Харитонова Тамара Геннадьевна

Факультет психологии и педагогики
Кафедра Практической психологии
доцент
Ученая степень: Кандидат психологических наук
Ученое звание: Доцент
Диссертации: специальность, название: 19.00.07 – педагогическая психология «Психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении»
Год начала работы в Мининском университете: 2015
Общий стаж работы (с какого года): с 1985
Базовое образование: вуз, специальность, дата окончания: Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького, Педагогика и психология (дошкольная), 1990 г.
Дополнительное образование: тип программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и прочее), название программы, вуз или организация, год окончания обучения:

1988-1990 г.г. – Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького, факультет дополнительных педагогических профессий (практический психолог в учреждениях народного образования)

Научные интересы (не больше семи): Психология личности, психодиагностика, психология высшей школы, андрагогика, психопрофилактика в общей структуре деятельности практического психолога, психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации
Членство в профессиональных сообществах: член «Общества психологов силовых структур»
Публикации за последние 10 лет:

Харитонова Т.Г.  Проблемы организации контроля и оценки знаний студентов / Т.Г. Харитонова //Проблемы многоуровневого образования: Материалы 13-ой междунар.науч.-метод. конф.: межвуз.темат.сб./Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. − Н. Новгород, 2009. – С. 157-158.

Харитонова Т.Г. Показатели профилактической  направленности личности и деятельности практического психолога / Т.Г. Харитонова // Психология человека в современном мире. Т.4.: Материалы Всерос.юбилейной науч.конф., посв. 120-летию С.Л.Рубинштейна /отв.ред.: А.Л.Журавлев, М.И. Воловикова, Л.Г. Дикая, Ю.И. Александров.− М.:Изд-во Инст.психол.РАН, 2009. – С. 288-295.

Харитонова Т.Г. Проблемы и опыт применения методов активного обучения студентов / Т.Г. Харитонова // Международный научно-промышленный форум «Великие реки-2008». Труды конгресса. – Н. Новгород: ННГАСУ,2009. – С. 668-671.

Харитонова Т.Г. Содержание работы по развитию рефлексивных способностей студентов-психологов в условиях педагогической практики / Т.Г. Харитонова, И.Е. Сахарова //Межвуз.сб. статей лауреатов конкурсов. Вып.11/Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. − Н. Новгород: ННГАСУ,2009. – С. 292-294.

Харитонова Т.Г. Развитие толерантности у студентов (на примере специальности «Социально-культурный сервис и туризм») / Т.Г. Харитонова, М.О. Шишкина //Межвуз.сб. статей лауреатов конкурсов. Вып.11/Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. − Н. Новгород: ННГАСУ,2009. – С. 296-298.

Харитонова Т.Г. Использование рефлексивных листов в качестве критерия рейтингового контроля знаний студентов / Т.Г. Харитонова //Международный научно-практический форум «Великие реки 2009». Труды конгресса. − Н. Новгород:ННГАСУ, 2010. – С. 482-485.

Харитонова Т.Г. Диагностика перцептивно-рефлексивных способностей / Т.Г. Харитонова, С.А. Павлова // Научное обозрение. – 2010. − №1. – С. 83-86.

Харитонова Т.Г. Актуальность введения курса «Психопрофилактика в структуре деятельности практического психолога» в профессиональную подготовку специалистов / Т.Г. Харитонова //Современные проблемы психологии развития и образования человека. Т.2: Сб.материалов междунар.конфер. − СПб., 2010. – С. 120-123.

Харитонова Т.Г. Использование процедуры самооценки учебных достижений в подготовке будущих специалистов / Т.Г. Харитонова, С.А. Мартинчик //Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы межд.науч.практ.конф. 21 апр.2010г. /Нижегород. гос. архит.-строит ун-т. − Н. Новгород,2010. – С. 118-124.

Харитонова Т.Г. Эмпатия как профессионально важное  качество специалиста системы «человек-человек» / Т.Г. Харитонова, Р.В. Больц //Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы межд.науч.практ.конф. 21 апреля 2010 /Нижегород. гос. архит.-строит ун-т. − Н. Новгород,2010. – С. 233-238.

Харитонова Т.Г. Виды психопрофилактики / Т.Г. Харитонова // Вестник ГУУ. – М., 2010. – № 23. – С. 116-119.

Харитонова Т.Г. Роль антиципации и вероятностного прогнозирования в профилактической деятельности практического психолога / Т.Г. Харитонова // Вестник ГУУ. – М., 2010. – № 21. – С. 134-137.

Харитонова Т.Г. Психопрофилактическая деятельность практического психолога: целеполагание и условия успешности реализации: Монография/ Т.Г. Харитонова: Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. – 214 с.

Харитонова Т.Г. Структура перцептивно-рефлексивных способностей / Т.Г. Харитонова //Приволжский научный журнал.– №1 (17). – 2011. – С. 174-178.

Харитонова Т.Г. Мониторинг в психопрофилактической работе практического психолога//Проблемы многоуровневого образования: Материалы 16-ой междунар.науч.-метод. конф.: межвуз.темат.сб./Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т.− Н. Новгород, 2011. – С. 62-64.

Харитонова Т.Г. Системный подход в методологии психологической практики / Т.Г. Харитонова, Т.И. Чиркова, Е.М. Кочнева // Приволжский научный журнал. – 2011. – №3. – С. 103-110.

Харитонова Т.Г. Методические аспекты подготовки будущих специалистов к психопрофилактической деятельности //Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов : материалы Всерос.науч.-практич.конф. с междунар. участ / Под ред. В.В. Люкина. − Глазов, 2011. – С.213-217.

Харитонова Т.Г. Психологический подход к организации рефлексии студентов / Т.Г. Харитонова //Международный научно-практический форум «Великие реки 2010». Труды конгресса. − Н. Новгород: ННГАСУ, 2011.

Харитонова Т.Г. Профилактическая деятельность психолога: теоретические и практические проблемы / Т.Г. Харитонова, Т.И. Чиркова// Известия РАО. – 2011. – №4. – С. 50-60.

Харитонова Т.Г. Методологические принципы профессиональной деятельности практического психолога / Т.Г. Харитонова, Т.И. Чиркова, Е.М. Кочнева // Вестник Ярославского государственного университета. – 2011. – №3.– С. 208-213.

Харитонова Т.Г. Компетентностный подход в профессиональной подготовке практических психологов / Т.Г. Харитонова // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: сб. статей по материалам 12 Междунар. науч.-метод. конф. преподав. вузов, ученых и специалистов (7 апр. 2011г.). – Н. Новгород:ВГИПУ, 2011. – С. 332-335.

Харитонова Т.Г. Риски в профессиональном становлении личности и основные направления их профилактики / Т.Г. Харитонова //Международный научно-практический форум «Великие реки 2011». Труды конгресса. В 2 т.– Т.2.− Н. Новгород:ННГАСУ, 2012. – С. 79-82.

Харитонова Т.Г. Теория и практика развития рефлексии студентов в процессе профессиональной подготовки  в вузе / Т.Г. Харитонова //Нижегородское образование. −2011. − №3. – С. 103-110.

Харитонова Т.Г. Психологические проблемы уровневого высшего профессионального образования: монография / Т.Г. Харитонова, В.А. Кручинин, В.И. Бобылев и др. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. – 85-111, С 249-265.

Харитонова Т.Г. Профилактика рисков в профессиональном становлении личности студентов / Т.Г. Харитонова //Вестник государственного университета управления. – 2011.− №16. – С. 128-131.

Харитонова Т.Г. Профессиональная подготовка практического психолога к профилактической деятельности: Монография / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. – С. 300 с.

Харитонова Т.Г. Психологическое здоровье личности в контексте задач психопрофилактики / Т.Г. Харитонова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 3 междунар. науч.-практич. конф. / Нижегор.гос.архит.-строит. ун-т. (25 апреля 2012 г.). − Н. Новгород:ННГАСУ, 2012. – С. 8-14.

Харитонова Т.Г. Психологические условия оптимизации ответственности у сотрудников организации / Т.Г. Харитонова, М.И. Абаимова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 3 междунар. науч.-практич. конф. / Нижегор.гос.архит.-строит. ун-т. (25 апреля 2012 г.). − Н. Новгород:ННГАСУ, 2012. – С. 254-259.

Харитонова Т.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / Т.Г. Харитонова, М.А. Земцова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 3 междунар. науч.-практич. конф. / Нижегор.гос.архит.-строит. ун-т. (25 апреля 2012 г.).− Н. Новгород:ННГАСУ, 2012. – С. 259-263.

Харитонова Т.Г. Специфика психопрофилактической работы в условиях образовательного пространства вуза / Т.Г. Харитонова //Международный научно-практический форум «Великие реки 2012». Труды конгресса. В 2 т.− Т.2.− Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – С. 194-197.

Харитонова Т.Г. Концептуальные основы подготовки студентов к реализации психопрофилактической деятельности / Т.Г. Харитонова // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире. Материалы всерос.науч.-практич. конф. – Сочи, 2013. – С. 70-72.

Харитонова Т.Г.Теория и практика организации психопрофилактики в деятельности практического психолога: Монография / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород, 2013. – 453 с.

Харитонова Т.Г. Роль психологической службы вуза в оценке компетенций студентов / Т.Г. Харитонова // Научный электронный журнал «Концепт». – № 02 (февраль). – 2014. – С.131-135.

Харитонова Т.Г. Активизация студентов в проявлении толерантности / Т.Г. Харитонова //Современные научные исследования. Вып.2 / Под ред. П.М. Горева, В. Утемова. – Концепт. – 2014. – Приложение №20. – С.2046-2150.

Харитонова Т.Г. Взаимосвязь психопрофилактики и других видов деятельности практического психолога// Приволжский научный журнал. – 2014. – №3. – С. 262-269.

Харитонова Т.Г. Инструментальное обеспечение контроля результатов развития профессиональной компетентности психологов в профилактической деятельности / Т.Г. Харитонова // Приволжский научный журнал.–2014.–№4. –С.314-319.

Харитонова Т.Г. Уровневый подход к оценке компетенций студентов / Т.Г.  Харитонова //Международный научно-практический форум «Великие реки 2013». Труды конгресса. В 2 т. −Т.2 − Н.Новгород: ННГАСУ, 2014.

Харитонова Т.Г. Причины, признаки и последствия профессионального стресса / Т.Г. Харитонов, М.И. Харитонов // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы 4 междунар. науч.-практич. конф. / Нижегор.гос.архит.-строит.ун-т. (25 апреля 2014 г.). − Н.Новгород:ННГАСУ, 2014. −С.168-178.

Харитонова Т.Г. Опыт реализации программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся кадетской школы-интерната / Т.Г. Харитонова, Н.С. Насибова //Человек и общество в противоречиях и согласии: сб.науч.трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: МГЭИ, 2015. –С.208-212.

Харитонова Т.Г. Влияние самооценки сотрудников на их стиль поведения в конфликтной ситуации / Т.Г. Харитонова, О.С. Мухина //Международный научно-практический форум «Великие реки 2014». Труды конгресса. − Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. −С.249-253.

Харитонова Т.Г. Зарубежный опыт разработки понятия первой психологической  помощи пострадавшим в ЧС / Т.Г. Ставская, К.С. Ставская, Ю.М. Портнова // Школа молодых ученых и специалистов МЧС России – 2015: Сборник статей по материалам научно-практич. конференции «Наука на службе МЧС России» г. Железногорск. 2015 г. / Составители: А.А. Мельник, А.Н. Батуро, Д.В. Иванов, Е.В. Гуляева, Ж.С. Калюжина. – Железногородск, 2015. –С.195-200.

Харитонова Т.Г. Особенности проявления толерантности и ее развитие у студентов / Т.Г. Харитонова, В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова и др. // Развитие личности в онтогенезе: норма и проблемы (монография): Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – С.127-145.

Харитонова Т.Г. Методика диагностики психологической готовности населения к оказанию допсихологической помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Т.Г.  Харитонова, Ю.М.  Портнова, К.С.  Ставская //Психологическая теория и практика – управлению: Сб.науч.трудов / Под ред. Б.Ю. Березина, Э.Э. Сыманюк. –Екатеринбург, 2015. –С. 264-271.

Харитонова Т.Г. Неопределенность феноменологии психопрофилактики в деятельности практического психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2216-2220.– URL: http://e-koncept.ru/2016/96363.htm.

Харитонова Т.Г. Общие направления психопрофилактики стресса у спортсменов профессионалов / Т.Г. Харитонова, М.И. Харитонов //Международный научно-практический форум «Великие реки 2015». Труды конгресса. − Н.Новгород:ННГАСУ, 2016. −С.300-308.

Харитонова Т.Г. Феноменология понятий «готовность» и «психологическая готовность» личности / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская, Ю.М. Портнова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (20 апреля 2016 г.) /Нижегород.гос.архитеур.-строит.ун-т.; отв.ред. В.А. Кручинин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – С.164-171.

Харитонова Т.Г. Психологическая готовность личности к деятельности и ее структурные компоненты / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская //Международный научно-практический форум «Великие реки 2016». Труды конгресса. − Н. Новгород:ННГАСУ, 2016. −С.326-328.

Харитонова Т.Г. Опыт и перспективы проведения психологических исследований в условиях профессиональной подготовки пожарных / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская //Новая наука: проблемы и перспективы: Междунар.научно-практич.издание по итогам Междунар. Научно-практич. конференции (04 июня 2016 г., г. Стерлитамак) /в 3 ч. Ч.3. – Стерлитамак: АМИ, 2016. –С.77-79.

Харитонова Т.Г. К проблеме психологической готовности населения к оказанию помощи пострадавшим в ЭС / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. –54(4). – Ялта, 2017. –С.220-232.

Харитонова Т.Г. Студенческая молодежь на пороге создания семьи: психологический анализ проблемы / Т.Г.  Харитонова, Н.А. Зимина // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. –54 (4). – Ялта, 2017. –С. 336-342.

Харитонова Т.Г. Подходы к изучению понятий «позиция» и «профессиональная позиция» в психологии / Т.Г. Харитонова, Е.М. Кочнева, Д.В. Жарова, Е.А. Костылева //Азимут научных исследований: педагогика и психология.– Т.6.– №2(19) – Тольятти: Изд-во Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования», 2017. –С.255-259.

Харитонова Т.Г. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях представителей волонтерского движения / Т.Г. Харитонова, Г.В. Наймушин //Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей  Международной научно-практич.конференции (13 февраля 2017 г., г. Челябинск). – Уфа: АЭТЕЛНА, 2017.–С.150-155.

Харитонова Т.Г. Взаимодействие с вузами как одно из направлений деятельности сотрудников ПФ ФКУ ЦЭПП МЧС России / Т.Г. Харитонова //Международный научно-практический форум «Великие реки -2017». Труды конгресса. − Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. −С.270-273.

Харитонова Т.Г. Опыт разработки диагностического инструментария по проблеме психологической готовности населения к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Т.Г. Харитонова // Материалы съезда РПО / Сост. Л.В. Артищева, под ред. А.О. Прохорова и др. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017. – Т.1. –С.332-335.

Харитонова Т.Г. Гендерные особенности психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология.  – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып.60.– Ч.2.– С. 465-469.

Харитонова Т.Г. Сценарий культурно-досугового мероприятия для участников добровольческих отрядов «Готовим еду вместе» / Т.Г. Харитонова //Наука и образование: новое время. − №4. – 2018. (электронный журнал)

Харитонова Т.Г. Организация добровольческого движения (на примере СПДО «ДОБРО» ПФ ФКУ ЦЭПП МЧС России) / Т.Г. Харитонова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференция. – г. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2018. – С.80-85.

Харитонова Т.Г. К проблеме изучения мотивации представителей добровольческого движения / Т.Г. Харитонова, М.Н. Лебедев // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: Уральский форум психологов государственных структур и силовых ведомств, 4-5 апреля 2018 г.: сборник тезисов [Электронный ресурс] / отв. ред. И.А. Ершова; Мин-во образования и науки РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2018. –С.124-126.

Харитонова Т.Г. Психологическая подготовка как одно из направлений психологического сопровождения личного состава МЧС России / Т.Г. Харитонова //Современные информационные технологии как основа совершенствования налоговой системы. Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2018.– С.216-219.

Харитонова Т.Г. Методические аспекты разработки и использования опросника 

«Психологическая готовность к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации» / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 93-103. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192034.htm.

Харитонова Т.Г. Процедура оценки уровня психологической готовности к оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации / Т.Г. Харитонова, К.С. Ставская // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – URL: https://docplayer.ru/149296304-Procedura-ocenki-urovnya-psihologicheskoy-gotovnosti-k-okazaniyu-pomoshchi-postradavshim-v-ekstremalnoy-situacii.html.

Харитонова Т.Г. Методические аспекты развития профессиональной компетентности сотрудников // Налоговое администрирование: тенденции, перспективы, приоритеты развития: Материалы научно-практической конференции (Нижний Новгород 29 мая 2019 г.). – Н. Новгород: Приволжский ин-т ПК ФНС России, 2019. – 268 с. – С. 246-253.

Учебно-методические работы

Харитонова Т.Г. Дневник студента-практиканта специальности «Психология» (Ч. 1): Метод.рекомендации преподавателям и студентам 1-2 курса специальности 030301 «Психология») / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.

Харитонова Т.Г. Дневник студента-практиканта специальности «Психология» (Ч. 2): Метод.рекомендации преподавателям и студентам 3-4 курса специальности 030301 «Психология» / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.

Харитонова Т.Г. Методический инструментарий к практическим занятиям по курсу «Психодиагностика» (обработка и интерпретация материалов исследований / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.

Харитонова Т.Г. Психодиагностика профессионально важных качеств менеджера: Методические рекомендации / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2010.

Харитонова Т.Г. Психопрофилактика (методические рекомендации для студентов) / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011.

Харитонова Т.Г. Психология (методические рекомендации к практическим занятия для студентов 1 курса ОТФ) / Т.Г. Харитонова, С.М. Зинина, Н.А. Зимина, С.В. Чеботарева. – Н. Новгород: ННГАСУ. – В. 2 ч., 2012.

Харитонова Т.Г. Психология и педагогика (методические рекомендации для студентов специальностей «Маркетинг», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.

Харитонова Т.Г. Социально-психологический климат в студенческой группе (методические рекомендации для кураторов академических групп) / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.

Харитонова Т.Г. Психологическая служба на предприятии (методические рекомендации для студентов специальности «Психология») / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т., 2014.

Харитонова Т.Г. Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Психология» (учебно-методическое пособие) / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т., 2015.

Харитонова Т.Г.  Психодиагностика: от теории к практике (учебно-методическое пособие) / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2016. – 62 с.

Харитонова Т.Г. Практическая психодиагностика (учебно-методическое пособие) / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2016. – 79 с.

Харитонова Т.Г. Научно-исследовательская и квалификационная практика студентов: учебно-методическое пособие / Т.Г. Харитонова. – Н. Новгород: / Нижегор. гос. архит.-строит. ун-т., 2016.

Харитонова Т.Г. Сценарий культурно-досугового мероприятия для участников добровольческого отряда «Готовим еду вместе» (методическая разработка) / Т.Г. Харитонова, Е.Г. Учаев, Л.Ф. Волкова // Наука и образование: новое время (Дополнительное образование). – №4. – 2018. – https://articulus-info.ru/category/dopolnitelnoe-obrazovanie/?tag=4-iyul-avgust-2018-g.

 

 

Курсы и дисциплины (только те, которые преподаются в Мининском университете в настоящее время): Дифференциальная психология Деятельность психолога МЧС Правила принятия решений в ситуации неопределенности Виды психолого-педагогической помощи в период кризисов
Контактный телефон: 8(909) 286 02 91
E-mail: KharitonovaTG@mail.ru