Содержание стратегической цели развития университета
Описание содержания стратегической цели развития университета
Не более 1% школьников, имеющих такую потенциальную возможность, на хорошо и отлично сдают ЕГЭ по физике и осваивают инженерные специальности, еще более низкий процент таковых среди школьников с ОВЗ и инвалидность. Среди причин - низкая мотивация, отсутствие современных методик, содержания, материально-технической базы. Дефицит учителей естественно-научных дисциплин, в частности физики, стал одним из препятствий в подготовке молодого поколения инженеров, техников, исследователей, необходимых для развития национальной экономики.
Задача 1. Создание непрерывной системы образования в области физики, начиная от детского сада до профессионального образования для всех категорий обучающихся, включая лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Задача 2. Подготовка учителя с “инженерным мышлением”, который обучается на стыке науки, технологии, производства, искусства, способен вовлечь школьников в изучение предмета через кейсовые модели с учетом коридора взросления.
Задача 3. Создание сети “Педагогических кафедр” на базе классических и технических университетов, с целью формирования педагогических компетенций у выпускников естественно-научных и технических направлений подготовки
Задача 4. Повышение качества естественно-научного образования в моногородах. Закрытие кадровой потребности на градообразующих технологических предприятиях через связку школа-вуз-работодатель.
Целевые качественные и количественные показатели (индикаторы) достижения стратегической цели развития университета
Задача 1.
Качественный показатель
Повышение уровня мотивации всех категорий школьников к изучению дисциплин естественно-научного цикла, техническому творчеству и выбору в перспективе профессии, связанной естественными науками и инженерно-технической деятельностью.
Количественные показатели:
1. Увеличение количества школьников, выбирающих ЕГЭ по естественно-научным дисциплинам.
2. Увеличение количества абитуриентов на естественно-научные и технические направления подготовки и специальности.
3. Увеличение количества школьников с ОВЗ и инвалидностью, выбравших программы высшего образования технической направленности.
Задача 2.
Качественный показатель.
Повышение уровня сформированности “инженерного мышления” учителей физики, способности к решению междисциплинарных нестандартных задач, применению инновационных методов преподавания.
Количественные показатели:
1. Увеличение количества подготовленных учителей физики.
2. Увеличение количества действующих учителей физики, прошедших программы дополнительного образования.
3. Уровень трудоустройства выпускников, уровень их востребованности на рынке труда и уровень их заработной платы.
Задача 3.
Качественный показатель.
Повышение уровня удовлетворенности участников образовательного процесса в школе от повышения качества преподавания естественно-научных дисциплин учителями с базовым инженерным и естественнонаучным образованием.
Количественные показатели:
1. Количество выпускников инженерных вузов, получивших дополнительную квалификацию учителя.
2. Количество педагогов вузов, освоивших программы дополнительного профессионального образования.
3. Рост доли доходов из внебюджетных источников в общем объеме доходов университета от реализации педагогического модуля.
4. Увеличение удельного веса молодых ученых, имеющих ученую степень кандидата наук или доктора наук, в общей численности научно-педагогических работников за счет привлечения выпускников технических вузов.
5. Уровень трудоустройства выпускников, уровень их востребованности на рынке труда и уровень их заработной платы.
Задача 4.
Качественный показатель.
Повышение удовлетворенности социальной средой моногорода участников образовательного процесса, включая обучающихся, родителей, работодателей, педагогические коллективы образовательных организаций.
Количественные показатели:
1.Количество школ, в которых созданы профильные инженерные классы.
2.Количество учителей инженерных классов, освоивших программы дополнительного профессионального образования.
3.Количество обучающихся в профильных инженерных классах, выбравших ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам.
4. Средний балл ЕГЭ выпускников инженерных классов.
5. Доля выпускников инженерных классов планирующих освоение инженернотехнической специальности и трудоустройство на градообразующем предприятии.
Описание стратегии достижения стратегической цели развития университета
Переход на управление образовательными программами в консорциуме с работодателями. Построение образовательных программ по принципу “от образовательного результата - к содержанию и методикам”. Создание образовательного кластера, объединяющего педагогический университет, академических и индустриальных партнеров, другие образовательные организации. Социальный заказ и заказ работодателя формулируется как подготовка педагога “с инженерным мышлением”. “Пилотной” является программа подготовки бакалавров по направлению “Педагогическое образование”, профиль “Физика и Математика”. Программа реализуется в сетевой форме, совместно с ННГУ им. Н.И. Лобачевского при поддержке Горьковского автомобильного завода (от поступления в университет до трудоустройства). Внедрена ситуационно-позиционную модель подготовки. В разработке уникальные междисциплинарные образовательные программы: STEAM - педагогика, физико-математическое образование, инновации в естественнонаучном образовании и др. Расширение спектра программ стало возможно в том числе за счет расширения материальной базы, создания научно-образовательного пространства “ПредуниверсариУм” (Техническая физика), моделирование как физических, так и прикладных технических процессов.
Внедрение образовательной модели полного цикла подготовки в области естественно-научных дисциплин реализуется на уровнях: дошкольное образование
– школа – вуз.
- Дошкольное образование: проект “ИГРОТЕХНОСАД” нацелен на формирование мотивации и технического мышления у детей дошкольного возраста. Средовые решения - пространство “Занимательная физика”.
- Школьники: подготовка в профильных инженерных классах, включая пропедевтическую предпрофильную и профильную подготовку школьников в области физики, раннюю профессиональную ориентацию на выбор инженернотехнических профессий. Средовые решения - “ПредуниверсариУм” (Техническая физика) с возможностью обучения школьников с ОВЗ и инвалидностью. Отдельной целевой аудиторией являются школьники, испытывающие затруднения в изучении физики, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Причины - низкая мотивация, языковой барьер, пропуски занятий и др.
- вуз (педагогический университет) – подготовка учителя с инженерным мышлением. Освоение инклюзивных методик при обучении школьников физике.
Партнером в реализации образовательной программы является Институт коррекционной педагогики РАО.
Создание образовательных кластеров становится наиболее востребованным в местах компактного проживания сотрудников промышленных предприятий, например Автозаводский район г. Нижнего Новгорода или моногорода Нижегородской области. В Нижегородском регионе таких городов более десяти. Имеется договоренность о создании образовательного кластера в г. Чкаловске (индустриальный партнер ПО «Форэнерго»): на базе 5 образовательных организаций будет создана сеть инженерных классов, будут реализованы профориентационные программы, создается центр «Моя первая профессия». Планируется проведение занятий и мастер-классов в Технопарке универсальных педагогических компетенций и ПредуниверсариУме.
Преподаватели Мининского университета являются признанными экспертами в области организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью. В университете реализуется направление подготовки “Специальное (дефектологическое) образование”, работают кафедра специальной педагогики и психологии, Ресурсный учебно-методический центр по сопровождению лиц с ОВЗ (РУМЦ). В задачи РУМЦ входит консультационно-организационное сопровождение вузов-партнеров в рамках реализации инклюзивного высшего образования, включая:
- консалтинг вузов-партнёров;
- содействие в предоставлении и получении помощи при использовании технических средств обучения и оборудования;
- развитие волонтерского движения;
- вовлечение обучающихся с инвалидностью в мероприятия в рамках внеучебной деятельности;
- содействие профессиональной ориентации абитуриентов с инвалидностью;
- повышение квалификации сотрудников вузов-партнеров;
- межведомственное взаимодействие и др.
В объединение вузов – партнеров входит более 30 организаций высшего образования.
Комплексное решение поставленных задач планируется путем создания Федерального экспертно-методического центра по повышению качества естественно-научного образования.
Цель: формирование пула педагогических работников с “инженерным мышлением” для реализации полного цикла подготовки в области естественно-научных дисциплин.
Целевая аудитория:
- Педагогический состав образовательных организаций дошкольного, среднего и дополнительного образования.
- Обучающиеся - воспитанники детских садов, учащиеся школ, студенты.
Структура:
1. Интеграционный центр сопровождения “педагогических кафедр” в инженерных вузах:
- разработка программ и модулей педагогического наполнения для студентов непедагогических направлений (инженерно-технические и естественнонаучные специальности);
- подготовка педагогических кадров для высших учебных заведений;
- входной, промежуточный и выходной ассессмент;
- сопровождение образовательного процесса с использованием портала цифрового сопровождения;
- создание базы выпускников, постдипломное сопровождение молодых специалистов.
2. “Центр экспериментальной физики” в партнерстве с правительством Нижегородской области и ведущими промышленными предприятиями, высокотехнологичное образовательное пространство, позволяющее осуществлять образовательный процесс для обучающихся различного возраста, а также подготовку педагогического состава:
- реализация программ дополнительного профессионального образования для действующих учителей физики Нижегородской области и Приволжского федерального округа: учителя инженерных классов, педагоги дополнительного образования, воспитатели и методисты дошкольных учебных заведений;
- реализация программ дополнительного образования для слушателей различного возраста.
“Центр экспериментальной физики” включает следующие лаборатории, ориентированные на различные возрастные группы:
- Лаборатория “Занимательная физика” ориентирована на младшую возрастную категорию. Позволяет реализовывать развивающие программы - “Умный Мининский”, игровые программы - “ИГРОТЕХНОСАД” и др. Реализуемые программы ориентированы на развитие инженерного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирование интереса к освоению естественно-научных дисциплин.
- Лаборатория “Юный техник” ориентирована на школьников среднего и старшего звена, позволяет проводить программы, развивающие инженерное мышление, при реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривать вопросы, вызывающие затруднения при изучении курса физики, осуществлять подготовку к ЕГЭ по физике с использованием высокотехнологичного оборудования.
- Комплекс лабораторий “Инженер будущего” будет создан при поддержке и по заказу индустриальных партнеров с целью опережающего “погружения” школьников в реальные технологические процессы, создания ситуации мотивации к выбору инженерной профессии и трудоустройству на конкретном предприятии. Партнерами создания лабораторий являются: Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), ПО “ФОРЭНЕРГО”, Русполимет и др.
Для действующих учителей, студентов педагогических и технических направлений подготовки “Центр экспериментальной физики” станет постоянно действующей базой практической подготовки.
Этапы создания Федерального экспертно-методического центра по повышению качества естественно-научного образования:
2025 год:
- Создание структурного подразделения Федеральный экспертно-методический центр по повышению качества естественно-научного образования совместно с правительством Нижегородской области, индустриальными партнерами.
- Отбор площадки для создания “Центра экспериментальной физики” в Нижнем Новгороде. Определение нормативной базы использования площадки для реализации образовательного процесса. Заключение договора.
- Разработка проектной документации для создания “Центра экспериментальной физики”. Проектирование с учетом создания доступной образовательной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
- Формирование перечня оборудования для создания лабораторного комплекса.
- Разработка программы образовательного модуля “Педагогика” для студентов и выпускников естественно-научных и инженерных направлений подготовки.
- Создание цифрового контента для сопровождения образовательного модуля “Педагогика” .
- Разработка методики для проведения входного, промежуточного и итогового ассессмента лиц, осваивающих модуль “Педагогика”.
2026 - 2027 г.
- Проведение ремонтно-строительных работ в предоставленном региональным правительством помещении.
- Этапная процедура закупки и монтажа учебного оборудования, мебели и специализированного оборудования, в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
- Разработка программ дополнительного профессионального образования и методического обеспечения для учителей физики, учителей инженерных классов, педагогов дошкольного и дополнительного образования.
- Разработка программ дополнительного образования и методического обеспечения для детей.
- Создание цифровой платформы для сопровождения деятельности Федерального экспертно-методического центра по повышению качества естественно-научного образования.
- Реализация программы дополнительного профессионального образования (модуль “Педагогика”) для лиц с естественно-научной и инженерной подготовкой.
2026-2033 г.
- Апробация, внедрение и тиражирование программ дополнительного образования, обеспечивающих непрерывное формирование инженерного мышления слушателей.