В Мининском университете обсудили создание региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности

В Мининском университете обсудили создание региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности
1 октября на базе вуза была организована тематическая площадка в рамках международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке».

1 октября на базе вуза была организована тематическая площадка в рамках международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке».

В этом году форум объединил 12 стран. В рамках секции представили и обсудили проблему создания региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности в контексте задач национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Учитель будущего», реалий и вызовов современного общества. 

Среди участников - ученые и практики системы педагогического образования и науки, педагогические работники общеобразовательных организаций, управленцы в сфере образования и науки, представители педагогической общественности, специалисты Ульяновского государственного педагогического университета им И.Н. Ульянова, специалисты центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Уральского государственного педагогического университета и Академии социального управления, ГК «Просвещение».

Сергей Злобин, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, поздравил с предстоящим профессиональным праздником - Днем учителя.

ilaltdinova2020.jpg
Сергей Злобин,
министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

«Этот год показал и укрепил особую роль учителя в образовательном процессе и поставил перед нами в рамках педагогического образования и повышения квалификации новые и очень серьезные задачи. Задачи в сфере не только цифрового образования или работы с образовательными платформами, задачи, которые бы подчеркнули роль и место учителя в новом образовательном пространстве. Мне бы хотелось, чтобы данная тема стала предметом вашего сегодняшнего обсуждения и областью нашего дальнейшего взаимодействия».


 

 

ilaltdinova2020.jpg
Елена Илалтдинова,
и.о. ректора Мининского университета

«Очень символично и значимо, что именно в стенах Мининского университета мы обсуждаем подготовку педагогических кадров к реализации важной федеральной функции – воспитательной. С 2003 года действует  исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко». В этом году открылся Научно-исследовательский центр современной педагогики. Есть научные школы, которые связаны с формированием и развитием духовно-нравственных ценностей, профессионального самоопределения школьников – все это говорит о том, что обращение к тематике воспитания для нас значимо».


Елена Илалтдинова представила доклад "Подготовка студентов к реализации воспитательной функции", а также дала рекомендации по созданию региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности.

Елена Илалтлинова затронула вопрос непрерывного педагогического образования, которое начинается с ученического опыта, участия школьников в волонтерских проектах, работе объединений. На каждом этапе: во время обучения в вузе, на этапе входа в профессию, закреплении в профессии, зрелости в профессии, выходе из нее и т.д. – нужно предусмотреть содержание и механизмы, как будут наращиваться воспитательные компетенции и как формировать индивидуальные образовательные траектории.

ilaltdinova2020.jpg
Елена Илалтдинова,
и.о. ректора Мининского университета

«Для нас, в контексте сегодняшнего обсуждения, важна одна из двух задач Национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно - нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций. Здесь нужно предусмотреть, что это ключевая цель воспитания педагогических кадров. 

Нужно предусмотреть социальное содержание и специальную подготовку педагога: формирование знаний и компетенций в сфере педагогической теории и практики, технологии воспитания и т.д.

Необходимо развитие массовых практик и поддержка альтернативных практик воспитания. Не нужно забывать про повышение статуса педагога и воспитательной функции педагога».


ilaltdinova2020.jpg
Александр Данилов,
доктор исторических наук, профессор, руководитель экспертного совета Издательства «Просвещение»»

"Воспитательная деятельность в этом году – основная, согласно заявлению министра просвещения Кравцова Сергея. Впервые в законодательстве закрепляется тезис о роли воспитания и проведения воспитательной работы". Спикер подробно остановился на сути воспитательной работы, которая предполагает развитие личности ребёнка.


ilaltdinova2020.jpg
Вера Николина,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики НГПУ им. К. Минина

Вера Николина представила доклад «Ценности и смыслы непрерывной подготовки кадров для воспитательной деятельности в регионе». Спикер отметила, что важнейшая задача подготовки будущих педагогов для воспитательной деятельности обучающихся поколение «Z» заключается в реализации идеи непрерывного самовоспитания педагога, развитии его духовности и овладение им всей полнотой гуманистических технологий воспитания. Определяющим механизмом профессионального воспитания является саморазвитие, самообразование, осуществляемого во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в открытом социокультурном пространстве.


 

ilaltdinova2020.jpg
Юрий Мануйлов, доктор педагогических наук, заведующий научно-исследовательским центром современной педагогики НГПУ им.К.Минина

Юрий Мануйлов представил доклад «Дискурс о подготовке педагога к воспитательной деятельности в системе средового подхода». Спикер отметил, что следует обучать студентов основным инструментальным подходам в воспитании, и только  в определенной последовательности: ситуативный подход – личностный – деятельностный -  средовой. 

При обучении ситуативному подходу ситуации должны проживаться, при обучении личностному подходу необходим личный пример отношения преподавателя к студенту. Обучение деятельностному подходу возможно только через организацию деятельности. Если в содержание подготовки педагогов как воспитателей включить средовой подход (а это важно), то и осуществлять подготовку педагогов необходимо будет в системе понятий и правил подхода, превращая среду как условие, фактор в средство обучения и воспитания.


 

ilaltdinova2020.jpg
Светлана Кулева, директор Лицея №87 им. Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

Светлана Кулева представила доклад «Новая Программа воспитания и проблема трансформации человека в цифровую эпоху». С принятием поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» ушла в прошлое недооцененность роли воспитания в системе образования. Открываются новые возможности воспитания в связи с: 

  • реализацией модели открытого образования и формированием компетенций XXI века, 
  • цифровизацией образования как ресурсом воспитания
  • реализацией примерной  программы воспитания
  • обновлением системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Наиболее актуальным представляется решение проблем воспитания в контексте цифровой трансформации  личности.

  • Ольга Мальянова, победитель Всероссийского конкурса  «Воспитать человека - 2018», заместитель директора МБОУ "Школа №7" г. Богородск  Нижегородской области представила доклад  «Лучше Школы может быть только ШКОЛА!» Из положительного опыта работы школы №7, проблемах и перспективах воспитания учеников и учителей».
  • Ирина Ларионова, доктор педагогических наук, профессор, директор Регионального ресурсного центра социально-педагогической направленности Уральского педагогическогоуниверситета представила доклад «Ассоциация классных руководителей как ресурс повышения качества воспитательной работы в образовательной организации».
  • Сергей Лебедев, финалист и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России 2018», учитель физкультуры (школа №156, г. Нижний Новгород) представил доклад «Технология формирования успешного человека через детско-молодежное формирование ОО в рамках реализации воспитательной системы «Рождение гражданина».

Участники актуализировали проблемы подготовки педагогов и разработали рекомендации и предложения к созданию условий для реализации региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров для воспитательной деятельности.

Поделиться