Вопрос «Что будет с педагогическим образованием?» подняли на семинаре в МГПУ

Актуальные для всего педагогического сообщества вопросы были подняты на проблемном семинаре «Что будет с педагогическим образованием?», который состоялся 20 мая 2019 года в Московском городском педагогическом университете. В работе семинара приняли участие более 80 представителей университетов из 17 регионов страны. Организаторами, пригласившими к участию в дискуссии, выступили 4 ведущих педагогических университета: Московский городской педагогический университет, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Чеченский государственный педагогический университет. К активному обсуждению присоединились коллеги университетов Севастополя, Костромы, Тюмени, Томска, Вятки, Армавира, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов.

На семинаре были затронуты вопросы трансформации педагогического образования в условиях обострившихся противоречий ускоряющегося технологического развития общества, изменения сознания молодого поколения в отношении восприятия роли учителя как носителя базового знания в передаче опыта, роли учителя как нравственной величины, примера, на который необходимо равняться.

  • Каким должен быть современный учитель?
  • Как должен быть устроен процесс обучения педагога?
  • Необходимо ли академическое образование для учителя-практика или достаточно прикладных компетенций, чтобы быть проводником в мире глобального информационного поля?
  • Какой учитель нужен ребенку: учитель-исследователь, ведущий за собой, или практик, ориентированный на ребенка, его особенности, готовый быть терпеливым соучастником «выращивания птенца»?

Семинар был разделен на 2 блока:

  • Проблематизация современной отечественной и мировой ситуации в педагогике, педагогической науке и педагогическом образовании
  • Инвентаризация и обоснование возможных выходов из этой ситуации и путей дальнейшего продвижения. Поиск сил, средств, союзников (кооперация). 

Ректор Мининского университета Александр Федоров выступил с докладом на тему: «Метафизики педагогического образования в первой четверти XXI века : поиск точек зрения», в котором коснулся того, какими бывают дети, что такое конвенция поколений, какие оргрешения необходимо принять для развития педагогического образования.

«Конвенция поколений – межвекторное взаимодействие поколений в образовании, преодолевающее одностороннее влияние старшего поколения на младшее, утверждающее плодотворное влияние младшего поколения на старшее в интересах создания нового мира.  Мы считаем, что конвенция поколений, как межпоколенческая, так и внутрипоколенческая, является сейчас наиболее важной и существенной, а также флагманской задачей современного педагогического образования. Главный вопрос: кто будет реализовывать тренды, о которых мы говорим сейчас, и какие поколенческие конструкты окажутся решающими. Мы считаем, что наше будущее складывается в то, что мы называем «университетом образования». 

Ректор Мининского университета также рассказал про научно-образовательные центры: 

«Это базовый тренд федеральной образовательной политики. С нашей точки зрения, они не смогут состояться, если обязательным элементом не станет педагогическое образование, которое поможет создавать и транслировать инновации в будущее и конвенцию поколений. Необходима образовательная платформа, которая поможет «доставить» инновации туда, куда нужно, а именно во взаимодействие между поколениями». 

Александр Федоров подробно рассмотрел типы нового разделения преподавательского труда, способы взаимодействия обучающего, обучающихся и машины, а также этапа конвенции поколений. Запись с семинара доступна по ссылке

В ходе семинара участники пришли к мнению о необходимости продолжения начатого разговора о будущем педагогического образования и о том, как оно будет меняться в ближайшей перспективе.

Из материалов МГПУ

 

Поделиться