В Мининском университете состоялась III Всероссийская студенческая конференция «Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного»

В Мининском университете состоялась III Всероссийская студенческая конференция «Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного»
Мероприятие прошло 28 апреля в режиме пяти событий в пространствах совместной работы «Точка кипения» (пленарное заседание и работа четырех секций).

Работа секций позволила объединить 152 человека, среди которых студенты разных курсов, магистранты, преподаватели вузов, заведующие кафедрами  и представители ректората и деканата факультета психологии и педагогики Мининского университета. География участников масштабная и насчитывает 14 городов нашей страны: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Глазов, Самара, Саратов, Киров, Ульяновск, Саранск, Арзамас, Мытищи, Тюмень, Нижний Тагил, Ярославль.

На открытии конференции и.о. первого проректора Елена Юрьевна Илалтдинова подчеркнула роль и место студенческой научно-поисковой инициативы в развитии не только отдельных профессиональных отраслей, но и жизни общества и государства в целом. Особо отмечен вопрос актуальности исследований в области комплексного профессионального сопровождения лиц с ОВЗ разных нозологий и повышенное внимание со стороны государства и к кадровому обеспечению данного процесса и технологическому оснащению специального и инклюзивного образования современными, эффективными средствами.

С тематическими докладами выступили:

  • Тюрина Надия Шамильевна – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой психолого-педагогических основ специального образования по научной работе Московского городского педагогического университета – осветила научный подход к специальному педагогу (учителю-дефектологу) как актору инклюзивной культуры. Доклад носил просветительский и мотивационное эффект и был направлен на стимуляцию осознания  профессионально - личностной позиции будущих педагогов и их социальной активности. Так же детально и структурированно была показана значимость медийной активности как специалистов, так и самих обучающихся с ОВЗ в процессе их развития и социализации.
  • Пучкова  Оксана Сергеевна – директор координационного центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью Московского государственного областного университета затронула вопрос комплексного сопровождения студентов на разных этапах их обучения в университете; о необходимости создания комфортной среды, способствующей личностному и профессиональному становлению студентов, их самоопределению и самообразованию. Отмечен положительный опыт включения обучающихся с ОВЗ в различные интеллектуальные, творческие и общественно - значимые активности; необходимость гибкого подхода между дополнительным образованием и развитием студентов и освоением ими основной образовательной программы.
  • Ольга Николаевна Двуреченская - директор центра развития и досуга «Джамбо», ст.преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета. Она поделилась практическим опытом создания, продвижения и развития частного центра, описала ряд «подводных камней» и объективных трудностей, с которыми могут столкнуться выпускники, погружаясь в практику прфессиональной деятельности.  На основании опросов более 150 родителей были выделены маркеры качества услуг и компетентностные позиции, внушающие доверие родителей.  
  • Так же в рамках пленарного заседания выступила руководитель Городского центра сопровождаемой занятости и дневного пребывания "Дом удивительных людей" (г. Нижний Новгород) Шмонина Екатерина Михайловна, магистрант нашего университета.  Ей была представлена тетехнология образовательных интенсивов в системе социально-трудовой абилитации молодых инвалидов с тяжелыми, множественными нарушениями развития (ТМНР).

Кроме того, участникам были представлены отечественные  технологические инновации, ориентированные на оптимизацию социализации и повышение уровня жизни лиц с ОВЗ, в частности – «Нейрочат» и «Перчатка брайля».

В четырех разноплановых секциях были освещены достаточно актуальные проблемы специальной педагогики и психологии, такие как:

  • Ранняя диагностика и коррекция отклоняющегося развития.
  • Социально-личностное развитие детей и подростков с ОВЗ.
  • Методические  системы и технологии обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
  • Психологическое сопровождение субъектов специальных и инклюзивных образовательных пространств.

Хочется отметить разнообразность тем исследований – охвачены практически все категории нарушений; актуализирован широкий репертуар тем  - от проблем буллинга и моббинга в инклюзивных пространствах, первичной профилактики нарушений речи и  различных аспектов работы с детьми с расстройствами аутистического спектра до технологий формирования читательского интереса у детей с интеллектуальными нарушениями, проблем обучения иностранным языкам слабовидящих школьников и тенденций суицидального поведения отдельных категорий лиц с ОВЗ.

Все участники конференции выразили слова благодарности и признательности за организацию и возможность участия в мероприятии, подчеркнув высокий качественный уровень докладов, информативность, полезность и «дух профессионализма и творчества».  По итогам конференции готовится к публикации сборник материалов, куда войдет более 50 статей по результатам студенческих исследовательских работ.

Особые слова благодарности организаторы и участники выражают всем службам технической поддержки за их высочайший профессионализм.

 

Поделиться