Тип проекта: Образование 

Цель проекта: Формирование кадрового резерва для градообразующих предприятий в моногородах

Описание проекта:

В России порядка 320 моногородов, в которых сейчас крайне велик процент оттока молодежи. Это приводит к проблеме кадрового дефицита, в первую очередь на градообразующих предприятиях, где требуются специалисты инженерных специальностей. Возникает угроза закрытия предприятия значимого для экономики страны предприятия.  В качестве примера, город Кулебаки Нижегородской области, градообразующее стратегическое предприятие “Русполимет”. Из девяти школ кулебакского района в 2024 г. ЕГЭ по физике выбрали всего 11 человек. Средний балл по результатам экзамена был порядка 55 баллов. Второй пример – город Чкаловск, с градообразующим предприятием ПО «Форэнерго». Школы также испытывают трудности при реализации дисциплин естественнонаучного цикла, в то время как у промышленных партнеров есть запрос на повышение качества естественно-научного образования.

Проект "Передовые педагогические школы" нацелен на развитие естественно-научного образования в моногородах, включая подготовку учителей  и развитие инженерно-педагогических инициатив при поддержке градообразующих предприятий.

Проект предполагает, что финансирование, предоставляемое промышленным партнером, направляется на повышение квалификации педагогов, материальную поддержку будущих и действующих учителей, создание образовательной среды в школах города. Учитель становится проводником между промышленным партнером и школьниками, обеспечивая с 7-8 класса вовлеченность в изучение естественно-научных дисциплин, высокие баллы при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, поступление на профильные специальности в вузы и колледжи, что гарантирует лояльность школьников, которая в дальнейшем приводит к закрытию кадровых дефицитов предприятия, созданию долгосрочного кадрового резерва, благополучной социальной среды.

Таким образом, проект Мининского университета предусматривает создание образовательного хаба, обеспечивающего воспроизводство кадров для высокотехнологичных предприятий региона через взаимодействие:  промышленный партнер - Мининский университет - школа.

Школа: создание инженерных классов, развертывание современной лаборатории,  реализация профильных  образовательных программ, профоритертационная деятельность, работа с родительским сообществом, создание центров “Моя первая профессия” и др.

Мининский университет: оценка, подготовка, переподготовка и повышение квалификации  педагогических кадров, методическое сопровождение инженерных  классов, стандарты и методики, медиацентр, цифровая платформа, ПредУниверсариУМ.

Промышленный партнер: сопровождение базовых школ в части: создания специализированных классов, грантовой поддержки учительского корпуса, закупки современного лабораторного оборудования, целевой интенсивной подготовки студентов и школьников.

 

Одной из задач проекта “Мегаполис профессий” стратегической цели №2 "Вклад в социально-экономическое развитие региона через создание механизмов самореализации молодежи" является содействие наращиванию и развитию человеческого капитала моногородов Нижегородской области за счет реализации программ целевой подготовки учителей и развития инженерно-педагогической инициативы “Учебный центр «Моя первая профессия»” для преодоления кадрового дефицита на градообразующих предприятиях через профессиональную подготовку школьников по востребованным на данных предприятиях рабочим профессиям, а также их поддержку в последующем построении карьеры после окончания обучения на уровне высшего и среднего звена.

В настоящее время заключено соглашение с ПО «ФОРЭНЕРГО» о взаимодействии в рамках проекта “Мегаполис профессий” на территории городского округа г. Чкаловск, реализуется модель создания учебного консорциума градообразующих предприятий Балахнинского муниципального округа. В настоящий момент в Мининском университете разработаны несколько вариантов организации деятельности “Учебного центра «Моя первая профессия»” на территории моногородов через реализацию сетевых программ профессионального обучения 1) с проведением практического обучения на территории учебных центров градообразующих предприятий; 2) с включением в сетевое партнерство техникума / колледжа и проведением практического обучения в мастерских, созданных по проекту «Профессионалитет»; 3) с определением в качестве учебного центра общеобразовательной организации и оборудование силами градообразующих предприятий учебных лабораторий / мастерских.

 

Задачи проекта

  • Создание сети инженерных классов
  • Повышение квалификации учителей и их методическое сопровождение с использованием цифровых решений 
  • Оснащение школ современным лабораторным оборудованием
  • Грантовая поддержка учителей
  • Разработка практических кейсов в рамках наполнения ситуационно-позиционной модели обучения, при финансовой поддержке индустриального партнера

 

Описание результата

  • Развитие материально-технической базы, специализированных лабораторий по запросам индустриальных партнеров – 5 школ в моногородах. 
  • Создание и содержательное наполнение цифровой платформы для сопровождения учителей  
  • Повышение квалификации педагогов – 60% профильных учителей в базовых школах
  • Подготовка и трудоустройство новых учителей физики, включая стажировочные программы.
  • Повышение удовлетворенности обучающихся от реализации образовательного процесса, планирование проживания и трудоустройства в своем городе.
  • Количество школьников, сдающих ЕГЭ по естественно-научным дисциплинам – прирост на 30%.

 

Дата начала проекта: 15.01.2026

Дата окончания проекта: 31.12.2029