Тип проекта: Образовательный
Цель проекта: подготовка детей, школьников, учителей физики с инженерным мышлением.
Подходы и механизмы реализации:
- Определение сущности и измеряемых характеристик “инженерного мышления” обучаемых в системе непрерывного образования.
- Создание компетентностной модели обучающегося с “инженерным мышлением” на различных этапах подготовки: детский сад - школа - вуз.
- Моделирование процесса формирования “инженерного мышления” обучающегося в системе непрерывного образования: содержание, формы, методы, средовые решения.
- Мониторинг эффективности формирования “инженерного мышления” в условиях системы непрерывного образования: детский сад - школа - вуз.
- Создание образовательного консорциума, включающего партнерские образовательные организации (школы и детские сады), индустриальных партнеров, академических партнеров.
Целевая аудитория, участники проекта
Уровень “детский сад”: преподаватели Мининского университета - разработка и научно-методическое сопровождение проекта; методисты и воспитатели - освоение программ повышения квалификации; воспитанники - освоение образовательных программ.
Уровень “школа”: индустриальные партнеры (ГАЗ) - финансовая и идеологическая поддержка реализации проекта; преподаватели Мининского университета - разработка и научно-методическое сопровождение проекта; учителя инженерных классов - освоение программ повышения квалификации; обучающиеся - освоение образовательных программ пропедевтического, предпрофильного и профильного образования.
Уровень “вуз”: индустриальные партнеры - сопровождение и социальная поддержка молодых педагогов, трудоустройство в школы с инженерными классами; преподаватели Мининского университета и академических партнеров - разработка и научно-методическое сопровождение проекта; учителя инженерных классов - освоение программ повышения квалификации; обучающиеся - освоение образовательных программ пропедевтического, предпрофильного и профильного образования.
Содержание проекта
Уровень “дошкольное образование”
- Спроектировать образовательную модель «ИГРОТЕХНОСАД»: содержание, формы, методы и образовательную среду (оборудование) развития основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
- Разработать методические рекомендации по внедрению модели «ИГРОТЕХНОСАД» и программно-методического обеспечения развития основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
- Провести подготовку педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
- Внедрить модель «Игротехносада» для развития основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
- Провести мониторинг эффективности реализации модели «Игротехносада» и программно-методического обеспечения развития основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Партнеры: Образовательные организации государственной и частной форм собственности, МАДОУ “Детский сад № 45 “Анкудиновский парк” - базовая площадка для апробации продуктов для детей дошкольного возраста, представители бизнеса - разработчики и поставщики образовательного оборудования.
Уровень “школа”
- Разработка и реализация программ повышения квалификации для учителей физики в инженерных классах, оказание поддержки в части оснащения и внедрения в образовательный процесс лабораторного оборудования.
- Разработка методической модели функционирования и сопровождения сети инженерных классов Мининского университета на уровне пропедевтической, предпрофильной и профильной подготовки: содержание, формы, методы, средовые решения, создание условий для освоения курса физики школьниками с ОВЗ и инвалидностью, разработка и применение адаптивных программ, ассистивных технологий.
- Включение в образовательный процесс подготовки школьников в инженерных классах ресурсов научно-образовательного пространства “ПредуниверсариУм” (техническая физика), для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, включая лиц с ОВЗ и инвалидностью.
- Создание электронного ресурса сопровождения инженерных классов Мининского университета.
- Реализация программ ранней профессиональной диагностики и профессиональной ориентации школьников, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Ориентация на выбор инженерно-технических профессий.
Партнеры: индустриальные партнеры - Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), Форэнерго; Академический партнер - Институт коррекционной педагогики РАО.
Уровень “вуз”
- Реализация ситуационно-позиционной модели подготовки будущего учителя физики в Мининском университете. Актуализация образовательной программы, формирование инженерных, методических, исследовательских, инклюзивных и др. компетенций. Организация практической подготовки на базе инженерных классов.
- Создание образовательной среды для подготовки учителя естественно-научного профиля
- Разработка методической системы подготовки учителя физики
- Разработка программы 'Введение в педагогическую профессию учителя физики'
- Открытие инженерных направлений по физике и химии для подготовки инженеров, способных объяснять и мотивированных на работу в школе.
- Создание на базе научно-образовательного пространства “ПредуниверсариУм” экспериментальной площадки по формированию инженерного мышления у будущих и действующих учителей.
- Трудоустройство выпускников Мининского университета в образовательные организации, реализующие программы инженерных классов, и “ИГРОТЕХНОСАД” (при поддержке индустриальных партнеров).
Партнеры: индустриальный партнер - Горьковский автомобильный завод; академические партнеры - ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ИПФ РАН, Институт коррекционной педагогики РАО.
Описание результата
Качественные показатели:
- выбор естественно-научных дисциплин при сдаче ЕГЭ школьниками,
- формирование инженерного мышления у обучающихся и учителей физики,
- доступность естественно-научного образования для школьников с ОВЗ и инвалидностью,
- трудоустройство молодых преподавателей в образовательные организации.
Количественные показатели:
Количество образовательных организаций - партнеров - 30
Количество подготовленных учителей физики - 20
Количество подготовленных инновационных образовательных ресурсов - 5
Количество разработанных/реализованных образовательных программ - 3
Количество учителей (воспитателей), прошедших повышение квалификации, - 25
Количество воспитанников/школьников, охваченных профильными программами, - 500
Количество профориентационных (образовательных) мероприятий - 75
Доля обучаемых, выбравших специальности, ориентированные на естественные и инженерные области знания, - 30%
Дата начала проекта - 15.01. 2025 г.
Дата окончания проекта - 31.12. 2027 г.