Маркова Светлана Михайловна

Факультет управления и социально-технических сервисов
Кафедра «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Заведующий кафедрой
Ученая степень: Доктор педагогических наук
Ученое звание: Профессор
Диссертации: специальность, название: Кандидатская диссертация по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, тема «Моделирование управления педагогическим процессом в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования» (1997 г.), Докторская диссертация по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, тема «Теоретические основы проектирования образовательных систем в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования» (2002 г.)
Год начала работы в Мининском университете: 1987
Общий стаж работы (лет): 32
Стаж работы по специальности (лет): 30
Базовое образование: вуз, специальность, дата окончания: Горьковский государственный педагогический институт им. А.М. Горького, специальность «Математика», дата окончания – 1981 год
Дополнительное образование: тип программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и прочее), название программы, вуз или организация, год окончания обучения:

Повышение квалификации:

Программа «Онтологические основы разработки КМО процесса обучения», ГОУ ВПО Волжская государственная инженерно-педагогическая академия, г. Н. Новгород, 2002 год.

Программа «Методическая деятельность в образовательном учреждении», ГОУ ВПО Волжская государственная инженерно-педагогическая академия, г. Н. Новгород, 2003 год.

Программа «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», ГОУ ВПО Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Н. Новгород, 2007 год.

Программа «Развитие инновационной образовательной деятельности, обеспечение конкурентоспособности и интеграции российских вузов в Европейское образовательное пространство», ННОУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, г. Москва, 2007 г.

Программа «Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров. Новое в работе диссертационных советов», г. Москва, 2007 г.

Программа «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования России: инновационный аспект», г. Екатеринбург, 2013 г.

Программа «Использование ИКТ в профессиональной деятельности», Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Н. Новгород, 2015 г.

Программа «Охрана труда в образовательной организации», Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Н. Новгород, 2016 г.

Научные интересы (не больше семи): Проектирование образовательных систем
Участие в редколлегиях научных журналов: Вестник Мининского университета
Публикации за последние 10 лет:

Маркова С.М., Юртаева Т.С. Организация и проектирование самостоятельной работы студентов в процессе изучения педагогических дисциплин (учебное пособие с грифом УМО по ППО) / Н. Новгород: ВГИПА, 2006. – 81 с.

Маркова С.М. К вопросу о подготовке педагогов профессионального обучения (тезис)// Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: 13-я Всероссийская научно-практическая конференция. - Екатеринбург, 2006. – С. 154-155

Маркова С.М. Системные характеристики формирования понятийно-терминологического аппарата профессиональной педагогики и образования (статья) // Научно-практическая конференция «Профессиональная педагогика: становление и пути развития». – г. Екатеринбург: РГППУ, 2006. – С.

Маркова С.М. Педагогические проекты как средство исследования и моделирования единого образовательного пространства (статья) // Материалы международной научно-практической конференции «Саморазвитие человека: единое образовательное пространство». – Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – Ч.1. – С. 351-360.

Маркова С.М. Взаимосвязь научной и образовательной функций профессиональной педагогики // «Компетентностный подход в профессиональном образовании: проблемы и перспективы»: Всероссийская научно-практическая конференция. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – С. 11-13.

Маркова С.М. Инновации в инженерно-педагогическом образовании (статья) // «Инновации в системе непрерывного профессионального образования»: материалы VIII Международной конференции. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. – Т.1. – С.192-194

Маркова С.М. Социализация личности в образовании как социально-педагогическая система (статья) // «Наука и молодежь»: Сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2007.  – Т.1. – С.39-42

Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования России (статья) // Образование и наука, Известия Уральского отделения РАО (Прил. 3(3)). – 2007.

Маркова С.М., М.Н. Гладкова Социально-педагогические процессы личностно-профессионального развития учащихся в доме-интернате: Учебно-методическое // Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г. – 50 с.

Маркова С.М. Этапы создания интегративно-педагогической системы социально-профессионального развития детей в доме-интернате // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (14 ноября 2007 г.) «Развитие творческого наследия С.Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования» / Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г. – Т.2, С. 84-86.

Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования в России» // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2007. – Прил. 3(3).

Маркова С.М. Педагогическое проектирование образовательных систем: методолого-теоретический аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2007. – № 3. – С. 4-10.

Маркова С.М. Прогнозирование как стратегическое направление развития инженерно-педагогического образования (статья) // Брянск

Маркова С.М., Ковкина И.В. Проектирование педагогических технологий в системе профессионального образования (учебное пособие с грифом УМО) // Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г. – С.106

Маркова С.М. Профессиональная педагогика в понятиях и терминах  (учебное пособие с грифом УМО) // Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г. – С.154

Маркова С.М. Проектирование педагогического процесса в профессиональных учебных заведения (учебное пособие с грифом УМО) // Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г. – С.159

Маркова С.М., Ю.Н. Петров. Непрерывное управление профессиональной подготовки студентов в вузе (монография) // Н. Новгород: ВГИПУ, 2007г. – С.140

Маркова С.М., Ф.С. Ковкина Управление образовательной системой в условиях социального партнерства (монография) // Н. Новгород: ВГИПУ, 2008г. – С.126

Маркова С.М. Модель социального профессионального развития детей в доме – интернате (учебное пособие) Н. Новгород: ВГИПУ, 2008 г. – С.103 / Ю.Н. Петров

Маркова С.М. Инновационный образовательный проект «Школа проектного обучения» Н. Новгород: издательство ВГИПУ, 2007 г. – С.107

Маркова С.М. Мониторинг качества профессионального образования студентов в вузе.(монография) Н.Новгород: ВГИПУ, 2007 г. – С.169

Маркова С.М., Н.В. Быстрова Становление школьной системы образования в Нижегородской губернии в 20-ые годы ХХ века (монография)// Н. Новгород: ВГИПУ, 2007 г. – С.144 .

Маркова С.М., Ф.С. Ковкина. Управление образовательной системой в условиях социального партнерства (монография) // Н.Новгород: ВГИПУ, С.126 

Маркова С.М., Ю.Н. Петров Модель социально профессионального развития детей в доме-интернате (монография) / Н.Новгород: ВГИПУ, 2008 г. – С.103.

Маркова С.М. Социально-педагогические условия, обеспечивающие личностно-профессиональное развитие детей в доме-интернате (статья) // Материалы IХ Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов Н.Новгород: ВГИПУ, 2008 г. – С.7-10

Маркова С.М.  Ю.Н. Петров Проблемное поле исследований в области педагогики и профессиональном образовании (статья) // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Лобачевского, 2008 г. – С.170-176

Маркова С.М. Становление и развитие научной школы «Непрерывное инженерно-педагогическое образование» // Вестник ВГИПУ. Н. Новгород: ВГИПУ, 2008 г., №5(6) – С.7-14

Маркова С.М. Этапы становления и развития научной школы «Непрерывное инженерно-педагогическое образование» // Инновации в системе непр. проф. образования: Материалы Х Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов – Н. Новгород: ВГИПУ, 2009 г., Т.3 – С.239-242

Комплексное учебно-программное обеспечение профессионального развития учащихся дома-интерната: коллективное учеб. метод. Пособие // Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 90 с.

Маркова С.М. Диагностическое обеспечение личностного и профессионального развития детей в доме-интернате: методические рекомендации // Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 60 с.

Маркова С.М. Комплексное учебно-программное обеспечение жизнедеятельности детского дома-интерната: учебно-методическое пособие // Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 100 с.

Маркова С.М. Комплексное учебно-программное обеспечение социального развития детей в доме-интернате: учебно-методическое пособие// Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 100 с. 

Организация социально-профессионального развития детей в доме-интернате (программно-методическая документация): учебно-методическое пособие // Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 80 с. М.Н. Гладкова

Маркова С.М.  Повышение квалификации педагогов детского дома-интерната через организацию методической деятельности: коллективное учебно-методическое пособие // Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 70 с.

Маркова С.М.  Седых Е.П.Творческие конкурсы в условиях социального партнерства (учебно-методическое пособие) // Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 30 с.

Маркова С.М., Седых Е.П., Юртаева Т.С. Социальное партнерство в вузе (монография) // Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 100 с.

Маркова С.М. Теоретические основы к разработке технологии подготовки инженерно-педагогических кадров (монография) // Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 111 с.

Маркова С.М., Груздева М.Л. Интегративно-дифференцированный подход к разработке содержания подготовки инженерно-педагогических кадров (монография) // Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 154 с.

Маркова С.М., Груздева М.Л. Концептуальные основы моделирования системы практического обучения инженерно-педагогических кадров в вузе (монография) // Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 126 с.

Маркова С.М.  Концептуальные основы организации научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, №4 2010 г. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика 2010, №4., С. 67-70

Маркова С.М. Прогнозирование как стратегическое направление развития инженерно-педагогического образования  // Наука и школа - №6, - 2010. – С.18-21

Маркова С.М. Структура и содержание управленческо-педагогической подготовки будущих педагогов профессионального обучения // Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. С.315-325.

Маркова С.М. Об оценке качества научных исследований  // Материалы научно-практической конференции «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» ВГИПУ, 2011 С. 214-216

Маркова С.М. Использование образовательных технологий в профессиональной подготовке бакалавров // Материалы научно-практической конференции «Компетентностный подход в профессиональном образовании» ВГИПУ, 2011 С. 20-25

Маркова С.М. Педагогическое прогнозирование и проектирование образовательных систем (монография) // Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 269 с.

Маркова С.М. Теоретические основы проектного управления образовательными системами  // Наука и школа, 2011 - №3. – С. 8-10

Маркова С.М. Взаимодействие общества и образования как фундаментальная база построения педагогического проектирования // Теория и практика общественного развития - №5 – 2012 г. – С.137-141

Маркова С.М. Методика профессионального обучения как педагогическая категория (статья) // Проблемы  теории и практики подготовки современного специалиста. Сб. науч. труд. – Н. Новгород: НГЛУ, 2012. – С. 86-90

Маркова С.М.  Методологические подходы к исследованию теоретических основ педагогического проектирования // Проблемы  теории и практики подготовки современного специалиста. Сб. науч. труд. – Н. Новгород: НГЛУ, 2012. – С. 37-43

Маркова С.М. Методологические подходы к исследованию теоретических основ педагогического проектирования (статья) // Проблемы  теории и практики подготовки современного специалиста. Сб. науч. труд. – Н. Новгород: НГЛУ, 2012. – С. 37-43

Маркова С.М. Теория и методика профессионального образования: поле исследования (тезис) // Журнал «ФӘН-НАУКА» №12(15). – Бугульма, 2012. – С. 77-80 Полунин В.Ю.

Маркова С.М. Развитие кафедры теории и методики профессионального образования: концепция (метод.реком.) // Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2012.

Маркова С.М. Проектирование учебных заведений интегративного типа (статья) // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 2.– URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/markova.pdf (дата обращения: 18.07.2013).

Маркова С.М. Роль и формирование педагогических проектов в профессиональном образовании (тезис) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института № 1 (5). – Ставрополь, 2013. – С.274-278

Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования (Статья ВАК) // Теория и практика общественного развития №6, Краснодар, 2013. – С.77 - 82

Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования (Статья ВАК) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 49.

Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования (Статья ВАК) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 75-77.

Маркова С.М., Полунин В.Ю.Теория и методика профессионального образования: теоретические основы (Статья ВАК) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 40-44.

Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 10.

Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования (Статья ВАК) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 270.

Маркова С.М. Теоретические основы моделирования профессионально-педагогической подготовки студентов вуза (Статья ВАК) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 747.

Маркова С.М. Закономерности педагогического проектирования в условиях профессионального образования (Статья ВАК) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 206-208.

Маркова С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования (Статья ВАК) // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 296-301.

Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions (Статья Scopus) // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 489-493

Маркова С.М. Инновационное развитие кафедры в структуре вуза (статья) // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). С. 16.

Маркова С.М. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения (статья) // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). С. 17.

Маркова С.М. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс (статья)  // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 19.

Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе (статья) // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.

Маркова С.М., Цыплакова С.А., Юртаева Т.С. Электронное учебное пособие «Проектная деятельность педагога профессионального обучения» (статья) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 12 (67). С. 4.

Маркова С.М. Модульное содержание педагогической подготовки педагогов профессионального обучения (статья) Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 11 (66). С. 90

Маркова С.М. Александрова Н.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования (статья) // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 11

Маркова С.М. Александрова Н.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования (статья // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 13.

Маркова С.М., Цыплакова С.А.Мониторинг качества профессионального обучения (статья) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 5 (72). С. 57.

Маркова С.М., Цыплакова С.А. Модель проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании (статья) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 6 (73). С. 65.

Маркова С.М. Развитие системы социального партнерства в вузе (статья) // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 225-228.

Маркова С.М. Теоретические основы оценки деятельности научно-педагогических работников в вузе (статья) // Теоретические основы и инструментарий nрофессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования) Сборник научных статей. под науч. ред. С.И. Назаровой. Санкт-Петербург, 2015. С. 44-52.

Маркова С.М. Подготовка педагога профессионального обучения к проектной деятельности (Статья ВАК) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 4 (48). С. 21-29.

Маркова С.М.  Технологическая компетентность педагога профессионального обучения (Статья ВАК) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3 (47). С. 30-36.

Маркова С.М. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса в профессиональном образовании (статья) // Научный поиск. 2015. № 3.4. С. 72-74.

Маркова С.М. Функции методов профессионального обучения (статья) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 122-124.

Маркова С.М. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема (статья ВАК) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 79-81. Цыплакова С.А.

Маркова С.М. Социально-педагогические процессы личностно-профессионального развития учащихся в доме-интернате (Учебно-методическое пособие) // Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г. – М.Н. Гладкова

Маркова С.М. Инновационный образовательный проект «Школа проектного обучения» (проект) // Н. Новгород: издательство ВГИПУ, 2007 г. – С.107

Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий в системе профессионального образования (учебное пособие с грифом УМО/ Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г. – С.106 Ковкина И.В.

Маркова С.М. Профессиональная педагогика в понятиях и терминах (учебное пособие с грифом УМО) /Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г.– С.154

Маркова С.М. Проектирование педагогического процесса в профессиональных учебных заведения (учебное пособие с грифом УМО)//Н.Новгород: ВГИПУ. – 2007 г. – С.159

Маркова С.М. Модель социального профессионального развития детей в доме – интернате (учебное пособие) //Н. Новгород: ВГИПУ, 2008 г. – С.103

Маркова С.М. Комплексное учебно-программное обеспечение профессионального развития учащихся дома-интерната: коллективное (учеб. метод. пособие) // Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 90 с.

Маркова С.М., Диагностическое обеспечение личностного и профессионального развития детей в доме-интернате (методические рекомендации) //Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 60 с. Гладкова М.Н.

Маркова С.М. Комплексное учебно-программное обеспечение жизнедеятельности детского дома-интерната (учебно-методическое пособие)//Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 100 с.

Маркова С.М. Комплексное учебно-программное обеспечение социального развития детей в доме-интернате (учебно-методическое пособие)//Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 100 с. 

Маркова С.М. Организация социально-профессионального развития детей в доме-интернате (программно-методическая документация) (учебно-методическое пособие)//Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 80 с.

Маркова С.М. Повышение квалификации педагогов детского дома-интерната через организацию методической деятельности (коллективное учебно-методическое пособие) //Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 70 с.

Маркова С.М., Седых Е.К. Творческие конкурсы в условиях социального партнерства (учебно-методическое пособие)//Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – 30 с.

Маркова С.М. Подготовка и защита магистерской диссертации по профессиональному обучению (учебно-методическое пособие)/ Н.Новгород, НГПУ им К. Минина, 2012 г. – 59 с.

Маркова С.М. Деятельность профессорско-преподавательского состава в условиях реализации компетентно-стно-ориенти-рованных ООП ВПО (методические рекомендации) // Н.Новгород, НГПУ им К. Минина, 2012 г. – 89 с.

Маркова С.М. Педагогические теории, закономерности и принципы профессионального образования (учебное пособие с грифом УМО) // Н. Новгород: НГПУ им. К. минина, 2013. - 171

Маркова С.М., Юртаева Т.С.Итоговая аттестация по педагогической подготовке бакалавров профессионального обучения (государственный экзамен) // Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 69 с.

Маркова С.М., Теория и методика профессионального образования:  понятия и термины (учебно-методическое пособие) / Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 176 с.

Маркова С.М., Теория и методика профессионального образования (КМО) // Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 86 с.

Маркова С.М., Цыплакова С.А. Теория и практика проектной деятельности в профессиональном образовании / (Учебное пособие с грифом УМО) // Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки: 44.03.04, 44.04.04 – «Профессиональное обучение (по отраслям)» / Нижний Новгород, 2015. – 162 с.

Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогических систем в профессиональном образовании (Учебное пособие) // Учебно-методическое пособие / Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. – 160 с.

Маркова С.М., Цыплакова С.А. Модель проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании (Учебное пособие) // Учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2015. – 162 с.

Курсы и дисциплины (только те, которые преподаются в Мининском университете в настоящее время): Теория и методика профессионального образования Управление образовательными системами Философия и история образования История и методология педагогической науки Современные проблемы развития профессионального образования Инновационные технологии в процессе подготовки рабочих и специалистов Модулирование учебных дисциплин Педагогическое проектирование
Контактный телефон: +7 831 295-28-36 (доб.240)
E-mail: Ngpu.profped@yandex.ru
Адрес работы (основное присутственное место в университете): Кафедра ПО и УОС, ул. Челюскинцев, 9, ауд. 501
Присутственные часы на кафедре: Пн.-чт. 10.00-15.00