Тип проекта: Образовательный

Цель проекта: подготовка детей, школьников, учителей физики с инженерным мышлением.

Подходы и механизмы реализации:

  • Определение сущности и измеряемых характеристик “инженерного мышления” обучаемых в системе непрерывного образования.
  • Создание компетентностной модели обучающегося с “инженерным мышлением” на различных этапах подготовки: детский сад - школа - вуз.
  • Моделирование процесса формирования “инженерного мышления” обучающегося в системе непрерывного образования: содержание, формы, методы, средовые решения.
  • Мониторинг эффективности формирования “инженерного мышления” в условиях системы непрерывного образования: детский сад - школа - вуз.
  • Создание образовательного консорциума, включающего партнерские образовательные организации (школы и детские сады), индустриальных партнеров, академических партнеров.

 

Целевая аудитория, участники проекта

Уровень “детский сад”: преподаватели Мининского университета - разработка и научно-методическое сопровождение проекта; методисты и воспитатели - освоение программ повышения квалификации; воспитанники - освоение образовательных программ.

Уровень “школа”: индустриальные партнеры (ГАЗ) - финансовая и идеологическая поддержка реализации проекта; преподаватели Мининского университета - разработка и научно-методическое сопровождение проекта; учителя инженерных классов - освоение программ повышения квалификации; обучающиеся - освоение образовательных программ пропедевтического, предпрофильного и профильного образования.

Уровень “вуз”: индустриальные партнеры - сопровождение и социальная поддержка молодых педагогов, трудоустройство в школы с инженерными классами; преподаватели Мининского университета и академических партнеров - разработка и научно-методическое сопровождение проекта; учителя инженерных классов - освоение программ повышения квалификации; обучающиеся - освоение образовательных программ пропедевтического, предпрофильного и профильного образования.

 

Содержание проекта

Уровень “дошкольное образование”

  • Спроектировать образовательную модель «ИГРОТЕХНОСАД»: содержание, формы, методы и образовательную среду (оборудование) развития основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
  • Разработать методические рекомендации по внедрению модели «ИГРОТЕХНОСАД» и программно-методического обеспечения развития основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
  • Провести подготовку педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
  • Внедрить модель «Игротехносада» для развития основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
  • Провести мониторинг эффективности реализации модели «Игротехносада» и программно-методического обеспечения развития основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Партнеры: Образовательные организации государственной и частной форм собственности, МАДОУ “Детский сад № 45 “Анкудиновский парк” - базовая площадка для апробации продуктов для детей дошкольного возраста, представители бизнеса - разработчики и поставщики образовательного оборудования.

 

Уровень “школа”

  • Разработка и реализация программ повышения квалификации для учителей физики в инженерных классах, оказание поддержки в части оснащения и внедрения в образовательный процесс лабораторного оборудования.
  • Разработка методической модели функционирования и сопровождения сети инженерных классов Мининского университета на уровне пропедевтической, предпрофильной и профильной подготовки: содержание, формы, методы, средовые решения, создание условий для освоения курса физики школьниками с ОВЗ и инвалидностью, разработка и применение адаптивных программ, ассистивных технологий.
  • Включение в образовательный процесс подготовки школьников в инженерных классах ресурсов научно-образовательного пространства “ПредуниверсариУм” (техническая физика), для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, включая лиц с ОВЗ и инвалидностью.
  • Создание электронного ресурса сопровождения инженерных классов Мининского университета.
  • Реализация программ ранней профессиональной диагностики и профессиональной ориентации школьников, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Ориентация на выбор инженерно-технических профессий.

Партнеры: индустриальные партнеры - Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), Форэнерго; Академический партнер -  Институт коррекционной педагогики РАО.

 

Уровень “вуз”

  • Реализация ситуационно-позиционной модели подготовки будущего учителя физики в Мининском университете. Актуализация образовательной программы, формирование инженерных, методических, исследовательских, инклюзивных и др. компетенций. Организация практической подготовки на базе инженерных классов.
  • Создание образовательной среды для подготовки учителя естественно-научного профиля
  • Разработка  методической системы подготовки учителя физики
  • Разработка программы 'Введение в педагогическую профессию учителя физики'
  • Открытие инженерных направлений по физике и химии для подготовки инженеров, способных объяснять и мотивированных на работу в школе.
  • Создание на базе научно-образовательного пространства “ПредуниверсариУм” экспериментальной площадки по формированию инженерного мышления у будущих и действующих учителей.
  • Трудоустройство выпускников Мининского университета в образовательные организации, реализующие программы инженерных классов, и “ИГРОТЕХНОСАД” (при поддержке индустриальных партнеров).

Партнеры: индустриальный партнер - Горьковский автомобильный завод; академические партнеры - ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ИПФ РАН, Институт коррекционной педагогики РАО.

 

Описание результата

Качественные показатели:

  • выбор естественно-научных дисциплин при сдаче ЕГЭ школьниками,
  • формирование инженерного мышления у обучающихся и учителей физики,
  • доступность естественно-научного образования для школьников с ОВЗ и инвалидностью,
  • трудоустройство молодых преподавателей в образовательные организации.

Количественные показатели:

Количество образовательных организаций - партнеров - 30

Количество подготовленных учителей физики - 20

Количество подготовленных инновационных образовательных ресурсов - 5

Количество разработанных/реализованных образовательных программ - 3

Количество учителей (воспитателей), прошедших повышение квалификации, - 25

Количество воспитанников/школьников, охваченных профильными программами, - 500

Количество профориентационных (образовательных) мероприятий - 75

Доля обучаемых, выбравших специальности, ориентированные на естественные и инженерные области знания, - 30%

 

Дата начала проекта - 15.01. 2025 г.

Дата окончания проекта - 31.12. 2027 г.