория «Европа» - 2441 место из 5863;
- Система ранжирования U-Multirank – 15 место из 35 российских вузов-участников;
- Позиции Мининского университета по результатам мониторинга качества приема в вузы в 2017 г. (проводится ВШЭ): общий рейтинг вузов – 134 место из 459 участников; по укрупненной группе «Педагогическое образование» 4-е из 131;
- Репутационный рейтинг RUR 2017 - 629 место из 764 участников, 32 место (из 67) среди российских вузов;
- 4International Colleges & Universities - Категория «Вузы России» – 197 место из 387 участников.
Программа развития кампуса 2017-2019 гг.: реконструкции образовательных пространств
Кампусный проект
Переформатирование имущественного фонда университета с целью создания современной научно-образовательной среды, отвечающей требованиям современной экосистемы образования и способствующей подготовке специалистов нового формата.
В управлении университета находятся 7 учебных корпусов, 3 общежития, спортивно-оздоровительный лагерь, агробиостанция. Здания двух учебных корпусов являются объектами культурного наследия: первый – регионального значения, и второй – федерального.
Создание новой образовательной среды подразумевает трансформацию существующего образовательного пространства и модернизацию материально-технической базы и информационно-образовательного пространства университета для эффективной реализации новых логистических решений в образовательном процессе путем:
- развития учебно-научного блока;
- развития спортивно-рекреационного блока;
- создания доступной безбарьерной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- создания электронно-цифрового кампуса;
- формирования инновационной сервисной платформы «Электронный университет».
Проектируемые результаты к 2019 году:
- созданы 9 типовых проектных аудиторий;
- модернизированы 10 научно-лабораторных комплексов;
- созданы 2 STA-аудитории;
- созданы 5 аудиторий для самостоятельной и совместной работы (коворкинг-центров) и зоны для самостоятельной и совместной работы;
- созданы 3 многофункциональных пользовательских центра;
- модернизированы 12 лекционных залов (поточных аудиторий);
- отремонтированы 87 аудиторий;
- создан инновационный спортивно-рекреационный комплекс с комфортными условиями для занятий физической культурой и спортом в учебное и внеучебное время;
- создан экспозиционный зал редкой книги в учебном корпусе №1;
- проведена полная модернизация хранилищ книжного фонда.
Фонд редкой книги
Введение редкой литературы в мировой информационный, научный и культурный оборот способствует созданию нового типа библиотечной среды – живой исторической коммуникации
- сохранение уникальной коллекции фонда редких изданий как важного элемента национального и культурного наследия;
- обеспечение экологической безопасности использования читателями первоисточников путем дезинфекции зараженных книг биоцидными препаратами;
- создание электронного каталога с расширенной информацией о первоисточниках (в том числе визуальной) для обоснованного выбора первоисточника, что позволит обеспечить сохранность книжных памятников.
Фонд редкой книги играет роль не столько информационного ресурса, сколько специфического элемента интеллектуального декора, переносящего посетителей в атмосферу давно свершившихся, но все еще не забытых исторических событий. Здесь каждый может не только трогать и листать старинные книги, но и непосредственно наблюдать за процессом их библиографирования, сканирования.
Самой ценной книгой в фундаментальной библиотеке НГПУ им. К.Минина является «Уложение» царя Алексея Михайловича (1649 г. изд.) с многочисленными владельческими пометами.
Symbola et Emblemata. Amstel/edami, 1705. 291 s. Эта книга, изданная впервые по указу Петра Великого в 1705 г. в Амстердаме и многократно переиздававшаяся в России и Германии, представляет собой обширный свод куртуазной, религиозной, натурфилософской, поэтической, геральдической и др. символики.
Паульсен Ф. Иммануил Кант, его жизнь и учение; Пер.с нем. Н.Лосского. Санкт-Петербург: Типо-литогр. А.Лейферта, 1899. 356 с. Монография из серии «Библиотека философов», о родоначальнике немецкой классической философии, профессоре университета в Кёнигсберге.
Научная книга Мининского университета
Создание единого поля научной коммуникации ведущих ученых вуза на основе реализации их научных концепций в формате книги как продукта научной мысли и мировой духовной культуры.
- развитие научного потенциала обучающихся и научно- педагогических работников;
- повышение научного потенциала научно-педагогических кадров и талантливой молодежи университета;
- позиционирование университета в национальном и международном научно-образовательном пространстве.
Проект «Научная книга Мининского университета» реализуется в рамках общей Концепции модернизации научно- исследовательской деятельности Мининского университета, ориентированной на формирование научных концептов управляемого будущего, обеспечивающих становление и развитие инновационной экосистемы университета, и является площадкой для реализации научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности вуза, направлен на повышение научно-педагогического потенциала университета; поддержку научно-педагогических школ и исследовательских коллективов, в том числе научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых.
Вуз социальных инициатив: проект «Конвенция поколений»
Достижение конвенции поколений через поддержку студенческих инициатив. Создание сети студенческих объединений на основе совместной проектной деятельности студентов и сотрудников университета.
Конвейер студенческих проектов, включающий в себя выездную обучающую смену для руководителей и лидеров студенческих объединений, публичную защиту проектов и их реализацию с финансированием из средств вуза.
Корпорация студенческого и преподавательского сообщества университета «Содействие»
- В рамках выездной смены у участников студенческих объединений Мининского университета есть возможность получить опыт разработки социально значимого проекта или доработать и усилить уже существующий с учетом комментариев экспертов.
- Программа смены содержит в себе тренинги личностного роста, развития профессиональных компетенций (в т.ч. проектных), дискуссии с экспертами, стендовую презентацию cтуденческих объединений Мининского университета, индивидуальные консультации по проектной деятельности.
- По итогам обучения эксперты определяют лучшие студенческие проекты, авторы которых в дальнейшем презентуют их на очной защите. По итогам публичной защиты выявляются проекты-грантополучатели.
Трансфер педагогических знаний: от регионального сотрудничества к глобальному ("Китайский проект")
Пригодная для тиражирования универсальная система международного сотрудничества в интересах российского образования.
- повышение академической мобильности студентов и НПР;
- увеличение дополнительных доходов от экспорта российского образования;
- достижение международных стандартов качества образовательных программ;
- создание совместных научно-образовательных продуктов.
"Китайский проект"
Аньхойский государственный педагогический университет:
- программа совместного бакалавриата (гуманитарные науки);
- долгосрочный обмен преподавателями русского и китайского языков;
- курсы повышения квалификации для учителей АГПУ;
- регулярные летние и зимние каникулярные школы;
- совместная научно-исследовательская деятельность в области органической химии на базе научно-образовательного центра «Химия молекул и материалов»;
- совместные научно-практические конференции;
- ежегодные рабочие визиты руководства Мининского и Аньхойского университетов.
Шаньдунский политехнический университет:
включенное обучение для студентов Мининского университета (формирование компетенций, предусмотренных основной образовательной программой в вузе-партнере в течение 1-2 семестров)
Шэньсийский педагогический университет:
участие студентов в стипендиальных, грантовых программах и программах обмена, двухсторонних симпозиумах, семинарах и конференциях
Университет образования Гонконга:
- участие молодых ученых в международных конференциях, круглых столах, симпозиумах;
- установление тесных научных связей с исследователями из различных стран мира.