Чиркова Тамара Ивановна

Факультет психологии и педагогики
Кафедра «Социальная и организационная психология»
Профессор
Ученая степень: Доктор психологических наук
Ученое звание: Профессор
Диссертации: специальность, название: Теоретические основы дошкольной психологической службы. Дисс. д-ра психол. наук. – М.: ИП АПН. 1999.
Год начала работы в Мининском университете: 1966
Общий стаж работы (лет): 54
Стаж работы по специальности (лет): 54
Базовое образование: вуз, специальность, дата окончания: Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького, преподаватель педагогики и психологии в педучилище и методика дошкольного образования; 1962 г.
Дополнительное образование: тип программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и прочее), название программы, вуз или организация, год окончания обучения:

Аспирантура ГГПИ им. М Горького, кафедра психологии (1962-1966) Профессиональная переподготовка ИП АПН СССР (с 01.02. по 31.05.1971); МГУ (с 15.09. по 31.12. 1977); МГУ (с 01.02. по 30. 06. 82 1882);  1998, 2001.

Повышение квалификации:  РИПКРО 1991; 1998; МГУ (2003, 2004)

Венгрия, Будапешт, Методологический центр воспитания ребенка им. Э. Пиклер – 1982; 1986; Германия, Дюссельдорф, Вальдорфская педагогическая система 1998.

Научные интересы (не больше семи): Возрастная и педагогическая психология; Дифференциальная психология личности; Психологическая служба в системе образования; Психология высшей школы; Методологические основы психологии; Психология развития и психология разрушения.
Публикации за последние 10 лет:

1. Чиркова, Т.И. Методологические основы творческого формата подготовки студентов в вузе // Вестник Волжского государственного инженерно – педагогического университета. 2009. - №6. – С.169-184. (список изд. ВАК)

2. Чиркова Т.И. Учаев Е.Г. Неопределенность социального положения  как неблагоприятный фактор развития детей и подростков, лишенных родительского попечительства //// Нижегородское образование. 2011. − №3.  С.51-58. (0,6. п.л.). (список изд. ВАК)

3. Чиркова, Т.И. Методологические принципы профессиональной деятельности практического психолога  // Вестник Ярославского государственного университета. – 2011.− №3.− С.208-213.(0,3 п.л.) (список изд. ВАК)

4. Чиркова, Т.И. Фактор неопределенности в высшем образовании: контуры проблемы / Т.И.Чиркова, Е.Н.Кочнева // Известия РАО. – 2011.− №2.  С.114-125. (0,7 п.л.) (список изд. ВАК)

5. Чиркова, Т.И.  Целеполагание высшего профессионального образования: проблемное поле психологических исследований // Нижегородское образование. 2011. − №3. С.130-138. (0,6. п.л.). (список изд. ВАК)

6. Чиркова Т.И., Кочнева Е.М., Харитонова, Т.Г. Системный подход в методологии психологической практики // Приволжский научный журнал. – 2011г. - №4. С.135-141. (список изд. ВАК)

7. Чиркова Т.И., Харитонова, Т.Г. Профилактическая деятельность психолога: теоретические и практические проблемы // Известия РАО. – 2011. − №4. - С. 50-60 . (список изд. ВАК)

8. Чиркова Т.И. Целеполагание высшего профессионального образования: проблемное поле психологических исследований. // Нижегородское образование. №3. 2011. С.130-137. (список изд. ВАК)

9. Чиркова Т.И. Психология разрушения: контуры методологического анализа / // М.: Известия РАО, 2012. № 3. С. 99-106.  (список изд. ВАК)

10. Чиркова Т.И. Уруджева И.Ш. Методологические основы изучения особенностей межэтнической толерантности старшеклассников.  // Нижегородское образование. №3. 2013. С.130-137. (список изд. ВАК)

11. Чиркова Т.И.  Этюды методологического анализа факторов психологии разрушения //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2014. 4 (6)  78 —88. Г. Томск. ТГПУ. (список изд. ВАК)

12. Чиркова Т.И. Подготовка бакалавров-психологов: неопределенность целеполагания, риски и возможности их преодоления [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Chirkova.phtml (дата обращения: 07.09.15) (список изд. ВАК)

Монографии, учебные пособия

1. Чиркова Т.И. Практикум по курсу «Методологические основы психологии». Учебное пособие для студентов психологических факультетов. – Н.Новгород, ВГИПУ, 2009. – 341 с. (21,4. п.л.) 

2. Чиркова Т.И. Этюды методологического анализа проблем и возможностей современного высшего образования в личностном развитии студентов. /Коллективная монография «Проблемы развития личности в современных условиях: возрастной и профессиональный аспект. – Н. Новгород: НГПУ, ННГУ им. Лобачевского, 2010 С.249-281. (2.п.л.)

3. Чиркова Т.И., Елисеева Е.Ю. Деловая игра как зачетная форма в процессе профессиональной подготовки психологов. Учебно-методическое пособие к курсу «Социальная психология управления». – Н. Новгород, НГПУ, 2010. – 103 с. ( 6, 4. п.л.) (ББК 88, Ч.64. УДК 159.9. (075), 500 эк.

4. Чиркова, Т.И. Развитие профессиональной компетентности студентов в период профессиональной подготовки (на примере специальности «Психология»). Монография. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. -172 с. ISBN 978-5-87941-734-0 11,1 п.л., 500 экз.

5. Чиркова, Т.И. Методологические основы психологии: Учебное пособие / Т.И. Чиркова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М. 2013. — 448 с. (Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности ГОС ВПО 030301 «Психология»)  ISBN 978-5-9558-0271-8. 26 п.л., 1000 экз.

6. Чиркова Т. И. Психология разрушения: Монография. – М.: Вузовский учебник ИНФРА-М, 2015. – 192 с. ISBN 978-5—01010132-3 (ИНФРА М, print)

ISBN 978-5—101889-7 (ИНФРА М, online)

Международные конференции

1. Чиркова Т.И. Методологический анализ психологии развития и психологии разрушения // Международная научно-практическая дистанционная конференция, посвященной теме "Наука и образование". 27-28 июня 2012 г. Wiesbaden, Germany. 

2. Чиркова Т.И. Психологические проблемы современного высшего образования // II Международная научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». 26–28 декабря 2012 г. Латвия, Рига. АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт.

3. Чиркова Т.И. Методологический анализ факторов разрушения национального самосознания и межэтнических отношений молодежи // Этнопедагогическая направленность современного образования: содержательные и технологические основы: сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Федоровой, И. Н. Андреевой. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования. 2014. – C. 223-227. (ББК, УДК, ISBN с обязательной рассылкой  экземпляров издания по  основным  библиотекам России)

4. Чиркова Т.И. Кочнева Е.М. Принципы анализа понятия и феноменологии профессиональной ответственности психолога в рамках подготовки студентов к проектированию будущей профессиональной деятельности //Сборник материалов международной научно-практической конференции «Психология трудного детства».  18 марта 2014 г. Изд-во Курганского гос. ун-та, - 2014. - С. 297- 301  (УДК 153 (06) ББК 88.5 ISBN 978-5-4217-0266-5). 

5. Чиркова Т.И., Черыгина Л.А. Особенности  мотивации достижений успеха и избегания неудач  у студентов, будущих психологов. //Сборник V Международной научно-практической конференции на основе интернет-форума 24 – 26 декабря 2014 года «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт, региональное отделение республики Марий Эл « Федерация психологов образования России, «TRANSPORT AND TELECOMMUNICATION INSTITUTE» (LATVIA, RIGA). 

6. Чиркова Т. И., Ступакова И. Н. Отрицание как феномен психологической защиты: анализ социально-генетических аспектов // European research, 2015, № 9(10) – С. 102-105.

РИНЦ

1. Чиркова, Т.И. Теория разрушения в курсе «Методологические основы психологии». // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2009». Выпуск 1. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Под редакцией  Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. – СПб.: СпбГУ, -  2009. – C. 117-121.

2. Чиркова, Т.И. Насилие как одна из форм психологии разрушения //Материалы научной конференции «Ананьевские чтения - 2009». Симпозиум: «Насилие и пренебрежение по отношению к детям: профилактика, выявление, вмешательство». - СПб.: СпбГУ – 2009. – С.

3. Чиркова, Т.И. Проблемы преподавания  дифференциальной психологии //Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию С.Л. Рубинштейна «Психология в современном мире» М.: ИПРАН, том 6, 2009. - С.404 – 411.

4. Чиркова, Т.И. Психологическая служба вуза: еще одна иллюзия, дань моде или стратегические возможности? //Материалы IV международной научно – практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве». Н. Новгород.- ВГИПУ.- 2009.- С. 12-24. 

5. Чиркова, Т.И. Мать и дитя в современной системе психологических услуг. /Сборник научных статей  «Другое детство». – М.: МГППУ, 2009.- С.156 -167.

6. Чиркова, Т.И. Методология преодоления риска личностной аберрации у детей в домах ребенка. /Другое детство. Сборник тезисов Второй Всероссийской научно – практической конференции по психологии развития. - М.: МГППУ, 2009. – С.42-44.

7. Чиркова Т.И., Елисеева Е.Ю. «Преодоление неопределенности в профессиональной подготовке психологов в рамках ФГОС ВПО. //Материалы V Всероссийская научно – практическая конференция «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы». М. 2010.  С.76-78.

8. Чиркова Т.И. Подходы к изучению атрибутивных свойств психологических реальностей // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2010». СПб.: СГУ, 2010. 

9. Чиркова Т.И., Учаев Е.В. Фактор неопределенности  социальной ситуации жизни воспитанников социально – реабилитационного центра. «Ананьевские чтения – 2010». СПб.: СГУ, 2010.

10. Чиркова Т. И., Кочнева Е. М., Мялкина С. П. Профессиональные риски в структуре профессиональной деятельности психолога: контекст вузовской подготовки // Концепт. – 2014. – № 06 (июнь). – ART 14171. – 0,5 п. л. – URL: http://e-kon-cept. ru/2014/14171. htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.

11. Чиркова Т. И., Шурыгина М. А. Особенности содержания и определенности оценивания смысложизненных и ценностных ориентаций современной молодежью. //Современные научные исследования. Выпуск 3. -  Концепт.  2015.  ART 85589. .  URL: http://e-koncept.ru/2015/85589.htm.  ISSN 2304-120X. 

12. Чиркова Т.И. Методологический анализ изучения проблем детей и подростков «группы риска» //Профилактическая и коррекционная работа с детьми риска»: опыт, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (9-10 декабря 2015 г.). Арзамасский филиал ННГУ 2016.  С. 69-79.

Курсы и дисциплины (только те, которые преподаются в Мининском университете в настоящее время): Методологические основы психологии; Методология и методы психолого-педагогического исследования; Психология состояний.
Контактный телефон: +7 910 398-35-86
E-mail: tm.ch@mail.ru
Адрес работы (основное присутственное место в университете): Кафедра социальной и организационной психологии, Ульянова 12. К.403.
Присутственные часы на кафедре: Вторник, с 10 до 14 час