В 2025 году коллективом преподавателей факультета физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности была проведена научно-исследовательская работа по теме Физическое воспитание молодежи в условиях дополнительного образования в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00056-25-00.
Необходимость раскрытия и реализации многогранного личностно-развивающего потенциала школьных спортивных клубов определила актуальность исследования. В результате представлена модель личностного развития молодежи средствами физического воспитания и спорта в системе дополнительного образования для реализации в условиях общеобразовательной организации, а именно, в школьных спортивных клубах.
Методическое обеспечение, представленное в модели, позволяет привлечь к физкультурной деятельности всех школьников, независимо от их подготовленности и состояния здоровья, и заключается в разработке специализированных программ дополнительного физкультурного образования, нацеленных на спортивно-ориентированное, оздоровительно-рекреационное и адаптивно-реабилитационное направления работы школьных спортивных клубов.
В рамках НИР задействованы инновационные площадки на базе 3-х общеобразовательных организаций из разных регионов России (Нижегородская обл., Сахалинская обл., г. Калининград). Каждая школа реализовывала собственную образовательную программу дополнительного образования в условиях школьного спортивного клуба, соответствующую определенному направлению физкультурно-спортивной деятельности.
Полученные на этапе формирующего исследования результаты оценки эффективности реализации модели свидетельствует о положительном эффекте в улучшении качества воспитательной среды школ.
Преподаватели ФФКСиБЖ представили свои результаты на 5-ти Международных научно-практических конференциях в России и за рубежом, а также в учебном пособии Организационно-методическое и программное обеспечение спортивно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования в условиях общеобразовательной организации и в монографии Проектирование модели личностного развития молодежи средствами физического воспитания и спорта в системе дополнительного образования, реализуемой в условиях общеобразовательной организации.
В процессе исследования вышло 2 публикации в научных журналах, входящих в международные базы данных, 1 статья в журнале, входящем в Ядро РИНЦ, и 5 статей в научных журналах ВАК.
На площадке открытых курсов Мининского университета была разработана и проведена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации Школьный спортивный клуб как основа современной модели развития школьного спорта в объеме 48 академических часов. Удостоверение о прохождении курсов получили 30 учителей физической культуры школ из разных регионов России: Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Сахалинской и Кировской областей, Калининграда.
Создан проект технического задания по разработке мобильного приложения Спортивный профиль обучающегося с целью организации персонализированного планирования тренировочного процесса, отслеживания личностного роста, отслеживание прогресса в воспитании физических качеств, формирование основ ЗОЖ, а также как средство организации информационно-образовательного пространства.
Проведен вебинар Технологии развития личности молодежи в условиях реализации дополнительного физкультурного образования в общеобразовательной организации, в котором приняли участие 37 учителей физической культуры из разных регионов России (Нижнего Новгород, Калининград, Геленджик, Кемерово, Петропавловск-Камчатский) и 92 студента разных курсов факультета.
Полученные научные результаты исследования представляют теоретическую и практическую значимость в контексте повышения эффективности не только спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательных учреждениях, но и решения воспитательных задач по формированию личностных качеств обучающихся через освоение новых видов спорта, дифференцированного подхода к уровню физической подготовленности, соревновательной деятельности, навыков группового взаимодействия и других компонентов физической культуры личности.




