Тип проекта: Образовательный, Наращивание и развитие человеческого капитала

Цель проекта: консультационно-организационное сопровождение вузов-партнеров в рамках реализации инклюзивного высшего образования

Сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

  • консалтинг вузов-партнёров (консультационная поддержка представителей вуза по вопросам профориентации, психолого-педагогического сопровождения, обучения, трудоустройства и постдипломного сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ);
  • содействие в предоставлении и получении помощи при использовании технических средств обучения и оборудования центра коллективного пользования для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ;
  • развитие волонтерского движения;
  • развитие инклюзивной культуры в вузах;
  • вовлечение обучающихся с инвалидностью в мероприятия в рамках внеучебной деятельности;
  • содействие профессиональной ориентации абитуриентов с инвалидностью,
  • повышение квалификации сотрудников вузов-партнеров,
  • межведомственное взаимодействие.
  • взаимодействие с общественными объединениями инвалидов по вопросам реализации инклюзивного образования и развития компетенций у будущих педагогов, специалистов, необходимых для внедрения инклюзивного подхода в общество.

Реализация деятельности РУМЦ по данным направлениям позволяет организовать в университетах системную работу по непрерывной профессионализации обучающихся с инвалидностью от этапа поступления до этапа трудоустройства, внедрять в вузах инновационные практики, в том числе признанные профессиональным сообществом. РУМЦ организует ежегодные мероприятия, направленные на снижение психологических и коммуникативных барьеров у обучающихся с инвалидностью, на развитие их мотивации к обучению в вузе.

Методы проектной деятельности и механизмы ее реализации:

  • создание системы консалтинговой поддержки вузов-партнеров по повышению доступности и качества высшего образования;
  • содействие профессиональной ориентации абитуриентов;
  • создание системы повышения квалификации педагогических кадров в сфере инклюзивного высшего образования;
  • создание образовательного консорциума, включающего: партнерские образовательные организации (школы), индустриальных партнеров, академических партнеров (вузы, научные центры).

 

Целевая аудитория, участники проекта

Преподаватели Мининского университета, вузов-партнеров, академические партнеры: разработка и организационно-методическое сопровождение проекта, консалтинг вузов-партнеров.

Педагоги: освоение программ повышения квалификации.

Обучающиеся (школ и вузов): профессиональная ориентация.

Индустриальные партнеры: консалтинг вузов-партнеров, стажировки и содействие трудоустройству.

 

Содержание проекта

1) профориентация и содействие трудоустройству:

  • расширение перечня дополнительных образовательных программ, адаптированных под образовательные потребности слушателя с инвалидностью;
  • формирование портфеля региональных практик инклюзивного высшего образования
  • реализация мероприятий по профориентации и содействию трудоустройству.

 2) сопровождение обучения:

  • реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических кадров в сфере инклюзивного высшего образования;
  • трансформация основных профессиональных образовательных программ в части актуализации дисциплин, направленных на формирование компетенций для реализации инклюзивного образования;
  • создание репозитория инклюзивных практик регионов закрепленной территории;
  • реализация инклюзивных мероприятий различной направленности в рамках внеучебной деятельности;
  • расширение направлений взаимодействия со школами в части выстраивания системы преемственности между уровнями образования «школа/колледж» – «вуз» (разработка механизма передачи информации о поступающих лицах с инвалидностью и ОВЗ, их видах нарушений здоровья, образовательных потребностях, технологиях обучения и формах сопровождения, которые показали свою эффективность для данных обучающихся на предыдущем уровне образования).

Партнеры: образовательные организации (школы, вузы), общественные объединения инвалидов.

 

Описание результата

Качественные показатели:

Создана сетевая структура консалтинговой поддержки вузов-партнеров в рамках реализации инклюзивного высшего образования.

Создана система персонализации образовательного маршрута студента с инвалидностью.

Повышение компетентности преподавателей и будущих педагогов в реализации инклюзивного образования.

Повышение инклюзивной культуры.

Количественные показатели:

Количество вузов-партнеров - 39

Количество консультаций - 300

Количество педагогов, прошедших повышение квалификации, - 50

Количество обучающихся, участвующих в мероприятиях в сфере инклюзивного волонтерства, - 50

Количество обучающихся и/или выпускников вузов с инвалидностью, освоивших дополнительные профессиональные программы. - 25

Количество профориентационных мероприятий - 3

Количество мероприятий в сфере инклюзии - 5

 

Дата начала проекта - 15.01.2025 г.

Дата окончания проекта - 31.12. 2027 г.