Высшее образование после...

ilaltdinova_prev

Мы совершили технический переход в дистант быстро, может быть раньше, чем многие другие вузы. Кто-то из нас более, кто-то менее успешен в этом процессе, но факт, что в Мининском университете и наша инфраструктура, и весь коллектив оказались подготовлены и способны к такой резкой трансформации нашей жизни.

Без сомнения, трудности есть. Проблемное поле определено. Оно сформировалось при постановке задачи обеспечить в полной мере качество образования в условиях обучения в дистанционном формате. Но мы можем и должны говорить сегодня, даже в таких сложных условиях, о задачах осмысления методологических основ нашего базового процесса – образования.

Мининский университет, развивая электронную информационно-образовательную среду, разрабатывая электронные образовательные сервисы и симуляторы, придерживается концепции смешанного обучения, технологии “перевернутого урока” с четкой ориентацией на персонификацию профессионально-образовательного маршрута обучающихся. Однако сейчас важно думать и о том, что нас ждет, когда мы выйдем из дистанта, продолжим развивать смешанное обучение. Каждому из нас: преподавателю, студенту, сотруднику, - следует задуматься, каким вообще будет высшее образование.

Вероятно, разнообразие сервисов, которые используют преподаватели и студенты, не только расширит наш набор дистанционных инструментов под разные задачи, но и позволит определиться с предпочтениями, сформировать свой персональный “почерк”, индивидуальный стиль синхронного и асинхронного преподавания и обучения. Одновременно с этим мы приходим к пониманию, что необходимо собирать на одной платформе различные электронные сервисы для обучения.

После кризисного управления образовательной программой мы можем расширить спектр инструментов управления учебным процессом, механизмов связи руководителя программы с преподавателями и студентами. Руководители программ лучше узнают преподавателей, которые реализуют их программы, что важно для формирования общего видения концепции образовательной программы, ее специфики, понимания ресурсов.

Есть гипотеза, что мы сможем отказаться от потоковых лекций, приблизимся к персонификации образования, усилим руководство образовательными программами, проведем переоценку прямого непосредственного общения студентов с преподавателями с точки зрения идей конвенции поколений. Мы можем взглянуть по-новому на возможности групповых дискуссий, индивидуальной и групповой форм работы, профессорско-преподавательских исследовательских коллабораций.

В апреле мы откроем еще одно новое образовательное пространство во втором корпусе Мининского университета. Когда мы начинали работу над этим пространством, мы понимали, что оно должно стать драйвером для наших образовательных практик. Текущие события могут уточнить исходные установки и поднимают вопросы. Какие новые цели мы сможем поставить? Каковы будут ожидания наших студентов по отношению к работе в аудитории, взаимодействию с преподавателем? С какими технологическими и методологическими решениями мы войдем в наши традиционные и новые образовательные пространства? Какие новые нормы организации образования мы создадим вместе со студентами? Пытаться ответить на вопросы необходимо сейчас, решая задачи каждого дня. Точно можно сказать одно: реальные инновационные прорывные практики и теории в образовании во все времена создавались именно в такие нестабильные периоды развития общества.

Врио ректора Мининского университета

Елена Илалтдинова

Поделиться