Действующая система менеджмента Университета базируется на классической модели администрирования ключевых бизнес-процессов, но включает элементы проектного управления. Центральными органами управления выступают ректорат и Ученый совет, сформирован Попечительский совет под руководством курирующего образование заместителя Губернатора Нижегородской области, работает проектный офис.
Оперативное управление осуществляется руководителями структурных подразделений: деканами факультетов, заведующими кафедрами, начальниками отделов, которые являются центрами финансовой ответственности. Система включает ряд управлений: управление научных исследований, учебнометодическое управление, управление технической эксплуатации имущественного комплекса, управление бухгалтерского учета, отчетности и контроля, управление комплексной безопасности, управление стратегического развития и мониторинга, управление информационных технологий.
Ключевые направления и приоритеты
Проблемный контекст системы управления университетом определяется следующими факторами:
- недостаточно гибкая и сбалансированная модель управления, не позволяющая запускать проекты на федеральном уровне;
- недостаточно высокая эффективность управления проектной деятельностью, реализуемой как внутри университета, так и на региональном и федеральном уровнях;
- неготовность педагогов и сотрудников к изменению системы управления;
- отсутствие «внешнего взгляда» на управленческие процессы и эффективность деятельности;
- отсутствие управленческого учета и данных для принятия решений.
С учетом перечисленных проблем, накопленного опыта и стратегии развития Университета целевая модель управления Университетом ориентируется на следующие векторы роста:
1. Повышение эффективности матричной системы управления, основанной на принципе функционального подчинения персонала по вертикальной административной линии и горизонтальной проектной.
2. Создание системы управления Программой развития университета в ключе управления проектами.
3. Повышение эффективности внешних коммуникаций, выработка механизмов управления межведомственной проектной деятельностью, рост уровня экспертности управленческого и преподавательского состава на федеральном уровне.
4. Переход к модели управления, основанной на данных, будет базироваться на результатах реализации политики цифровой трансформации университета.
С целью повышения эффективности матричной системы управления необходим комплекс мер:
- определение совокупности принципов отбора и поддержки реализации проектов.
- Формирование матрицы интегрированной организационной структуры.
- Минимизация типичных управленческих издержек.
С целью создания системы управления Программой развития предлагается комплекс мер:
- разделение функционала по уровням в матричной системе управления: стратегический, экспертно-аналитический, проектный уровень управления;
- выработка алгоритмов управления реализацией Программы.
Стратегический уровень: руководителем Программы развития является ректор Университета. Ученый совет выполняет функции коллективного органа управления, утверждает плановую и отчетную документацию, нормативные документы, рассматривает содержание реализованных проектов. Попечительский совет оценивает целесообразность реализации программы, определяет пути ее развития.
На экспертно-аналитическом уровне: внешний экспертный совет осуществляет мониторинг и оценку эффективности выполнения мероприятий Программы с точки зрения лучшего отечественного и международного опыта, к его работе привлекаются представители органов государственного управления, промышленности, бизнеса, ведущих университетов и научных центров, членов Консорциума.
Проектный уровень управления предполагает использование проектной технологии: создан проектный офис, проектные группы, курируемые профильными проректорами. Проектные группы реализуют политику Университета по основным направлениям и стратегические проекты. Координацию и сопровождение деятельности проектных групп осуществляет проектный офис.
Созданы механизмы управления Программой:
- цифровая система информационно-аналитической поддержки;
- порядок мотивации преподавателей и сотрудников;
- оценка возможных рисков на этапе планирования и реализации проектов и их корректировка;
- мониторинг и регулярная актуализация Программы на основе отчетов.
С целью повышения уровня внешних коммуникаций предлагается комплекс мер:
- участие представителей Университета в экспертных сообществах федерального уровня;
- вхождение руководства Университета в проектные группы федеральных министерств и ведомств;
- интеграция проектной деятельности университета в задачи региональных и федеральных проектных офисов.
С целью перехода перехода к модели управления, основанной на данных, предполагается:
- внедрение управленческого учета для получения данных;
- внедрение известных BI-систем и программного обеспечения для управления процессами университета;
- разработка комплекса собственных решений, в том числе основанных на искусственном интеллекте и предиктивной аналитике.