Меняющийся мир ставит новые вызовы перед экономикой России. Одной из проблем в настоящее время является обеспечение квалифицированными кадрами системы образования и приоритетных отраслей экономики, ориентированных, в первую очередь, на достижение технологического лидерства. В сложившейся экономической и политической ситуации необходимость оперативного решения этой проблемы возрастает многократно.
Ключевую роль в формировании личности гражданина России, выборе образовательной и профессиональной траектории играет учитель. Учитель использует ресурсы учебной и воспитательной деятельности, работает с родителями и оказывает существенное влияние на выбор будущей профессии ученика. Подготовка учителя, владеющего современными методиками, знакомого с потребностями экономики и основами промышленных технологий, готового выполнять роль «проводника» между школьными дисциплинами и возможными направлениями профессиональной деятельности, - ключевое направление деятельности Мининского университета.
Другим важнейшим направлением деятельности Университета является разработка модели обеспечения самореализации молодежи с целью снижения ее оттока из региона. Все большее количество промышленных городов не могут удержать молодежь, становятся «донорами» кадров для крупных мегаполисов. Подготовка специалистов, обладающих уникальным набором компетенций, способных к развитию талантов школьников и студентов, содействующих молодежной занятости, - ориентир для исследовательской, образовательной и молодежной политики Университета.
Работа над обозначенными проблемами требует кооперации с представителями органов власти, академическими партнерами, крупным бизнесом, региональной системой образования и др. Максимальное вовлечение работодателей в реализацию образовательных программ вузов и организаций СПО, включая развитие механизмов прикладного проектного обучения, сетевых образовательных программ, формирование совместных исследовательских центров, кафедр и лабораторий, включение представителей работодателей в академические советы позволят достичь синергетического эффекта и в области профессиональной подготовки, и в области трудоустройства молодежи.
Учитывая приведенные выше аргументы и рассматривая учителя не как «транслятора» знаний, а как человека, создающего систему воспроизводства кадров для экономики страны, можно сформулировать миссию Мининского университета следующим образом:
Мининский университет - это университет нового поколения и федеральный экспертный центр по формированию ключевых педагогических компетенций (в том числе по созданию системы подготовки педагогов с инженерным мышлением для укрепления технологического суверенитета страны) и осуществлению цифровой трансформации непрерывного образования.
Миссия университета направлена на увеличение вклада университета в достижение национальных целей развития Российской Федерации, сбалансированное пространственное развитие региона, обеспечение доступности качественного высшего образования в регионах Российской Федерации.
Выполнение миссии базируется на следующих базовых подходах и принципах:
- развитие университета как открытый практико-ориентированный процесс взаимодействия на постоянной основе с ключевыми партнерами: бизнесом, академическим сообществом, органами государственной власти, работодателями и др.;
- создание условий для развития инновационного характера образовательного и исследовательского процессов, в том числе за счет выстраивания взаимовыгодных связей с ключевыми партнерами при использовании инструментов сетевого взаимодействия, создания консорциумов, рабочих групп, подписания соглашений и др.;
- ориентация научной, образовательной и воспитательной деятельности на существующие рыночные условия и запросы органов государственной власти, включая создание единого образовательного пространства страны, формирование технологического суверенитета, развитие приоритетных отраслей промышленности региона и страны;
- влияние на социальное и экономическое развитие страны и региона за счет подготовки востребованных специалистов, создания условия для профессиональной самореализации молодежи, что является гарантом развития различных сфер деятельности (экономики, социальной сферы, политики, культуры, персональной жизни человека) на основе организационных, институциональных решений, формулирования новых целей, ценностей, смыслов;
- развитие университета осуществляется в рамках модели управления проектами и образовательными программами, ориентированной на достижение максимального социально-экономического и научного эффекта.
Видение:
Университет - ключевой игрок в формировании технологического будущего России, готовящий педагогов нового поколения и способствующий развитию инженерного потенциала страны через инновационные образовательные решения и передовые технологии.
Ключевые направления развития:
А) Педагогическое направление:
- Подготовка учителей нового поколения «с инженерным мышлением»
- Внедрение технологий цифрового двойника в образование
- Развитие компетенций в области нейропедагогики и искусственного интеллекта
- Создание междисциплинарных образовательных программ
Б) Проектирование новых образовательных программ:
- “Педагогика технологического будущего”
- “Инженерное образование”
- Программы переподготовки для действующих педагогов
- Создание методических материалов нового поколения
- Программы получения дополнительной квалификации
В) Инженерное направление:
- Подготовка педагогов для инженерных классов
- Разработка образовательных технологий будущего
- Создание инновационных образовательных продуктов
- Формирование команд изменений для решения технологических задач
Г) Создание инновационной инфраструктуры:
- Технопарк педагогического профиля
- Лаборатории виртуальной и дополненной реальности
- Центр разработки образовательных технологий
- Мастерские нового поколения
- Пространство для создания образовательных стартапов
- Центр научно-проектного консалтинга
- Цифровая профориентационная платформа
- Центр развития корпоративного наставничества
Д) Исследовательская деятельность:
- Разработка новых методик обучения с использованием ИИ
- Исследования в области образовательных технологий
- Разработка адаптивных образовательных технологий
- Междисциплинарный подход в исследованиях
Практическая реализация:
- Создание технологических полигонов в школах
- Внедрение систем цифрового сопровождения
- Разработка отечественных образовательных платформ
Результаты:
- Выпуск педагогов, способных работать с передовыми технологиями
- Формирование инженерного мышления у школьников
- Создание инновационных образовательных решений
- Развитие технологического предпринимательства в образовании
Влияние на общество:
- Формирование образовательной технологической культуры
- Развитие инженерного потенциала страны
- Создание информационной экосистемы образования
- Поддержка технологического суверенитета России
- Образовательная модель ранней профессионализации школьников
Международное признание:
- Участие в глобальных технологических проектах
- Создание международных образовательных программ
- Развитие образовательно-технологического партнерства с дружественными странами
- Формирование новых стандартов международного сотрудничества в образовании