В Мининском университете обсудили создание региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности

В Мининском университете обсудили создание региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности
1 октября на базе вуза была организована тематическая площадка в рамках международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке».

1 октября на базе вуза была организована тематическая площадка в рамках международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке».

В этом году форум объединил 12 стран. В рамках секции представили и обсудили проблему создания региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности в контексте задач национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Учитель будущего», реалий и вызовов современного общества. 

Среди участников - ученые и практики системы педагогического образования и науки, педагогические работники общеобразовательных организаций, управленцы в сфере образования и науки, представители педагогической общественности, специалисты Ульяновского государственного педагогического университета им И.Н. Ульянова, специалисты центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Уральского государственного педагогического университета и Академии социального управления, ГК «Просвещение».

Сергей Злобин, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, поздравил с предстоящим профессиональным праздником - Днем учителя.

ilaltdinova2020.jpg
Сергей Злобин,
министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

«Этот год показал и укрепил особую роль учителя в образовательном процессе и поставил перед нами в рамках педагогического образования и повышения квалификации новые и очень серьезные задачи. Задачи в сфере не только цифрового образования или работы с образовательными платформами, задачи, которые бы подчеркнули роль и место учителя в новом образовательном пространстве. Мне бы хотелось, чтобы данная тема стала предметом вашего сегодняшнего обсуждения и областью нашего дальнейшего взаимодействия».


 

 

ilaltdinova2020.jpg
Елена Илалтдинова,
и.о. ректора Мининского университета

«Очень символично и значимо, что именно в стенах Мининского университета мы обсуждаем подготовку педагогических кадров к реализации важной федеральной функции – воспитательной. С 2003 года действует  исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко». В этом году открылся Научно-исследовательский центр современной педагогики. Есть научные школы, которые связаны с формированием и развитием духовно-нравственных ценностей, профессионального самоопределения школьников – все это говорит о том, что обращение к тематике воспитания для нас значимо».


Елена Илалтдинова представила доклад "Подготовка студентов к реализации воспитательной функции", а также дала рекомендации по созданию региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности.

Елена Илалтлинова затронула вопрос непрерывного педагогического образования, которое начинается с ученического опыта, участия школьников в волонтерских проектах, работе объединений. На каждом этапе: во время обучения в вузе, на этапе входа в профессию, закреплении в профессии, зрелости в профессии, выходе из нее и т.д. – нужно предусмотреть содержание и механизмы, как будут наращиваться воспитательные компетенции и как формировать индивидуальные образовательные траектории.

ilaltdinova2020.jpg
Елена Илалтдинова,
и.о. ректора Мининского университета

«Для нас, в контексте сегодняшнего обсуждения, важна одна из двух задач Национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно - нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций. Здесь нужно предусмотреть, что это ключевая цель воспитания педагогических кадров. 

Нужно предусмотреть социальное содержание и специальную подготовку педагога: формирование знаний и компетенций в сфере педагогической теории и практики, технологии воспитания и т.д.

Необходимо развитие массовых практик и поддержка альтернативных практик воспитания. Не нужно забывать про повышение статуса педагога и воспитательной функции педагога».


ilaltdinova2020.jpg
Александр Данилов,
доктор исторических наук, профессор, руководитель экспертного совета Издательства «Просвещение»»

"Воспитательная деятельность в этом году – основная, согласно заявлению министра просвещения Кравцова Сергея. Впервые в законодательстве закрепляется тезис о роли воспитания и проведения воспитательной работы". Спикер подробно остановился на сути воспитательной работы, которая предполагает развитие личности ребёнка.


ilaltdinova2020.jpg
Вера Николина,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики НГПУ им. К. Минина

Вера Николина представила доклад «Ценности и смыслы непрерывной подготовки кадров для воспитательной деятельности в регионе». Спикер отметила, что важнейшая задача подготовки будущих педагогов для воспитательной деятельности обучающихся поколение «Z» заключается в реализации идеи непрерывного самовоспитания педагога, развитии его духовности и овладение им всей полнотой гуманистических технологий воспитания. Определяющим механизмом профессионального воспитания является саморазвитие, самообразование, осуществляемого во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в открытом социокультурном пространстве.


 

ilaltdinova2020.jpg
Юрий Мануйлов, доктор педагогических наук, заведующий научно-исследовательским центром современной педагогики НГПУ им.К.Минина

Юрий Мануйлов представил доклад «Дискурс о подготовке педагога к воспитательной деятельности в системе средового подхода». Спикер отметил, что следует обучать студентов основным инструментальным подходам в воспитании, и только  в определенной последовательности: ситуативный подход – личностный – деятельностный -  средовой. 

При обучении ситуативному подходу ситуации должны проживаться, при обучении личностному подходу необходим личный пример отношения преподавателя к студенту. Обучение деятельностному подходу возможно только через организацию деятельности. Если в содержание подготовки педагогов как воспитателей включить средовой подход (а это важно), то и осуществлять подготовку педагогов необходимо будет в системе понятий и правил подхода, превращая среду как условие, фактор в средство обучения и воспитания.


 

ilaltdinova2020.jpg
Светлана Кулева, директор Лицея №87 им. Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

Светлана Кулева представила доклад «Новая Программа воспитания и проблема трансформации человека в цифровую эпоху». С принятием поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» ушла в прошлое недооцененность роли воспитания в системе образования. Открываются новые возможности воспитания в связи с: 

  • реализацией модели открытого образования и формированием компетенций XXI века, 
  • цифровизацией образования как ресурсом воспитания
  • реализацией примерной  программы воспитания
  • обновлением системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Наиболее актуальным представляется решение проблем воспитания в контексте цифровой трансформации  личности.

  • Ольга Мальянова, победитель Всероссийского конкурса  «Воспитать человека - 2018», заместитель директора МБОУ "Школа №7" г. Богородск  Нижегородской области представила доклад  «Лучше Школы может быть только ШКОЛА!» Из положительного опыта работы школы №7, проблемах и перспективах воспитания учеников и учителей».
  • Ирина Ларионова, доктор педагогических наук, профессор, директор Регионального ресурсного центра социально-педагогической направленности Уральского педагогическогоуниверситета представила доклад «Ассоциация классных руководителей как ресурс повышения качества воспитательной работы в образовательной организации».
  • Сергей Лебедев, финалист и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России 2018», учитель физкультуры (школа №156, г. Нижний Новгород) представил доклад «Технология формирования успешного человека через детско-молодежное формирование ОО в рамках реализации воспитательной системы «Рождение гражданина».

Участники актуализировали проблемы подготовки педагогов и разработали рекомендации и предложения к созданию условий для реализации региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности.

Поделиться

Другие новости по теме

Эксперимент по расширению доступности СПО планируют продлить до 2029 года
На коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, прошедшей 17 октября, были представлены результаты эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования.На коллег