В Мининском университете пройдут лекции профессора Гродненского государственного университета им. Янки Купалы

В Мининском университете пройдут лекции профессора Гродненского государственного университета им. Янки Купалы
8 и 10 декабря 2020 г. в Мининском университете пройдут онлайн-лекции профессора Нечухрина А.Н. 

В рамках программы «Приглашенный профессор» Мининского университета 8 и 10 декабря 2020 года для студентов факультета гуманитарных наук пройдут онлайн-лекции заведующего кафедрой всеобщей и славянской истории Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (респ. Беларусь) Нечухрина Александра Николаевича. 

Мероприятие состоится при поддержке пространства коллективной работы «Точка кипения — Мининский университет Нижний Новгород» в онлайн-формате.

Ссылка на мероприятие

 

Лекция 1. Позитивистская методология истории: основные элементы.

8 декабря (15:30-17:00) 

Структура позитивистской парадигмы истории. Круг российских историков позитивистского направления 60-х г. XIX – начала XX в. Особенности социально-политических воззрений российских либеральных ученых Гносеологический оптимизм и объективизм позитивистской историографии, её соответствие нормам «классической науки». Поиск исторических законов. Органическое и факторное понимание истории. Теория прогресса. Культ «факта». Совершенствование техники исторического исследования.  

 «Основные вопросы философии истории» Н.И. Кареева – первая крупная попытка создания научной методологии истории. Связь Кареева с русской «субъективной школой» в социологии. Обоснование специфики исторического познания. Классификация наук. Предмет истории и социологии. Наличие «субъективного элемента» в социальном факте и в научной истории. Метод истории. Связь истории и современности. Объективность истории и оценка. Теория прогресса. Факторный подход к прошлому.

 

Лекция 2. Кризис историографии конца XIX – начала ХХ вв. «Критический позитивизм» в России. Р.Ю. Виппер.

8 декабря (17:00-18:30)

Формирование методологии истории в конце XIX в. – закономерный итог развития научных знаний. Методологический кризис в исторической науке в конце XIX – начале ХХ в. Смены в духовной культуре и кризис в историографии. Преобразование стиля научного мышления и установление неклассического природоведения. Махизм. Методологизация научно-исторического мышления и формирование методологических концепций. 

Формирование методологии истории «критического позитивизма» в российской историографии начала ХХ в. Основные представители методология истории Р.Ю. Виппера. Проблема специфики исторического познания в понимании Виппера. Соотношение истории и современности. Историческая наука как система «мысленных разрезов». Проблема исторического факта в интерпретации Виппера. Теория исторического процесса, критика теории прогресса.

 

Лекция 3. Историческое познание и современность.

10 декабря (15:30-17:00)

Особенности познавательных идеалов в различных группах наук. Качественное совпадение субъекта и объекта познания в истории и проблема объективности. Особенности объекта исторического изучения. Незавершенность истории как процесса и как предмета исследования. Общество – субъект-объект, социальное познание – самопознание общества. Особенности познавательной деятельности в исторической науке. Реконструктивный характер познания в истории. Эксперимент в истории. Ретроспективный характер исторического познания. Проблема коммуникабельности культур. Определение активности субъекта познания задачами практической жизни современности.  Историческая наука – продукт творческого опыта, практической мысли. Современность – системообразующий элемент в развитии исторической науки. Незавершенность исторического образа. Сложности в изучении современной истории. Познавательное значение опыта современности для углубленного понимания прошлого. Роль мировоззрения в историческом творчестве. Оценочный характер исторического суждения. Категориальный аппарат историка. Проблема модернизации и архаизации прошлого. Роль нравственных качеств исследователя в достижении исторической объективности. Значение исторического опыта для современности. Исторический опыт – составная часть общественного сознания. Исторический опыт и национальное самосознание общества. Связь и различие истории и идеологии. Значение исторических знаний для государственной политики. Политическая и научная актуальность.

 

 

Поделиться

Другие новости по теме

Эксперимент по расширению доступности СПО планируют продлить до 2029 года
На коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, прошедшей 17 октября, были представлены результаты эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования.На коллег