Донин Александр Николаевич

Факультет Дизайна, изящных искусств и медиа-технологий
Кафедра «Средового и графического дизайна»
Профессор
Основное место работы и должность (для внешних совместителей): Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, профессор
Ученая степень: Доктор искусствоведения
Ученое звание: Профессор
Диссертации: специальность, название: 17.00.04 - Искусствоведение «Пейзаж в графике немецкого Возрождения»; 17.00.04 - Искусствоведение «Пейзаж в немецком искусстве XIV – XVI веков»
Год начала работы в Мининском университете: 2013
Общий стаж работы (лет): 52
Стаж работы по специальности (лет): 32
Базовое образование: вуз, специальность, дата окончания: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, «Архитектура», 1986 г.
Научные интересы (не больше семи): Немецкое искусство эпохи Возрождения; Проблемы хронотопа в изобразительном искусстве; Проблемы комического в изобразительном искусстве
Публикации за последние 10 лет:

1. О хронотопе ренессансного пейзажа // Языки науки – языки искусства. XI международная конференция серии «Нелинейный мир». Сборник тезисов. – Пущино, 2006. – С. 41-45. 

2. Натурфилософия Парацельса и пейзаж «дунайского стиля» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Вып. 1(5). – 2006. – С. 458 – 468.

3. На пути к Возрождению: немецкий пейзаж первой трети XV века // Мост (язык и культура), 2006. № 17. – С. 38 – 43.

4. Ранний немецкий пейзаж и поэзия Конрада Цельтиса // Русско–зарубежные литературные связи: Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, 2006. – С. 211 – 222.                                                               

5. Пейзаж «мягкого стиля» в Германии // Концепция нелинейного развития в истории общества и культуры. Сборник материалов научной конференции / Под ред. В. М. Строгецкого. – Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2006. – С. 265 – 269. 

6. Гений и талант в искусстве // Креативность как составляющая профессиональной компетентности студентов: Материалы II Межвузовской научно–практической конференции. – Н. Новгород, ВГИПУ. – 2006. – С. 4 – 6.

7. «Дунайский стиль»: изобразительность и декоративность // Нижегородская  школа дизайна: Межвузовский сборник научных трудов. – Н.  Новгород: ННГАСУ, 2007. – С. 10 – 15. 

8. Пейзаж Дунайской школы в контексте философской дискуссии Филиппа Меланхтона и Себастьяна Франка // Антропологический потенциал культурогенеза: Материалы межрегиональной научно–практической конференции.  –  Н. Новгород:  Нижегородский  госуниверситет,  2007. – С.  89 – 92.

9. Пейзаж Дунайской школы: «фантастический реализм» и Devotio moderna // Вестник МГУКИ. № 4 (20), 2007. – С. 251 – 255.

10. Тема женской власти и проблема комического в искусстве Ренессанса // Проблемы утраты и возрождения традиционной и классической культуры на фоне развития цивилизации. Вклад Н. А. Добролюбова и современников в видение этой темы. Сборник материалов научной конференции. – Н. Новгород: Гладкова А. В., 2007. – С. 168 – 173.

11. Проблема времени в произведениях Конрада Витца // Проблема  восприятия художественного произведения: Санкт–Петербургский гос. институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Научные труды. Вып. 5. – СПб., 2007.  – С. 80 – 85.

12. Витальность и одушевление природы // Искусствознание. – № 1 / 08. – М., 2008. – С. 38 – 67

13. Рисунок Вольфа Губера в собрании Гёте // Русско–зарубежные литературные связи: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. –  Н. Новгород: НГПУ, 2008. – С. 51 – 56. 

14. Искусство Древней Греции: Учебное пособие. – Н. Новгород: НГЛУ, 2008.  – 120 с.

15. Монастырь Мельк: тысяча лет культуры //Традиции и инновации в отечественной и мировой культуре и истории в эпоху глобализации. Вклад Н. А. Добролюбова и его современников в подходы к проблеме: сборник материалов научной конференции «Добролюбовские чтения». – Н. Новгород: Гладкова О. В., 2009. – С. 227 – 232.

16. Искусство сорока тысячелетий: Учеб. пособие. Ч. I: Первобытное общество. Древнейшие цивилизации. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. – 2000 с. 

17. Искусство сорока тысячелетий: Учебное пособие. Часть II: Древняя Греция. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. – 186 с.

18. Искусство сорока тысячелетий: Учебное пособие. Часть III: Древний Рим. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. – 134 с.

19. Живопись Дунайской школы в картинной галерее Венской Академии изобразительных искусств // Научные труды Санкт–Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. 9. Проблемы развития зарубежного искусства. Академии и академики. – СПб., 2009. – С. 3 – 12.

20. Искусство Древнего Рима: Учебное пособие. – Н. Новгород: НГЛУ, 2009. – 114 с

21. Проблема времени в пейзажах Альбрехта Альтдорфера // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2009. – М.: Издательство МГУ, 2009. – С. 388 – 409

22. Дунайская школа как историко–культурный феномен // Альманах по истории Средних веков и раннего Нового времени: Сборник научных трудов. Выпуск 1 / Под ред. А. Н. Маслова. – Н. Новгород: ННГУ, 2009. – С. 104 – 111

23. Идеал женской красоты в искусстве немецкого Возрождения // Синтез культурных традиций в художественном произведении: Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – С. 19 – 24.

24. Алтарь Венского Шоттенштифта: сакральное и земное // Личность  и общество: Сборник докладов на Всероссийской научной конференции «Добролюбовские чтения». – Н. Новгород: Изд. Гладкова, 2010. – С. 241 – 245.

25. Сергей Квач в зеркале своего творчества // Сергей Квач: Графика, живопись, архитектура, дизайн: Альбом. – Н. Новгород: Литера, 2010. – С. 3 – 8.

26. К вопросу о происхождении фантастического пейзажа в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» // Русско–зарубежные литературные связи: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск IV / Под ред. Н. М. Ильченко. – Н. Новгород: НГПУ, 2010. – С. 50 – 57.

27. Временной компонент хронотопа в произведениях немецкой живописи при переходе от Средних веков к Возрождению // Приволжский научный журнал. 2010, № 2. – С. 187–192. 

28. Пространственно–временные характеристики «универсального» пейзажа // Научные труды Санкт–Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вып. 14. Проблемы развития зарубежного искусства. – СПб., 2010. – С. 33–47.

29. «Поклонение Троице» Альбрехта Дюрера: гармония мира // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. – Н. Новгород: ДЕКОМ. – 2011. – С. 115 – 123.

30. Пьер Вэс об искусстве Дунайской школы // Проблемы развития зарубежного искусства. Франция: Материалы научной конференции,  посвященной памяти М. В. Доброклонского (20 – 22 апреля 2010г.). – СПб.: СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, 2011. – С. 69 – 79.

31. ARS. Исследования нижегородских искусствоведов. Сборник научных статей. Выпуск 1 / Отв. ред. А. Н. Донин. – Н. Новгород, Издательство Нижегородского госуниверситета,  2012. – 108 с.                                        

32. О проявлениях смеховой культуры в иллюстрациях к «Сокровищнице истинных богатств» Стефана Фридолина // ARS. Исследования нижегородских искусствоведов. Сборник научных статей. Выпуск 1. – Н. Новгород, Издательство Нижегородского госуниверситета,  2012. – С. 18 – 27. 

33. Горьковский художественный музей и Н. И. Шарун // ARS. Исследования нижегородских искусствоведов. Сборник научных статей. Выпуск 1. – Н. Новгород, Издательство Нижегородского госуниверситета,  2012. – С. 95 – 99 

34. Подвиг Марка Курция в немецком искусстве эпохи Возрождения // Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи: кросс–культурные коммуникации в историческом пространстве и времени. XIII чтения памяти профессора Н. П. Соколова: Материалы научной конференции (Н. Новгород, 25 – 27 сент. 2012 г.) / Под ред. А. В. Махлаюка. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2012. – С. 138 – 139.

35. Комическое в искусстве Дунайской школы // Научные труды Санкт–Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Выпуск 21. Проблемы развития зарубежного искусства. – СПб.: СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, 2012. – С. 54 – 60.  

36. Формы комического в миниатюрах Большой Гейдельбергской рукописи // Русско–зарубежные литературные связи. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, НГПУ им. К. Минина. Изд–ль Гладкова. – 2012. – С. 41 – 53.

37. Дохристианские мотивы в искусстве Дунайской школы // Историческая память в культуре эпохи Возрождения / отв. ред. Л. М. Брагина; Науч. совет РАН «История мировой культуры». – М.:  Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – С. 174 – 183.

38. Проблема комического в немецком искусстве XV века // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. 4 (XXXV). Материалы научной конференции 2011. – М.: Издательство Московского университета, 2012. – С. 319 – 337.

39. . Пол Барольский о комическом в искусстве итальянского Ренессанса // Проблемы развития зарубежного искусства. Италия, Испания: Материалы научной конференции, посвященной памяти М. В. Доброклонского (апрель 2011 г.). – СПб.: СПбГАИЖСА, 2012. – С. 43 – 50.

40. Подвиг Марка Курция в немецком искусстве эпохи Возрождения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 6. Часть 3. – 2012. – С. 256 – 262.

41. Зарубежное искусство: проблемы и решения: Материалы Всероссийской научной конференции (Нижний Новгород, май 2013 г.) / Под ред. А. Н. Донина. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 30 с.

42. Дунайская школа: к вопросу о творческих взаимосвязях // Зарубежное искусство: проблемы и решения: Материалы Всероссийской научной конференции (Нижний Новгород, май 2013 г.) / Под ред. А. Н. Донина. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – С. 14 – 15

43. Интерьерная живопись Западной Европы в собрании Нижегородского государственного художественного музея // Зарубежное искусство: проблемы и решения: Материалы Всероссийской научной конференции (Нижний Новгород, май 2013 г.) / Под ред. А. Н. Донина. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – С. 26 – 27. [Соавтор О. Н. Чижус]. 

44. Ренессансная смеховая культура и немецкая первопечатная книга // Проблемы развития зарубежного искусства: От Средних веков к Новому времени: Памяти Цецилии Генриховны Нессельштраус (1919 – 2010): Научное издание. – СПб.: СПбГАИЖСА, 2013. – С. 113 – 120.

45. ARS. Исследования нижегородских искусствоведов. Сборник научных статей. Выпуск 2 / Отв. ред. А. Н. Донин. – Н. Новгород, Издательство Нижегородского госуниверситета,  2014. – 182 с., илл..                                        

46. Михаэль Пахер как предшественник Дунайской школы // ARS. Исследования нижегородских искусствоведов. Сборник научных статей. Выпуск 2. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета,  2014. – С. 40 – 56.

47. Вячеслав Аркадьевич Филиппов // ARS. Исследования нижегородских искусствоведов. Сборник научных статей. Выпуск 2. – Н. Новгород, Издательство Нижегородского госуниверситета: 2014. – С. 165 – 173. 

48. Ранняя историческая живопись в Германии: коллекция баварского герцога Вильгельма IV // Проблемы развития зарубежного искусства. Германия – Россия: Материалы научной конференции, посвященной памяти М. В. Доброклонского (24 – 26 апреля 2012 г.). Часть I.– СПБ.: СПбГАИЖСА, 2013. – С. 65 – 73. 

49. Алтарь Николая Верденского в Клостернойбурге: многообразие эмоционально–выразительного  спектра // Проблемы развития зарубежного искусства. Англия, Нидерланды: Материалы научной конференции памяти М. В. Доброклонского (СПб., апрель 2013). – СПб.: СПбГАИЖСА, 2014. 

50. Музыка и музыканты в творчестве Урса Графа // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. № 2 (32), 2014. – С. 49 – 53. 

51. А. И. Герцен, натурфилософия и искусство Дунайской школы // Русско – зарубежные литературные связи: Межвузовский сборник научных трудов.  Вып. VI / Под ред. Н. М. Ильченко. – Н. Новгород: Мининский университет, 2014. – С. 49 – 55. 

52. Антиклерикальная тема в искусстве немецкого Возрождения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 2, 2015. – С. 23 – 31.

53. К вопросу об изучении общих тем в рамках различных дисциплин (на примере концепта «одиночество») // Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ: сб. трудов Всероссийской научно–практической конференции. – Н. Новгород: Изд–во Нижегородской консерватории, 2015. – С. 435 – 441.

54. Тема музицирования в немецком искусстве XV века и ренессансная идея varietá // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. № 3 [37], 2015. – С. 58 – 62.

Курсы и дисциплины (только те, которые преподаются в Мининском университете в настоящее время): История искусств
Контактный телефон: +7 831 246-23-97 #136
E-mail: kaf.sigd@yandex.ru
Адрес работы (основное присутственное место в университете): ул. Луначарского, 23 (корпус № 6), каб. 38
Присутственные часы на кафедре: Пятница, 13:10 – 14:00