Тип проекта: Образовательный, Наращивание и развитие человеческого капитала
Цель проекта: консультационно-организационное сопровождение вузов-партнеров в рамках реализации инклюзивного высшего образования
Сопровождение осуществляется по следующим направлениям:
- консалтинг вузов-партнёров (консультационная поддержка представителей вуза по вопросам профориентации, психолого-педагогического сопровождения, обучения, трудоустройства и постдипломного сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ);
- содействие в предоставлении и получении помощи при использовании технических средств обучения и оборудования центра коллективного пользования для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ;
- развитие волонтерского движения;
- развитие инклюзивной культуры в вузах;
- вовлечение обучающихся с инвалидностью в мероприятия в рамках внеучебной деятельности;
- содействие профессиональной ориентации абитуриентов с инвалидностью,
- повышение квалификации сотрудников вузов-партнеров,
- межведомственное взаимодействие.
- взаимодействие с общественными объединениями инвалидов по вопросам реализации инклюзивного образования и развития компетенций у будущих педагогов, специалистов, необходимых для внедрения инклюзивного подхода в общество.
Реализация деятельности РУМЦ по данным направлениям позволяет организовать в университетах системную работу по непрерывной профессионализации обучающихся с инвалидностью от этапа поступления до этапа трудоустройства, внедрять в вузах инновационные практики, в том числе признанные профессиональным сообществом. РУМЦ организует ежегодные мероприятия, направленные на снижение психологических и коммуникативных барьеров у обучающихся с инвалидностью, на развитие их мотивации к обучению в вузе.
Методы проектной деятельности и механизмы ее реализации:
- создание системы консалтинговой поддержки вузов-партнеров по повышению доступности и качества высшего образования;
- содействие профессиональной ориентации абитуриентов;
- создание системы повышения квалификации педагогических кадров в сфере инклюзивного высшего образования;
- создание образовательного консорциума, включающего: партнерские образовательные организации (школы), индустриальных партнеров, академических партнеров (вузы, научные центры).
Целевая аудитория, участники проекта
Преподаватели Мининского университета, вузов-партнеров, академические партнеры: разработка и организационно-методическое сопровождение проекта, консалтинг вузов-партнеров.
Педагоги: освоение программ повышения квалификации.
Обучающиеся (школ и вузов): профессиональная ориентация.
Индустриальные партнеры: консалтинг вузов-партнеров, стажировки и содействие трудоустройству.
Содержание проекта
1) профориентация и содействие трудоустройству:
- расширение перечня дополнительных образовательных программ, адаптированных под образовательные потребности слушателя с инвалидностью;
- формирование портфеля региональных практик инклюзивного высшего образования
- реализация мероприятий по профориентации и содействию трудоустройству.
2) сопровождение обучения:
- реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров в сфере инклюзивного высшего образования;
- трансформация основных профессиональных образовательных программ в части актуализации дисциплин, направленных на формирование компетенций для реализации инклюзивного образования;
- создание репозитория инклюзивных практик регионов закрепленной территории;
- реализация инклюзивных мероприятий различной направленности в рамках внеучебной деятельности;
- расширение направлений взаимодействия со школами в части выстраивания системы преемственности между уровнями образования «школа/колледж» – «вуз» (разработка механизма передачи информации о поступающих лицах с инвалидностью и ОВЗ, их видах нарушений здоровья, образовательных потребностях, технологиях обучения и формах сопровождения, которые показали свою эффективность для данных обучающихся на предыдущем уровне образования).
Партнеры: образовательные организации (школы, вузы), общественные объединения инвалидов.
Описание результата
Качественные показатели:
Создана сетевая структура консалтинговой поддержки вузов-партнеров в рамках реализации инклюзивного высшего образования.
Создана система персонализации образовательного маршрута студента с инвалидностью.
Повышение компетентности преподавателей и будущих педагогов в реализации инклюзивного образования.
Повышение инклюзивной культуры.
Количественные показатели:
Количество вузов-партнеров - 39
Количество консультаций - 300
Количество педагогов, прошедших повышение квалификации, - 50
Количество обучающихся, участвующих в мероприятиях в сфере инклюзивного волонтерства, - 50
Количество обучающихся и/или выпускников вузов с инвалидностью, освоивших дополнительные профессиональные программы. - 25
Количество профориентационных мероприятий - 3
Количество мероприятий в сфере инклюзии - 5
Дата начала проекта - 15.01.2025 г.
Дата окончания проекта - 31.12. 2027 г.