Действующая система менеджмента Университета базируется на классической модели администрирования ключевых бизнес-процессов, но включает элементы проектного управления. Центральными органами управления выступают ректорат и Ученый совет, сформирован Попечительский совет под руководством курирующего образование заместителя Губернатора Нижегородской области, работает проектный офис.

Оперативное управление осуществляется руководителями структурных подразделений: деканами факультетов, заведующими кафедрами, начальниками отделов, которые являются центрами финансовой ответственности. Система включает ряд управлений: управление научных исследований, учебнометодическое управление, управление технической эксплуатации имущественного комплекса, управление бухгалтерского учета, отчетности и контроля, управление комплексной безопасности, управление стратегического развития и мониторинга, управление информационных технологий.

Ключевые направления и приоритеты

Проблемный контекст системы управления университетом определяется следующими факторами:

- недостаточно гибкая и сбалансированная модель управления, не позволяющая запускать проекты на федеральном уровне;

- недостаточно высокая эффективность управления проектной деятельностью, реализуемой как внутри университета, так и на региональном и федеральном уровнях;

- неготовность педагогов и сотрудников к изменению системы управления;

- отсутствие «внешнего взгляда» на управленческие процессы и эффективность деятельности;

- отсутствие управленческого учета и данных для принятия решений.

С учетом перечисленных проблем, накопленного опыта и стратегии развития Университета целевая модель управления Университетом ориентируется на следующие векторы роста:

1. Повышение эффективности матричной системы управления, основанной на принципе функционального подчинения персонала по вертикальной административной линии и горизонтальной проектной.

2. Создание системы управления Программой развития университета в ключе управления проектами.

3. Повышение эффективности внешних коммуникаций, выработка механизмов управления межведомственной проектной деятельностью, рост уровня экспертности управленческого и преподавательского состава на федеральном уровне.

4. Переход к модели управления, основанной на данных, будет базироваться на результатах реализации политики цифровой трансформации университета.

С целью повышения эффективности матричной системы управления необходим комплекс мер:

  • определение совокупности принципов отбора и поддержки реализации проектов.
  • Формирование матрицы интегрированной организационной структуры.
  • Минимизация типичных управленческих издержек.

С целью создания системы управления Программой развития предлагается комплекс мер:

  • разделение функционала по уровням в матричной системе управления: стратегический, экспертно-аналитический, проектный уровень управления;
  • выработка алгоритмов управления реализацией Программы.

Стратегический уровень: руководителем Программы развития является ректор Университета. Ученый совет выполняет функции коллективного органа управления, утверждает плановую и отчетную документацию, нормативные документы, рассматривает содержание реализованных проектов. Попечительский совет оценивает целесообразность реализации программы, определяет пути ее развития.

На экспертно-аналитическом уровне: внешний экспертный совет осуществляет мониторинг и оценку эффективности выполнения мероприятий Программы с точки зрения лучшего отечественного и международного опыта, к его работе привлекаются представители органов государственного управления, промышленности, бизнеса, ведущих университетов и научных центров, членов Консорциума.

Проектный уровень управления предполагает использование проектной технологии: создан проектный офис, проектные группы, курируемые профильными проректорами. Проектные группы реализуют политику Университета по основным направлениям и стратегические проекты. Координацию и сопровождение деятельности проектных групп осуществляет проектный офис.

Созданы механизмы управления Программой:

  • цифровая система информационно-аналитической поддержки;
  • порядок мотивации преподавателей и сотрудников;
  • оценка возможных рисков на этапе планирования и реализации проектов и их корректировка;
  • мониторинг и регулярная актуализация Программы на основе отчетов.

С целью повышения уровня внешних коммуникаций предлагается комплекс мер:

  • участие представителей Университета в экспертных сообществах федерального уровня;
  • вхождение руководства Университета в проектные группы федеральных министерств и ведомств;
  • интеграция проектной деятельности университета в задачи региональных и федеральных проектных офисов.

С целью перехода перехода к модели управления, основанной на данных, предполагается:

  • внедрение управленческого учета для получения данных;
  • внедрение известных BI-систем и программного обеспечения для управления процессами университета;
  • разработка комплекса собственных решений, в том числе основанных на искусственном интеллекте и предиктивной аналитике.