Гуцу Елена Геннадьевна

Факультет психологии и педагогики
Кафедра «Психологии и педагогики дошкольного и начального образования»
доцент
Ученая степень: Кандидат психологических наук
Ученое звание: Доцент
Диссертации: специальность, название: 19.00.07 – Педагогическая психология «Влияние детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками»
Должности, занимаемые в других организациях: Нижегородский филиал негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Гуманитарный институт" (г. Москва) доцент
Год начала работы в Мининском университете: 1992
Общий стаж работы (лет): 26
Стаж работы по специальности (лет): 26
Базовое образование: вуз, специальность, дата окончания: ГГПИ им. М. Горького, специальность: учительначальных классов, 1990г.
Дополнительное образование: тип программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и прочее), название программы, вуз или организация, год окончания обучения:

ПК «Современные психолого-педагогические технологии в высшей школе», Московский педагогический государственный университет по программе (2008),

Докторантура НГПУ им. К. Минина (2012),

ПК «Концептуальные основы модернизации образования: компетентностный подход», Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС» (2013),

ПК «Концептуальные основы построения учебных программ и оценочных средств при реализации ФГОС ВПО 3-го поколения», Негосударствен-ное некоммерческое образовательное учреждение высшего профессиональ-ного образования «Гуманитарный институт» (г.Москва) (2013),

ПК Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – специальное (дефектологическое)  образование), предполагающее академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия, НГПУ им. К. Минина (2015),

ПК «Использование ИКТ в профессиональной деятельности (Модуль «Использование интернет-технологий для интерактивного взаимодействия при электронном обучении»)», НГПУ им. К. Минина (2015),

ПК «Особенности проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - экономика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия», Новосибирский государственный педагогический университет (2015)

Научные интересы (не больше семи): Психология высшей школы Психология развивающего обучения младших школьников Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Исследовательские проекты (за последние 10 лет): Развитие профессиональной компетенции преподавателя высшей школы Развитие психологической готовности детей к обучению в школе
Публикации за последние 10 лет:

Список публикация (за последние 5 лет)

Монографии:

1. Гуцу Е.Г. Профессиональная компетенция преподавателя вуза: структура, уровни развития, диагностика: монография / Е.Г. Гуцу. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 155 с. (9,8 п.л.).

2. Гуцу Е.Г. Система совершенствования профессиональной компетенции преподавателя в структуре деятельности научно-методического семинара многопредметной выпускающей кафедры вуза // Педагогические условия развития личности: теория и практика (книга 2) [монография]. – Москва: Издательство Перо, 2013 г. – 262 с. – С.196 – 209.

Статьи в  изданиях, рекомендованных Решением Президиума ВАК 

1. Гуцу Е.Г. Организация практики в условиях модернизации высшего профессионального педагогического образования // Начальная школа плюс до и после, 2011. № 8. – С. 7-9. (0,5 п.л.).

2. Гуцу Е.Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2011. № 2. – С. 111-115. (0,5 п.л.).

3. Гуцу Е.Г. Проектировочные действия преподавателя педвуза при реализации компетентностного подхода // Педагогика, 2012. — № 2. – С. 58-63. (0,5 п.л.)

4. Гуцу Е.Г. Диагностика деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2012. – № 7. – С. 107–112.

5. Гуцу Е.Г. Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН». 2012, том 14, № 2 (3).  – С. 657-659.

6. Гуцу Е.Г. Изучение целеполагания в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН».2012, том 14, № 2 (6).   – С.1448-1450

7. Гуцу Е.Г. Когнитивный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1(Электронный журнал); URL: http://www.science-education.ru/107-8501 (дата обращения: 01.03.2013).  (0,5 п.л.)

8. Гуцу Е.Г. Изучение профессиональной компетенции преподавателя педагогического вуза на основе анализа учебного занятия // Нижегородское образование. 2013. № 2. – С. 73-79. (0,6 п.л.).

9. Гуцу Е.Г., Сорокина Т.М. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза // Нижегородское образование. 2013. № 2. – С.111-115. (0,63 п.л.).

10. Гуцу Е.Г., Сорокина Т.М. Диагностические  действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1; URL:http://www.science-education.ru/115-11862 (дата обращения: 28.01.2014). (0,5 п.л.)

11. Гуцу Е.Г., Сорокина Т.М. Аналитические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Приволжский научный журнал, № 1 (29). Периодическое научное издание. Н. Новгород, ННГАСУ, 2014. – С. 224-227 (0,5 п.л.)

12. Гуцу Е.Г.Диагностические действия преподавателя вуза как условие развития профессиональной компетенции студентов // Нижегородское образование. 2014. № 3. С. 16-22

13. Гуцу Е.Г. Развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза в системе внутривузовского повышения квалификации / Е.Г. Гуцу, С.Н. Сорокоумова  // Приволжский научный журнал. – 2014. – №4. - С.305-309                                      

14. Гуцу Е.Г. Интегративная деятельность многопредметной выпускающей кафедры вуза при реализации ФГОС ВПО третьего поколения / Е.Г. Гуцу // Психология обучения. 2014. № 7. – С. 56-66 (0,63 п.л.)

15. Гуцу Е.Г. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников / Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова, А.А. Чернова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16576 (дата обращения: 24.12.2014). (0,5п.л.)

16. Гуцу Е.Г. Изучение деятельностных аспектов профессиональной компетенции преподавателя высшей школы / Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова, А.А. Рунова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16576 (дата обращения: 15.07.2015).  (0,5п.л.) 

 

Научные статьи в прочих изданиях

1. Гуцу Е.Г. Активизация учебного процесса как условие профессионального развития современного педагога: инновационный аспект //  Н.Новгород, НГПУ, 2009. (0,1 п.л.).

2. Гуцу Е.Г. Совместная деятельность преподавателей и студентов // Актуальные проблемы начального образования. - Н.Новгород, 2010. (0,2 п.л.).

3. Гуцу Е.Г. Компетентностный подход к подготовке будущих учителей начальных классов // Психодидактика высшего и среднего образования / Материалы восьмой международной научно-практической конференции. Барнаул, 2010. (0,2 п.л.).

4. Гуцу Е.Г. Исследовательская деятельность как компонент профессиональной компетенции преподавателя высшей педагогической школы // Социальные и гуманитарные науки: образование и общество: Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т.1.- Н.Новрогод: УРАО, 2011. – С. 115-119. (0,4 п.л.)

5. Гуцу Е.Г. Творчество как компонент когнитивной компетенции в структуре интегральной профессиональной компетенции преподавателя педагогического вуза // Психология креативности: Сборник научно-практических статей. Выпуск 6. – Н.Новгород: УРАО НФ, 2011. – С. 46-52. (0,5 п.л.) 

8. Гуцу Е.Г. Целеполагание в деятельности современного преподавателя высшей профессиональной школы // Психодидактика высшего и среднего образования/Материалы девятой международной научно-практической конференции.  – Барнаул, 2012. – Часть 1. – 246-247. (0,1п.л.) 

9. Гуцу Е.Г. Исследовательская деятельность в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза // Materialy VIII mezinarodni vědecko - prakticka konference «Dny vědy - 2012». - Dil 61. Psychologie a sociologie: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o - 112 stran. – С. 63-66. 

10. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Изучение готовности к исследовательской деятельности и педагогическому творчеству как показателей профессиональной компетенции преподавателя вуза (в соавторстве: Кочетова Е.В.) // V Международная заочная научно-практическая конференция «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы»: сборник материалов конференции (14 мая 2012 г.). – Краснодар, 2012. – 256 с. – С. 202-205. (авт. вклад – 70%)

11. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Деятельность преподавателя вуза по развитию маркетинговых действий у будущих педагогов в системе вузовской подготовки // Актуальные вопросы современного образования: материалы II Международной научной конференции. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. – 255 с. – С. 192-195. (авт. вклад – 30%)

12. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Изучение интегрированности профессиональных знаний в структуре профессиональной компетенции преподавателя  вуза // VI Международная заочная научно-практическая конференция «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы»: сборник материалов конференции (30 июня 2012 г.). – Краснодар, 2012. – 228 с. – С. 164-167. (авт. вклад – 70%)

13. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Деятельность преподавателя по развитию коммуникации студентов, будущих специалистов, в структуре маркетинговой деятельности // III международная научно-практическая конференция «Проблемы личности и социального взаимодействия»: сборник материалов конференции (15-16 мая 2012 года). – Пенза – Шадринск – Ереван, 2012. – 299 с. – С.101-102. (авт. вклад – 30%)

14. Гуцу Е.Г. Социальный контекст занятия как показатель профессиональной компетенции преподавателя вуза // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Образованието и науката на XXI век», - 2012. Том 34. Психология и социология. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД - 80 стр. – С. 29-32. 

15.Гуцу Е.Г. Совершенствование профессиональной компетенции преподавателя вуза в рамках внутрикафедрального научно-методического семинара // Особенности профессиональной деятельности и подготовки учителя в контексте ведущих идей «ФГОС общего образования» и «ФГОС ВПО»: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 24-25 декабря 2012 г. В 2 томах. Т. 2 – Н. Новгород, 2013.

16. Гуцу Е.Г., Тарасова Е. Семья как фактор возникновения депривации // Особенности профессиональной деятельности и подготовки учителя в контексте ведущих идей «ФГОС общего образования» и «ФГОС ВПО»: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 24-25 декабря 2012 г. В 2 томах. Т. 1 – Н. Новгород, 2013. С. 89-91.     

17. Гуцу Е.Г. Деятельность многопредметной кафедры в условиях реализации ФГОС ВПО // Инновации в профессиональном образовании в контексте реализации ФГОС: региональный опыт: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25 апреля 2013г., г. Омск). – Омск, 2013. – 228 с. – С. 176-178. 

18. Гуцу Е.Г. Проблема целеполагания в деятельности преподавателя педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (0,5п.л.)

19. Гуцу Е.Г. Интегративная деятельность многопредметной выпускающей кафедры вуза как условие развития профессиональной компетенции студентов // Вестник Мининского университета. 2014. № 3(0,5п.л.)

20. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Иванова И. Современные методы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки специалистов сферы образования // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (0,5п.л./0,2п.л.)

21. Гуцу Е.Г., Воробьева Н.А., Кочетова Е.В. Организация педагогической практики студентов в условиях сетевого партнерства «Школа - вуз» //Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 ноября 2014 г., г.Уфа). – Уфа, 2014. – 150 с. – С. 33-34.

22. Гуцу Е.Г. Профессиональная рефлексия преподавателя вуза в условиях перехода на компетентностную модель профессионального образования / Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова, М.Д. Няголова // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 15.

22. Иванова И.В. Саморазвитие педагога в контексте реализации компетентностного подхода в образовании / И.В. Иванова, Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-5 (51). С. 100-108.

23. Гуцу Е.Г., Комарова А. Проект «клинические базы практик» как условие ранней профессионализации студентов педагогического вуза // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 313-315.

Учебные и учебно-методические пособия

1. Гуцу Е.Г.  Возрастная психология: программа курса и методические рекомендации для студентов // Методическое  пособие для студентов/ НГПУ. – Н.Новгород, 2001. – 48 с. (3 п.л.)

2. Курсовые работы по психологии // Методические рекомендации для студентов /Е.Г. Гуцу, Е.В. Минаева. В 2 ч. Часть 1. – Н.Новгород: НГПУ, 2003. – 36с. (2,2 п.л./1,1 п.л.) (авт. вклад – 50%)

3. Психолого-педагогическая практика студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Социальная психология» / Е.Г. Гуцу, Н.Н. Деменева, Т.Я.Железнова, С.А.Зайцева, Е.В. Минаева // Методические рекомендации для студентов. – Н.Новгород: НГПУ, 2003. – 20 с. (1,2 п.л./0,24 п.л.) (авт. вклад – 20%)

4. Гуцу Е.Г. Педагогическая психология: Программа курса и методические рекомендации для студентов – Н.Новгород, 2006. – 18 с. (1.1 п.л.)

5. Курсовые работы по психологии // Методические рекомендации для студентов/ Е.Г. Гуцу, Е.В. Минаева. В 2 ч.  Часть 2. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. – 48 с. (3 п.л./1,5 п.л.) (авт. вклад – 50%)

6. Гуцу Е.Г. Педагогическая психология: тестовые задания по курсу – Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 36 с. (2,25 п.л.)

7. Гуцу Е.Г. Диагностика и самодиагностика профессиональной компетенции преподавателя высшей школы: Методическое пособие для преподавателей вузов. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – 40 с. (3,5 п.л., число знаков 68840)

8. Гуцу Е.Г. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный институт (г. Москва), 2012. – 82 с. (5,5 п.л.)

9. Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н. Методические рекомендации по педагогической практике по специальности "Педагогика и методика начального образования". – Н.Новгород, НГПУ им. К. Минина, 2013. – 28с. (1,7 п.л.)

10.Гуцу Е.Г., Минаева Е.В. Методические рекомендации по написанию  курсовых работ по психологии / Е.Г. Гуцу, Е.В. Минаева. - Н.Новгород: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет  им. К.Минина», 2014. – 166с.  (10 п.л./5 п.л.) (авт.вклад – 50%)

11. Методические рекомендации по педагогической практике студентов 4 курса  по  профилю подготовки «Психология и педагогика начального образования» / сост. Н.В. Белинова, Е.Г. Гуцу, Н.Н. Деменева. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – 27 с.

Курсы и дисциплины (только те, которые преподаются в Мининском университете в настоящее время): «Психология развития», «Психология детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов», «Исследовательская деятельность педагога», «Организация подготовки ребенка к обучению в школе», «Моделирование образовательного пространства в начальной школе»
Контактный телефон: +7 920 250-33-67
E-mail: elenagytcy@mail.ru
Адрес работы (основное присутственное место в университете): 2 корпус