Вернется ли пятилетнее высшее образование и что ждет абитуриентов-2022

Вернется ли пятилетнее высшее образование и что ждет абитуриентов-2022
Политические события последних месяцев привели к выходу России из Болонского процесса. В будущем специалитет снова станет основной формой высшего образования. Давайте разберемся, что будет с бакалаврами и магистрами и что ждет нынешних абитуриентов в ближайшие годы?

Напомним краткую хронику последних событий: 

  1. в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу: в отечественных вузах начали готовить бакалавров и магистров, диплом которых отныне должен был взаимно признаваться в странах-участницах.

  2. в конце марта 2022 года в России начали публично говорить о том, что нашей стране нужно отказаться от Болонской модели. В Совете Федерации РФ разрабатывают новый закон, по которому основной формой подготовки востребованных кадров снова должен стать специалитет.

  3. 11 апреля 2022 года Болонская группа, поддерживая европейский санкции в отношении России, приняла решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса.

  4. 24 мая 2022 года министр науки и высшего образования Валерий Фальков охарактеризовал Болонскую систему образования как «прожитый этап».

Что такое Болонская система и чем она отличается от специалитета

До 2003 года российские вузы вели обучение исключительно по программам специалитета. Те, кто получал свое высшее образование в Советском Союзе или в России до этой даты, помнят, как это было: 

  • на первом-втором курсах давалась фундаментальная база, 

  • затем — профильные дисциплины, 

  • на старших курсах шло получение навыков, необходимых для конкретной специальности. 

После пяти лет обучения выпускник получал диплом с присвоением квалификации “специалист”. 

Если он хотел продолжить, например, научную карьеру, то дальше шел в магистратуру или аспирантуру. Получить высшее образование менее чем за пять лет можно было только в особом порядке, экстерном.

Болонская система образования предполагает получение высшего образования в два этапа: сначала в течение четырех лет студент получает степень бакалавра, затем при желании — еще два года учиться на магистра. 

Остановиться на бакалавриате могут те, кто планирует в дальнейшем работать по прикладной специальности: дизайнером, технологом, бухгалтером.

Но в российских реалиях большинство предпочитает продолжать — это связано прежде всего со специфическим отношением к бакалавриату у отечественных работодателей.

Предполагается, что свое обучение в магистратуре должны продолжать те, кто идет за узкоспециальными знаниями или планирует делать научную карьеру. Идея также и в том, что  студент имеет возможность за годы бакалавриата точнее определиться с тем, чем хочет заниматься в будущем и к моменту зачисления в магистратуру либо сузить круг интересов, либо наоборот, добавить к своим знаниям бакалавра знания из смежной области, фактически получив две профессии. 

Эта академическая свобода и мобильность в выборе места подготовки лежат в основе Болонской системы.

Для чего российские вузы перешли на уровневую систему?

Еще в 1987 году Международное бюро просвещения ЮНЕСКО объявило, что российские дипломы специалистов, получивших 5-летнее образование, не могут признаваться на уровне магистров. Причина — не был перед этим закончен бакалавриат. 

Чтобы легче войти в международное образовательное пространство и добиться признания отечественных дипломов на соответствующем уровне в Европе и США, российские власти приняли решение стать участниками Болонского процесса и внедрять бакалавриат и магистратуру в нашей стране. 

Бакалавр из одной из 49 стран-участниц программы (включая Россию) мог продолжить образование в магистратуре в другом государстве. Или, например, во время обучения съездить на пару семестров в другой университет по программам обмена и вернуться без необходимости “нагонять” родную группу.

При этом Болонская система — это не международный договор или юридический документ. Это совокупность принципов, которые учитывает каждая страна-участница при разработке внутреннего законодательства. Это следование стандартам «европейских культурных ценностей» и сохранение независимости и самостоятельности вузов.

Последние 20 лет российская система подготовки специалистов развивалась с оглядкой на эти принципы. Единство образовательной модели позволяло университетам легче сравнивать учебные планы, не требовать от студентов пересдавать уже пройденные предметы, обеспечивало взаимное признание дипломов и гибкость образовательной траектории, причем не только между разными странами, но даже внутри одного учебного учреждения. 

Но здесь есть существенная оговорка: обычно мест на бюджетное обучение в магистратуре меньше, чем выпускающихся бакалавров. 

Продолжить получать высшее образование бесплатно могут только лучшие студенты. Традиционный выход из ситуации для тех, кто не прошел на бюджет по конкурсу, но желает стать магистром — сделать перерыв и пойти работать, накопив денег на вторую ступень. Но здесь выпускники сталкиваются с тем, что работодатели ценят бакалавров меньше, чем специалистов — со своей стороны справедливо полагая, что программа четырех лет обучения менее полная, чем пятилетняя.

Что касается международного взаимодействия между вузами, то даже в пору активного участия России в Болонской системе оно было не беспроблемно. 

Как утверждает депутат Госдумы Виталий Милонов, который еще в конце марта предлагал вернуться к пятилетнему циклу обучения, вопрос с признанием отечественных дипломов об образовании все равно оставался актуальным все эти годы. Помимо формальных соответствий образовательной модели где-то играла роль рейтинга учебного заведения, где-то больше учитывался опыт работы, практика или уровень тестового задания, а кому-то и с докторской степенью приходилось переучиваться по дополнительным местным стандартам.

Плюсы пятилетнего образования

  • Пятилетнее обучение включает в себя как полный курс теоретических знаний, так и получение всех необходимых практических умений по нужной специальности.
  • Главное, вытекающее из этого преимущество: отечественные работодатели воспринимают выпускника со статусом “специалист” как более квалифицированного и подготовленного. Такие выпускники легче трудоустраиваются, зачастую принимаются на более высокооплачиваемые позиции, легче адаптируются на рабочем месте.
  • “Специалист” в России приравнен к уровню магистра в Болонской системе и может сразу после диплома продолжить учебу в аспирантуре.
  • Это более “сфокусированное” обучение, результатом которого становится специалист в достаточно узкой области. Такой подход отлично оправдал себя в медицине, военном деле, на государственной службе, в юриспруденции, в  искусстве, инженерных науках. В этих отраслях традиционно специалисты намного более востребованы, чем бакалавры. 
  • Выпускнику со статусом “специалист” сложнее поменять профессиональный вектор, если по окончании обучения он понял, что ошибся с направлением или что его отрасль сейчас не востребована. Но если необходимости подстраиваться под рынок труда нет, то в сравнении с бакалавриатом он получает более полное образование.

Что можно изменить?

Член Совета Федерации Лилия Гумерова публично заявила, что проект нового федерального закона в первую очередь коснется профессионалов, чья работа непосредственно влияет на технологическое развитие и экономику нашей страны (врачей, инженеров). Подготовка таких кадров впредь должна будет вестись только на уровне специалитета, поскольку в рамках бакалавриата нельзя получить необходимые для этих профессий уникальные навыки и компетенции. Но полный перечень таких специальностей общественность увидит скорее всего не раньше конца года.

Что же делать тем, кто выбирает программы для поступления уже летом 2022-го? 

Нужно понять два главных момента:

И бакалавриат, и магистратура в вузах сохраняются. 

Их полной отмены не планируется в течение ближайших лет по трем причинам:

  • популярность этих программ среди выпускников школ;

  • необходимость для тех, кто уже получил степень бакалавра, продолжить обучение в магистратуре из-за квалификационных требований к профессии, которую они выбрали;наиболее понятный формат образования для иностранных студентов.

Стоит обратить особое внимание на те профили, где обучение по программам специалитета доступно уже сейчас. 

В Мининском университете сохранилась программа специалитета по профилю “Банковское дело”, набор на который ведется и в этом году. Также рекомендуем обратить особое внимания на специальности, обучение в рамках бакалавриата по которым длится пять лет — это “Биология и химия”, “Правоведение и правоохранительная деятельность”, “Экономика и управление”, направления по психологии и иностранным языкам, — полный перечень есть на сайте.

Несмотря на то, что начиная с середины 2000-х после школы абитуриенты в основном выбирали бакалавриат — первый уровень высшего образования, в Мининском университете сохранялись программы специалитета по некоторым направлениям. 

По ним ведется набор на специалитет и в этом году. Изучить профили и специальности можно здесь

Что касается перемен, которые ждут отечественную систему высшего образования в ближайшем будущем — в Министерстве образования заявляют, что «последовательная перестройка» займет не один год. 

Не раньше конца 2022 года будет разработан точный список специальностей и направлений подготовки, которые смогут обучаться исключительно по программам специалитета (врачи, инженеры, синтетическая биология и т.п.). Законодательные изменения скорее всего коснутся и ограничений по выбору специальностей в магистратуре для бакалавров (есть прогнозы, что разрешено будет выбирать только смежные направления), а также системы непрерывного медицинского образования (НМО).

Перемены в системе высшего образования не должны привести к мировой научной изоляции. Многие сверхдержавы, среди которых Китай, Индия, страны Латинской Америки, США никогда не были частью Болонского процесса, что только способствовало развитию их национальных образовательных систем.

Поделиться

Другие новости по теме

Профессор Мининского университета представила новую образовательную модель «Школа педагогической инженерии»
Презентация прошла в рамках проектной сессии Министерства высшего образования и науки Российской Федерации по теме «Сетевой проект подготовки наставников по развитию»